№ и тема урока, основные вопросы
Требования к знаниям и умениям
Рекомендации к проведению урока
Основные понятия темы
Формы контроля
1
2
3
4
5
7 класс
1 тема. Введение в экономику региона (1 час)
1. Вводный урок.
Экономика как система хозяйственной жизни. Экономика как наука. Место экономики региона в национальной экономике
Учащиеся должны: - знать понятие экономики как хозяйственной деятельности и как науки; - роль и место экономики Вологодской области в экономике России
Урок построен в форме беседы с элементами дискуссии: «Какой вопрос пытается решить экономика, изучая потребности людей и возможности их удовлетворения в регионе?»
Экономика как хозяйственная деятельность, экономика как наука, экономика региона, потребности
Устный опрос
2 тема. Экономические блага и факторы производства (3 часа)
1. Факторы производства региона.
Экономические блага. Понятие экономических ресурсов. Факторы производства и их виды. Факторные доходы
Учащиеся должны: - знать понятие «экономические ресурсы» и «факторы производства», виды факторов производства
Урок построен в форме игры: «Ограниченность ресурсов, кругооборот ресурсов и доходов»
Экономические блага. Экономические ресурсы. Факторы производства. Факторные доходы
Устный или письменный опрос. Тест
Принято на заседании методического
объединения учителей естественного цикла
Протокол №2 от 16.09.2011 год.
Утверждено: Протокол № от 20.09.2011
Директор: Г.А. Зарайская
«Программа и тематическое планирование 79 классы» авторы составители: М.А. Алексеева, О.Л. Гузакова, Г.В. Леонидова и др. , Вологда 2007 г.
Учебник: «Экономика региона», под редакцией О.Л. Гузаковой, Вологда, «Учебная литература», 2011 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»
Сборник Департамента образования Вологодской области, ВИРО
№ и тема урока, основные
вопросы
Требования к знаниям и
умениям
Рекомендации к
проведению урока
1
2
3
7 класс
Основные понятия темы
Формы контроля
4
5
1 тема. Введение в экономику региона (1 час)
1. Вводный урок.
Экономика как система
хозяйственной жизни. Экономика
как наука. Место экономики
региона в национальной эконо
мике
Учащиеся должны: знать
понятие экономики как
хозяйственной деятельности и
как науки; роль и место
экономики Вологодской
области в экономике России
Урок построен в форме
беседы с элементами
дискуссии: «Какой вопрос
пытается решить экономика,
изучая потребности людей и
возможности их
удовлетворения в регионе?»
Экономика как
хозяйственная дея
тельность, экономика как
наука, экономика региона,
потребности
Устный опрос
2 тема. Экономические блага и факторы производства (3 часа)
1. Факторы производства
региона.
Экономические блага. Понятие
экономических ресурсов.
Факторы производства и их виды.
Факторные доходы
Учащиеся должны: знать
понятие «экономические
ресурсы» и «факторы
производства», виды факторов
производства
Урок построен в форме
игры: «Ограниченность
ресурсов, кругооборот
ресурсов и доходов»
Экономические блага.
Экономические ресурсы.
Факторы производства.
Факторные доходы
Устный или пись
менный опрос. Тест2. Проблемы ограниченности и
выбора.
Понятие ограниченности.
Проблема выбора
3. Собственность:
сущность и формы.
Что такое собственность.
Субъекты и объекты
собственности в регионе. Формы
собственности в
экономике региона:
общая, частная, семейная. Права
собственности: владение,
пользование, распоряжение
3 тема. Производство (6 часов)
1. Сущность производства.
Основные вопросы
экономики. Основные сферы
производства в регионе
2. Производительность труда.
Сущность производительности
труда. Показатели
производительности труда
Урок комбинированный:
опрос (устный
или письменный),
дискуссия «В каком случае
можно заменить один
ресурс другим: например,
труд капиталом»
Урок комбинированный в
форме практикума «Кому
что принадлежит» (на при
мере Вологодской
области) и дискуссии
«Роль собственности
в жизни людей»
Ограниченность ресурсов.
Выбор
Устный или
письменный опрос.
Тест
Собственность, субъекты и
объекты собственности.
Формы собственности.
Право пользования,
владения, распоряжения
Сообщения «Формы
собственности в
регионе». Творческое
задание «Что
принадлежит лично
тебе (семье, городу,
ре
гиону)»
Учащиеся должны:
знать сущность категории
собственность; основные
формы собственности, права
собственности; уметь
определять объекты и
субъекты собственности в
регионе
Учащиеся должны:
знать основные вопросы
экономики (Что? Как? Для
кого?); отраслевую структуру
производства в регионе;
уметь выявлять, на
предприятии какой отрасли
региона производятся
определенные товары и услуги
Учащиеся должны:
уметь рассчитывать основной
показатель производительности
труда
Урок в форме беседы
или заочной экскурсии
Производство. Сферы
производства, отрасли
экономики, основные
вопросы экономики. Цель
производства
Творческое задание:
«Какие товары и услуги
производятся в городе,
регионе, области».
Устный
опрос
Практическое занятие по
решению задач
Производительность
труда
Решение задачУрок комбинированный в
форме беседы и игры (работа
по группам) «Разделение и
специализация труда»
Специализация труда.
Разделение труда.
Специализация региона
Устный или письменный
опрос
Урок в форме экскурсии на
предприятие или заочной
экскурсии
Специализация труда.
Разделение труда.
Специализация
региона
Устный или письменный
опрос
Комбинированный урок:
беседа
Кооперация труда,
кооперация предприятий,
кооперация отраслей,
межрегиональные связи
Тест
Учащиеся должны: знать
понятия разделения и специа
лизации труда, специализация
региона; последствия
разделения и специализации
труда, их роль в повышении
эффективности
производства
Учащиеся должны: знать
понятия разделения и
специализации труда,
специализация региона;
последствия разделения и
специализации труда, их роль в
повышении эффективности
производства
Учащиеся должны: — знать
понятие кооперации труда и
предприятий
3. Разделение и специализация
труда.
Специализация. Роль разделения
и специализации труда в
развитии экономики
4. Специализация региона
5. Кооперация.
Понятие кооперации.
Взаимосвязь разделения,
специализации и кооперации
труда. Кооперация труда
работников, предприятий
и отраслей региона.
Экономические связи
между предприятиями
Вологодской области и других
регионов в рамках
специализации и
кооперирования
производства
межрегиональные связи6. Контрольный урок по теме:
«Производство»
Учащиеся должны: уметь
различать понятия: разделение,
специализация и
кооперация труда и
предприятий, а также
анализировать их взаимосвязь
Контрольная работа по теме
«Производство»
Контрольная работа
4 тема. Обмен, товар, деньги (6 часов)
1. Обмен
Стадии воспроизводственного
процесса. Сущность и роль
обмена в развитии экономики
региона
2. Натуральное и товарное
хозяйство
Причины перехода от одного
типа хозяйства к другому. Их
общие черты и различия
Учащиеся должны: знать
стадии воспроизводственного
процесса, их единство, роль
обмена;
уметь характеризовать
каждую стадию
воспроизводственного
процесса, их единство и
взаимосвязь, приводить
примеры форм обмена в
экономике Вологодской
области, в повседневной
жизни
Учащиеся должны:
знать черты и отличительные
особенности натурального
и товарного хозяйства;
уметь характеризовать
натуральное
и товарное хозяйство;
приводить конкретные
примеры из собственного
опыта
Комбинированный урок: —
эвристическая беседа;
практикум «Обмен»
Воспроизводство, стадии
воспроизводственного
процесса: производство,
распределение, обмен,
потребление, бартер
Устный и письменный
опрос
Интегрированный
урок по истории и
экономике
Натуральное и товарное
хозяйство
Составление и
анализ таблицы.
Устный и письменный
опросУчащиеся должны:
знать категорию
«Товар», и его свойства;
уметь определять
отличия товара и
блага
Учащиеся должны:
знать определение
денег, их свойства,
роль в экономике;
уметь объяснять причины их
появления
Учащиеся должны уметь
объяснять сущность, функции
и роль денег в экономике
региона
Учащиеся должны: знать,
что такое торговля, как она
воз
никла, виды торговли;
уметь объяснять роль
торговли во взаимодействии
производителей и
потребителей региона
3. Товар. Свойства
товара. Потребительная
стоимость (полезность).
Меновая стоимость. Цена.
Отличия товара и блага
4. Деньги.
Причины появления
и история развития
денег. Формы денег.
Свойства денег
5. Функции денег.
Эмиссия денег. Покупательная
способность денег
6. Торговля.
Виды торговли. Роль торговли в
развитии
экономики региона
Повторительнообобщающий
урок по теме «Введение в
экономику региона» (1 час).
Обобщающий урок по
изученным темам.
Урок в форме беседы
или дискуссии
Товар, потребительная
стоимость (полезность),
меновая стоимость. Цена
Тест
Урок комбинированный. Игра
«Найди деньги в разных
странах»
Деньги, свойства
денег
Урок в форме беседы
Комбинированная игра: беседа
и игра «Торговля»
Функции денег. Средство
обмена, средство
сбережения, мера
стоимости, средство
платежа. Эмиссия денег
Торговля, розничная и
оптовая торговля,
продавец, покупатель
Сообщения
«Возникновение денег»,
«Современные формы
денег», устный и
письменный опрос
Устный или письменный
опрос, тест
Творческое задание
«Характеристики форм
торговли региона»
Форма урока: викторина, игра,
тест.