Дети должны усвоить: знания о том, что посуда — это предметы домашнего обихода; названия основных предметов посуды; существительное с обобщающим значением посуда.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Назови предметы». Составление предложений с союзом и.
Логопед показывает детям по два предмета посуды и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают: «Это вилка и ложка» или «Это чайник и кастрюля» и т. д.
• «Найди посуду». Практическое употребление в речи предлога на.
Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Дети находят посуду, подходят к логопеду и говорят:
Тематический цикл «Посуда» (средняя группа)
(десятая неделя)
Дети должны усвоить: знания о том, что посуда — это предметы
домашнего обихода; названия основных предметов посуды; существительное
с обобщающим значением посуда.
Лексикограмматические игры и упражнения
•
«Назови предметы». Составление предложений с союзом и.
Логопед показывает детям по два предмета посуды и спрашивает: «Что
это?». Дети отвечают: «Это вилка и ложка» или «Это чайник и кастрюля» и т.
д.
•
«Найди посуду». Практическое употребление в речи предлога на.
Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Дети находят
посуду, подходят к логопеду и говорят:
— Чашка была на столе.
— Вилка была на тарелке.
— Кастрюля была на полу.
— Чайник был на полке.
— Тарелка была на стуле.
— Стакан был на тумбочке.
— Ложка была на полу.
— Ножик был на ковре и т. д.
•
«Дружит или не дружит ?» Усвоение обобщающего понятия
посуда. Отличие посуды от других предметов.
Логопед показывает детям по два предмета и спрашивает:
— Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.)
— Чайник «дружит» с куклой? (Нет, потому что кукла не посуда.)
— Тарелка «дружит» с шапкой? (Нет, потому что шапка не посуда) и
т. д.•
«Слушай внимательно, делай старательно».
Учить точно
выполнять словесную инструкцию.
— Возьми ложку, вилку и чашку.
— Возьми блюдце, чайник и ножик.
— Возьми кастрюлю, крышку и ложку и т. д.
•
Чтение с выражением стихотворения К. Чуковского «Федорино
горе».
Развитие связной речи
•
«Это шкаф с посудой. У него три полки: верхняя полка, средняя полка
Рассказописание «Шкаф с посудой».
и нижняя полка. На верхней полке — кастрюля и чайник. На средней полке —
тарелки, чашки, блюдца. На нижней полке — вилки, ложки, ножи. В шкафу
много посуды».
Дети пересказывают рассказ с опорой на вопросы логопеда и картинки.
Сенсорное развитие
•
«Построй по росту».
Формирование умения выстраивать
предметы по определенному признаку.
На игровом поле — пять контуров чашек разной величины. Логопед
вместе с детьми располагает их «по росту»: самая большая, большая,
поменьше, маленькая, самая маленькая.
•
«Найди шкафчик». Формирование воображения, внимания.
На игровом поле — три картонных силуэта шкафчиков одного размера.
На каждом из них изображен предметзаместитель. Детям предлагаются
картинки с изображением предметов посуды (ложка, вилка; чашка, тарелка,
стакан). Ребенку нужно положить картинку возле того шкафчика, на котором
изображен предметзаместитель, больше всего похожий на предмет посуды на
его картинке.Работа над звуковой стороной речи
•
«Назови ласково»: чашка — чашечка, ложка — ложечка,
кастрюля — кастрюлька, тарелка — тарелочка и т. д.
Физкультминутка логоритмика
•
Импровизация движений в такт стихотворения.
Чашку в руки я беру
И ко рту я подношу,
Голову я наклоняю,
Чай до дна я выпиваю.