Тема: В.Осеева «Волшебное слово»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности. Задачи: - познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»; - совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению: - активизировать мыслительную деятельность учащихся; - развивать творческие качества личности ребёнка; - воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе. Оборудование: памятки для работы в группах, фонограмма песни «Если добрый ты», разрезные карточки с пословицами, карточки с вопросами по содержанию произведения, карточки с заданиями творческого характера: кроссворды, магические квадраты; презентация по содержанию урока, мультимедийное оборудование.
Иконка файла материала 2 (14).doc
Тема: В.Осеева «Волшебное слово» Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.  Задачи: ­  познакомить с рассказом  В.Осеевой «Волшебное слово»; ­   совершенствовать   навык   выразительного   чтения,   умение   отвечать   на   поставленные   вопросы   по прочитанному произведению: ­  активизировать мыслительную деятельность учащихся; ­  развивать творческие качества личности ребёнка; ­  воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе. Оборудование:  памятки   для   работы   в   группах,     фонограмма   песни   «Если   добрый   ты»,   разрезные карточки с пословицами, карточки с вопросами по содержанию произведения, карточки с заданиями творческого   характера:   кроссворды,   магические   квадраты;   презентация   по   содержанию   урока, мультимедийное оборудование. Ход урока: I  . Организационный момент. (Мотивационная установка на урок) Придумано кем­то  Слайд 2 Просто и мудро При встрече здороваться: ­ Доброе утро! ­ Доброе утро солнцу и птицам, ­ Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. (Рефлексия) ­ Улыбнись друг другу и гостям. Слайд 3 ­ Радуйся успеху. ­ Береги своё здоровье. ­ Не бойся ошибок, помни ­ в классе тебе всегда помогут. II   .   Речевая   разминка.  «Яблоки»,   скороговорки.   У   вас   на   столах   лежат   «яблоки».   Послушайте задание:     вам   необходимо   найти   и   прочитать   названия   фруктов.   Прочитали?   Какие?   (Мандарин, гранат,   яблоко,   банан,   абрикос,   слива,   груша,   киви,   персик,   черешня,   апельсин,   вишня,   ананас).  . Актуализация, сообщение темы и цели урока. Поверните лист на другую сторону, почитайте скороговорки вслух.  III  ­  Признайтесь,   вам   давно   хотелось   заняться   чем   ­  то  интересным,   небывалым,   проявить   все   свои способности! Тогда считайте, что вам повезло!  ­ Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением, узнаем, о ком и о чём оно, закрепим навык употребления в речи «волшебных» слов, будем учиться совместной деятельности (в группах), учиться бережно относиться друг к другу. Цель нашего урока поговорить о «волшебных» словах и понять, как они   действуют   на   людей.   Правила   работы   в   группах   находятся   в   памятках   на   ваших   партах, прочитайте их молча.Памятка для работы в группе. Слайд 4 Успех зависит от деятельности каждого. Задания   распределяйте   так,   чтобы   каждый   мог   справиться   после   коллективного обсуждения. Обязательно приди на помощь тому, кто не успевает справиться с заданием. В группе равные возможности успеха. IV   . Творческое задание  ­ А сейчас, творческое задание. Перед вами кроссворд. Впишите в клеточки кроссворда вежливые слова, обращая внимания на буквы подсказки. Слайд 5 (с правильными ответами). И З Д О С С П Молодцы! Спасибо! V   . Словарная работа. Когда   вы   слышите   слово  «волшебник»  Слайд   6  что   вам   представляется?   (Старичок   с   бородой, Н который исполняет желания). Как вы понимаете  значение этого слова? (Колдун). Слайд 7.  Из словаря С.И.Ожегова: «В сказках: колдун, чародей.   Добрый. Человек, очаровывающий  . Знакомство с произведением В.Осеевой «Волшебное слово».  других».   Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О чём – то интересном, волшебном) VI          А сейчас послушайте рассказ в моем исполнении. VII  . Анализ прочитанного произведения.       ­ Понравилось ли вам это произведение? (Да.) ­ Чем понравилось? (Понравилось тем, что благодаря старичку мальчик стал вежливым). ­  Какое  вы   бы  дали  название   этому  рассказу?   Подумайте   в  группах,  напишите.  (фломастером   на подготовленном листочке) Спасибо! («Волшебник»,  «Добрый старик»).   Слайд 8. А автор В.Осеева назвала свой рассказ «Волшебное слово».  ­ Обратите внимание на выставку книг с произведениями В.Осеевой. Может быть, кто­то читал уже рассказы этой писательницы? Какие?  (Выставка книг В.Осеевой) Слайд 9 ­ А теперь вернемся к произведению В.Осеевой «Волшебное слово» и поговорим о его содержании. ­ А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке). ­ Каким мы видим мальчика?  Слайд 10.Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком. ­  Как он разговаривал с окружающими? (Грубо) ­ Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный) ­ Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)  ­ Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным) ­ Кто помог Павлику? (Старик). ­ Как выглядел старик? Слайд 11 ­ Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»). ­ Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? Слайд12  ­ Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника) ­ Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым) VIII    . Работа с текстом.   IX  А сейчас откройте учебники на странице 87. В.Осеева «Волшебное слово». Прочитайте по – цепочке. ­ Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. По группам: Задания на столах. 1   группа:   Найдите   и   прочитайте,   как   изменилось   поведение   сестры,   когда   мальчик   сказал   ей  .Физминутка. Под фонограмму песни «Если добрый ты»     Чтение рассказа детьми.  волшебное слово. Слайд 13. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….) 2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка. Слайд 14.  (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).  3 группа:  Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке? Слайд   15  (За   столом   сразу   все   замолчали.   Брат   громко   засмеялся,   потрепал   мальчика   по   плечу, взъерошил ему волосы).  ­ Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? (Оно становилось хорошим).  ­ Как звучит это слово? (Пожалуйста)      ­ Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?  (Изменилась, все стали относится к мальчику по­доброму,  как он этого и заслуживал). ­ Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему? (Потому что он помог мальчику стать добрым) ­ Почему старик помог мальчику? (Потому что он поверил ему) ­ Каким стал мальчик, после общения со стариком? Слайд 16 Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.  Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил. X   . Закрепление  ­ Из частей соберите пословицы (одинакового цвета) и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа. Добрый человек….                потом – говори.  Сначала думай…..                    добром и платят. Вырасти вырос ……..              добру и учит. Век живи……….                      а ума не вынес. За добро……….                        век учись.­ Какая пословица подходит к нашему произведению? (Добрый человек добру и учит) ­ Так  какова главная мысль рассказа? (За добро добром и платят) ­ Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста») ­ Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся) ­ Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? (По – доброму, с уважением) ­ В чем состоит главная мысль рассказа? Слайд 17 (В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой). XI  ­ Какие   «волшебные»   слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до  . Итог урока.  свидания», «доброй ночи», «доброе утро») ­ Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ) ­ С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать) ­ Показав замечательное творчество в группах, этим самым вы решили задачи, поставленные в начале урока. Посмотрим, как удалось нам их решить. XII   ­ Что в процессе работы для вас стало открытием? (Что «волшебные слова» творят чудеса) ­ Что удалось? (Удалось выполнить все задания,  не огорчить друг друга, работая в группах) ­ Что не удалось? XIII   оставшихся букв получилось слово: «Пять». Это и есть ваша оценка за урок. ­ Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество. Спасибо!  .   Оценивание.  В   этих   квадратах   есть   повторяющиеся   буквы.   Зачеркните   их   парами.   Из  . Рефлексия  Литература: 1. Родная  речь. Учебник  для 2  класса (сост.  Л.Ф.Климанова)­ М. – Просвещение,2009 2. Кутявина С.В.  «Поурочные  разработки  по  литературному  чтению»­ М.­ «ВАКО».2009 3. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык». 1988. 4.   В.Осеева. «Волшебное слово», Детская литература. 1988. 5.  Песня «Если добрый ты», слова М. Пляцковского,  музыка неизв. автора м/ф "День рождения Леопольда" 6. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя М.: Просвещение. 1991.  Приложение.Самоанализ урока литературного чтения  Тема урока:  В.Осеева «Волшебное слово».  Структура урока:  1. Организационный момент  ­ мотивационная установка на урок; ­ рефлексия. 2. Речевая разминка. 3. Актуализация знаний.  4. Творческое задание.5. Словарная работа. 6. Знакомство с произведением В.Осеевой «Волшебное слово».  7. Первичный анализ прочитанного произведения.  8. Физминутка: 9. Работа с текстом.          10.Закрепление. Творческое задание  11.Итог урока. 12.Рефлексия . 13.Оценивание. Данный урок предлагает поразмышлять о  взаимоотношениях между сверстниками, взрослыми,  родными людьми, даёт возможность посмотреть на себя со стороны данного героя. В классе 21  человек: 8 мальчиков, 13 девочек.  Есть группа детей, которые внимательны и активны на уроке,  имеют высокий уровень сформированности познавательных интересов, но есть и такие, которые  проявляют себя на уроках пассивно. Для более успешной организации труда на уроке я применила  работу в группах, где дети были распределены по принципу равных возможностей. Цель данного урока заключалась в развитии у учащихся интеллектуальной, коммуникативной  культуры, ценностного отношения к окружающим.  Решаемые задачи:  Познакомить  с творчеством Валентины Осеевой, с ее произведением «Волшебное слово»; развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные  вопросы по прочитанному произведению, активизировать мыслительную деятельность, развивать  творческие качества личности ребёнка;  воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.  Данная цель была достигнута, так как учащиеся выяснили, как действуют «волшебные слова» на  людей. сравнили  поведение мальчика в начале и конце рассказа и уяснили  как «волшебные» слова  действуют на людей.  Процесс обучения строился на основе принципов развивающего обучения, использовались  инновационные технологии. На уроке использовалась вербальная форма обучения (устное и печатное слово) и  мультимедиальная  (сочетание текстовой информации и графических изображений); методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. Все этапы урока были логически связаны между собой с рациональным распределением времени.  Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, была  включена здоровьесберегающая технология: физкультурная пауза, игровые моменты. Мультимедийная презентация на данном уроке не только помогала в полной мере реализовать   принцип наглядности (создания ярких образов, воздействующих на все органы чувств ребенка), но и  позволила активизировать познавательные процессы,  оптимизировать процесс обучения, а также  реализовать принципы развивающего обучения. Задания на слайдах были информативны, что помогало в проведении анализа, классификации,  обобщения языкового материала, а также при фронтальной проверке и взаимопроверке правильностивыполнения заданий. Динамичная смена слайдов в сочетании с различными формами работы  (индивидуальной, коллективной, в парах) позволила оптимизировать процесс обучения.  Контроль усвоения знаний осуществлялся после знакомства учащимися с новым произведением, когда  дети искали ответы на данные вопросы по содержанию прочитанного. Здесь применялся частично ­  поисковый, или эвристический метод обучения. Ответы принимались в форме дискуссии. На уроке применялись различные педагогические приемы, которые позволили актуализировать и  обогатить личный опыт ребенка. Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и  полилога, способствовало созданию  для учащихся ситуации успеха. Все поставленные мною задачи на уроке были реализованы. Полагаю, что использование компьютерных технологий  в процессе обучения необходимо, актуально, эффективно, поскольку они имеют ряд  преимуществ, а именно: ­ делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности; ­ мотивируют познавательную деятельность учащихся; ­ стимулируют самостоятельную работу учащихся;­ ­ развивают творческие способности учащихся; ­ учитель экономит время на уроке для оформления классной доски, наглядного и иллюстративного  материала.

Посмотрите также