Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
- познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
- совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие качества личности ребёнка;
- воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Оборудование: памятки для работы в группах, фонограмма песни «Если добрый ты», разрезные карточки с пословицами, карточки с вопросами по содержанию произведения, карточки с заданиями творческого характера: кроссворды, магические квадраты; презентация по содержанию урока, мультимедийное оборудование.
Тема: В.Осеева «Волшебное слово»
Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к
окружающей действительности.
Задачи:
познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по
прочитанному произведению:
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
развивать творческие качества личности ребёнка;
воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Оборудование: памятки для работы в группах, фонограмма песни «Если добрый ты», разрезные
карточки с пословицами, карточки с вопросами по содержанию произведения, карточки с заданиями
творческого характера: кроссворды, магические квадраты; презентация по содержанию урока,
мультимедийное оборудование.
Ход урока:
I . Организационный момент.
(Мотивационная установка на урок)
Придумано кемто Слайд 2
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
(Рефлексия)
Улыбнись друг другу и гостям. Слайд 3
Радуйся успеху.
Береги своё здоровье.
Не бойся ошибок, помни в классе тебе всегда помогут.
II . Речевая разминка. «Яблоки», скороговорки. У вас на столах лежат «яблоки». Послушайте
задание: вам необходимо найти и прочитать названия фруктов. Прочитали? Какие? (Мандарин,
гранат, яблоко, банан, абрикос, слива, груша, киви, персик, черешня, апельсин, вишня, ананас).
. Актуализация, сообщение темы и цели урока.
Поверните лист на другую сторону, почитайте скороговорки вслух.
III
Признайтесь, вам давно хотелось заняться чем то интересным, небывалым, проявить все свои
способности! Тогда считайте, что вам повезло!
Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением, узнаем, о ком и о чём оно, закрепим навык
употребления в речи «волшебных» слов, будем учиться совместной деятельности (в группах), учиться
бережно относиться друг к другу. Цель нашего урока поговорить о «волшебных» словах и понять, как
они действуют на людей. Правила работы в группах находятся в памятках на ваших партах,
прочитайте их молча.Памятка для работы в группе. Слайд 4
Успех зависит от деятельности каждого.
Задания распределяйте так, чтобы каждый мог справиться после коллективного
обсуждения.
Обязательно приди на помощь тому, кто не успевает справиться с заданием.
В группе равные возможности успеха.
IV
. Творческое задание
А сейчас, творческое задание. Перед вами кроссворд. Впишите в клеточки кроссворда вежливые
слова, обращая внимания на буквы подсказки.
Слайд 5 (с правильными ответами).
И
З
Д
О
С
С
П
Молодцы! Спасибо!
V . Словарная работа.
Когда вы слышите слово «волшебник» Слайд 6 что вам представляется? (Старичок с бородой,
Н
который исполняет желания). Как вы понимаете значение этого слова? (Колдун).
Слайд 7. Из словаря С.И.Ожегова: «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий
. Знакомство с произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
других».
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О чём – то интересном, волшебном)
VI
А сейчас послушайте рассказ в моем исполнении.
VII
. Анализ прочитанного произведения.
Понравилось ли вам это произведение? (Да.)
Чем понравилось? (Понравилось тем, что благодаря старичку мальчик стал вежливым).
Какое вы бы дали название этому рассказу? Подумайте в группах, напишите. (фломастером на
подготовленном листочке) Спасибо! («Волшебник», «Добрый старик»).
Слайд 8. А автор В.Осеева назвала свой рассказ «Волшебное слово».
Обратите внимание на выставку книг с произведениями В.Осеевой. Может быть, ктото читал уже
рассказы этой писательницы? Какие?
(Выставка книг В.Осеевой) Слайд 9
А теперь вернемся к произведению В.Осеевой «Волшебное слово» и поговорим о его содержании.
А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).
Каким мы видим мальчика? Слайд 10.Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито
буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)
Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
Кто помог Павлику? (Старик).
Как выглядел старик? Слайд 11
Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? Слайд12
Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)
Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
VIII
. Работа с текстом.
IX
А сейчас откройте учебники на странице 87. В.Осеева «Волшебное слово». Прочитайте по – цепочке.
Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.
По группам: Задания на столах.
1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей
.Физминутка. Под фонограмму песни «Если добрый ты»
Чтение рассказа детьми.
волшебное слово. Слайд 13. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
Слайд 14. (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в
улыбке).
3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
Слайд 15 (За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу,
взъерошил ему волосы).
Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? (Оно становилось
хорошим).
Как звучит это слово? (Пожалуйста)
Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась,
все стали относится к мальчику подоброму, как он этого и заслуживал).
Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему? (Потому что он помог мальчику стать
добрым)
Почему старик помог мальчику? (Потому что он поверил ему)
Каким стал мальчик, после общения со стариком? Слайд 16
Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул,
сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от
радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил.
X . Закрепление
Из частей соберите пословицы (одинакового цвета) и подумайте, какая из них точнее выражает
главную мысль рассказа.
Добрый человек…. потом – говори.
Сначала думай….. добром и платят.
Вырасти вырос …….. добру и учит.
Век живи………. а ума не вынес.
За добро………. век учись. Какая пословица подходит к нашему произведению? (Добрый человек добру и учит)
Так какова главная мысль рассказа? (За добро добром и платят)
Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»)
Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим,
здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся)
Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? (По – доброму, с уважением)
В чем состоит главная мысль рассказа? Слайд 17
(В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром
и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все
дружили между собой).
XI
Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до
. Итог урока.
свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)
Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не
огорчать людей, а радовать)
Показав замечательное творчество в группах, этим самым вы решили задачи, поставленные в начале
урока. Посмотрим, как удалось нам их решить.
XII
Что в процессе работы для вас стало открытием? (Что «волшебные слова» творят чудеса)
Что удалось? (Удалось выполнить все задания, не огорчить друг друга, работая в группах)
Что не удалось?
XIII
оставшихся букв получилось слово: «Пять». Это и есть ваша оценка за урок.
Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество. Спасибо!
. Оценивание. В этих квадратах есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из
. Рефлексия
Литература:
1. Родная речь. Учебник для 2 класса (сост. Л.Ф.Климанова) М. – Просвещение,2009
2. Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению» М. «ВАКО».2009
3. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык». 1988.
4. В.Осеева. «Волшебное слово», Детская литература. 1988.
5. Песня «Если добрый ты», слова М. Пляцковского, музыка неизв. автора м/ф "День рождения
Леопольда"
6. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя М.: Просвещение. 1991.
Приложение.Самоанализ урока литературного чтения
Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово».
Структура урока:
1. Организационный момент
мотивационная установка на урок;
рефлексия.
2. Речевая разминка.
3. Актуализация знаний.
4. Творческое задание.5. Словарная работа.
6. Знакомство с произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
7. Первичный анализ прочитанного произведения.
8. Физминутка:
9. Работа с текстом.
10.Закрепление. Творческое задание
11.Итог урока.
12.Рефлексия .
13.Оценивание.
Данный урок предлагает поразмышлять о взаимоотношениях между сверстниками, взрослыми,
родными людьми, даёт возможность посмотреть на себя со стороны данного героя. В классе 21
человек: 8 мальчиков, 13 девочек. Есть группа детей, которые внимательны и активны на уроке,
имеют высокий уровень сформированности познавательных интересов, но есть и такие, которые
проявляют себя на уроках пассивно. Для более успешной организации труда на уроке я применила
работу в группах, где дети были распределены по принципу равных возможностей.
Цель данного урока заключалась в развитии у учащихся интеллектуальной, коммуникативной
культуры, ценностного отношения к окружающим.
Решаемые задачи:
Познакомить с творчеством Валентины Осеевой, с ее произведением «Волшебное слово»;
развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные
вопросы по прочитанному произведению, активизировать мыслительную деятельность, развивать
творческие качества личности ребёнка;
воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Данная цель была достигнута, так как учащиеся выяснили, как действуют «волшебные слова» на
людей. сравнили поведение мальчика в начале и конце рассказа и уяснили как «волшебные» слова
действуют на людей.
Процесс обучения строился на основе принципов развивающего обучения, использовались
инновационные технологии.
На уроке использовалась вербальная форма обучения (устное и печатное слово) и мультимедиальная
(сочетание текстовой информации и графических изображений); методы, способствующие первичному
усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Все этапы урока были логически связаны между собой с рациональным распределением времени.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, была
включена здоровьесберегающая технология: физкультурная пауза, игровые моменты.
Мультимедийная презентация на данном уроке не только помогала в полной мере реализовать
принцип наглядности (создания ярких образов, воздействующих на все органы чувств ребенка), но и
позволила активизировать познавательные процессы, оптимизировать процесс обучения, а также
реализовать принципы развивающего обучения.
Задания на слайдах были информативны, что помогало в проведении анализа, классификации,
обобщения языкового материала, а также при фронтальной проверке и взаимопроверке правильностивыполнения заданий. Динамичная смена слайдов в сочетании с различными формами работы
(индивидуальной, коллективной, в парах) позволила оптимизировать процесс обучения.
Контроль усвоения знаний осуществлялся после знакомства учащимися с новым произведением, когда
дети искали ответы на данные вопросы по содержанию прочитанного. Здесь применялся частично
поисковый, или эвристический метод обучения. Ответы принимались в форме дискуссии.
На уроке применялись различные педагогические приемы, которые позволили актуализировать и
обогатить личный опыт ребенка. Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и
полилога, способствовало созданию для учащихся ситуации успеха.
Все поставленные мною задачи на уроке были реализованы. Полагаю, что использование компьютерных
технологий в процессе обучения необходимо, актуально, эффективно, поскольку они имеют ряд
преимуществ, а именно:
делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;
мотивируют познавательную деятельность учащихся;
стимулируют самостоятельную работу учащихся;
развивают творческие способности учащихся;
учитель экономит время на уроке для оформления классной доски, наглядного и иллюстративного
материала.