Задание 1. Знакомство со звуком [Щ].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Два щенка, щекой к щеке,
Грызли щетку в уголке.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Щ]:
— губки в легкой улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;
— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Тема: Звук и буква Щ
Задание 1. Знакомство со звуком [Щ].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Два щенка, щекой к щеке,
Грызли щетку в уголке.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Щ]:
— губки в легкой улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;
— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ... (см. цветную вклейку). Характеристика звука:
звук согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый
кружок.
Задание 2. Фонетическое упражнение.
Масло шипит на сковородке, когда жарят картошку: ЩЩЩ... (длительное произнесение звука).
Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:
щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...; щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ...
Задание 4. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке, разделить словоотгадку на слоги,
произнести слово по звукам.
Хвостиком виляет.
Зубаста, а не лает. (Щука)
Задание 5. Взрослый предлагает ребенку:
— закончить слово одинаковым звуком [Щ]:
товари..., кле..., бор..., пла..., ве...
— закончить слово одинаковым слогом ЩЕ:
зимови..., сокрови..., удили..., хранили..., полотни..., дожди..., голени...
Задание 6. Дидактическое упражнение «Кто это?» (упражнение в словообразовании). Взрослый
просит ребенка назвать слово, обратить внимание на появление в нем звука [Щ], разделить слово на
слоги. Составить с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги.
Играет на барабане — барабанщик, танцует на сцене — ..., кроит одежду — ..., упаковывает товары
— ..., работает на кране …, убирает помещение …, регулирует уличное движение …, делает
кровлю …, пилит дрова …
Задание 7. Взрослый проговаривает слово целиком, а ребенок называет количество звуков в нем,
затем произносит все слово по звукам, называет первый и последний звуки в слове, а также звуки,
стоящие в середине:
щи, ищи, щит, щука.
Задание 8. Знакомство с буквой Щ.
Щ — это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткойколючкой.
На что еще похожа буква Щ?
Игры с буквой.Тема: Звук и буква Щ
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и
неправильное употребление времен глаголов.
2. Научить произносить звук [Щ].
3. Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать
навыки аналитикосинтетической деятельности.
4. Учить составлять схемы простых предложений без предлога, определять место слова в
предложении.
5. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.
6. Учить самостоятельно производить звукослоговой анализ слов, читать и писать печатными
буквами короткие предложения.