Данная статья посвящена исследованию проблемы ˈжизниˈ и ˈсмертиˈ в творчестве Леонида Андреева на примере рассказов «Красный смех» и "Рассказ о семи повешенных". Работа может оказать помощь в знакомстве учеников с жизнью и творчеством Леонида Андреева. Рекомендуется к использованию учёным, преподавателям, учителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами педагогики и образования.
Тема жизни и смерти в тв-ве Андреева.docx
Тема жизни и смерти в творчестве Леонида Андреева
«Придет время, я нарисую людям
потрясающую картину их жизни»
Леонид Андреев
Литературная слава Леонида Андреева (18711919) — прозаика, драматурга,
критика, журналиста — росла стремительно.
Многие критики безоговорочно признавали его талант, называя «звездою
первой величины».
Вопрос жизни и смерти занимал очень многих русских писателей. Особенно
ярко он выражен в произведениях Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, но в
христианском плане.
Андреев пытается выстроить свою концепцию человека, снова и снова
возвращается к вопросу, что же в нем доминирует, в чем смысл жизни, что есть
истина. Вечные вопросы он задает себе, своим друзьям: «Смысл жизни, где он?»,
«...кому сочувствовать, кому верить, кого любить?». Он всю жизнь пытается найти
ответы в своих персонажах.
Рассказы Андреева невеселы. К смеху он совсем не склонен. Возможна лишь
легкая улыбка.
Кто бы ни был его герой, он не прост, у каждого «свой крест», каждый
страдает. Жизнь у Андреева вне смерти немыслима – движение к смерти идет от
«колыбели к могиле».
Тема смерти в рассказах Андреева – центральная («Большой шлем»,
«Молчание», «Рассказ о семи повешенных», «На реке», «Жилибыли», «Красный смех»
и другие). Смерть страшно. Но еще страшнее, когда люди добровольно меняют жизнь
на смерть («Молчание», «Рассказ о семи повешенных»). В рассказах Андреева мы
можем увидеть, как умирают люди, что они думают и чувствуют, когда приближаются
к смерти. Страх смерти и страх жизни – две составляющие творчества Андреева.
Для доказательства выше сказанного, остановимся на «Рассказе о семи
повешенных» и повести «Красный смех» они противоположны друг другу, но в них
наиболее ярко представлена тема смерти.
«Рассказ о семи повешенных» это психология всех приговоренных к
смертной казни. Смерть и человек в рассказе рассматривается как единое целое. Не
важно, кем являются эти люди, кем они были, что сделали – все равны перед смертью.
Важно, как они ее встречали.
Пять террористов, с, казалось бы, светлой мыслью – изменить мир к лучшему,
приходят к совершенно противоположному решению – убить министра, которого не
считают за человека. «На суде все пятеро были спокойны, но очень серьезны и очень
задумчивы: так велико было их презрение к судьям, что никому не хотелось лишней
улыбкой или притворным выражением веселья подчеркнуть свою смелость. Ровно настолько были они спокойны, сколько нужно для того, чтобы оградить свою душу и
великий предсмертный мрак ее от чужого, злого и враждебного взгляда».
Все, кроме Василия Каширина, героически готовились к смерти. Таня
Ковальчук «смерть представляла себе постольку, поскольку предстоит она, как нечто
мучительное, для Сережи Головина, для Муси, для других, — ее же самой она как бы
не касалась совсем». Тогда как «Василий Каширин, весь состоял из одного сплошного,
невыносимого ужаса смерти и такого же отчаянного желания сдержать этот ужас и не
показать его судьям. С самого утра, как только повели их на суд, он начал задыхаться
от учащенного биения сердца; на лбу все время капельками выступал пот, так же
потны и холодны были руки, и липла к телу, связывая его движения, холодная потная
рубаха. Вокруг себя он ничего не видел, голоса приносились к нему как из тумана, и в
этот же туман посылал он свои отчаянные усилия отвечать твердо, отвечать громко.
Но, ответив, он тотчас забывал, как и вопрос, так и ответ свой, и снова молчаливо и
страшно боролся. И так явственно выступала в нем смерть, что судьи избегали
смотреть на него, и трудно было определить его возраст, как у трупа, который уже
начал разлагаться. По паспорту же ему было всего двадцать три года». Он наиболее
явственно чувствует разницу между жизнью прежней и жизнью настоящей – жизнью
перед смертью: «Он уже не идет куда хочет, а его везут, — куда хотят... Он уже не
может выбрать свободно: жизнь или смерть, как все люди, и его непременно и
неизбежно умертвят».
Шестой приговоренный к смертной казни, Иван Янсон, «совершил весьма
сложное покушение на вооруженный грабеж, на убийство и на изнасилование женщины.
Сделал он это както удивительно просто (...) по виду был совершенно равнодушен.
(…) Когда был объявлен приговор: к смертной казни через повешение, Янсон вдруг
заволновался. Он густо покраснел и начал завязывать и развязывать шарф, точно он
душил его. Потом бестолково замахал руками и сказал, обращаясь к тому судье,
который не читал приговора, и показывая пальцем на того, который читал:
Она сказала, что меня надо вешать. Меня не надо вешать».
Из всех возможных чувств остается только страх смерти.
Седьмой Михаил Голубец, по кличке Мишка Цыганок, он же Татарин.
«Последним преступлением его, установленным точно, было убийство трех человек и
вооруженное ограбление; а дальше уходило в загадочную глубину его темное прошлое.
Были смутные намеки на участие его в целом ряде других грабежей и убийств,
чувствовались позади его кровь и темный пьяный разгул. С полной откровенностью,
совершенно искренно, он называл себя разбойником и с иронией относился к тем,
которые помодному величали себя «экспроприаторами». О последнем преступлении,
где запирательство не вело ни к чему, он рассказывал подробно и охотно, на вопросы
же о прошлом только скалил зубы и посвистывал:
Ищи ветра в поле!»
Все семнадцать дней пролетели для него так быстро, как один как одна
неугасающая мысль о побеге, о воле и о жизни. «Точно в пьяном угаре, роились,
сшибались и путались яркие, но незаконченные образы, неслись мимо в неудержимом
ослепительном вихре, и все устремлялись к одному к побегу, к воле, к жизни». Но под конец, чем ближе к казни, стремительность разорванных образов становилась
невыносимою. «Вдруг тихонько, в землю, забормотал:
Голубчики, миленькие... Голубчики, миленькие, пожалейте... Голубчики!..
Миленькие!..»
Рассказ построен на контрасте героев, их чувств, их отношений к жизни и
смерти: «Так люди приветствовали восходящее солнце». Последнее предложение в
рассказе и вечное противоречие жизни и смерти в творчестве Андреева.
Повесть «Красный смех» ведется от лица неизвестного рассказчика и
проникнута безумием и ужасом, именно так начинается повесть, на фоне кровавых
красок. Повесть – это отклик на события Русскояпонской войны и в первоначальном
варианте имела название «Война» это образец экспрессионизма.
Андреев изображает войну как абсолютную бессмысленность. «И тут впервые
я почувствовал это. Я ясно увидел, что эти люди, молчаливо шагающие в
солнечном блеске, омертвевшие от усталости и зноя, качающиеся и падающие, что
это безумные. Они не знают, куда они идут, они не знают, зачем это солнце, они ничего
не знают. У них не голова на плечах, а странные и страшные шары». Они сходят с ума
от увиденного, от постоянно преследовавшего их красного смеха: «Я узнал его, этот
красный смех. Я искал и нашел его, этот красный смех. Теперь я понял, что было во
всех этих изуродованных, разорванных, странных телах. Это был красный смех. Он в
небе, он в солнце, и скоро он разольется по всей земле, этот красный смех!»
Примечательно то, что автор не дает имен своим героям – это и не нужно, на
войне, так же как и перед смертью все равны. А война в повести «Красный смех» это
смерть.
Красный смех и цвет повсюду: война, кровь, раны, опасность, пожар, ужас,
смерть… Это ад на земле, в душах каждого солдата. От него невозможно избавиться
даже за пределами войны. Люди живут в постоянном страхе смерти и смерть из
достигает: «Взгляни, что там! ... За окном в багровом и неподвижном свете стоял сам
Красный смех.»
Многие критики скептически относились к повести Андреева «Красный смех».
Например, Максимилиан Волошин говорил, что «Он крови этой сам не видел
(…)прочел о пролитой крови в газетах и был естественно и глубоко потрясен …» Он,
бесспорно, сгущал краски, изображая человека на войне, считая всех безумцами,
которые бессмысленно и жестоко истребляют не только друг друга, но «весь этот
мир»:
«Мы разрушим все: их здания, их университеты и музеи; веселые ребята,
полные огненного смеха, мы попляшем на развалинах. Отечеством нашим я
объявлю сумасшедший дом; врагами нашими и сумасшедшими всех тех, кто еще не
сошел с ума; и когда, великий, непобедимый, радостный, я воцарюсь над миром,
единым его владыкою и господином, какой веселый смех огласит вселенную!
Красный смех!»
«На всем лежит печать разрушения и смерти» – в этом идея Леонида
Андреева. Какой бы не была жизнь, она непременно идет рука об руку со смертью. Библиографический список:
1. Айхенвальд Ю.И. Леонид Андреев Из книги: Силуэты русских писателей. В 3 вып.
М., 1906 1910; 2е изд. М., 1908 – 1913.
2. Воровский В.В. Леонид Андреев. – М., «Звено». – 1910.
3. Михайловский Н.К. «Рассказы» Леонида Андреева. Страх жизни и страх смерти.
4. Русский язык в школе. – 2001. – № 4. – С. 6266.
5. Андреев Л. Рассказ о семи повешенных. Издво АСТ, 2002.
6. Андреев Л. Красный смех. Издво АСТ, 2002.
Тема жизни и смерти в творчестве Леонида Андреева
Тема жизни и смерти в творчестве Леонида Андреева
Тема жизни и смерти в творчестве Леонида Андреева
Тема жизни и смерти в творчестве Леонида Андреева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.