Тема: "Знакомство с органами артикуляционного аппарата"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
дефектология
Детсад
24.03.2018
Цели: Коррекционно-образовательные. Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Дать понятие "речевые" звуки.
Коррекционно-развивающие. Развивать слуховое внимание, память на материале неречевых звуков. (Узнавать музыкальные инструменты по звукам).
Коррекционно-воспитательные. Формировать положительную установку на занятие. Воспитывать навыки общения и взаимодействия.
Оборудование: индивидуальные зеркала, ширма, музыкальные инструменты, картинки с изображением музыкальных инструментов и игрушка – кукла Незнайка.
1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата ГОТОВА.doc
Тема: "Знакомство с органами артикуляционного аппарата"
Цели:
артикуляционного аппарата. Дать понятие "речевые" звуки.
Коррекционно-образовательные.
Познакомить
с
органами
Коррекционно-развивающие. Развивать слуховое внимание,
материале неречевых звуков. (Узнавать музыкальные инструменты по звукам).
память на
Коррекционно-воспитательные. Формировать положительную установку на
занятие. Воспитывать навыки общения и взаимодействия.
Оборудование: индивидуальные зеркала, ширма, музыкальные инструменты, картинки с
изображением музыкальных инструментов и игрушка – кукла Незнайка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Л. – Сядет тот, кого я назову.
2. Сообщение темы занятия.
Л. – Сегодня мы будем слушать и узнавать разные звуки, учиться быть внимательными.
Л. – Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на занятия?
Д. – Незнайка.
Л. – Посмотрите, что он нам принес?
Д. – Музыкальные инструменты.
Л. – Незнайка, хочет научиться играть и различать музыкальные инструменты по звукам.
Поможем ему. Для этого нужно быть внимательным и слушать звуки. Но сначала
проверим, знаете ли вы названия музыкальных инструментов? Я буду называть
инструмент, а вы показывайте картинку, на которой он изображен: барабан, дудка,
труба и т.д. (дети показывают соответствующие картинки).
Л. – А сейчас внимательно слушайте и поднимайте картинку с изображением того
инструмента, который звучит. (Логопед поочередно играет на инструментах за
ширмой, а дети поднимают картинки). Например, стучит по барабану, а затем
спрашивает у детей, какой музыкальный инструмент они слышали.
Л. – Ребята, скажите, все эти инструменты звучат одинаково?
Д. – Нет.
Л. – Правильно, они звучат по-разному, давайте еще раз послушаем и сравним, какой звук
мы слышим. Все понял Незнайка, что для этого нужно, внимательно слушать. Мы
слушали и угадывали, как звучат музыкальные инструменты.
3. Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Л. – Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?
Д. – Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. В этом домике есть двери и
даже не одна. Первая – это губы, вторая – это зубы.
Л. – Произнесите звук "П". Этот звук мы произносим губами. А теперь произнесите звук
"Ль". Этот звук нам помогает говорить язык Ль-Ль-Ль. Видите, как он поднимается
наверх и упирается в бугорки за верхними зубами. (Дети смотрят в зеркала).
- А теперь постучите языком по бугоркам: Д-Д-Д. Бугорки, по которым стучит язычок, -
это альвеолы. А еще в домике есть потолок. Это - нёбо. Язычок прижимаем к небу,
когда мы говорим звуки Ш, Ж, Щ, Л.
- Закройте уши ладонями, и скажите звуки М, Г, Б. Слышите гул в ушах. Это работает
наш голосок. Он живет в горле. Иногда голосок спит и его не слышно. Произнесите звук
К. Вы услышали гул в ушах? Вы его не услышали, потому что голосок спит и не
работает.
- Итак, губы, язык, зубы, небо, альвеолы и голос помогают нам говорить речевые звуки. 4. Физ.минутка (различение на слух речевых и неречевых звуков).
Л. предлагает подпрыгнуть, если прозвучит речевой звук.
5. Мы слушали и угадывали, как звучат разные музыкальные инструменты.
Л. – Звуки могут издавать не только неживые предметы, но и живые существа –
животные, птицы, насекомые и т.д. Послушайте стихотворение "Разные звуки":
Где-то собаки рычали: Р-р-р!
В стойле коровы мычали: Му-у-у!
В комнате мухи жужжали: Ж-ж-ж!
Мимо машины бежали: Тррр!
Гудели от ветра все провода: Ззззнь!
Капала в кухне из крана вода: Динь!
Перекликались в ночи поезда: Ууу!
Листья на ветру шумели: Тсс!
Змеи в лесу шипели: Шшш!
А комары все пели: Ззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет: Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели -
Днем мороженое ели: Кхх! Кхх!
Л. – Предметы, живые существа издают звуки, а мы с вами – говорим. Человек обладает
речью. Когда мы говорим, мы произносим речевые звуки, а из звуков получаются слова.
6. Итог занятия.
Л. – Сегодня мы учились слушать и различать разные звуки. Незнайка, ты понял какие
бывают звуки? Какие звуки называются речевыми? Что помогает нам произносить
речевые звуки?
Тема: "Знакомство с органами артикуляционного аппарата"
Тема: "Знакомство с органами артикуляционного аппарата"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.