Тематический план по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тематический план учебной дисциплины "Анатомия и физиология человека" разработан для специальности 34.02.01 Сестринское дело, очно-заочной формы обучения. В тематическом плане отражено распределение нагрузки по лекционным, семинарским, лабораторно-практическим занятиям, а также распределение объема времени на самостоятельную работу студентов. В конце приведен список рекомендуемой литературы по дисциплине.
Иконка файла материала Тематический план дисциплины АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА_Сестринское дело очно-заочная форма.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Медицинская сестра/Медицинский брат Форма обучения: очно­заочная Нормативный срок обучения – 3 года и 10 мес. на базе среднего общего образованияг. Череповец 2016 год 2Составитель: Жаров М.А., преподаватель высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании ЦМК Общепрофессиональных  дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель ________Э.Р. Ганичева 3я л о р т н о к   о г е щ у к е т   а м р о Ф и т с о м е а в е п с у й о н ч о т у ж е м о р п   а м р о Ф и и ц а т с е т т а КР . с а ч   , я с о г е щ ю а ч у б о   а т о б а р   я а н ь л е т я о т с о м а С 80 82 162 КР Экзамен Экзамен РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Объем времени, отведенный на освоение дисциплины . с а ч   , я с о г е щ ю а ч у б о   а к з у р г а н   я а н б е ч у   я а н ь л а м и с к 134 а М 136 270 с р у К р т с е м е С 2 семестр 1 курс 2 курс 3 семестр Общее количество часов в том числе Обязательные аудиторные учебные занятия в том числе ­ о н р о т а р о б а Л , я и т я н а з   е и к с е ч и т к а р п 16 16 32 . с а ч   , о г е с В 54 54 108 е и к с е ч и т е р о е Т . с а ч   , я и т я н а з 34 34 68 , я и т я н а з   е и к с р а н и м е С . с а ч 4 4 8 4КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, ОТВЕДЕННЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ 1 курс 2 семестр , я и т я н а з   е и к с р а н и м е С . с а ч е и к с е ч и т е р о е Т . с а ч   , я и т я н а з 2 2 № п/п 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Наименование разделов, тем занятий   классификация, Раздела 1 Анатомия и физиология как науки. Тема   1.1   Человек   как   предмет   изучения   анатомии   и физиологии. Основные анатомические понятия, анатомическая номенклатура. Раздела 2 Отдельные вопросы цитологии и гистологии Тема 2.1 Эпителиальная ткань, расположение, классификация, особенности   строения,   функции.   Соединительная   ткань, расположение,   особенности   строения, функции. Тема   2.2   Мышечная   ткань,   расположение,   классификация, особенности строения, функции.  Тема   2.3.   Нервная   ткань,   расположение,   классификация, особенности строения, функции. Раздел 3 Аппарат движения человека Тема   3.1.   Общие   вопросы   анатомии   и   физиологии   аппарата движения. Скелет туловища, соединения костей туловища. Тема   3.2.   Скелет   верхней   конечности,   соединения   костей верхней конечности. Тема   3.3.  Скелет   нижней   конечности,   соединения   костей нижней конечности. Тема 3.4. Таз в целом. Отделы, стенки большого и малого таза. Размеры женского таза. Половые отличия в строении таза. Тема 3.5. Скелет головы – череп. Кости лицевого и мозгового отдела черепа. Соединения костей черепа. Тема 3.6. Череп в целом. Мозговой и лицевой отделы (свод черепа; наружное, внутреннее основание черепа). Особенности черепа новорожденного. Раздел 4 Мышечная система Тема   4.1.   Мышца   как   орган,   строение,   вспомогательный аппарат мышц, классификация мышц. Области головы, мышцы и   фасции   головы.   Области   шеи,   мышцы   и   фасции   шеи, топография шеи. Тема  4.2. Области груди, спины,  живота.  Мышцы  и фасции туловища, топография груди, спины, живота. Тема   4.3.   Области   верхней   конечности.   Мышцы   и   фасции верхней конечности, топография верхней конечности. Тема   4.4.   Области   нижней   конечности.   Мышцы   и   фасции нижней конечности, топография нижней конечности. 5 6 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 ­ о н р о т а р о б а Л , я и т я н а з   е и к с е ч и т к а р п 2 1 0,5 0,5 2 4 2 2 4 1 1 1 1 я а н ь л е т я о т с о м а С , я с о г е щ ю а ч у б о   а т о б а р 2 2 4 1 1 2 20 4 4 4 2 4 2 20 4 4 4 4№ п/п 4.5 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 6.2 6.3 7 7.1 7.2 7.3 Наименование разделов, тем занятий 4.5. Семинар «Процесс движения» (общие вопросы костной и мышечной системы человека). Раздел 5 Нервная система Тема   5.1.   Основные   принципы   строения   нервной   системы, отделы   нервной   системы.   Центральная   нервная   система. Спинной мозг. Оболочки спинного мозга. Тема   5.2.   Головной   мозг.   Отделы   головного   мозга. Продолговатый   мозг,   мост,   средний   мозг,   промежуточный мозг. Тема   5.3.   Конечный   мозг.   Основные   борозды   и   извилины полушарий   головного   мозга.   Базальные   ядра.   Оболочки головного мозга. Полости  головного мозга. Кровоснабжение головного   мозга.   Проводящие   пути   головного   и   спинного мозга. Тема 5.4. Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы.   Нервные   сплетения,   основные   ветви,   области иннервации.   Черепно­мозговые   нервы.   Название,   место образования, место выхода из мозга, полости черепа, области иннервации. Тема   5.5.   Вегетативная   нервная   система.   Отделы,   влияние симпатической   и   парасимпатической   нервной   системы   на деятельность внутренних органов. Раздел 6 Органы чувств. Анализаторы. Тема   6.1.   Вкусовая,   обонятельная,   соматическая   сенсорная система.   Рецепторы,   проводниковый   и   центральный   отделы, вспомогательные аппараты. Тема   6.2.   Зрительная   сенсорная   система,   рецепторы, проводниковый   и   центральный   отделы,   вспомогательный аппарат. Физиология зрительной сенсорной системы. Тема   6.3.   Слуховая   и   вестибулярная   сенсорная   система, рецепторы,   проводниковый   и   центральный   отделы, вспомогательный   аппарат   слуховой   и   вестибулярной сенсорной систем. Раздел 7 Эндокринная система Тема   7.1.   Железы   внутренней   секреции.   Гормоны,   виды гормонов, их характеристика. Механизм действия гормонов. Органы–мишени. Гипоталамо­гипофизарная система. Тема   7.2.   Железы   внутренней   секреции.   Строение   желез внутренней секреции, гормоны желез внутренней секреции и их действие. 7.3 Семинар «Нервная система» 6 е и к с е ч и т е р о е Т . с а ч   , я и т я н а з 10 2 2 2 2 2 , я и т я н а з   е и к с р а н и м е С . с а ч 2 ­ о н р о т а р о б а Л , я и т я н а з   е и к с е ч и т к а р п 4 1 2 1 2 1 1 2 я а н ь л е т я о т с о м а С , я с о г е щ ю а ч у б о   а т о б а р 4 20 4 4 5 5 2 6 2 2 2 4 2 2 4№ п/п Наименование разделов, тем занятий Итого за 2 семестр е и к с е ч и т е р о е Т . с а ч   , я и т я н а з 34 , я и т я н а з   е и к с р а н и м е С . с а ч 4 ­ о н р о т а р о б а Л , я и т я н а з   е и к с е ч и т к а р п 16 я а н ь л е т я о т с о м а С , я с о г е щ ю а ч у б о   а т о б а р 80 72 курс 3 семестр Наименование разделов, тем занятий № п/п 8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 9 9.1 9.2 9.3   Тоны   сердца.   Круги   кровообращения. Раздела 8 Сердечно ­ сосудистая система Тема 8.1. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно­   Строение   системы   органов сосудистой   системы. кровообращения.   Сердце, расположение, границы, строение, клапаны сердца, строение стенки сердца. Тема   8.2.   Физиологические   свойства   сердечной   мышцы. Проводящая система сердца. Сердечный цикл. Тема 8.3. Физиологические проявления деятельности сердца. Верхушечный   толчок.   Электрические проявления   деятельности   сердца.   ЭКГ,   отведения   ЭКГ, компоненты нормальной ЭКГ. Тема   8.4.   Артерии   малого   круга   кровообращения.   Артерии большого круга кровообращения. Тема   8.5. Лимфатическая система, структуры, функции. 8.6. Семинар «Процесс кровообращения» Раздел 9 Дыхательная система Тема 9.1. Общие вопросы анатомии и физиологии дыхательной системы. Дыхательные пути, строение, функции. Тема 9.2. Легкие – внешнее строение, внутреннее строение. Проекции органов дыхательной системы на грудную стенку и позвоночный столб. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. Тема 9.3. Физиология процесса дыхания. Дыхательный цикл, этапы процесса дыхания, показатели внешнего дыхания. Раздел 10 Пищеварительная система   Вены   большого   круга   кровообращения. 10 10.1 Тема   10.1.   Общие   вопросы   анатомии   и   физиологии пищеварительной   системы.   Принципы   строения.   Отделы желудочно­кишечного тракта. 10.2 Тема   10.2.   Полость   рта,   глотка,   пищевод,   желудок,   тонкий кишечник, толстый кишечник. Строение отделов, топография, пищеварение в различных отделах. 10.3 Тема   10.3.   Печень,   желчный   пузырь,   желчевыводящие   пути, поджелудочная железа. Брюшина, брюшинная полость. Раздел 11 Мочевыделительная система 11 11.1 Тема   11.1.   Общие   вопросы   анатомии   и   физиологии   расположение, строение,   мочевой   пузырь, мочевыделительной   системы. макроскопическое мочевыводящие   пути:   мочеточники, мочеиспускательный канал.   и   микроскопическое   Почки:   8 , я и т я н а з   е и к с р а н и м е С . с а ч 2 е и к с е ч и т е р о е Т . с а ч   , я и т я н а з 10 2 2 2 2 2 2 8 2 2 4 8 2 2 4 8 2 ­ о н р о т а р о б а Л , я и т я н а з   е и к с е ч и т к а р п 4 2 2 4 2 2 4 2 2 я а н ь л е т я о т с о м а С , я с о г е щ ю а ч у б о 18 2   а т о б а р 2 2 4 4 4 18 6 6 6 18 6 6 6 18 6№ п/п Наименование разделов, тем занятий 11.2 Тема   11.2.   Физиология   мочевыделительной   системы.   Механизмы ультрафильтрация, Особенности   кровоснабжения   почки. мочеобразования: клубочковая канальцевая реабсорбция и секреция.     11.3 Тема   11.3.   Состав   и   физико­химические   свойства   мочи. Показатели общего анализа мочи в норме. Раздел 12 Кровь 12 12.1 Тема   12.1.   Система   крови,   состав   крови,   функции   крови. Форменные   элементы,   их   свойства,   функции,   показатели   в норме. Гемостаз: структуры, осуществляющие гемостаз, звенья гемостаза. 12.2 Тема   12.2.   Группы   крови   по   системе   АВО,   методы определения групп крови. Резус фактор, причины и механизм резуз­конфликта. 12.3. Семинар по теме «Спланхнология» 12.3 Итого за 3 семестр РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА , я и т я н а з   е и к с р а н и м е С . с а ч е и к с е ч и т е р о е Т . с а ч   , я и т я н а з 2 4 ­ о н р о т а р о б а Л , я и т я н а з   е и к с е ч и т к а р п 4 2 2 я а н ь л е т я о т с о м а С , я с о г е щ ю а ч у б о 6   а т о б а р 6 6 4 2 2 4 4 82 16 34 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф.  Фалина, В. А. Сагун ­ 2­е издание, перераб. и доп. ­ М. : ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433072.html 2. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских  училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава ­ М. : ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432570.html 3. Нормальная физиология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Л. З. Теля, Н. А.  Агаджаняна ­ М. : Литтерра, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785423501679.html ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. ­ 2­е изд., стереотип. ­ М. : Академия, 2006. ­ 496 с. ­  (Среднее проф.образование) 2. Митрофаненко В.П. Учебно­методическое пособие по анатомии и физиологии человека / В.П. Митрофаненко. ­ М. : АНМИ, 2003. ­ 343 с. ­ (Сестринское дело) 3. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека : учеб. пособие для мед. училищ / В.Я. Липченко, Р.П. Самусев. ­ 2­е изд., перераб. и доп. ­ М. : Медицина, 1988. ­ 320 с. : ил. ­ (Учеб. литература. Для учащихся мед.училищ 9