Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.
Оценка 4.8

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +1
2 кл
14.04.2017
Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы В настоящее время формирование культуры общения - одна из актуальных проблем воспитания и обучения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности.Выступление "Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках»
Выступление на МО учителей начальных классов.doc
Выступление на МО учителей начальных классов Подготовила Христолюбова О.Г Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на  уроках» Способ обучения в малых группах, основанный на межличностном общении  учащихся, появился в начале 70­х годов ХХ века.  Изучением данной формы работы занимались многие учёные.  Щедровицкий  Г. П. дал следующее определение групповой работе – это, прежде всего игра,  игра в организацию, игра в обучение [9]. Андреева Г.М. определяет малую группу как немногочисленную по составу  группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и  находятся в непосредственном личном общении, что является основой для  возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых  процессов [1]. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения  образовательного пространства, иного определения целей образования,  учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и  интересы В настоящее время формирование культуры общения ­ одна из актуальных  проблем воспитания и обучения. Рассматривая коллективную деятельность  как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии  социальной активности. Социальная активность проявляется в двух формах:  общение и общественно значимый результат. Общение в процессе  коллективной деятельности ­ это средство передачи полезной информации и  практического опыта, средство формирования культуры самого общения Практика учебно­воспитательной работы показывает, что работа в группах и   единство, сплоченность, дисциплинированность, ответственность,  взаимопомощь, переживание ­ формирует коммуникативные качества  личности обучающихся.                             .   Коммуникативные   действия   обеспечивают     сознательную   ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности),   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.      Видами коммуникативных действий являются:  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: управление   поведением   партнёра:   контроль,   коррекция,   оценка умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями постановка вопросов:  сотрудничество в поиске и сборе информации;  разрешение   конфликтов:   выявление   проблемы,   поиск   и   оценка • • способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  • действий партнёра; • коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.         Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся,   два   непосредственно   относятся   к   сфере   коммуникативных действий:   общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;  работа   в   группе   (команде),   т. е.   умение   устанавливать   рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.          Сотрудничество   —   это   совокупность   способностей,   направленных   не только   на   обмен   информацией   и   действиями,   но   и   на   ориентировку   в эмоционально­психологических потребностях партнёров по  деятельности:   оказывать  поддержку и содействие  тем,  от кого  зависит  достижение цели;   обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;   устанавливать с людьми  отношения взаимопонимания;   устраивать  групповые обсуждения;   обеспечивать   обмен   знаниями   между   членами   группы   для   принятия совместных решений;   чётко   формулировать   цели   группы   и   позволять   её   участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;   адекватно реагировать на нужды других.  Также   в   содержание   понятия   «коммуникативной   компетентности» входят и речевые действия:   владение языковым материалом для его использования в речи;  способность   использовать   языковые   единицы   в   соответствии   с ситуациями общения;  способность понимать и достигать связности  отдельных высказываний   способность понимать текст   способность   ориентироваться   в   различных   источниках   информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;    способность и готовность к общению   . Можно  сказать, что основные виды коммуникативных, в т. ч. речевых  действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально  обобщённого, характера  распространяются на все учебные предметы и,  особенно, на внеурочную деятельность      Говоря о коммуникативных УУД, имеется  в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения  проблемных  ситуаций.    Для  организации  групповой  работы  класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека.   Задание   даётся   группе,   а   не   отдельному   ученику.   Чётное количество   участников   обучения   обуславливается   тем,   что   занятия   могут проходить   в   форме   соревнования   двух   команд.   Командные   соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно по разным признакам.   Например,   разноуровневые   группы   могут   быть   составлены   из учеников, имеющих одинаковый уровeнь познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т. п. Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по­разному: все роли заранее распределены учителем; • • роли   участников   смешаны:   для   части   детей   они   строго   заданы   и неизменны  в течение  всего  процесса  решения  задачи,  другая  часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания; •        От индивидуальных качеств участника группы зависит стиль исполнения роли. Влияют на этот процесс и социально­психологические характеристики ребёнка.  Например,   ученик   с   низким   статусом   в   классе   требует   большего внимания  и  поддержки  со  стороны  учителя   при  принятии  роли. Во   время работы учеников по группам учитель может занимать следующие позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы. Вначале учитель   обеспечивает   включённость   ученика   в   совместное   выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая  работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж   о   последовательности   работы,   распределении   заданий   внутри группы; функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в   группе.   Учитель   сообщает   учащимся   приёмы,   связанные   с   восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: • • • примерами, фактами; внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту; обратить внимание на логику изложения материала; установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными участники группы сами выбирают себе роли. тактично исправлять допущенные ошибки; внести необходимые существенные дополнения; дать обоснованную оценку ответа.  • • •    Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал  собственную  точку   зрения,  подбирал   и аргументировал  все  «за» и «против» при обсуждении идей других участников.         На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов   группы   согласовывает   учитель,   постепенно   вовлекая   учеников   в посильное   осуществление   некоторых   доступных   для   обучаемых   действий, необходимых   для   достижения   результата.   При   этом   педагог   максимально регулирует весь процесс выполнения задания.         Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения   задачи,   выдвигая   свои   варианты.   Учитель   сам   оценивает   работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.      Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют   инициативу   в   сфере   контроля,   оценки   процесса   и   полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в   основном   поощрением   и   помощью   в   некоторых   операциях   контроля, совместно с учеником он оценивает результаты  работы.        На следующем этапе работы группы помощь учителя минимальна. Дети, получив задание и учитывая выполняемые каждым из них функции (роли), сами   регулируют   взаимодействие   с   партнёрами   на   всех   этапах   учебной работы. На основе обсуждений выявляются вопросы, подлежащие уточнению, которые могут быть заданы учителю.       Наконец,   по   мере   овладения   навыками   самоорганизации   совместной   работы,   дети   переходят   к   качественно   новым   отношениям   с   учителем   и сверстниками — к партнёрским отношениям.     Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе  ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать  мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в  команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе,  анализировать сказанное, с чем­то соглашаться и объяснять, почему согласен,  а с чем­то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.       Анализируя работу ребят, можно сказать, что работа в группах увлекает их,  работают они с огромным интересом, следовательноэта работа способствует  стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по­своему. Но   я   считаю,   что   любая   педагогическая   технология   должна   быть переосмыслена   учителем   и   окрашена   творческим,   эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям. 1. Коммуникативные УУД формируются, когда: ­ ученик учится отвечать на вопросы;  ­ ученик учится задавать вопросы;  ­ ученик учится вести диалог;  ­ученик учится пересказывать сюжет;  ­   учащихся   учат   слушать;   перед   этим   учитель   обычно   говорит:  «Слушаем внимательно».   .  Для   того   чтобы   ученик   вступил   в   коммуникацию   с   учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно, что он хочет получить в итоге?  Выбран   партнер   по   коммуникации.  Формируя   пары/группы/команды учителю надо учесть следующее: ­ отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или нейтральными.  ­ состав пар/групп  должен меняться; ­ наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню общения (высокий и средний, средний и низкий); ­ эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать уровень шума.  Распределены     функции   и   роли.  По   мере   использования   групповых форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном   содержании,   какие   умеют   поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, кто привносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять   роли/функции   членов   группы   –   лидеру   полезно   побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника.    Ученики умеют действовать и взаимодействовать. Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или   нормы   работы   в   паре/группе.   Каждый   учитель   имеет   в   своем арсенале   такие   правила,   наработанные   предшествующим   опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие: ­ слушай внимательно партнера по общению; ­  переспрашивай   и  уточняй, чтобы  быть уверенным, что  ты правильно  его понял;  уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение; ­ старайся работать хорошо; ­ при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом; ­ результатом работы пары/группы является ваше общее мнение; Все   эти   правила   должны   вводиться   постепенно,   выводиться ­   помни,   вместе   вы   можете   сделать   гораздо   больше,   чем   каждый   по отдельности; ­ поблагодари партнера за работу.   непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.        Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно   показывает   примеры   уважения   к   собеседнику,   корректного ведения   дискуссии   и   поддержки   партнера,   которые   и   будут   усваиваться детьми.         В заключение  хотелось  бы сказать, что формирование универсальных способствует  индивидуализации  обучения,  нацеленности  учебного  процесса на   достижение   определённых,   заранее   планируемых   учителем   результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной   школе   во   многом   зависит   от   сформированности   УУД   .   Если   в начальной   школе   у   учащихся   универсальные   учебные   действия   будут сформированы   в   полной   мере,   то   им   будет   несложно   учиться   на   других этапах.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.

Тема «Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках».Выступление.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017