Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
2 кл
03.04.2017
Дополнительная образовательная программа для младших школьников «Мой любимый город Пушкин» составлена для обучающихся 2-х классов. Программа предусматривает повышение краеведческих знаний учащихся младших классов, формирование и развитие личностных гуманистических качеств ребенка, воспитание гражданственности и патриотизма.
Данная программа является частью комплексного проекта внеурочной деятельности «Отечество нам Царское Село», но может работать автономно. Программа имеет научно-познавательную и художественно-эстетическую направленность. Программа составлена на основе пособия по истории города для начальной школы «Пригороды Санкт-Петербурга. Пушкин» Е.В Демидовой М.С. Зиминой.
Булавина шк.511. Программа по внеур. деятельности Мой любмый г. Пушкин.docx
«Рассмотрено»
на заседании
МО учителей
Кудрявцева Л.Г.
_________________
Руководитель МО
Протокол № ___
от «___»_августа_2014г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя
по УВР ГБОУ СОШ № 511
Иентш С.В.
____________________
«__»___августа____2014г.
«Утверждаю»
Руководитель ГБОУ СОШ
№511
Короваева Л.Е.
______________
Приказ № ___
от «__»___________2014г.
Тематическая образовательная программа
внеурочной деятельности
«Мой любимый город Пушкин»
по общекультурному направлению для 2 класса
составлена, учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 511
Булавиной И.Г.
20142015 учебный год
1 СОДЕРЖАНИЕ
Содержание:
Стр.
1.Пояснительная записка. 3
2. Общая характеристика курса. 3
3. Цели и задачи. 3
4. Описание места курса в учебном плане. 4
5. Описание ценностных ориентиров. 4
6. Основные формы и методы проведения занятий. 5
7. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса. 5
8. Содержание курса. 714
9. Материальнотехническое обеспечение программы. 15
10. Приложения к программе: 1626
фонд оценочных средств курса внеурочной деятельности;
мониторинг результатов освоения учебного материала внеурочной деятельности;
мониторинг эффективности внеурочной деятельности.
2 Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа для младших школьников «Мой любимый город
Пушкин» составлена для обучающихся 2х классов. Программа предусматривает повышение
краеведческих знаний учащихся младших классов, формирование и развитие личностных
гуманистических качеств ребенка, воспитание гражданственности и патриотизма.
Данная программа является частью комплексного проекта внеурочной деятельности «Отечество
нам Царское Село», но может работать автономно. Программа имеет научнопознавательную и
художественноэстетическую направленность. Программа составлена на основе пособия по истории
города для начальной школы «Пригороды СанктПетербурга. Пушкин» Е.В Демидовой М.С.
Зиминой. Программа адаптирована к условиям ГБОУ СШ №511. Программа разработана с опорой
на общие принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности и
массовости, конкретности (учет особенности учреждения, возраста, детей их интеллектуальных
возможностей), оперативности, гибкости, мобильности, коллективного характера.
Программа предполагает очное знакомство с музеями и памятниками города.
Главной
отличительной особенностью данной краеведческой программы от уже существующих, является ее
функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может
изменяться и дополняться, с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и
внедрение новых, актуальных тем краеведческого характера.
Общая характеристика курса
В связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического
сознания большое значение приобретает использование сведений о героических событиях
отечественной истории, достижениях края, города, как основы для патриотического воспитания
подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них
нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордится им,
надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю
деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции.
Актуальность. Программа является актуальной и потому, что популяризация краеведческих
знаний является эффективным
средством для расширения кругозора
обучающихся, позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, умений и навыков. Царское Село –
город с редкой и удивительной судьбой, его история совпадает с историей Петербурга и историей
Российского государства. Познание своего жизненного пространства, его природной и культурной
специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет ученикам
активно и продуктивно взаимодействовать с этим окружающим миром; востребовать его культурный
потенциал; чувствовать себя комфортно и уверенно в нем. Школьники узнают, что город, в котором
они живут, прекрасен своей историей, культурой, что позволяет осознать себя частицей своего
народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны
имеющей уникальную историю. Все это будет способствовать социальной адаптации ребенка.
вспомогательным
3 Неотъемлемым условием успеха реализации программы должна стать связь школы с другими
компонентами образовательного пространства и образовательной среды:
использование культурного потенциала города Пушкина (совместные проекты с музеями,
библиотеками, Домом культуры);
участие в городских акциях;
вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (семейные экскурсии
выходного дня, создание семейных исследовательских проектов, совместное выполнение творческих
заданий, подготовка материала для организации тематических школьных и классных выставок).
Основной принцип построения программы очерковый.
Программа состоит из тематических разделов. Внутри каждого раздела несколько локальных тем.
Цель: популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся эмоционально
ценностного восприятия города, как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для
ребёнка при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
Задачи:
Обучающие:
овладеть основами знаний по краеведению;
формировать историческое сознание;
дать знания по истории СанктПетербурга, Царского Селагорода Пушкина;
познакомить с памятниками истории, культуры, природы СанктПетербурга и Ленинградской
области;
привить интерес к занятиям краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и
досуговой деятельности.
Развивающие:
развить творческие способности, эмоциональную сферу;
развивать воображение, фантазию и речь ребенка;
сформировать правильное поведение во время походов, прогулок, экскурсий;
способствовать развитию познавательного интереса, социализации и самореализации
обучающихся, бережного отношения к культурному наследию;
развивать чувство причастности к судьбе родной земли.
Воспитательные:
чувств, музейной культуры;
культурные ориентиры.
воспитать гражданское сознание и патриотизм обучающихся;
способствовать формированию высоко нравственных, эстетических
воспитать человека, имеющего устойчивые нравственные и
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений, сотрудничество учителя и ученика.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, отбор
материала из научных источников, проверенных практикой.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через
содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма – любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
4 Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью
мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур
Ценность уважительного отношения к детскому творчеству представление свободы выбора,
создание атмосферы раскованности и креативности, умение педагога оценить художественные
достоинства детских работ.
Описание места курса в учебном плане
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности
школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа предназначена для обучения детей от 8 до 9 лет.
Учебная группа формируется на основании свободного выбора детьми образовательной области,
при наличии письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья.
Учебный материал и условия реализации программы соответствуют СанПиН 2.4.4. 125103 от
20.06.2003.
Сроки реализации образовательной программы 1 год – 34 часа.
Численный состав группы: от 10 до 15 человек, занятия проводятся раз в неделю по 40–45 минут в
помещении, один раз в месяц однодневный поход или экскурсия.
Основные формы и методы проведения занятий
Для успешной реализации программы следует применять различные методы и формы обучения.
Методы обучения:
Словесный:
●
объяснение нового материала;
●
рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
●
беседы с учащимися в процессе изучения темы
Наглядный: применение наглядных пособий, географических и исторических карт,
;
предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с историческими картами, макетами, иллюстрациями, предметами
из музейного фонда;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой
ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во
время занятия.
Формы обучения:
●
приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
●
проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие
познавательные задачи;
●
●
●
●
●
●
●
●
●
беседы с учащимися в процессе изучения темы;
заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
исторические игры;
самостоятельная работа с книгами и иллюстрациями;
просмотр видео и слайдфильмов по изучаемой теме;
развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
экскурсии в государственные музеи города;
экскурсии в Историкокраеведческий музей г. Пушкин;
заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;
Требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения курса
5 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к
результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного
стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных
достижениях выпускников.
Проведение занятий по программе
дает возможность обучающимся получать знания и
представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы,
требующие музейнокраеведческого исследования, и осуществлять исследования в свободное время.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает
основная образовательная программа начального общего образования ОУ. Содержание программы
формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинноследственных связей.
Результатом четырех лет будет папка с первым собственным опытом по краеведению.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты:
По окончанию изучения курса обучающиеся должны знать:
природные и культурно исторические особенности родного края;
условные знаки топографической карты;
6
памятные места города,
правила поведения в экспедиции и туристическом походе;
По окончанию изучения курса обучающиеся должны уметь:
использовать полученные теоретические знания для учебноисследовательской деятельности;
ориентироваться по плану и карте;
применять элементарные туристские умения и навыки;
учащиеся грамотно произносят, пишут, используют и объясняют значение терминов, понятий на
доступном для них уровне;
объясняют значение города для России;
частично «реконструируют» (описывают) облик города (на примере центра города); сравнивают
его с обликом в предыдущую эпоху и в настоящее время;
имеют представление знаменитых петербуржцах, чьими усилиями в указанные периоды
формировалось петербургское наследие; указывают памятные места города, связанные с
деятельностью этих людей;
имеют представление о быте, отдыхе, о праздничных традициях.
ориентируются в городской среде;
находят нужные объекты в городе.
Способами проверки знаний и умений являются:
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений:
текущий контроль умений и навыков – выполнение разноуровневых тестовых работ тестов и
упражнений;
промежуточный тематический контроль умений и навыков – контроль уровня теоретической
и практической подготовленности занимающихся;
итоговый контроль умений и навыков;
отчет по экскурсиям.
оценка достижений обучающихся (портфолио);
создание и защита презентаций – представлений по изученной теме
Основными критериями оценки работы обучающихся являются качество и скорость овладения
теоретическим и практическим содержанием образовательной программы, уровень развития
творческих способностей, желание и уровень мотивации к учебным занятиям, дисциплина и
поведение на занятиях, а также умение применять приобретенные умения и навыки в новых
условиях.
оценка достижений обучающихся (портфолио);
здание и защита собственных проектов;
создание и защита презентаций – представлений по изученной теме
Содержание курса
Содержание разработанного курса достаточно универсально, что предоставляет широкие
возможности для создания индивидуализированных учебнотематических планов. При этом учителю
предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей
формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Тем самым, данный курс содействует сохранению единого образовательного и воспитательного
пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для
реализации различных подходов к построению и формированию ключевых компетенций.
Количество регулярных занятий – 34 часа (раз в неделю), нерегулярных для желающих
учащихся (музей выходного дня) – не более одного раза в месяц.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная
значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
7 ТЕМА 1. Вводные занятия. (2 часа)
Теория. Что изучает краеведение. Определение понятия краеведение. Знакомство с учебным
пособием
Практика. Составление словарика краеведческих терминов, игровое тестирование. Содержание
понятий «культура», «наследие», «культурное наследие».
ТЕМА 2. Визитная карточка города (3 часа).
Теория. Город начинается с имени. Символы города. Герб, как символ. Флаг города. Город,
возрожденный из руин.
Практика. Работа с картой, с обучающим буклетом. О чём может рассказать герб?
Музей выходного дня – экскурсия в Историко – литературный музей «Города Пушкин и
Павловск в годы ВО войны»
ТЕМА 3. Да здравствует Лицей! Первое знакомство с Лицеем. Что такое Лицей? Лицейский сад.
(4 часа).
Теория. Происхождение названия Лицей. История создания Царскосельского Лицея. Знаменитые
лицеисты. Лицейское братство. А.С.Пушкин в Царском Селе.
Практика. Экскурсия в музей дачу Китаевой. Творческая работа иллюстрация к сказке
«Сказка о царе Салтане…»
Музей выходного дня. Экскурсия в городское пространство «Первые улицы нашего города –
Садовая улица и Лицейский переулок».
ТЕМА 4. Как история встретилась с географией Саарская мыза (3 часа)
Теория. Саарская мыза. Первый дворец в Царском Селе. Первая хозяйка дворца. Усадьбы
петровского времени. Старый сад.
Практика. Работа с картой края, с обучающим буклетом. Интерактивная игра.
Игра–викторина « 5х5»
Музей выходного дня. Экскурсия в городское пространство «В поисках знаний о Царском Селе –
Соборная площадь».
ТЕМА 5. Екатерининский дворец. (4 часа)
Теория. Елизаветинская эпоха. Понятия (памятники архитектуры). Зодчий царского дворца –
Ф.Б. Растрелли. Художественный стиль барокко.
Практика. Работа со словариком архитектурных понятий. Интерактивная игра.
ТЕМА 6. Интерьеры Екатерининского дворца.(4 часа)
Теория. Парадная анфилада большого дворца. Янтарная комната. Императорские покои.
Архитектурные особенности и художественные стили разных эпох.
Практика. Интерактивная игра 5х5.
ТЕМА 7. Ансамбль Чарльза Камерона. (3 часа)
Теория.
(колонна, скульптура, искусство).
Практика. Работа с словариком архитектора и альбомом раскраской.
Холодная баня. Агатовый павильон и Висячий сад. Камеронова Галерея. Понятия
ТЕМА 8. «Сады прекрасные». Екатерининский парк, его достопримечательности. (4 часа)
Теория. Парки разных эпох и правителей. Старый сад. Эрмитаж. Грот. Английский парк.
Адмиралтейство, Палладиев мост, Пирамида, Турецкая баня.
Практика. Сады прекрасные. Учебная прогулка по парку. Творческая работа «Нарисуй свой
парк»
8 ТЕМА 9. Памятники доблести и славы Царского Села. (3 часа)
Теория. Кагульский обелиск и Морейская колонна в Екатерининском парке. Понятия (монумент,
обелиск) Большой пруд и Чесменская колонна. Триумфальные ворота.
Практика. Интерактивная игра «Морской бой». Работа с альбомом раскраской.
ТЕМА 10. Александровский парк. (3 часа)
Теория. Александровский дворец. Зодчие Д. Кваренги, В. Неёлов. Александровский парк. Большой
китайский мост и Крестовый мост. Китайская деревня. Большой каприз.
Практика. Учебная прогулка по парку. Большой каприз. Белая башня и Шапель.
ТЕМА 11. Итоговое занятие (1 час) Задания на каникулы и лето «Мой самый любимый маршрут в
г. Пушкин», «Они смотрят на нас из глубины веков», «Он жил в Царском Селе».
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Учебнотематический план
(8–9 лет – 2 класс) 34 часа
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
Вводное занятие
Визитная карточка города
Да здравствует Лицей!
Первое знакомство с
Лицеем
Как история встретилась
с географией Саарская
мыза.
Екатерининский дворец.
(4 часа)
Интерьеры
Екатерининского дворца.
Ансамбль Чарльза
Камерона.
«Сады прекрасные».
Екатерининский парк, его
достопримечательности
Памятники доблести и
славы Царского Села.
Александровский парк.
Итоговое занятие.
(итоговый тест)
ИТОГО
2
3
4
3
4
4
3
4
3
3
1
1
1
2
2
2
3
2
2
2
2
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
34
21
13
9 10 Календарнотематическое планирование.
Формы организации деятельности обучающихся
Теоретические занятия
Практические занятия
Материал учебника
Дат
а
Учебное пособие
"Пригороды Санкт
Петербурга. Пушкин "
Е. Дмитриевой обложка.
содержание, альбомом
раскраска «Царское Село».
с.3 учебное пособие
Е. Дмитриевой
С. 4 .учебное пособие
Е. Дмитриевой
Составление словарика
краеведческих терминов
«культура», «наследие»,
«культурное наследие».
Индивидуальная работа,
игровое тестирование.
Работа с иллюстрациями
пособия, фотографиями,
беседа.
Просмотр фильма «Город,
возрожденный из руин»
Составление небольших
рассказов о своей улице.
№
п/п
Тема
1. Что изучает краеведение.
Определение понятия
краеведение. Знакомство с
учебным пособием
2.
Словарик краеведческих
терминов, игровое тестирование.
Знакомство с учебным
пособием "Пригороды Санкт
Петербурга. Пушкин "с
альбомомраскраской
Работа в группах над
иллюстрациями.
Город начинается с имени.
Символы города – герб и флаг
города Пушкин.
О чём может рассказать герб?
Решение познавательных
заданий, беседа.
Парногрупповая работа
Индивидуальная работа с
альбомомраскраской.
Город, возрожденный из руин.
Музей выходного дня.
Экскурсия в Историко –
литературный музей «Города
Пушкин и Павловск в годы ВО
Учебная экскурсия для
желающих учащихся и их
родителей войны»
Первое знакомство с Лицеем.
Происхождение названия
Лицей.
История
Царскосельского Лицея.
создания
6.
7.
Работа по решению
познавательных заданий,
беседа. Работа с
иллюстрациями альбома.
Просмотр презентации,
созданной на основе
информации альбома
«Отечество нам Царское
Село» и обсуждение.
Работа с иллюстрациями
альбома.
с.60 учебное пособие
Е. Дмитриевой
Альбом «Отечество нам
Царское Село»
Альбом «Отечество нам
Царское Село»
С. 2021
А.С. Пушкин в Царском Селе.
Экскурсия в музей (Музейдача
А.С. Пушкина/ дача Китаевой)
выходного дня.
Музей
в городское
Экскурсия
пространство «Первые улицы
нашего города – Садовая улица и
Лицейский переулок».
Учебная экскурсия для
желающих учащихся и их
родителей
9.
Знаменитые лицеисты. Лицейское
братство.
Учебная экскурсия.
Индивидуальная работа,
творческое задание
иллюстрация к сказке «Сказка
о царе Салтане…»
Просмотр презентации,
созданной на основе
информации альбома
«Отечество нам Царское
Село» и обсуждение.
Чтение стихов А.С. Пушкина
о временах года. 10
.
Саарская мыза. Первый дворец
в Царском Селе. Первая хозяйка
дворца.
11.
12.
Усадьбы петровского времени.
Старый сад.
Игра–викторина « 5х5» Старый
сад.
Беседа диалог. Парно
групповая работа.
Проблемный диалог.
Работа со словариком
архитектурных
понятий.
Работа с альбомом
раскраской.
Работа с учебным пособием и
картой края. Практическая
работа по решению частных
задач.
выходного дня.
Музей
Экскурсия
в городское
пространство «В поисках знаний
о Царском Селе – Соборная
площадь».
Учебная экскурсия для
желающих учащихся и их
родителей.
13
.
Екатерининский
дворец.
Елизаветинская эпоха. Понятия
(памятники архитектуры).
14.
15.
Зодчий царского дворца Ф.Б.
Растрелли.
Екатерининский
дворец.
Художественный стиль барокко.
Решение познавательных
заданий, обсуждение.
Работа со словариком
архитектурных понятий.
Решение познавательных
заданий, беседа обсуждение.
Парногрупповая работа.
Решение познавательных
заданий, беседа диалог.
Работа со словариком
архитектурных понятий.
с.5 6 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с.7 – 9 учебное пособие
Е. Дмитриевой
Дидактическая игра
Творческая работа «Нарисуй
свой проект загородного
дома с садом»
с.3 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с.10 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с.11 12 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 13 – 14 учебное пособие
Е. Дмитриевой 16
.
17.
18
.
Интерактивная
игра
художественный стиль барокко.
Екатерининского
анфилада большого
Интерьеры
дворца.
Парадная
дворца.
Архитектурные особенности и
художественные стили разных
эпох.
Янтарная комната.
19. Архитектурные особенности и
художественные стили разных
эпох.
Императорские покои.
20
.
Интерактивная игра 5х5
Интерьеры Екатерининского
дворца.
Решение познавательных
заданий, беседаобсуждение.
Работа со словариком
архитектурных понятий.
Решение познавательных
заданий, беседаобсуждение.
Работа со словариком
архитектурных понятий и
фотографиями.
Беседа – диалог. Работа со
словариком архитектурных
понятий. работа с
историческими картами,
иллюстрациями.
Дидактическая игра.
Отработка способа в решении
частных задач.
Творческие задания.
Дидактическая игра. Парно
групповая работа.
Творческое задание
«Нарисуй проект своей
комнаты»
21
Зодчий Ч. Камерон.
Ансамбль Чарльза Камерона.
Холодная баня.
22
.
Агатовый павильон и Висячий
сад.
Решение познавательных
заданий, беседа, обсуждение.
Работа со словариком
архитектурных понятий и
фотографиями пособия.
Решение познавательных
заданий, беседа, обсуждение.
Работа со словариком
архитектурных понятий и
с. 15 – 17 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 2023 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 2527учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 29 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 3031 учебное пособие
Е. Дмитриевой Понятия колонна, скульптура.
Камеронова Галерея.
иллюстрациями.
Самостоятельная творческая
деятельность. в альбоме
раскраске. Изготовление
макета колоннады.
Решение познавательных
заданий, беседаобсуждение.
Работа со словариком
архитектурных понятий.
Парногрупповая работа,
Беседаобсуждение. Работа
со словариком
архитектурных понятий и
фотографиями пособия.
Работа с словариком
архитектурных понятий и
альбомом раскраской.
Беседа, обсуждение.
Парногрупповая работа.
Работа с иллюстрациями.
Беседа, обсуждение.
Индивидуальная работа
с словариком
архитектурных понятий и
альбомом раскраской.
Учебная прогулка по
Екатерининскому парку.
Творческая работа по
окончанию экскурсии
«Нарисуй свой парк».
с. 32 – 33 учебное пособие
Е. Дмитриевой. Альбомом
раскраска «Царское Село».
с. 35– 38 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 4042 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 4344 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 4647 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 4849 учебное пособие
Е. Дмитриевой
23
.
24
.
25
.
.
.
.
Парки
правителей.
Эрмитаж. Грот.
разных
эпох
Старый
и
сад.
Английский
Адмиралтейство,
мост.
парк.
Палладиев
26
.
Пирамида. Турецкая баня.
Девушка с кувшином.
27. Сады прекрасные.
Учебная
прогулка по Екатерининскому
парку
28
29
колонна
обелиск и
в
Кагульский
Морейская
Екатерининском парке.
Понятия (монумент, обелиск)
Большой
пруд и Чесменская
колонна. Триумфальные ворота.
30
Интерактивная игра «Морской
бой» памятники доблести и
славы.
Дидактическая игра.
Самостоятельная творческая
деятельность. в альбоме
раскраске.
Альбомомраскраска
«Царское Село». 31
32
33
34
.
.
.
.
Александровский дворец. Зодчие
Д. Кваренги, В. Неёлов.
Большой китайский
Крестовый мост.
деревня.
мост и
Китайская
Учебная прогулка по парку
Большой каприз. Белая башня и
Шапель
Решение познавательных
заданий, беседа, обсуждение.
Работа со словариком
архитектурных понятий.
Работа с пособием и
словариком архитектора
иллюстрациями пособия.
Работа в альбоме
раскраске.
Итоговое занятие. Задания на
каникулы и лето.
Итоговый тест
Итоговый тест.
Индивидуальная работа.
Работа с иллюстрациями.
Учебная прогулка по
Александровскому парку
Творческое задание рассказ
или рисунок о выходе в парк.
Творческое задание на
каникулы и лето «Мой самый
любимый маршрут в г.
Пушкин», «Он жил в
Царском Селе».
с. 5152 учебное пособие
Е. Дмитриевой
с. 5457 учебное пособие
Е. Дмитриевой Материальнотехническое обеспечение учебного программы
учебное помещения;
рабочие места для обучающихся;
мультимедийное оборудование, соответствующее правилам безопасной эксплуатации.
Дидактические материалы
Слайдшоу о достопримечательностях г Пушкина.
Наборы слайдов по истории и культуре СанктПетербурга.
Разработки краеведческих игр.
Таблица «Архитектурные стили».
Видеофильмы и книги по истории города.
Список литературы для педагога
1. Анисимов Е.В. Царь и город. Петербургский Петербург. –СПб., 2000.
2. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. –СПб., 1997.
3. Гордин М.А. Екатерининский век. . –СПб., 2006.
4. Гришина Н.А. Альбом «Отечество нам Царское Село», 2011.
4. Ермалаева, Лебедева И.М., Захваткина И.З., Шейко Н.Г. Страницы жизни нашего края. СПб.,2008.
5.. Ермалаева, Лебедева И.М., Захваткина И.З., Шейко Н.Г., Кораблин Ю.А.
История и культура СанктПетербурга. СПб, СМИО Пресс, 2008.
6. Сорокин П.Е. 700 лет Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц.
7. Альбом «отечество нам Царское Село» – СПб. Альфаколор, 2011.
Литература для детей
1. Дмитриева Е.В. Пригороды СанктПетербурга Пушкин: Пособие по истории города с вопросами и
заданиями для начальной школы. СПб. Корона принт, 2010.
2. Ефимовский Е.С. Путешествие в СанктПетербург: СПб: АОЗТ Фирма «РиД», 1996.80с.:илл.
3. Кудрявцева Т.А. Азбука СанктПетербурга. СанктПетербург: «Искусство СПб», 2011.224 с.,
цв.ил.
5. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом: кн. Для семейного чтения о природе, истории и культуре
Ленинградской области . – 3е изд, дораб. –СПб.:
Первый класс: Специальная литература, 2011. – 288 с. ил.
6. Яковлев Н.А. наш город СанктПетербург. Путешествие с архивариусом через три столетия:
Книга для семейного чтения. – СПб: «Специальная литература», 1998.144 с.: илл.
ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
1.
2.
3.
4.
http://www.bookvoed.ru/books?genre=81&catalog%5Bview%5D=genre&contributor=1349397469
http://www.labirint.ru/reviews/goods/246740/
http://www.pandia.ru/text/77/21/70561.php
http://www.fordevind.ru/ Приложение 1.
Фонд оценочных средств курса внеурочной деятельности
общекультурного направления «Мой любимый город Пушкин» для 2 класса
Паспорт контрольнооценочного средства.
Настоящий тест разработан учителем начальных классов Булавиной И.Г.
Тест разработан на основе пособия по истории города для начальной школы В.К. Дмитриева, М.С.
Зиминой «Пушкин. Пригороды СанктПетербурга», а также альбомараскраски Е.Ю. Иванова
«Царскому Селу 300 лет».
Тест проводится после изучения курса в конце учебного года.
Объём работы – 15 заданий.
Работа проводится с целью применения полученных знаний и умений на занятиях внеурочной
деятельностью по общекультурному направлению «Мой любимый город Пушкин».
Основными критериями оценки работы обучающихся являются качество и скорость овладения
теоретическим и практическим содержанием образовательной программы, уровень развития
творческих способностей, желание и уровень мотивации к учебным занятиям, дисциплина и
поведение на занятиях, а также умение применять приобретенные умения и навыки в новых
условиях.
Критерии оценивания теста
Недостаточный (уровень) – если сделано менее 40% объема работы;
Базовый (уровень) если сделано не менее 50% 70%объема работы;
Повышенный (уровень) если сделано не менее 80% объема работы;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе
осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с
другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание
портфолио.
Задание 1. (Познавательные УУД)
Проверяет умение извлекать информацию из изображения (картины)
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 2. Познавательные УУД
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 3.Познавательные УУД.
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 4. (Познавательные УУД. Коммуникативные УУД,)
Проверяет умение фиксировать определённую информацию, выполнять коммуникативную задачу
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – понимает, что означает слово, не смог объяснить; 2 – выполнил полностью правильно.
Задание 5. Познавательные УУД
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 6. (Познавательные УУД)
Проверяет умение извлекать информацию из изображения (картины)
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 7. Познавательные УУД
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 8. Познавательные УУД
Проверяет умение извлекать информацию из изображения, данную в неявном виде.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 9. (Познавательные УУД. Коммуникативные УУД)
Проверяет умение фиксировать определённую информацию и осознанно строить речевое
высказывание в письменной форме
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 10. (Познавательные УУД. Коммуникативные УУД,)
Проверяет умение фиксировать определённую информацию, выполнять коммуникативную задачу.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – понимает, что означает слово, не смог объяснить;
2 – выполнил полностью правильно.
Задание 11. (Познавательные УУД. Коммуникативные УУД,)
Проверяет умение фиксировать определённую информацию и осознанно строить речевое
высказывание в письменной форме
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 12. Познавательные УУД
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 13. (Познавательные УУД)
Проверяет умение извлекать информацию из изображения (картины)
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 13. (Познавательные УУД)
Проверяет умение извлекать информацию из изображения (картины) Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Примеры контрольно – измерительных материалов для мониторинга качества
планируемых результатов по внеурочной деятельности
Итоговый тест «От Саарской мызы к городу Пушкин»
1. Раскрась герб Царского села. Что означает заглавная буква «Е» на гербе города?
________________________________________________________________________
2. Раскрась флаг г. Пушкин
3. Когда был открыт Царскосельский лицей? Выбери правильный ответ.
19 ноября 1811 года 19 октября 1811 года
21 октября 1811 года 19 октября 1810 года
4. Что означает слово «ЛИЦЕЙ». Запиши ответ и объясни товарищу.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
5. Сколько лет было А.С. Пушкину при поступлении на учёбу в лицей? Выбери верный ответ.
7 лет 10 лет
9 лет 12 лет 6. Узнай по фотографии павильон (здание, постройку) и подпиши название.
Это
Это
_______________________
______________________________
_____________________ ________________________________
Это______________________ Это ___________________________________
___________________________________________________________________________
7. Запиши все знакомые тебе исторические названия города Пушкина.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Посмотри на рисунок, часть каких ворот изображена на нём? Это______________________________________________________________________________.
9. Дополни и закончи предложение.
Первая улица нашего города называется ____________________________________________
и находится рядом с ______________________________________________________________
10. Что такое фасад здания?
Запиши ответ и объясни товарищу.__________________________________________________
_________________________________________________________________________________.
11. Дополни и закончи предложение.
Екатерининский дворец построен в художественном стиле __________________________,
Это стиль создал архитектор ___________________________.
12. Что входит в парадную анфиладу Екатерининского дворца? Выбери верные ответы.
Большой зал Екатерининского дворца Картинный зал Екатерининского дворца
Опочивальня Екатерининского дворца Малиновая и Зелёная гостиные дворца
13. Рассмотри фотографию. Как называется верхняя часть Екатерининского парка7
________________________________________________________________________.
14. На фотографиях ты видишь павильоны (памятники, фонтаны) Екатерининского парка.
Узнай и подпиши названия. Это _____________________________ Это ___________________________________.
_____________________________.
Это ___________________________________ . Это _________________________________
___________________________________ .
15. Запиши номер задания, которое тебе показалось самым трудным _______________________. Тестовая работа № 10
Знаешь ли ты…
Вариант 1.
1. Кому Пётр I подарил Саарскую мызу? ______________________________________________.
2. Мыза это – ______________________________________________________________________.
3. Саари Мойс это – ________________________________________________________________.
4. Строительство дворца началось в _____________________________________ году.
5. Наличник это __________________________________________________________________.
6. Пьедестал это __________________________________________________________________.
на отлично
(6 ответов)
хорошо
(5 ответов)
надо поработать
(34 ответа)
не знаю
(12 ответа)
Вариант 2.
1. Кому Пётр I подарил Саарскую мызу? ______________________________________________.
2. Мыза это – ______________________________________________________________________.
3. Саари Мойс это – _______________________________________________________________.
4. Первая постройка в Царском селе (Саарской мызе) это –_______________________________.
5. Напиши имя немецкого архитектора царского дворца? _________________________________.
6..Кто такой князь Меньшиков был ___________________________________________________.
7. Ризалит это _____________________________________________________________________.
8. Пьедестал это __________________________________________________________________.
на отлично
( 8 ответов) хорошо
(67 ответов)
надо поработать
(45 ответов)
не знаю
(12 ответа)
Тестовая работа № 13
Знаешь ли ты…
Вариант 1.
1. Палаты это ___________________________________________________________________.
2. Флигель это _________________________________________________________________.
3. Фасад это ___________________________________________________________________.
4. Напиши имя итальянского зодчего Елизаветинской эпохи (архитектора Екатерининского дворца)
______________________________________________________________________.
5. Барокко это __________________________________________________________________.
6. Лазурь это __________________________________________________________________ .
7. Атлант это ___________________________________________________________________.
на отлично
(6 7 ответов)
хорошо
(5 ответов)
надо поработать
(34 ответа)
не знаю
(12 ответа)
Вариант 2.
1. Палаты это ___________________________________________________________________.
2. Флигель это __________________________________________________________________.
3. Напиши имя итальянского зодчего Елизаветинской эпохи (архитектора Екатерининского дворца)
__________________________________________________________________.
4. Барокко это __________________________________________________________________.
5. Лазурь это ________________________________________________________________ .
6. Портик это _________________________________________________________________.
7. Фронтон это _________________________________________________________________.
8. Картуш это __________________________________________ ______________________. на отлично
(8 ответов)
хорошо
(67 ответов)
надо поработать
(45 ответов)
не знаю
(12 ответа) Приложение 2
Мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин»
№ ФИ обучающегося
Универсальные учебные действия (сентябрь, май)
Познавательное УУД
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
организационные Информаци
онные
д
о
в
ы
В
е
и
н
а
в
о
р
и
н
а
л
П
я
и
ц
я
л
у
г
е
р
о
м
а
С
–
.
в
о
л
С
е
о
к
с
е
ч
и
г
о
л
е
о
в
о
л
с
ы
м
С
е
и
н
е
т
ч
с
е
о
а
т
н
о
в
б
и
а
т
Р
к
й А
е
е
и
и
ц
н
а
а
м
ш
р
у
о
л
ф
с
н
и
я
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
е
и
н
е
м
у
з
е
т
н
и
С
ь
т
а
в
о
р
и
с
к
и
ф
ю
у
н
н
ё
л
е
д
е
р
п
о
а
к
и
г
о
Л
ю
и
ц
а
м
р
о
ф
н
и
г
о
л
а
и
Д
х
а
п
п
у
р
г
в
а
т
о
б
а
Р
е
и
н
а
н
з
о
п
о
м
а
С
е
и
н
е
л
е
д
е
р
п
о
о
м
а
С
о
н
н
е
в
т
с
в
а
р
Н
е
и
к
с
е
ч
и
т
э
я
а
к
с
е
ч
и
г
о
л
о
н
о
М
е
и
н
е
м
у
ь
ч
е
р
о
н
н
а
н
з
о
с
о
е
о
в
е
ч
е
р
ь
т
и
о
р
т
с
е
и
н
а
в
ы
з
а
к
с
ы
в
е
и
н
е
м
у
з
и
л
а
н
А
з
и
ю
и
ц
а
м
р
о
ф
н
и
ь
т
а
к
е
л
в
з
и
я
и
н
е
ж
а
р
б
о
з
и
Критерии оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий:
2
повышенный уровень;
1 базовый уровень;
1 недостаточный уровень Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Анкета для участников внеурочной деятельности по общекультурному направлению.
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся внеурочной деятельностью «Мой любимый
город Пушкин».
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень
согласия с их содержанием.
Инструкция:
Прочитай внимательно каждое утверждение. Для каждого объединения (кружка) укажи балл,
наиболее соответствующий варианту твоего ответа по следующей шкале:
2 балла – всегда;
1 балл – иногда;
0 баллов – никогда.
Утверждения
Названия кружка (объединения)
1. Иду с радостью на занятия кружка
(объединения).
2. Я охотно работаю на занятиях
и получаю удовольствие.
3. На занятиях бывает интересно.
4. С нетерпением жду окончания
занятия.
5. С нетерпением жду следующего
занятия.
6. Нравится руководитель кружка
(объединения).
7. Руководитель придет
на помощь в случае затруднения.
8. Нравится получать похвалу
от руководителя.
9. Могу оценивать свою работу.
10. Переживаю за свои успехи
и неудачи.
11. Узнаю на кружке много нового.
12. На кружке учусь добывать знания
самостоятельно.
13. Могу высказать свободно свое
мнение.
14. Кружок полезен для жизни.
Дата ______________________. Ф.И. __________________________________________________.
Обработка полученных данных
При обработке результатов следует названные в анкете утверждения разделить на три группы:
а) блок мотивации (1 5);
б) блок взаимоотношений с руководителем, самооценка работы (6 10);
в) блок познавательной активности (11 14). Исследование мотивации, заинтересованности учащихся во внеурочной деятельности
(на примере конкретного кружка)
Оцените следующие утверждения по 5балльной системе:
5 – совершенно согласен; 4 – скорее согласен, чем не согласен;3 – когда как;2 – скорее не
согласен, чем согласен;
1 – совершенно не согласен
№
п/п
Утверждения
совершенно
согласен
5
1.
Занятия в кружке проходят
в увлекательной форме,
время проходит быстро.
2. Если я по какойто причине
пропущу занятие кружка, то
чувствую потерю для себя.
скорее
согласен,
чем не
согласен
4
когда
как
3
скорее не
согласен,
чем
согласен
2
совершенно
не согласен
1
3. Если у меня чтото не
получается на занятиях
кружка, я прилагаю усилия,
чтобы получить результат.
4. Я вижу смысл в занятиях
кружка.
5. На занятиях мне обычно
интересно и я не чувствую
утомления.
6. Я всегда с пользой для себя
провожу время в кружке.
7. На занятиях в кружке у меня
обычно нет желания
отвлекаться на посторонние
дела.
8. Я всегда с интересом активно
работаю на занятии.
9. То, чем я занимаюсь на
кружке, пригодится в моей
дальнейшей жизни.
10. Я могу научить других детей
тому, чему меня учат на
занятиях кружка.
Дата ______________________. Ф.И. ___________________________________________________ .
1. Понимание смысла данного вида деятельности – 4, 6.
2. Заинтересованность учащегося в данном виде ВД – 2, 3.
Обработка результатов исследования 3. Социальная значимость результатов ВД – 9, 10.
4. Проявление активности на занятии – 7, 8.
5. Самочувствие на занятии – 1, 5.
Необходимо подсчитать средний показатель оценок по каждому блоку, а также общий средний
показатель по всей совокупности предложенных 14ти утверждении.
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Мой любимый город Пушкин».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.