Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Оценка 5

Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русская литература
6 кл
03.07.2019
Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Цели: Образовательные: − познакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова; − проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворении Н.Рубцова; Развивающие: − продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста; − способствовать развитию культуры речи. Воспитательные: − вызвать у учащихся интерес к лирике Н.М.Рубцова − воспитывать любовь к родному краю. Оборудование: мультимедийная презентация по творчеству Н.Рубцова, музыкальные произведения, детские рисунки, карточки с заданиями, учебник «Литература. 6 класс; фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс; Литературный Север. Книга для учащихся 5-8 классов. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста. Тип урока: изучение нового материала. Предварительная подготовка: сообщение учеников на тему «Жизнь Н.Рубцова», оформление выставки рисунков на тему «Моя Родина» и обложки к сборнику «Звезда полей»
РУБЦОВ.doc
Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова» Цели:  Образовательные: − познакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова; − проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворении Н.Рубцова; Развивающие: − продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа  поэтического текста; − способствовать развитию культуры речи. Воспитательные: − вызвать у учащихся интерес к лирике Н.М.Рубцова − воспитывать любовь  к родному краю. Оборудование:  мультимедийная   презентация   по   творчеству   Н.Рубцова, музыкальные   произведения,   детские   рисунки,   карточки   с   заданиями,   учебник «Литература.   6   класс;   фонохрестоматия   к   учебнику   «Литература.   6   класс; Литературный Север. Книга для учащихся 5­8 классов.  Методические   приемы:  лекция,   аналитическая   беседа,   выразительное   чтение стихотворений, анализ поэтического текста. Тип урока: изучение нового материала. Предварительная подготовка: сообщение учеников на тему «Жизнь Н.Рубцова», оформление  выставки  рисунков  на тему «Моя Родина» и обложки  к сборнику «Звезда полей» І. Организационный момент (приветствие учеников) Ход урока ІІ. Вводное слово учителя Сегодня на уроке мы будем говорить о поэте, имя которого уже знакомо вам. Это Н.М.Рубцов. Популярность поэзии Н.Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным   поэтом   Николаем   Рубцовым,   писатель   Виктор   Петрович   Астафьев сказал:   «Человеческая   жизнь   у   всех   начинается   одинаково,   а   кончается   по­ разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…» На могиле Рубцова стоит мраморная плита с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из его стихотворения: «Россия, Русь!  Храни себя, храни!» ­   которая   звучит   словно   последнее   завещание   Рубцова   этой   несчастной   и бесконечно любимой поэтом стране. ІІІ. Сообщение и запись темы урока, постановка целей Тема урока «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»  Запишите тему урока в тетрадь (слайд №3 ) На этом уроке, посвященном  творчеству Николая Рубцова, мы познакомимся с   попытаемся   проникнуться   настроениями, лирикой   Николая   Рубцова, размышлениями поэта. Наша   цель:   выделить   этапы     жизни   и   творческого   пути   поэта,     получить представления о поэтическом мире Рубцова.  ІV. Изучение нового материала Творческое задание Чтобы настроиться на восприятие темы, выполним одно задание. Я назову вам слово, а вы запишите словами то, с чем для вас это слово ассоциируется. Это слово – Родина.  (самостоятельная работа учащихся)    Ответы:  родной дом; школа; родная земля; место, где родились; мама и папа; семья; речка; любимые места) 2 Перед этим уроком вы получили задание. Вам нужно было нарисовать свою Родину. Вот что у вас получилось (выставка рисунков на тему «Моя Родина»). А теперь познакомимся со стихотворением Н.Рубцова «Тихая моя Родина!» Словарная работа В стихотворении употреблены устаревшие слова. Эти слова перед вами слайд №5 Объясните значение этих слов:  погост (сельское кладбище),  обоз (повозки, едущие друг за другом),  обитель (монастырь, храм, церковь). Целевая установка У вас на партах карточки с вопросами: 1. Что можно узнать из этого стихотворения  о Родине Николая Рубцова? 2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Николая Рубцова?  Вы послушайте стихотворение и попробуйте ответить на вопросы Выразительное чтение стихотворения учителем. Ответы учеников:  1. Это тихая деревушка, где поэт родился, где прошло его детство 2. Из этого стихотворения мы узнаём, что Рубцов родился в деревне, в детстве у него умерла мать, поэт учился в школе, любил ловить рыбу, был близок с природой, вскоре покинул дом.  Прочитайте стихотворение и ответьте на следующие  вопросы (слайд7  ) 1) Какие   картины   увидели?  (село,   в   которое   вернулся   герой;   местные жители; школа; обитель; недалеко река) 2) А что услышали? Какие звуки переданы в стихотворении?  (Тишина. Тихо ответили   жители,   тихо   проехал   обоз,   скрип   колес,   сено   гребут   в сеновал). 3) Какие запахи почувствовали? (Запах трав, сухого сена). 4) Какие элементы прошлой жизни поэт видит в родном селе?  (Погост, где похоронена мать; школа деревянная). 5) Как надо читать эти строки? С каким настроением? (Медленно, с грустью) 3 6) Найдите   строфу,   в   которой   выражена   главная   мысль   стихотворения (Читаем последнюю строфу). В этом стихотворении Николай Рубцов говорит нам о том, что родина и человек неразделимы, это одно целое. А   теперь   послушаем   сообщения   учеников   о   биографии   поэта   и   узнаем,  где родился Рубцов. Сообщения учеников:  О родителях Н.Рубцова известно немного. Отец поэта – Михаил Андриянович Рубцов родился в деревне Самылково на Вологодчине. Работал он продавцом в сельпо.   В   1921   году   женился   на   Александре   Михайловне.   В   Самылкове родились первые их дети – три дочери: Рая, Надежда, Галина – и сын Альберт. Н.Рубцов   был   пятым   ребенком   в   семье.   Он   родился   3   января   1936   года   в поселке   Емецк   Архангельской   области.   Родители   будущего   поэта   приехали сюда в 1935 году. Жили Рубцовы в простом деревянном доме, который стоит и сейчас,   на   нем   недавно   установлена   памятная   доска.   «Первое   детское впечатление,   ­   рассказывал   он,   ­   относится   к   тому   времени,   когда   мне исполнился   год.   Отца   помню.   Оказывается,   это   мы   отца   провожали.   Его забрали, так мы с ним прощались. Это было в Емецке в начале 37­го. Отца арестовали, ну, как многих тогда. Он год был в тюрьме, чудом уцелел… Отцу сообщили   среди   ночи,   что   он   свободен.   Он   сначала   не   поверил,   а   потом собираться стал».      Вернувшись из тюрьмы, Михаил Андреянович сразу пошел на повышение.       Его перебросили в Няндомское райпо.  Няндома  запомнилась   Николаю  Рубцову  особенно  остро. В этом небольшом городке, в доме, стоящем почти вплотную к железнодорожной насыпи, на его глазах умерла старшая сестра – Надежда (Рая скончалась еще до рождения Николая). Надежду он любил. Ей было шестнадцать лет. На всю жизнь осталась в нем боль этой утраты, всю жизнь считал он, что, если бы Надежда не умерла так рано, не было бы и в его жизни того безысходного сиротства, через которое предстояло   пройти   ему.   14   января   1941   года   отец   выбыл   из   Няндомы   в Вологодский горком партии, а потом ушел на фронт и не вернулся. А 26 июня 1942 года внезапно умерла мать. Николаю было 6 лет, его отдали в детдом в селе Никольское Вологодской области. Там Коля закончил семилетку. Когда ему было 16, он стал работать кочегаром на рыболовском судне. Потом служил матросом, работал слесарем на заводе в Ленинграде, поступил в Литературный институт   в   Москве.   На   тридцать   втором   году   жизни   впервые   получил 4 постоянную прописку, а на тридцать четвертом – наконец­то! – и собственное жилье: крохотную однокомнатную квартиру. Здесь, спустя год, его и убили. Вот такая судьба. Через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде. Запишем в тетради дату и место рождения: 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области (слайд10). Родина Рубцова – русский Север. Лирика Рубцова мелодична, напевна. На его стихи написано много известных песен. Послушаем песню «Тихая моя Родина» в исполнении Геннадия Заволокина. Николаю Рубцову исполнилось бы всего пятьдесят лет, когда в Тотьме ему поставят памятник. Последние годы прожил в Вологде, лишь изредка покидал её. Давайте   послушаем   стихотворение   «Родная   деревня».   В   нём   поэт   тоже вспоминает о своей родине, где он прожил детские годы в детском доме – село Никольское Вологодской области. Выразительное чтение наизусть стихотворения ученицей. Вывод: сохраняя любовь и память к своему изначальному, родимой деревеньке, городу, к речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне!  В конце 1969 года Рубцов возвращается туда, где прошло его детство – в село Никольское. Здесь он нашел свою поэтическую родину, здесь начался расцвет его творчества.   В   1965   году   в   Архангельске   вышла   первая   книжка   Рубцова   – «Лирика», а два года спустя в Москве был напечатан сборник «Звезда полей». Стихи   Рубцова   заметили   и   оценили,   потому   что   они   излучали   свет   нежной, грустной   любви   к   родному   Северу,   к   матери­России,   любви,   которая   до последнего часа не покидала поэта. У вас было задание – нарисовать обложку к сборнику «Звезда полей»  (показ обложки). Стихотворение, давшее название целой книге, помещено в нашем учебнике на стр. 193. Прочитаем его. − Ребята,   вы   послушайте   и   попробуйте   увидеть,   каким   чувством   проникнуто стихотворение?  Чтение Борисом Галкиным       (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 кл.»)        Ответы учеников (восхищенная нежность, взволнованная радость,                                        тихая грусть). Давайте выясним, какое значение имеет название стихотворения.  5 Сосчитайте, сколько раз повторяется словосочетание «Звезда полей» (5 раз, включая   заглавие).  Столько   же   раз   повторяется   глагол   «горит»,   создавая ощущение вечного источника тепла и света. Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к богу. По этому пути старается идти и поэт Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и этот   образ   окрашивается   теплым   чувством   любви   к   Родине.   «Звезда   полей» бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, для всех тревожных жителей земли». Образ   звезды   повторяется   и   в   стихотворении   «В   горнице».   В   нем   каждая строчка дышит любовью к Родине.  Выразительное чтение учителем стихотворения «В горнице».       Звучит музыка Музыка, которая играла, была написана для этого стихотворения, и оно стало песней. На стихи Рубцова существует более 130 песен. Сам он очень хорошо играл на гитаре и на гармошке и многие свои стихи напевал. У Николая Рубцова есть стихотворение  «Букет»,  и   оно   тоже   стало   песней,  известной   нам   под   этим   же названием. Мы сейчас послушаем эту песню в исполнении А.Барыкина, а потом вы составите свой букет, отражающий ваше настроение. ­ звучит песня V.   Рефлексия  (Составление   букета:   каждый   ученик   ставит   выбранный цветок в вазу) VI. Подведение итогов Сегодня на уроке мы читали стихи Николая Рубцова, слушали песни на его стихи. В его стихах мы видим доброту, спокойствие, искренность. В наше время светлая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от природы чувство прекрасного – это любовь к Родине. Однажды в стихотворной шутке поэт задорно воскликнул:  Моё слово верное прозвенит! Буду я, наверное, знаменит. А потом написал серьёзно:  …И буду жить в своём народе! Он, конечно, будет жить в своём народе, как будут жить звуки его стихов, будет   звучать   его   добрый   поэтический   голос,   призывающий   нас   любить   свою Родину.   Давно   пришло   к   нему   всеобщее   признание,   пришла   слава   истинно народного поэта. Чтобы сохранить память о нем, открыты музеи в разных уголках России. Сейчас   мы   совершим   заочную   экскурсию   в   музеи,   посмотрим 6 фотографии.  (слайд18)  Каждый   зал   раскрывает   свою   страницу   истории   жизни Николая Рубцова.  VII. Домашнее задание.  Выучить понравившееся стихотворение Николая Рубцова. 7

Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»

Тема:  «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019