Цели:
Образовательные:
− познакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова;
− проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворении Н.Рубцова;
Развивающие:
− продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста;
− способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
− вызвать у учащихся интерес к лирике Н.М.Рубцова
− воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийная презентация по творчеству Н.Рубцова, музыкальные произведения, детские рисунки, карточки с заданиями, учебник «Литература. 6 класс; фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс; Литературный Север. Книга для учащихся 5-8 классов.
Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Предварительная подготовка: сообщение учеников на тему «Жизнь Н.Рубцова», оформление выставки рисунков на тему «Моя Родина» и обложки к сборнику «Звезда полей»
РУБЦОВ.doc
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Цели:
Образовательные:
− познакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова;
− проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворении Н.Рубцова;
Развивающие:
− продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа
поэтического текста;
− способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
− вызвать у учащихся интерес к лирике Н.М.Рубцова
− воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийная презентация по творчеству Н.Рубцова,
музыкальные произведения, детские рисунки, карточки с заданиями, учебник
«Литература. 6 класс; фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс;
Литературный Север. Книга для учащихся 58 классов.
Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение
стихотворений, анализ поэтического текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Предварительная подготовка: сообщение учеников на тему «Жизнь Н.Рубцова»,
оформление выставки рисунков на тему «Моя Родина» и обложки к сборнику
«Звезда полей» І. Организационный момент (приветствие учеников)
Ход урока
ІІ. Вводное слово учителя
Сегодня на уроке мы будем говорить о поэте, имя которого уже знакомо
вам. Это Н.М.Рубцов. Популярность поэзии Н.Рубцова возникла почти сразу же
после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с
покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Петрович Астафьев
сказал: «Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по
разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских
поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей
воле…» На могиле Рубцова стоит мраморная плита с барельефом поэта. Внизу по
мрамору бежит строчка из его стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
которая звучит словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и
бесконечно любимой поэтом стране.
ІІІ. Сообщение и запись темы урока, постановка целей
Тема урока «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Запишите тему урока в тетрадь (слайд №3 )
На этом уроке, посвященном творчеству Николая Рубцова, мы познакомимся с
попытаемся проникнуться настроениями,
лирикой Николая Рубцова,
размышлениями поэта.
Наша цель: выделить этапы жизни и творческого пути поэта, получить
представления о поэтическом мире Рубцова.
ІV. Изучение нового материала
Творческое задание
Чтобы настроиться на восприятие темы, выполним одно задание. Я назову
вам слово, а вы запишите словами то, с чем для вас это слово ассоциируется. Это
слово – Родина.
(самостоятельная работа учащихся)
Ответы: родной дом; школа; родная земля; место, где родились; мама и
папа; семья; речка; любимые места)
2 Перед этим уроком вы получили задание. Вам нужно было нарисовать свою
Родину. Вот что у вас получилось (выставка рисунков на тему «Моя Родина»).
А теперь познакомимся со стихотворением Н.Рубцова «Тихая моя Родина!»
Словарная работа
В стихотворении употреблены устаревшие слова. Эти слова перед вами слайд №5
Объясните значение этих слов:
погост (сельское кладбище),
обоз (повозки, едущие друг за другом),
обитель (монастырь, храм, церковь).
Целевая установка
У вас на партах карточки с вопросами:
1. Что можно узнать из этого стихотворения о Родине Николая Рубцова?
2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Николая Рубцова?
Вы послушайте стихотворение и попробуйте ответить на вопросы
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Ответы учеников:
1. Это тихая деревушка, где поэт родился, где прошло его детство
2. Из этого стихотворения мы узнаём, что Рубцов родился в деревне, в детстве
у него умерла мать, поэт учился в школе, любил ловить рыбу, был близок с
природой, вскоре покинул дом.
Прочитайте стихотворение и ответьте на следующие вопросы (слайд7 )
1) Какие картины увидели? (село, в которое вернулся герой; местные
жители; школа; обитель; недалеко река)
2) А что услышали? Какие звуки переданы в стихотворении? (Тишина. Тихо
ответили жители, тихо проехал обоз, скрип колес, сено гребут в
сеновал).
3) Какие запахи почувствовали? (Запах трав, сухого сена).
4) Какие элементы прошлой жизни поэт видит в родном селе? (Погост, где
похоронена мать; школа деревянная).
5) Как надо читать эти строки? С каким настроением? (Медленно, с грустью)
3 6) Найдите строфу, в которой выражена главная мысль стихотворения
(Читаем последнюю строфу).
В этом стихотворении Николай Рубцов говорит нам о том, что родина и человек
неразделимы, это одно целое.
А теперь послушаем сообщения учеников о биографии поэта и узнаем, где
родился Рубцов.
Сообщения учеников:
О родителях Н.Рубцова известно немного. Отец поэта – Михаил Андриянович
Рубцов родился в деревне Самылково на Вологодчине. Работал он продавцом в
сельпо. В 1921 году женился на Александре Михайловне. В Самылкове
родились первые их дети – три дочери: Рая, Надежда, Галина – и сын Альберт.
Н.Рубцов был пятым ребенком в семье. Он родился 3 января 1936 года в
поселке Емецк Архангельской области. Родители будущего поэта приехали
сюда в 1935 году. Жили Рубцовы в простом деревянном доме, который стоит и
сейчас, на нем недавно установлена памятная доска. «Первое детское
впечатление, рассказывал он, относится к тому времени, когда мне
исполнился год. Отца помню. Оказывается, это мы отца провожали. Его
забрали, так мы с ним прощались. Это было в Емецке в начале 37го. Отца
арестовали, ну, как многих тогда. Он год был в тюрьме, чудом уцелел… Отцу
сообщили среди ночи, что он свободен. Он сначала не поверил, а потом
собираться стал».
Вернувшись из тюрьмы, Михаил Андреянович сразу пошел на повышение.
Его перебросили в Няндомское райпо.
Няндома запомнилась Николаю Рубцову особенно остро. В этом небольшом
городке, в доме, стоящем почти вплотную к железнодорожной насыпи, на его
глазах умерла старшая сестра – Надежда (Рая скончалась еще до рождения
Николая). Надежду он любил. Ей было шестнадцать лет. На всю жизнь осталась
в нем боль этой утраты, всю жизнь считал он, что, если бы Надежда не умерла
так рано, не было бы и в его жизни того безысходного сиротства, через которое
предстояло пройти ему. 14 января 1941 года отец выбыл из Няндомы в
Вологодский горком партии, а потом ушел на фронт и не вернулся. А 26 июня
1942 года внезапно умерла мать. Николаю было 6 лет, его отдали в детдом в
селе Никольское Вологодской области. Там Коля закончил семилетку. Когда
ему было 16, он стал работать кочегаром на рыболовском судне. Потом служил
матросом, работал слесарем на заводе в Ленинграде, поступил в Литературный
институт в Москве. На тридцать втором году жизни впервые получил
4 постоянную прописку, а на тридцать четвертом – наконецто! – и собственное
жилье: крохотную однокомнатную квартиру. Здесь, спустя год, его и убили. Вот
такая судьба. Через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде.
Запишем в тетради дату и место рождения: 3 января 1936 года в поселке Емецк
Архангельской области (слайд10). Родина Рубцова – русский Север.
Лирика Рубцова мелодична, напевна. На его стихи написано много известных
песен. Послушаем песню «Тихая моя Родина» в исполнении Геннадия Заволокина.
Николаю Рубцову исполнилось бы всего пятьдесят лет, когда в Тотьме ему
поставят памятник. Последние годы прожил в Вологде, лишь изредка покидал её.
Давайте послушаем стихотворение «Родная деревня». В нём поэт тоже
вспоминает о своей родине, где он прожил детские годы в детском доме – село
Никольское Вологодской области.
Выразительное чтение наизусть стихотворения ученицей.
Вывод: сохраняя любовь и память к своему изначальному, родимой деревеньке,
городу, к речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне!
В конце 1969 года Рубцов возвращается туда, где прошло его детство – в село
Никольское. Здесь он нашел свою поэтическую родину, здесь начался расцвет его
творчества. В 1965 году в Архангельске вышла первая книжка Рубцова –
«Лирика», а два года спустя в Москве был напечатан сборник «Звезда полей».
Стихи Рубцова заметили и оценили, потому что они излучали свет нежной,
грустной любви к родному Северу, к материРоссии, любви, которая до
последнего часа не покидала поэта.
У вас было задание – нарисовать обложку к сборнику «Звезда полей» (показ
обложки).
Стихотворение, давшее название целой книге, помещено в нашем учебнике на
стр. 193.
Прочитаем его.
− Ребята, вы послушайте и попробуйте увидеть, каким чувством проникнуто
стихотворение?
Чтение Борисом Галкиным
(фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 кл.»)
Ответы учеников (восхищенная нежность, взволнованная радость,
тихая грусть).
Давайте выясним, какое значение имеет название стихотворения.
5 Сосчитайте, сколько раз повторяется словосочетание «Звезда полей» (5 раз,
включая заглавие). Столько же раз повторяется глагол «горит», создавая
ощущение вечного источника тепла и света.
Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Вспомним
библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к богу. По этому пути
старается идти и поэт Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и
этот образ окрашивается теплым чувством любви к Родине. «Звезда полей»
бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не
угасая, для всех тревожных жителей земли».
Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». В нем каждая
строчка дышит любовью к Родине.
Выразительное чтение учителем стихотворения «В горнице».
Звучит музыка
Музыка, которая играла, была написана для этого стихотворения, и оно стало
песней. На стихи Рубцова существует более 130 песен. Сам он очень хорошо играл
на гитаре и на гармошке и многие свои стихи напевал. У Николая Рубцова есть
стихотворение «Букет», и оно тоже стало песней, известной нам под этим же
названием. Мы сейчас послушаем эту песню в исполнении А.Барыкина, а потом вы
составите свой букет, отражающий ваше настроение.
звучит песня
V. Рефлексия (Составление букета: каждый ученик ставит выбранный
цветок в вазу)
VI. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы читали стихи Николая Рубцова, слушали песни на его
стихи. В его стихах мы видим доброту, спокойствие, искренность. В наше время
светлая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от
природы чувство прекрасного – это любовь к Родине.
Однажды в стихотворной шутке поэт задорно воскликнул:
Моё слово верное прозвенит!
Буду я, наверное, знаменит.
А потом написал серьёзно:
…И буду жить в своём народе!
Он, конечно, будет жить в своём народе, как будут жить звуки его стихов,
будет звучать его добрый поэтический голос, призывающий нас любить свою
Родину. Давно пришло к нему всеобщее признание, пришла слава истинно
народного поэта. Чтобы сохранить память о нем, открыты музеи в разных уголках
России.
Сейчас мы совершим заочную экскурсию в музеи, посмотрим
6 фотографии. (слайд18) Каждый зал раскрывает свою страницу истории жизни
Николая Рубцова.
VII. Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение Николая Рубцова.
7
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.