Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
ЗЯБКИНА О.А. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ МИТРОФАНОВСКОЙ СОШ
Тема: Водород.
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : водород: физические и химические свойства,
получение и применение.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь :
составлять уравнения реакций с участием водорода;
характеризовать связь между составом, строением и свойствами водорода.
Ц е л ь : на примере водорода показать окислительновосстановительную
двойственность неметаллов, сформировать знания о способах получения
водорода, его применении.
О б о р у д о в а н и е : аппарат Киппа, Zn, раствор HCl, спички, спиртовка,
лучинка, консервная банка с дыркой в дне.
Х о д у р о к а
I. Объяснение нового материала.
1. Водород как элемент.
? Определите строение атома водорода по положению в Периодической
системе.
У водорода
– протия – существуют тяжелые изотопы:
– дейтерий и
– тритий.
Водород занимает две клетки в Периодической системе. Почему? Он имеет
сходство как со щелочными металлами (1 электрон на внешнем уровне, степень
окисления +1 в большинстве соединений), так и с галогенами: это газ, имеющий
двухатомную молекулу, до завершения внешнего энергетического уровня не
хватает
образует ионные соединения с металлами – гидриды
2. Простое вещество Н2 – газ без цвета, вкуса и запаха, легче воздуха, плохо
растворим в воде, растворим в металлах:
3. Получение Н2.
В промышленности Н2 получают:
из углеводородов:взаимодействием угля с водой:
метана с водой:
электролизом воды:
В лаборатории обычно используют взаимодействие цинка с кислотой:
4. Химические свойства.
Водород – хороший восстановитель. В смеси с фтором, хлором, кислородом
взрывоопасен.
Учитель демонстрирует работу аппарата Киппа, собирает Н2 в
консервную банку, перевернутую вверх дном.
Отверстие в дне банки должно быть закрыто спичкой. После того как
банку с водородом поставили на стол (на керамическую подставку), спичка
убирается, подносится горящая лучинка. Водород взрывается, банка
подскакивает.
Водород восстанавливает неметаллы.
Допишите уравнения реакций:
Водород может восстанавливать металлы из их оксидов:
По отношению к активным металлам водород может выступать окислителем:
5. Применение.
Раньше водородом заполняли дирижабли, метеорологические зонды. Сейчас
водород используют как восстановитель в металлургии и органическом синтезе,
для получения аммиака, в качестве экологически чистого топлива.
Домашнее задание: § 17, упр. 1, 2, 4.