Тема: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект 31 урока Тема урока: В.Драгунский «Тайное всегда становится явным» Программа: Гармония Уроки 31-32 Класс: 3 Цель: познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», способствовать осмыслению учащимися главной идеи произведения. Учебные задачи Предметные: совершенствовать технику чтения, способствовать осознанности учащимися значимости чтения, понимания цели чтения, формировать умение производить анализ и сравнение. Метапредметные: создавать условия для высказывания мнений о прочитанном, для развития речи; учить строить прогнозы и аргументировать их; определять учебные задачи урока, используя стратегию «Вопросительные слова»; развивать умение задавать разные виды вопросов; обобщать полученную информацию; формировать умение аргументировать своё предположение и объяснять свой выбор; навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность. Личностные: формировать навыки сотрудничества через организацию работы в паре, в группе; воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения.
Иконка файла материала 2 (15).doc
Урок литературного  чтения  3 класс, «Гармония» Тема:  В.Ю. Драгунский.   «Тайное становится явным». Конспект 31 урока Тема урока:  В.Драгунский «Тайное всегда становится явным» Программа: Гармония Уроки 31­32 Класс: 3  Цель: познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», способствовать осмыслению учащимися главной идеи произведения. Учебные задачи Предметные:  совершенствовать   технику   чтения,   способствовать   осознанности учащимися   значимости   чтения,   понимания   цели   чтения,   формировать   умение производить анализ и сравнение. Метапредметные:  создавать условия для высказывания мнений о прочитанном, для   развития   речи;   учить   строить   прогнозы   и   аргументировать   их;   определять учебные   задачи   урока,  используя   стратегию «Вопросительные   слова»;   развивать умение   задавать   разные   виды   вопросов;   обобщать   полученную   информацию; формировать   умение   аргументировать   своё   предположение   и   объяснять   свой выбор;   навыки   управления   своей   деятельностью,   проявлять   инициативу   и самостоятельность.Личностные:  формировать навыки сотрудничества через организацию работы в паре, в группе; воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения. Ход урока 31 I. Организационный момент     ­Проверка готовности к уроку. II. Проверка домашнего задания  ­ Какое было домашнее задание?  В рабочей тетради задание №4 и №1. III. Подготовка к восприятию ­ Прочитайте выражение, записанное на доске. Как бы вы объяснили его смысл? Тайное всегда становится явным. 2 слайд (Когда кто­то  совершил что­ то плохое и хочет скрыть, но потом все всё равно  узнали об этом.) Обязательно плохое? Из чего это следует? Разве тайное всегда  плохое? ­ Именно так называется раздел учебника, к изучению которого мы приступаем  сегодня. Предположите, о чём будут произведения этого раздела? ­Расшифруйте имя писателя (драгунский) 3 слайд ­ А открывает это раздел рассказ В.Драгунского  с аналогичным названием. ­ Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? (показ портрета писателя). Что  знаете о нём?  Какие произведения, написанные им, читали?   Кто главный герой?  Какой он? Нравятся ли вам рассказы про Дениску?  ­ Сегодня на уроке мы с вами узнаем ещё одну историю, которая произошла с Дениской.  IV. Изучение нового материала. ­биография В.Ю. Драгунского.  4­5 слайд Виктор Драгунский родился в  Нью­Йорке. Жизнь его была  нелёгкой. Вскоре родители вернулись на родину и обосновались  в Гомеле.  Во время войны  отец Виктора умер. Детские годы он прожил с отчимом. Виктор рано  начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.Трудовая биография его началась в 16 лет. За свою недолгую жизнь он  перепробовал множество профессий, работал токарем, затем шорником, был  лодочником, катал на лодке людей по Москве–реке у Нескучного сада.   6 слайд. Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада,  возможность веселить, радовать людей.  Он организовывал небольшие театральные группы.   Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.  В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актёром,  режиссером. 7 ­10 слайд Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно  дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть  клоуном.  Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и  над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят. Главный герой рассказов Драгунского Дениска – отзывчив, участлив. Он  хороший друг и бесконечно любознателен. Он доверчив. Умеет радоваться, когда  его друг весел. Он обладает величайшим даром­ чувства юмора. В книги для чтения включено несколько рассказов Драгунского. В каждом из  них свои проявления характера Дениски, свои черты его внутренней жизни. 11 слайд ­ Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с  которым мы сегодня познакомимся.  Составьте пословицу из слов:   не   мешке   утаишь   в   шила.  ( Шила в мешке не  утаишь). Учитель:  Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы. (дети высказывают свои мнения) ­  Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. ­ Правду не скроешь. ­ Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным. Учитель: Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится  явным». ­ Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. Учитель: Что бы вы хотели узнать? «Хотим узнать»   (12 слайд) ­ О чём может идти речь в этом произведении,  судя по названию?­ Что значит тайное становится явным? ­ Чем закончится рассказ?  Учитель:    Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.  (вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю) ­ Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь) Как им пользоваться? (Найти значение слова по первой букве. Слова в словаре  располагаются в алфавитном порядке.) 3. Словарная работа.       (13 слайд)  ­ Что такое тайна? (дети высказывают мнения)  1. Нечто скрываемое от других, известное не всем; 2. нечто неразгаданное, ещё не познанное; 3. скрытая причина чего­нибудь; ­ Назовите синоним к слову тайна  (секрет). ­Что значит «тайное»?    Тайное ­ секретный, потайной, скрытый, затаённый.  ­ Явное? ­ Открытое, откровенное. ­ Прочитайте выражение  «Грановитая палата».     (14 слайд). Учитель: Кто знает что это такое?  (Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из  древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате  на протяжении столетий отмечались многие крупные события в  жизни Русского государства, она являлась парадным тронным  залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли  наследников русского престола, заседали Земские соборы). (15 слайд) Учитель: Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?    Ученики: высказывают своё мнение. Учитель:  Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в  толковом словаре.  (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).  ­  Клевета – что оно означает?    (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений,  порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию). Учитель: Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор).    ­ Что значит слово язвительный?  (Стремящийся досадить, злобно­насмешливый).    ­Первичное восприятие (читает учитель) О чём может идти речь в произведении, судя по названию?   Что значит тайное становится явным?   Чем закончится рассказ?   V. Выявление первичного восприятия 1)   Понравился ли вам рассказ? Чем?  2)      Как   вы   думаете,   это   серьёзный   рассказ   или   юмористический?   А юмористический ­ это какой? (мнения детей могут разделиться).  При   необходимости   поработать   со   словарём,   уточнив   значение   слова «юмористический». 3) 4) 5) Кто является главным героем рассказа? С какой стороны проявил себя главный герой в этом рассказе? Как мама пояснила Дениске смысл выражения «Тайное становится явным»? зачитайте. 6) 7) 8) Сразу  ли герой понял смысл этого выражения? Что необходимо было сделать Дениске, чтобы отправиться в Кремль? Зачитайте эпизод, рассказывающий, как Дениска старался побороть себя и съесть кашу. 9) Как Дениска поступил с кашей? 10) Что помогло Дениске понять смысл выражения «Тайное становится явным»? 11) Как вела себя мама в сложившейся ситуации? 6. Домашнее задание    читать по ролям По желанию: Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку. 7. Итог урока.  ­ Как мама пояснила Дениске смысл выражения «Тайное становится явным»? Зачитайте. (начало рассказа) ­ Сразу ли главный герой понял смысл этого выражения? ­  Что   помогло   Дениске   понять   смысл   выражения   «   Тайное   становится явным»? ­ Почему этот рассказ назван именно так? Можно ли было его назвать  «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?». Почему?­ А каких же серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Драгунский?           ­ Как бы вы посоветовали поступить Дениске? Ход урока 32 1. 2. Орг. момент. Проверка домашнего задания 3. самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи ­ Когда я читала вам рассказ, вы смеялись. Было ли смешно Дениске и другим  персонажам рассказа? Так почему же мы смеялись, когда героям было не до смеха? Смеётся  ли ещё кто­то вместе с нами? Давайте постараемся разобраться в этой  ситуации.  4.работа по теме урока.   Вторичное восприятие и анализ текста  1) –   Прочитайте   начало   рассказа   и   попробуйте   объяснить,   почему   автор начинает рассказ с этого эпизода, а не с того, как Дениска сел завтракать? (чтение до слов « Сначала я съел яйцо.») 2)– Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали? ­  «  Белок   раскромсал»,   как   понимаете   это   выражение?  Попробуйте заменить   синонимом.   Что   меняется?   Почему   же   Драгунский   выбирает именно этот глагол? ­ Какое событие послужило завязкой рассказа? (Мама пообещала Дениске взять его в Кремль, если он съест всю кашу.)  ­   Почему   именно   в   Кремль     пообещала   пойти   мама?   Для   Дениски   это важно? Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски ­ ценность? ­ Как вы думаете,  для Дениски это сложная ситуация? Почему? Пытается ли Дениска её решить? Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала?   3) ­ Как вы думаете, Дениска балуется или действительно пытается выполнить мамино условие?  Что в тексте об этом говорит?­  Дениска рассказывает нам совершенно серьёзно. Почему вы, в отличие от Дениски смеётесь? Что знаете вы, и чего не знал Дениска? Физминутка.  (дети жестами и мимикой изображают процесс  «усовершенствования» каши и «выбрасывают» в  воображаемое окно). ­ Что говорит нам сообщение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине.» ­   С   кем   обычно   можно   остаться   наедине?   (с   человеком).   Почему   же Дениска так говорит о каше?  (Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.) ­   Можно   ли   убрать   это   предложение?   Попробуйте.   Какова   его   роль   в тексте? (усиливает комичность ситуации) ­ Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (и я, наверное,  потерял сознание). У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание? Что вы чувствовали в этот момент? От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).  ­ Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как   быстрее   от   неё   избавится).     Он   хорошо   подумал   прежде,   чем   это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние,  мы не контролируем свои   поступки).   Это   важно?   Почему   это   важно?   (если   бы   подумал,   не поступил бы так).  4)  ­ Почему мама решила, что Дениска съел кашу?   ­  Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?     ­   Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).  Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»). ­  О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего? Как вы об этом узнали? А какие чувства испытывал? Почему вы так считаете?­ А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.  ­     Прочитайте   рассказ   пострадавшего.  Почему   вам   смешно?  Почему   он заикается?  ­ А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший? Кто создал эту комическую ситуацию? (автор) ­ Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом рассказе? (посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)   5) ­ Почему мама не ругала сына? Прочитайте рассказ до конца.  ­ Было ли вам смешно при чтении этого отрывка? Почему? 5. Какой фрагмент проиллюстрировал художник?  (16 слайд) ­ (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно  съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня  сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание…).  ­ ( Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)                                                                     (17 слайд) ­(«Извините, пожалуйста», ­ сказала она тихо, ­ разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)                                           (18 слайд) ­ (И к нам вошёл какой­то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду).                     (19 слайд) ­ (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный).                                    (20 слайд) 6.  работа в тетради с. 52­53         (21­23 слайд) Учитель:  Давайте составим цитатный план этого рассказа. Открываем тетради на  с.  ­ Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их  по порядку. Впишите в кружки соответствующие цифры. «Видеть не могу манную кашу!» 1 4 523«Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине». Учитель:  Проверьте правильность выполнения задания на слайде.  7   .   Закрепление изученного материала.      Учитель:  Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?  Какой же  Дениска?  ( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет  признать свою вину). Учитель: Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название  рассказа, на всю жизнь? Учитель: Какая проблема волнует автора?     ( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей). Учитель: Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?   Учитель: К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?  Игра не доводит до добра.                      (24 слайд)  Кашу свари, да ещё и в рот положи.  Кроткое слово гнев побеждает.  Сначала думай, а потом делай.  Ветра не удержишь, правды не скроешь.  После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.          VIII.   Итог урока.   Учитель: К какому жанру относится произведение? (юмористический рассказ) ­ О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.Драгунского  «Тайное становится явным»? ­ Как вы думаете, чему учат его рассказы? ( Доброте, вежливости, дружбе). ­ Какой урок вы извлекли для себя? ­ Что больше всего понравилось? IX. Рефлексия.           25 слайд Учитель:  Закончите одно из предложений:   Было интересно…  Я понял(а), что…  Меня удивило…  Я сделал(а) вывод, что…  Мне захотелось…      X.   Домашнее задание:    ­ Пересказ рассказа по плану.    Использованная литература: Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 1/ О.В. Кубасова.­ 9 – е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.­ 168.: ил.  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.  Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой ­ Волгоград: учитель, 2007.­221 с.  Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 3 класса. В 4 ч. 1 часть – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014  Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 3 класса. В 2 ч. 1 часть– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016

Посмотрите также