Дети должны усвоить: названия домашних птиц и их детенышей (курица, петух, утка, гусь); их отличительные признаки; существительное с обобщающим значением птицы.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «В гости пришли птицы». Обогащение знаний детей по теме.
Логопед показывает детям картинки и говорит: «Дети, к нам в гости пришли птицы: петух, курица, утка, гусь. Кто это? Да, это домашние птицы. Они живут около дома. Они приносят пользу человеку: несут яйца, дают нам мясо. Какую пользу домашние птицы приносят нам? (Дети повторяют.) Посмотрите внимательно на курочку: какая она, что у нее есть? Правильно, у курочки есть голова, хохолок, клювик, глаза, лапки, хвостик, перышки. А теперь скажите сами, что есть у курочки?»
Тематический цикл «Домашние птицы» (средняя группа)
(двадцатая неделя)
Дети должны усвоить: названия домашних птиц и их детенышей
(курица, петух, утка, гусь); их отличительные признаки; существительное с
обобщающим значением птицы.
Лексикограмматические игры и упражнения
•
«В гости пришли птицы». Обогащение знаний детей по теме.
Логопед показывает детям картинки и говорит: «Дети, к нам в гости
пришли птицы: петух, курица, утка, гусь. Кто это? Да, это домашние птицы.
Они живут около дома. Они приносят пользу человеку: несут яйца, дают нам
мясо. Какую пользу домашние птицы приносят нам? (Дети повторяют.)
Посмотрите внимательно на курочку: какая она, что у нее есть? Правильно, у
курочки есть голова, хохолок, клювик, глаза, лапки, хвостик, перышки. А
теперь скажите сами, что есть у курочки?»
•
« Что умеют птицы?» Расширение словаря по теме.
Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.
Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.
Далее логопед просит детей повторить, что умеют птицы.
•
«Один
— много».
Образование множественного числа
существительных.
У курицы не цыпленок, а... (цыплята).
У утки не утенок, а... (утята).
У гуся не гусенок, а... (гусята).
Игра повторяется. Логопед спрашивает у детей: «Кто у курицы? Кто у
утки? Кто у гуся?»
Логопед подводит итог игры: «Цыплята, утята, гусята — это детеныши,они маленькие».
•Чтение с выражением рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей».
«Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом
красная бородка... Хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры.
Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
— Курочки хохлатушки, пестренькие рябенькие, черненькие
беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками, я вам зернышко
припас! Курочки с цыплятами собрались, раскудахталися; зернышком не
поделились, передрались. Петяпетушок беспорядков не любит — сейчас
семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень
взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Кукареку!»
Развитие связной речи
•
Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка» по серии сюжетных
картинок. Можно изготовить силуэты птиц из картона.
«Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шлишли и к речке
пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что
делать? Думалидумали и придумали!
Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке, а курица на утке!»
Сенсорное развитие
•
«Расскажи о курочке». Развитие пространственного восприятия.
«Впереди у курочки — голова с клювом. Сзади — хвостик. Посередине
— туловище. С одной стороны — крыло, с другой стороны — тоже крыло, у
курочки два крыла. Внизу у курочки — две лапки».
Рассказ о курочке повторяется с помощью вопросов.
Работа над звуковой стороной речи
•
«Разложи полоски». Слоговой анализ слов.Используются картинки: утка, курица, гусь, петушок, утенок. Логопед
раздает детям по три картонные полоски. Дети
хлопками в ладоши определяют количество слогов в слове и
выкладывают схему на столе.
Физкультминутка логоритмика
•
«Как у наших у ворот». Импровизация движений в такт потешке.
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.