Цели:
Образовательные:
− познакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова;
− проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворении Н.Рубцова;
Развивающие:
− продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста;
− способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
− вызвать у учащихся интерес к лирике Н.М.Рубцова
− воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийная презентация по творчеству Н.Рубцова, музыкальные произведения, детские рисунки, карточки с заданиями, учебник «Литература. 6 класс; фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс; Литературный Север. Книга для учащихся 5-8 классов.
Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Предварительная подготовка: сообщение учеников на тему «Жизнь Н.Рубцова», оформление выставки рисунков на тему «Моя Родина» и обложки к сборнику «Звезда полей»
Тема: «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Цели:
Образовательные:
− познакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова;
− проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворении Н.Рубцова;
Развивающие:
− продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа
поэтического текста;
− способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
− вызвать у учащихся интерес к лирике Н.М.Рубцова
− воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийная презентация по творчеству Н.Рубцова,
музыкальные произведения, детские рисунки, карточки с заданиями, учебник
«Литература. 6 класс; фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс;
Литературный Север. Книга для учащихся 58 классов.
Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение
стихотворений, анализ поэтического текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Предварительная подготовка: сообщение учеников на тему «Жизнь Н.Рубцова»,
оформление выставки рисунков на тему «Моя Родина» и обложки к сборнику
«Звезда полей»І. Организационный момент (приветствие учеников)
Ход урока
ІІ. Вводное слово учителя
Сегодня на уроке мы будем говорить о поэте, имя которого уже знакомо
вам. Это Н.М.Рубцов. Популярность поэзии Н.Рубцова возникла почти сразу же
после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с
покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Петрович Астафьев
сказал: «Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по
разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских
поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей
воле…» На могиле Рубцова стоит мраморная плита с барельефом поэта. Внизу по
мрамору бежит строчка из его стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
которая звучит словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и
бесконечно любимой поэтом стране.
ІІІ. Сообщение и запись темы урока, постановка целей
Тема урока «Жизнь и поэзия Николая Рубцова»
Запишите тему урока в тетрадь (слайд №3 )
На этом уроке, посвященном творчеству Николая Рубцова, мы познакомимся с
попытаемся проникнуться настроениями,
лирикой Николая Рубцова,
размышлениями поэта.
Наша цель: выделить этапы жизни и творческого пути поэта, получить
представления о поэтическом мире Рубцова.
ІV. Изучение нового материала
Творческое задание
Чтобы настроиться на восприятие темы, выполним одно задание. Я назову
вам слово, а вы запишите словами то, с чем для вас это слово ассоциируется. Это
слово – Родина.
(самостоятельная работа учащихся)
Ответы: родной дом; школа; родная земля; место, где родились; мама и
папа; семья; речка; любимые места)
2Перед этим уроком вы получили задание. Вам нужно было нарисовать свою
Родину. Вот что у вас получилось (выставка рисунков на тему «Моя Родина»).
А теперь познакомимся со стихотворением Н.Рубцова «Тихая моя Родина!»
Словарная работа
В стихотворении употреблены устаревшие слова. Эти слова перед вами слайд №5
Объясните значение этих слов:
погост (сельское кладбище),
обоз (повозки, едущие друг за другом),
обитель (монастырь, храм, церковь).
Целевая установка
У вас на партах карточки с вопросами:
1. Что можно узнать из этого стихотворения о Родине Николая Рубцова?
2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Николая Рубцова?
Вы послушайте стихотворение и попробуйте ответить на вопросы
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Ответы учеников:
1. Это тихая деревушка, где поэт родился, где прошло его детство
2. Из этого стихотворения мы узнаём, что Рубцов родился в деревне, в детстве
у него умерла мать, поэт учился в школе, любил ловить рыбу, был близок с
природой, вскоре покинул дом.
Прочитайте стихотворение и ответьте на следующие вопросы (слайд7 )
1) Какие картины увидели? (село, в которое вернулся герой; местные
жители; школа; обитель; недалеко река)
2) А что услышали? Какие звуки переданы в стихотворении? (Тишина. Тихо
ответили жители, тихо проехал обоз, скрип колес, сено гребут в
сеновал).
3) Какие запахи почувствовали? (Запах трав, сухого сена).
4) Какие элементы прошлой жизни поэт видит в родном селе? (Погост, где
похоронена мать; школа деревянная).
5) Как надо читать эти строки? С каким настроением? (Медленно, с грустью)
36) Найдите строфу, в которой выражена главная мысль стихотворения
(Читаем последнюю строфу).
В этом стихотворении Николай Рубцов говорит нам о том, что родина и человек
неразделимы, это одно целое.
А теперь послушаем сообщения учеников о биографии поэта и узнаем, где
родился Рубцов.
Сообщения учеников:
О родителях Н.Рубцова известно немного. Отец поэта – Михаил Андриянович
Рубцов родился в деревне Самылково на Вологодчине. Работал он продавцом в
сельпо. В 1921 году женился на Александре Михайловне. В Самылкове
родились первые их дети – три дочери: Рая, Надежда, Галина – и сын Альберт.
Н.Рубцов был пятым ребенком в семье. Он родился 3 января 1936 года в
поселке Емецк Архангельской области. Родители будущего поэта приехали
сюда в 1935 году. Жили Рубцовы в простом деревянном доме, который стоит и
сейчас, на нем недавно установлена памятная доска. «Первое детское
впечатление, рассказывал он, относится к тому времени, когда мне
исполнился год. Отца помню. Оказывается, это мы отца провожали. Его
забрали, так мы с ним прощались. Это было в Емецке в начале 37го. Отца
арестовали, ну, как многих тогда. Он год был в тюрьме, чудом уцелел… Отцу
сообщили среди ночи, что он свободен. Он сначала не поверил, а потом
собираться стал».
Вернувшись из тюрьмы, Михаил Андреянович сразу пошел на повышение.
Его перебросили в Няндомское райпо.
Няндома запомнилась Николаю Рубцову особенно остро. В этом небольшом
городке, в доме, стоящем почти вплотную к железнодорожной насыпи, на его
глазах умерла старшая сестра – Надежда (Рая скончалась еще до рождения
Николая). Надежду он любил. Ей было шестнадцать лет. На всю жизнь осталась
в нем боль этой утраты, всю жизнь считал он, что, если бы Надежда не умерла
так рано, не было бы и в его жизни того безысходного сиротства, через которое
предстояло пройти ему. 14 января 1941 года отец выбыл из Няндомы в
Вологодский горком партии, а потом ушел на фронт и не вернулся. А 26 июня
1942 года внезапно умерла мать. Николаю было 6 лет, его отдали в детдом в
селе Никольское Вологодской области. Там Коля закончил семилетку. Когда
ему было 16, он стал работать кочегаром на рыболовском судне. Потом служил
матросом, работал слесарем на заводе в Ленинграде, поступил в Литературный
институт в Москве. На тридцать втором году жизни впервые получил
4постоянную прописку, а на тридцать четвертом – наконецто! – и собственное
жилье: крохотную однокомнатную квартиру. Здесь, спустя год, его и убили. Вот
такая судьба. Через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде.
Запишем в тетради дату и место рождения: 3 января 1936 года в поселке Емецк
Архангельской области (слайд10). Родина Рубцова – русский Север.
Лирика Рубцова мелодична, напевна. На его стихи написано много известных
песен. Послушаем песню «Тихая моя Родина» в исполнении Геннадия Заволокина.
Николаю Рубцову исполнилось бы всего пятьдесят лет, когда в Тотьме ему
поставят памятник. Последние годы прожил в Вологде, лишь изредка покидал её.
Давайте послушаем стихотворение «Родная деревня». В нём поэт тоже
вспоминает о своей родине, где он прожил детские годы в детском доме – село
Никольское Вологодской области.
Выразительное чтение наизусть стихотворения ученицей.
Вывод: сохраняя любовь и память к своему изначальному, родимой деревеньке,
городу, к речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне!
В конце 1969 года Рубцов возвращается туда, где прошло его детство – в село
Никольское. Здесь он нашел свою поэтическую родину, здесь начался расцвет его
творчества. В 1965 году в Архангельске вышла первая книжка Рубцова –
«Лирика», а два года спустя в Москве был напечатан сборник «Звезда полей».
Стихи Рубцова заметили и оценили, потому что они излучали свет нежной,
грустной любви к родному Северу, к материРоссии, любви, которая до
последнего часа не покидала поэта.
У вас было задание – нарисовать обложку к сборнику «Звезда полей» (показ
обложки).
Стихотворение, давшее название целой книге, помещено в нашем учебнике на
стр. 193.
Прочитаем его.
− Ребята, вы послушайте и попробуйте увидеть, каким чувством проникнуто
стихотворение?
Чтение Борисом Галкиным
(фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 кл.»)
Ответы учеников (восхищенная нежность, взволнованная радость,
тихая грусть).
Давайте выясним, какое значение имеет название стихотворения.
5Сосчитайте, сколько раз повторяется словосочетание «Звезда полей» (5 раз,
включая заглавие). Столько же раз повторяется глагол «горит», создавая
ощущение вечного источника тепла и света.
Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Вспомним
библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к богу. По этому пути
старается идти и поэт Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и
этот образ окрашивается теплым чувством любви к Родине. «Звезда полей»
бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не
угасая, для всех тревожных жителей земли».
Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». В нем каждая
строчка дышит любовью к Родине.
Выразительное чтение учителем стихотворения «В горнице».
Звучит музыка
Музыка, которая играла, была написана для этого стихотворения, и оно стало
песней. На стихи Рубцова существует более 130 песен. Сам он очень хорошо играл
на гитаре и на гармошке и многие свои стихи напевал. У Николая Рубцова есть
стихотворение «Букет», и оно тоже стало песней, известной нам под этим же
названием. Мы сейчас послушаем эту песню в исполнении А.Барыкина, а потом вы
составите свой букет, отражающий ваше настроение.
звучит песня
V. Рефлексия (Составление букета: каждый ученик ставит выбранный
цветок в вазу)
VI. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы читали стихи Николая Рубцова, слушали песни на его
стихи. В его стихах мы видим доброту, спокойствие, искренность. В наше время
светлая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от
природы чувство прекрасного – это любовь к Родине.
Однажды в стихотворной шутке поэт задорно воскликнул:
Моё слово верное прозвенит!
Буду я, наверное, знаменит.
А потом написал серьёзно:
…И буду жить в своём народе!
Он, конечно, будет жить в своём народе, как будут жить звуки его стихов,
будет звучать его добрый поэтический голос, призывающий нас любить свою
Родину. Давно пришло к нему всеобщее признание, пришла слава истинно
народного поэта. Чтобы сохранить память о нем, открыты музеи в разных уголках
России.
Сейчас мы совершим заочную экскурсию в музеи, посмотрим
6фотографии. (слайд18) Каждый зал раскрывает свою страницу истории жизни
Николая Рубцова.
VII. Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение Николая Рубцова.
7