Тема:Н.Н.Носов «Живая шляпа»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Н. Носов «Живая шляпа» Тип урока: Открытие новых знаний Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух. Задачи: образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения; развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения; воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки. Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология. Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая. Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения. Карточки с рисунками, таблица с заданием.
Иконка файла материала 2 (46).doc
Тема:Н.Н.Носов «Живая шляпа» Предмет: Литературное чтение Класс: 2 УМК: «Школа России» Тема: Н. Носов «Живая шляпа» Тип урока: Открытие новых знаний Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать  развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух. Задачи: образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной  идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно­информационных умений и  навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения;  развивающие: формировать коммуникативно­речевые умения при работе с текстом  художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении  произведения; воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания:  способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в  коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися  ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки. Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой  деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно ­  коммуникативная технология. Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический  Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая. Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс,  автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет  писателя, аудиозапись произведения. Карточки с рисунками, таблица с заданием.1. Организационный момент. Психологический настрой. Слайд 1 ХОД УРОКА.   ­Ребята   у   нас   сегодня   необычный   урок.   У   нас   на   уроке   гости.   Повернитесь   к   гостям   и ­ Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.      ­Здравствуйте ребята!   поздоровайтесь. Теперь   повернитесь   ко  мне   и  тихонечко   закрыли   глаза.   Давайте   соберем   всё   своё   внимание   и настроимся на урок. Повторяйте за мной. ­Я в школе на уроке. Я радуюсь этому, голова моя мыслит ясно. У меня все получится, я готов к уроку. ­Ребята, мы с вами начинаем урок литературного чтения. Урок который развивает не только нашу память, наше мышление, речь, но самое главное развивает наши эмоции, фантазию. ­Полезный урок, (Да) Он помогает вам ориентироваться в жизни и не совершать плохих поступков.  2.Проверка домашнего задания.  ­ В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке? ­(Затейники)  Дети выходят к доске и пересказывают текст.  ­«Восстановите последовательность событий» выполняя задание .. 1 ученик пересказ 1 части.(до слов «Потом мама ушла…) 2­ой ученик пересказ 2 части. (до слов «Вдруг меня кто­то») 3­й ученик пересказ 3 части(Открыли мы дверь»)            4­й ученик пересказ 4 части.(до конца).  ­Подумайте, за что вы могли  бы похвалить ребят?   (Умеют организовать свой       досуг, не будут скучать)   ­За что можно их поругать?   (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)     ­Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?    (Нельзя играть с   одеялом, с постелью)    ­Что сказали бы соседи, которые это все слышали?    (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)    ­Какова идея этого рассказа? (Ребята затейники. Они могут организовывать свой досуг, но нельзя нагонять на себя страх, нельзя громко кричать.) (Оценить ответы: уверенность пересказа, манеру исполнения, фактические ошибки.) 3. Актуализация знаний. Организует диалог с учащимися,подводит их к формулированию цели урока.  (вывешивается портрет писателя)  ­ Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Н. Н. Носова. Но сначала вспомните, что вы знаете об этом писателе или о его творчестве?  Ответы детей: ­ Носов родился 23 ноября  1908 году недалеко от Киева в Украине; ­ он был не только писателем, но режиссёром; ­ его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья;­ по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей; ­ писатель был на войне; ­ во время Великой Отечественной войны ставил военно­технические фильмы; ­ его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями. Учитель: Его произведения читают не только российские дети, но и дети других стран. ­ Какие у него рассказы по характеру?  (Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.) ­О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ Н. НОСОВ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ? (О детях, о наших ровесниках) 4.Создание проблемной ситуации (мотивация). ­Ребята, а мы можем угадать по картинке о чем мы будем говорить на уроке? (да) Посмотрите на  экран. Что вы видите? (шляпу) ­ Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения? ­ Что такое «шляпа»? (шляпа головной убор) ­Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, мужские, женские) 5.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения. ­Осталось еще одно название «Живая шляпа» (мы не знаем это произведение) ­Что же нам с ним делать? (Давайте познакомимся с произведением). ­Так какая у нас тема урока? ­Давайте поставим перед собой цель. У.­Автор назвал рассказ «Живая шляпа». Как вы думаете почему? (­из­за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.) 6.Открытие новых знаний. А) стадия осмысления. Б) первичное закрепление Прослушивание записи. У.­  Давайте   прослушаем   чтение   профессионального   артиста   и   посмотрим,   какие   из   наших предположений оправдались.  ­ Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания. ­ За кого вы волновались и почему?  ­ Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха? ­(   Потому что мы знали,  кто под шляпой, а ребята – нет.).  ­Как звали мальчиков? ­ Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? (Высказывания детей) ­  Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает. ­Об этом мы прочитаем в рассказе «Живая шляпа». А) Стадия осмысления Словарная работа.Прежде, чем мы начнем, знакомится с произведением, давайте вспомним значение некоторых слов. (Дети отвечают на вопросы, объясняют значение слов) ­ Что изображено на слайде? (Дети сами дают определение. Учитель уточняет.) Прочитайте хором слова и объясните их значения. Рассмотрите рисунок   Объясните значение слов комод и кочерга Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных  ящиков (для белья и различных мелких вещей). Иллюстрация в учебнике стр.55. Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо  загнутым концом. ­Что значить слово треснуть? (ударить) ­А слово плюхнуть? (Упасть, тяжело сесть) Работа в группе. Дети составляют план по картинкам Б) Первичное закрепление. ­Ребята, а сейчас мы проверим, на сколько внимательно вы слушали текст. ­А теперь поработаем. (Учащиеся делятся на группы) ­Каждая группа получит сейчас задание. Конверты на столах. Задание 1 (работа в группах) ­Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая  шляпа» ­Закончили работу? А теперь проверим правильность выполнения своих заданий. Каждый командир группы выходит к доске и вывешивает картинки по порядку). 7.Самостоятельное чтение рассказа детьми. Работа с текстом во время чтения.  ­Откроем учебник.стр.54 ­ С чего мы начинаем работу над новым произведением? (Читаем   фамилию   автора,   вспоминаем   о   ком   и   о   чём   он   пишет,   читаем   заголовок, рассматриваем   иллюстрацию,   если   она   есть   и   делаем   предположение   содержания произведения.) .­Как звали мальчиков? ­ Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? (Вадик и Вовка) ­.­Когда мы это узнаём? (Мы это узнаём сразу в начале рассказа.) ­ Как котёнок оказался под шляпой? (читают)­ Почему мальчики не видели что случилось с котёнком? (Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.) ­ А мы, читатели, знаем кто прячется под шляпой?  ­ Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего; так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)    8.Физкультминутка для глаз   ­ Когда мальчики заметили шляпу? (Услышали, как позади что­то плюхнулось.) ­Что значит «плюхнулось»? («плюхнуться»­тяжело упасть или сесть.) ­ Что же так испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.) ­ Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? (Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».) ­ Тогда что их так напугало? (Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.) ­ Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?  (Прыгнули на диван и трясутся от страха.) ­ Что значит «трястись от страха»? ­ Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений. (Один из них заикается от страха. Они говорят    если он сильно волнуется или боится.)  , а так говорит человек  короткими фразами   ­ Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»? (Испугались.) ­ Что предприняли мальчики? (Они убежали на кухню.) ­ Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик.) ­ Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга.) ­ Как меняется поведение  мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?) ­ Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. (А может быть, её кто­нибудь за верёвочку дёргает?)Мальчики успокоились и осмелели.) ­ Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? (Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.) ­ Как вы понимаете слово «треснуть»? (Очень сильно ударить.)  А как вела себя шляпа всё это время? (Она не двигалась.) ­ Как вы думаете, почему? (Она сама боялась.) ­ Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.) ­ Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу? (ни побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)  ­ Какое слово  передаёт их настроение? (Обрадовались.) ­ Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? (Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл; стыд – что они испугались шляпы; жалость – Ваське зря попало.) ­ Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения? ­ Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»? ­Автор назвал рассказ «Живая шляпа».Как вы думаете почему? (­из­за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)  Определение жанра произведения. ­ К какому жанру относится  произведение, которое мы сегодня изучали? ( Это  рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой   их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.) ­ Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.) Учитель. Это   весёлый,   юмористический   рассказ.   Мы   вместе   с   автором   посмеиваемся   над   героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.    9. Закрепление понимания изученного (работа в группе) ­Ребята,   вы   должны   прочитав   авторские   слова   ,дописать   в   таблицу,   какое   чувство испытывали герои. Чувство мальчиков Увлечение  Испуг Авторские слова А в комнате сидели Володя и Вадик.   Они   раскрашивали картинки.  Вдруг шляпа поползла прямоСтрах Радость к нему. Вадик как закричит: ­ Ай! ­ и прыг на диван. ­Я   у­у­хо­хожу!­   говорит Володя. ­Куда? ­Пойду к себе домой. ­Почему? ­Шляпы   бо­боюсь.   Я   первый раз   вижу,   чтоб   шляпа   по комнате ходила.  Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: ­Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?  Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость. 10.Подведение итогов урока. (Дети отвечают на поставленные вопросы). ­Как называется рассказ, который мы читали? ­Кто написал? ­Как звали героев?  ­Чему учит рассказ? 11.Рефлексия 12. Домашнее задание. ­Стр.54­59 выразительно читать. Нарисовать котенка. Оценки.Самоанализ урока по литературному чтению по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа» Тип урока: Открытие новых знаний Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать  развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух. Задачи: образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной  идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно­информационных умений и  навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения;  развивающие: формировать коммуникативно­речевые умения при работе с текстом  художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении  произведения; воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания:  способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в  коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися  ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки. Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение   «Живая   шляпа»   находится   в   разделе   «В   мире   книг».   Изучили   произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее произведение «Фантазеры» Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так   как   моей   основной   организационной   задачей   являлось   создание   условий   для   восприятия,осмысления   и   первичного   закрепления   нового   материала.   На   мой   взгляд,   такие   условия   были созданы на проведенном уроке.  В своей   деятельности  я  стараюсь  применять  различные   формы  организации  учебной деятельности школьников, в том числе и групповые.  Отобранное   содержание   урока,   оборудование   урока,   организация   активной мыслительной   деятельности   учащихся   на   всех   этапах   урока,групповые   и   фронтальные   формы организации   учебной   деятельности   школьников,     применение   словесных,   визуальных   методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока,   стимулировали познавательные интересы учащихся.  Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.  На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Положительные результаты урока Урок   построен   в   соответствии   с   программными   требованиями   в  технологии продуктивного чтения. На   сегодняшний   день   современный   урок   немыслим   без   «тактики   сотрудничества»: ученик­учитель­ученик.  Чтобы  вовлечь   ребят  в  учебу,  необходимы  все   новые   и  новые  формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая   форма   проведения   урока   существенно   повышает   мотивацию   учения, эффективность   и   продуктивность   учебной   деятельности,   обеспечивает   работу   всего   класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. Учащиеся   на   уроке   были   активны,   внимательны,   работоспособны.   Я   считаю,   что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель ­ ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Урок   темпе,   необходимом   для   оптимальной   организации   активной   познавательной прошёл   в   деятельности учащихся.  Психологическая   атмосфера   на   уроке   характеризовалась   дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен. ПРИЛОЖЕНИЕ. Задание №1.­расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н. Носова  «Живая шляпа»Задание №2  Дописать в таблицу, какое чувство испытывали герои. Чувство мальчиков Увлечение  Испуг Страх Радость Авторские слова А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.  Вдруг   шляпа   поползла   прямо   к   нему.   Вадик   как закричит: ­ Ай! ­ и прыг на диван. ­Я у­у­хо­хожу!­ говорит Володя. ­Куда? ­Пойду к себе домой. ­Почему? ­Шляпы бо­боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.  Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: ­Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?  Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

Посмотрите также