Тематическое планирование по изобразительному искусству (4 класс)
Оценка 4.6

Тематическое планирование по изобразительному искусству (4 класс)

Оценка 4.6
Научные работы +1
doc
изобразительное искусство
4 кл
28.01.2019
Тематическое планирование по изобразительному искусству (4 класс)
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса учебно-методического комплекта "Гармония" (авторы Т.А. Копцева, В.П. Копцев) разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Тематическое планирование изобразительное искусство.doc

4. Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс

№п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

Номер задания, страница

Дата

Предметные

Метапредметные и

личностные

 

Художник и мир природы (9 часов)

1.      

Учимся смотреть и видеть. Урок наблюдение.

Знать:

-  тёплые и холодные цвета;

-  изобразительные возможности разных художественных материалов;

-  жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет;

-  что цвет является главным выразительным средством живописи;

- что уникальные пещеры со сталагмитами и сталактитами охраняются государством;

- названия пещер, в которых находятся наскальные рисунки животных.

 

Уметь:

- выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева);

- оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома;

- выполнять рисунок по собственному замыслу или на тему;

- анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;

- придумывать оригинальные

названия своим рисункам: «Я

увидел, как птицы вылетели

из-за трёх деревьев», «Летом

я купался в море», «Я люблю

фотографировать природу»,

«Я люблю фотографировать кота Васю», «Я люблю фотографировать свою семью», «Я люблю фотографировать машины» и т.п.;

- оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;

- выполнять оригинальную композицию на тему урока «Линия горизонта». Рисунок создавать карандашом с последующим включением цвета;

- использовать формат листа (квадрат, узкий, вытянутый по

вертикали или горизонтали) и цветовую гамму (тёплую, холодную) в выразительных целях;

- оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности;

- высказывать суждения о выразительности теней в рисунке как важном композиционном элементе, раскрывающем глубину замысла (тень – подруга солнца, тень - призрак, ритмы теней деревьев, тень дразнится, повторяя все действия за человеком; тень тащится за человеком, животным и т. п.);

- различать графические и живописные произведения;

- продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию;

- выполнять оригинальную композицию по теме урока «Свет и тень», используя выразительные возможности светового контраста;

- передавать в самом общем виде перспективные сокращения предметов;

- оценивать выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций;

- сравнивать разные национальные орнаменты;

- выполнять оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности тёплой или холодной гаммы цветов и ритмическое чередование стилизованных растительных элементов;

- оценивать красоту дождя и коварство ливня;

- выполнять оригинальную композицию «Дождь» и давать ей необычные названия;

- придумывать рисунку оригинальное название: «Грибной дождь», «Колючий дождь», «Ласковый дождь», «Я под зонтом» и т. п.;

- вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения;

- выделять среди других пейзажей марины;

- отличать выразительность творческого почерка разных художников;

- создавать оригинальную контрастную или нюансную композицию морского пейзажа;

-выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Шторм в Индийском океане», «Музыка моря», «Задумчивый закат», «Мне и морю  грустно», «Торжественный закат на море и я» или др.;

- высказывать эмоциональные

суждения о живописных работах Н. Рериха;

- выполнять оригинальную композицию горного пейзаж в тёплом, холодном или контрастном колорите для достижения своего замысла;

- оценивать выразительные качества изображений;

- выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Сильные высокие горы», «Студёные горы», «Каскад гор, освещённых солнцем», «Я встречаю красивый рассвет в горах», «Печальная музыка гор», «Вулкан сердится»,

«Горный дракон»,  «Торжественный горный пейзаж» и др.;

- отличать линейный рисунок от силуэтного;

- оценивать выразительные качества рисунка и умение автора выражать своё отношение к сказочному герою (Снежная королева, хозяйка Медной горы и др.);

- высказывать эмоциональные

суждения о запутанных лабиринтах и о мифе о Минотавре;

- иметь представление о ритме как средстве художественного выражения, об особенностях построения арабескового орнамента;

- уметь создавать орнамент лабиринт (меандр, арабеска).

 

 

Личностные УУД:

 

- различать изобразительные возможности разных художественных материалов;

- выполнять рисунок по собственному замыслу;

- выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева);

- оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома;

- анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

 

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

 

Познавательные УУД:

- проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока:

ü  как создать оригинальную творческую работу;

ü  как создать оригинальную творческую работу,  использовав в рисунке разное положение линии горизонта;

ü  как создать оригинальный растительный орнамент в полосе;

ü  как создать выразительную оригинальную композицию  «Дождь»;

ü  как создать выразительную композицию горного пейзажа;

ü  как создать оригинальную творческую работу в технике монотипии или при помощи рисунка (линейного или силуэтного);

ü  как создать оригинальную декоративную арабесковую композицию или меандровую композицию;

ü высказывать свои пути решения проблемы.

 

Коммуникативные УУД:

-  участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

- осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями.

Вспоминают разные художественные материалы,

анализируют их выразительные качества.

Рассматривают Творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка – возможные формы хранения творческих работ, выполненных на уроке и во внеурочное время).

Анализируют рисунки

сверстников на один и тот

же сюжет: «Я – фотограф», которые имеют разные композиции.

Понимают, что композиция – важнейший организующий элемент рисунка, придающий ему единство и цельность, – средство художественного выражения.

Делают вывод о том, что художник – внимательный зритель, а выразительность рисунка зависит от оригинальности замысла и композиционного решения, что обложка Творческой папки или альбома для рисования, на которых помещён авторский рисунок – визитная карточка юного

художника.

Выполняют творческое

задание: создают рисунок

на свободную или заданную тему «Я – фотограф»,

используя любой художественный материал на ¼ альбомного листа или используют специальный

формат из Творческой папки, приклеивают свой рисунок на обложку творческой папки или альбома.

1

 

 

2.      

Линия горизонта. Урок исследования.

Знакомятся с содержанием учебника.

Рассматривают произведения изобразительного

искусства, в которых образ

родной природы представлен оригинально.

Рассматривают детские

рисунки, отмечают выразительные качества композиции: умение детей

по-своему отразить тему

«Дорога, уходящая вдаль»,

«Путь».

Отвечают на вопросы

рубрики учебника «Подумай и ответь».

Выполняют творческое

задание: создают рисунок

на тему «Дорога, идущая

к горизонту», «Я гуляю по извилистой дорожке парка», «Дорога к храму»,

«Яблоневая аллея в цвету», «Лучезарное солнце

освещает мой путь» или др.

1

 

 

3.      

Свет и тень

Знакомятся с содержанием

учебника, раскрывающим

особенности изображения

света и тени в рисунке.

Узнают о том, что игра света и тени создаёт ощущение солнечного дня как в графических, так и в живописных произведениях.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Анализируют композиции рисунков сверстников.

Выполняют творческое

задание: создают композиции на тему «Тень в пейзаже», «Таинственная тень натюрморта», «Я и тень» с использованием выразительных средств живописных или графических материалов.

1

 

 

4.      

Растительный орнамент

Знакомятся с содержанием учебника, с особенностями ритмической организации растительных орнаментов.

Анализируют китайский,

персидский и древнерусский орнаменты, находят

своеобразие в орнаментах

южных и северных стран.

Выражают отношение

к рисункам сверстников.

Высказывают суждения о

выразительности тёплого и холодного колорита. Выполняют творческое задание: создают орнаментальную композицию, используя любой цветной материал.

1

 

 

5.      

Дождь

Знакомятся с содержанием учебника, с природной

красотой дождя, загадками

о нём и образными сравнениями.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Узнают о многообразии

форм изображения дождя

живописными и графическими материалами.

Знакомятся с произведениями Юрия Пименова и Франса Мазереля.

Высказывают свои суждения о детских рисунках.

Выполняют творческое

задание: создают изобразительный образ дождя, используя живописные или графические материалы.

Придумывают рисунку авторское название.

1

 

 

6.      

Морской пейзаж

Знакомятся с содержанием

учебника.

Закрепляют представления о пейзаже как жанре

изобразительного искусства, картине, на которой

изображается природа.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Узнают о том, что свои

внутренние переживания и

чувства можно передать через цвет, фактуру морского

пейзажа.

Анализируют произведения живописи — марины,

созданные разными художниками.

Высказывают свои суждения по поводу композиции

и цветового решения рисунков сверстников.

Сравнивают выразительность контрастного и нюансного цветового решения

пейзажей-марин.

Выполняют творческое

задание: изображают морской пейзаж в тёплом или

холодном, контрастном или

нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал.

Придумывают пейзажу

оригинальное название.

1

 

 

7.      

Горный пейзаж

Знакомятся с содержанием

учебника.

Закрепляют представления о пейзаже как жанре

изобразительного искусства, картине, на которой

изображается природа.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Узнают о том, что свои

внутренние переживания и

чувства можно передать через цвет, фактуру горного

пейзажа.

Анализируют пейзажи

Николая Рериха, высказывают свои суждения по поводу их композиции и цветового решения.

Сравнивают выразительность холодного и контрастного цветового решения горных пейзажей.

Выполняют творческое задание: изображают горный

пейзаж в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал.

Придумывают пейзажу

оригинальное название.

1

 

 

8.      

Необычные подземные музеи. Урок путешествие.

Знакомятся с содержанием учебника, любуются

подземными красотами

пещер, сталактитами и сталагмитами.

Узнают о том, что древние художники оставили в пещерах линейные и силуэтные наскальные рисунки животных: мамонтов, лошадей, быков и др.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Вспоминают приёмы работы в технике монотипии.

Выполняют творческое

задание: изображают залы

ледяных пещер или иллюстрации к сказке П. Бажова «Медной горы хозяйка».

Придумывают оригинальное название своей композиции.

1

 

 

9.      

Тайны лабиринтов

Знакомятся с содержанием учебника, с разнообразными формами лабиринтов  в природе и искусстве.

Вспоминают о содержании

древнегреческого мифа о

Минотавре.

Знакомятся с запутанными, замысловатыми декоративными арабесковыми орнаментами, с возможными вариантами орнаментально-лабиринтных образов, созданных детьми.

Выполняют творческое задание: изображают орнаментальную композицию с элементами геометрического или растительного орнамента «Лабиринт».

1

 

 

 

Художник и мир животных (8 часов)

10.  

Рисунки животных с натуры

Знать:

-  отечественных и зарубежных художников-анималистов;

- основные виды художественной деятельности: скульптуру, графику, живопись;

- некоторые произведения художников-анималистов

И. Ефимова и В. Ватагина;

- выразительные свойства тёплых и холодных цветов.

 

Уметь:

–   сравнивать рисунок и фотографию, выявлять оригинальность рисованного изображения с натуры;

- оценивать выразительные достоинства детского стихотворения «Носорог»;

- отличать анималистический

жанр от других жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт;

- выполнять наброски с натуры, с чучела птицы, животного или с фотографии, превращать набросок в законченную композицию;

- использовать выразительные

средства графики: линию, пятно, штрих, точку — в целях достижения замысла;

- оценивать выразительные качества своего рисунка и сверстников;

- придумывать оригинальные названия творческим работам;

- высказывать суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте;

- продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давать словесное описание её содержанию;

- высказывают свои суждения о выразительных качествах творческих работ сверстников;

- использовать средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре и конструировании – объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно; в живописи – цвет, композиция;

- продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей объёмной поделке, давая словесное описание её содержанию;

- использовать выразительные свойства пластилина (глины) — объём, пластичность для достижения замысла;

- учитывать в творческой работе основные пропорции;

- оценивать выразительность объёмных поделок;

- придумывают оригинальные названия для своей композиции и сверстников;

- высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых рельефов: статичное или динамичное, декоративное или реалистическое изображение зверя;

- проговаривать сюжет будущей композиции рельефа;

- использовать выразительные

средства полуобъёма для достижения замысла;

- оценивать выразительные качества рельефных изображений, своих и сверстников;

участвовать в обсуждении выразительной формы японских трёхстиший – хокку, выражать своё отношение к их содержанию;

- сочинять стихи в стиле японских трёхстиший, высказывать суждения о выразительности коротких стихов, сочинённых сверстниками;

- различать графические художественные материалы и живописные;

- использовать выразительные средства техники «тушь – перо – палочка – кисть» для достижения замысла;

- высказывать эмоциональные суждения о книжных иллюстрациях разных художников к одному

произведению (Р. Киплинг «Маугли);

- выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого;

- выполнять иллюстрацию к сказке Р. Киплинга «Маугли», раскрывающую сюжет литературного произведения;

- придумывать и обыгрывать

оригинальные названия к  своим иллюстрациям: «Спящий удав», «Грозный Шерхан», «Маугли сражается с тигром», «Маугли беседует с волком», «Багира любуется цветами», «Бесстрашный медведь» и т. п.;

- участвовать в обсуждении олимпийской символики, талисманов 22-х зимних Олимпийских и 11-х Паралимпийских игр в Сочи;

- осознавать значимость олимпийской символики;

- отличать реалистическое изображение от стилизованного, использовать в рисунке некоторые приёмы стилизации;

- выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла «Талисман спортивных игр» (солнечный, летящий, быстрый, сильный, стремительный и т. п.);

- создавать (индивидуально или в группе) образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов;

- придумывать оригинальное название фантастическому животному: Зебродрак, Рыболёт, Птицеслон, Котозмей и т. п.

Личностные УУД:

 

- различать изобразительные возможности разных художественных материалов;

- выполнять рисунок по собственному замыслу;

- выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева);

- оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома;

- анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

 

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

 

Познавательные УУД:

 - проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока:

ü  как создать оригинальную творческую композицию в анималистическом жанре, высказывать свои пути

решения проблемы; знать 2–3 художников-анималистов;

ü  как создать оригинальный образ кошки в изобразительных, декоративных или конструктивных видах деятельности;

ü  как создать оригинальный объёмный образ животного;

ü  как создать оригинальную рельефную композицию животного;

ü  как выполнить иллюстрацию к коротким, но образным стихам графически;

ü как создать оригинальную иллюстрацию к произведению Р. Киплинга «Маугли»;

ü как создать оригинальный изобразительный образ талисмана спортивных игр;

ü как создать оригинальную творческую работу: образ фантастического животного;

ü высказывать свои пути решения  проблемы.

 

Коммуникативные УУД:

-  участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

- осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о том, что рисунок

с натуры условен и отличается от фотографии.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Вспоминают об анималистическом жанре изобразительного искусства

и художниках-анималистах,

которые любили изображать животных: Евгений Чарушин, Василий Ватагин и др.

Анализируют наброски

Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера.

Выполняют творческое задание, изображают наброски с чучела птицы или животного, рисуют носорога, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их пространство – по воображению.  олучившейся

композиции придумывают оригинальное название.

1

 

 

11.  

Чёрная кошка

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что кошка в древние времена считалась оберегом дома.

Анализируют детские рисунки.

Узнают о возможности выполнения образа чёрной

кошки разными художественными материалами:

фломастерами, красками,

пластилином, глиной, а также из чёрной полоски бумаги.

Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Полезный совет», с этапами

конструирования кошки из

полоски чёрной бумаги. Выполняют творческое задание: лепят, рисуют или

конструируют образ чёрной

кошки, придумывают оригинальное название своей

работе.

1

 

 

12.  

Скульпторы- анималисты

Знакомятся с содержанием

учебника.

Узнают о том, что каждый

скульптурный материал

(глина, дерево, пластилин,

стекло, металл, проволока

и др.) имеет свои выразительные свойства.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Соотносят свои знания с

правильным ответом, анализируя содержание рубрики учебника «Проверь свои знания».

Знакомятся с работами

скульпторов-анималистов

И. Ефимова и В. Ватагина.

Выполняют творческое задание: создают объёмный

образ любого животного или выполняют работу под

впечатлением от любой

скульптуры.

1

 

 

13.  

Рельефное

изображение

животных

Знакомятся с содержанием

учебника.

Анализируют рельефные

изображения, сравнивают

их с объёмными изображениями животных и с фотографиями, находят специфические возможности рельефа.

Определяют, чем стилизованное декоративно-условное рельефное изображение льва отличается

от реалистического рельефного изображения.

Отвечают на вопросы

рубрики учебника «Подумай и ответь».

Сравнивают статичное

и динамичное изображение

животного, выявляют признаки динамики.

Знакомятся с рубрикой «Полезный совет» в учебнике, с этапами выполнения рельефного изображения.

Выполняют творческое

задание: лепят рельефное

изображение льва, львицы

или львёнка, придумывают

своей композиции оригинальное название.

1

 

 

14.  

Образы насекомых

в стихах

Знакомятся с содержанием

учебника, с образами насекомых в японской поэзии.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Узнают, что хокку – японское трёхстишие.

Знакомятся с содержанием

рубрики «Полезный совет»,

с выразительными и изобразительными возможностями туши, пера, палочки, кисти по мокрому и сухому листу.

Словесно проговаривают

и пластически показывают

индивидуальный замысел:

насекомое сидит, летит,

жужжит, наблюдает, любуется, ползёт или др. Выполняют творческое задание: сочиняют небольшое стихотворение в стиле японских стихов, иллюстрируют своё или понравившееся трёхстишие, используя технику «тушь – перо – кисть – палочка по сухому или мокрому листу».

1

 

 

15.  

Образы животных

в книжной

иллюстрации

Знакомятся с содержанием

учебника.

Рассматривают иллюстрации к литературному произведению Р. Киплинга «Маугли», выполненные В. Ватагиным, М. Митуричем, сравнивают их и высказывают свои суждения,

выявляют стилистические

особенности авторских иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают

творчество одного художника от другого.

Выделяют выразительные

средства книжной графики: линию, точку, пятно, штрих, цвет, композицию, которые использовали художники-иллюстраторы для достижения своего замысла.

Словесно проговаривают

образ будущей композиции

«Животные джунглей – друзья Маугли» или «Животные джунглей – враги Маугли».

Разыгрывают в пантомиме фрагменты сказки «Маугли».

Выполняют творческое задание: изображают иллюстрацию к сказке  «Маугли» Р. Киплинга.

1

 

 

16.  

Талисманы Олимпийских игр. Урок презентация.

Знакомятся с содержанием

учебника, узнают о девизе

Олимпийских игр – «Быстрее, выше, сильнее!», о том, что в 2014 году в Сочи состоятся 22-е зимние Олимпийские игры, талисманами которых стали Леопард, Белый  Медведь и Заяц. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Узнают о талисманах зимних Олимпийских игр, которые проходили в других странах: Снеговик (Австрия), Енот (США), Волчонок (Югославия).

Вспоминают, что символом летних Олимпийских игр в 1980 году в Москве был Михаил Топтыгин.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь», узнают о том, что символами 11-х Паралимпийских игр в Сочи стали мальчик Лучик и девочка Снежинка.

Выполняют творческое задание: рисуют, лепят или

конструируют талисман

спортивных игр, турнира

«Весёлые старты», праздника «Весёлый саночник» или др.

1

 

 

17.  

Фантастические

Животные. Урок фантазии

Знакомятся с содержанием учебника, анализируют

образы фантастических животных в скульптуре, мозаике, декоративно-прикладном искусстве и в детском рисунке.

Анализируют фотографиишутки.

Высказывают свои суждения о сочетании в одном образе элементов разных животных: Грифона, Пегаса, Дракона и др.

Сравнивают особенности

изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Знакомятся с содержанием

рубрики «Полезный совет».

Выполняют творческое задание: создают образ мифологического, сказочного,

фантастического животного: чудо-юдо рыба-кит, чудо-зверь, чудо-птица, чудо-насекомое или др.

1

 

 

 

Художник и мир человека (10 часов)

18.  

Ты – художник

Знать:

-  основные художественные музеи нашей страны: Государственную Третьяковскую Галерею, Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина;

- основные виды пластических искусств: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство;

- средства художественного выражения живописи и графики;

- художников, работающих в жанре карикатуры (Кукрыниксы: Михаил Куприянов, Пётр  Крылов, Николай Соколов);

- фамилии театральных художников (Л. Бакст,  В. Васнецов или др.);

- основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, графика;

- основные законы (заповеди) – правила поведения людей;

- что Иерусалим – город трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама;

- первого космонавта мира (Юрия Гагарина), первую

женщину-космонавта (Валентину Терешкову), первого космонавта, ступившего на Луну (Нила Армстронга);

- некоторых художников-космонавтов (Алексея Леонова).

 

Уметь:

–    участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков;

- работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала;

- оформлять рисунок для выставки в паспарту;

- оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;

- анализировать композицию произведений изобразительного искусства и детских рисунков, выявлять основную идею замысла;

- различать произведения живописи и графики;

- отражать свой замысел в творческой композиции «Интерьер с окном»,  «Автопортрет на фоне окна», «Мой друг у окна», «Кот спит на подоконнике», «Я любуюсь видами своего города из окна», «Комнатные цветы на окне» или др.;

- выбирать и использовать способы работы графическими  материалами (цветными или  чёрно-белыми) для достижения своего замысла;

- анализировать произведения художников-карикатуристов: шаржи и карикатуры;

- выражать своё отношение к человеку через шарж;

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности;

- выявлять признаки парадного портрета;

- выражать отношение к человеку через парадный портрет;

- придумывать парадным портретам оригинальное название: «Гордый воин», «Смелый рыцарь»,  «Мой дед — победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник», «Папа-моряк на празднике» или др.;

- высказывать суждения о выразительности эскизов театральных костюмов;

- передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица;

-  создавать выразительный эскиз театрального костюма;

- использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм осени, шахматной королевы, царевны, Мальвины, Снежной королевы, солнечного эльфа или др.;

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности;

- высказывать суждения о выразительности групповой скульптуры О. Родена «Памятник гражданам Кале»;

- выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной) для передачи замысла «Моя семья», «Мои друзья» или др.;

- передавать в самом общем виде пропорции фигуры человека;

-иметь представление об общечеловеческих ценностях;

-  использовать выразительные возможности художественных материалов при иллюстрировании сюжетов священных книг: «Вифлеемская звезда», «Волхвы идут на поклон», «Рождество», «Три ангела (Троица)», «Ангел – добрый вестник», «Ноев ковчег», «Старый быт», «Мой ангел-хранитель», «В храме» и т. п.;

- участвовать в обсуждении символических изображений на гербе родного селения, области, столицы, государства;

- анализировать эскизы семейных гербов, созданных учениками;

- использовать символические изображения и цвет при создании эскизов семейного герба;

- участвовать в обсуждении продукции, созданной художниками-дизайнерами;

- высказывать суждения об упаковках кондитерских изделий;

- выбирать и использовать способы работы художественными материалами, выразительные свойства цвета (тёплые, холодные) в процессе разработки эскизов упаковок для мороженого, конфет, плитки шоколада или др.;

- придумывать оригинальное название кондитерскому изделию: «Серебряная конфета», «Золотой шоколад», «Космическое мороженое», печенье «Цирк» и т. п.;

- участвовать в обсуждении конструктивных особенностей машин-роботов, космических аппаратов;

- придумывать оригинальные на звания машинам-роботам: марсоход «Улиткохват», лунолёт «Лунтивзлёт», вездеход «Космодрель», робот «Вездесущ» или др.

 

Личностные УУД:

 

- различать изобразительные возможности разных художественных материалов;

- выполнять рисунок по собственному замыслу;

- выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева);

- оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома;

- анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

 

Познавательные УУД:

 - проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока:

ü как создать оригинальную творческую работу – дружеский шарж;

ü как оформить рисунок на выставку;

ü как создать оригинальную композицию, в которой окно является важным элементом;

ü как создать оригинальную творческую работу – парадный портрет воина;

ü как создать эскиз повседневного, праздничного, театрального  или карнавального костюма;

ü как создать оригинальную объёмную групповую композицию, состоящую из двух и более человек;

ü как создать оригинальную иллюстрацию сюжетов любой священной книги;

ü как создать оригинальный эскиз упаковки кондитерского изделия;

ü как создать оригинальный эскиз  машины-робота;

ü  высказывать свои пути решения проблемы.

 

Коммуникативные УУД:

-  участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

- осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о коллекционировании произведений изобразительного

искусства и результатов

детского изобразительного

творчества как форме сохранения исторической памяти.

Вспоминают известные художественные музеи (Эрмитаж, Государственная

Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и др.), галереи детского изобразительного творчества.

Вычленяют основные виды пластических искусств:

живопись, скульптуру, архитектуру, декоративно-

прикладное искусство.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь», анализируют содержание рисунков, определяют возраст их авторов.

Выполняют творческое

задание: создают рисунок на свободную тему и оформляют его или другой рисунок в паспарту для участия в персональной или коллективной выставке.

1

 

 

19.  

Интерьер с окном

Знакомятся с содержанием

учебника, рассматривают

репродукции произведений изобразительного искусства и детских рисунков, на которых окно является важным элементом композиции.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь», вспоминают выразительные средства живописи (хроматические цвета: тёплые, холодные; ахроматические цвета: белый, чёрный, разные оттенки серого; пятно, освещение, контраст, нюанс, колорит и др.) и графики (линия, пятно, штрих, композиция и др.).

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание: создают композицию, в которой окно является важной  составляющей замысла, используют выразительные возможности графических материалов (цветных или чёрно-белых).

1

 

 

20.  

Дружеский шарж

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что шарж – это доброжелательный юмористический портрет, в котором преувеличены характерные черты внешности человека, а карикатура – это сатирическое изображение, критическая оценка человека в подчёркнуто искажённом виде.

 Знакомятся с художниками-карикатуристами Кукрыниксами.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание: рисуют дружеский

шарж на самого себя или

лучшего друга, используя

графические материалы

(карандаш, фломастер, гелевую ручку или др.).

1

 

 

21.  

Парадный портрет

Знакомятся с содержанием учебника.

Вспоминают о том, что

портрет – жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображён

человек.

Сравнивают парадные

портреты, выявляют признаки парадного и повседневного мужского и женского портрета.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Анализируют изобразительные возможности угля, сангины, туши, маркера для передачи мужественности в мужских парадных портретах.

Повторяют основные пропорции человеческого лица.

Выполняют творческое

задание: изображают парадный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата или отца, используя любой графический материал.

1

 

 

22.  

Искусство костюма:

театральный костюм

Знакомятся с содержанием учебника, с эскизами костюмов, выполненных Львом Бакстом, Виктором Васнецовым и др.

Анализируют статичные и

динамичные изображения

театральных костюмов. Знакомятся с содержанием

рубрики «Полезный совет».

Выполняют творческое задание: создают эскиз театрального или карнавального костюма, используя любые материалы.

1

 

 

23.  

Знаменитые скульптуры

Знакомятся с содержанием

учебника, узнают об истории создания памятника гражданам Кале Огюстом Роденом.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Обыгрывают пластикой своего тела скульптурные

образы Родена.

Выполняют творческое

задание: индивидуально

или коллективно лепят

скульптурную композицию «Моя семья», «Мои друзья»

или др., используя пластилин или глину.

1

 

 

24.  

Знаменитый город

Знакомятся с содержанием учебника, с основными

архитектурными постройками Иерусалима – города трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Знакомятся с древними

заповедями – правилами

поведения людей, написанными в древнеегипетской книге.

Анализируют детские рисунки на сюжеты разных священных книг.

Выполняют творческое

задание: иллюстрируют

сюжет священной книги,

используя любой художественный материал.

1

 

 

25.  

Герб

Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что герб – это отличительный знак государства, города, сословия, семьи, изображаемый

на флагах, монетах и т. п.

Вспоминают герб своего

города, края, области, а также некоторых городов Золотого кольца России, Санкт-Петербурга, столицы нашего государства Москвы и Российской Федерации.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Знакомятся с содержанием

рубрики «Полезный совет»,

узнают о геральдической

цветовой символике, о том, что на гербах могут олицетворять животные.

Выполняют творческое

задание: создают образ семейного герба, используя

символические изображения и цвет.

1

 

 

26.  

Художник-дизайнер

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что дизайн – это разновидность современного декоративно-прикладного искусства, что художник-дизайнер занимается разработкой и оформлением

внешнего вида разных товаров, реклам.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Выполняют творческое

задание: изображают эскиз

упаковки любого кондитерского изделия, мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья и т. п.

1

 

 

27.  

Машины-роботы

 

Знакомятся с содержанием

учебника, узнают о разных

машинах-роботах, помогающих человеку на Земле и в космосе.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Анализируют репродукции космических аппаратов, творческих поделок и рисунков детей.

Выполняют творческое

задание: изображают машину-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другой космический аппарат, используя любые  художественные материалы.

1

 

 

 

Художник и мир искусств (7 часов)

28.  

Книжка-игрушка. Урок творчества

Знать:

-  основные народные промыслы: игрушки городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские, богородские и др.;

- о древнегреческом боге

Аполлоне – покровителе искусств, о музах – богинях науки и искусства;

- художников В. Серова, Э. Дега и др., изображающих балерин;

- основных русских полководцев Отечественной войны 1812 года: М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, А. П. Ермолаева, Н. Н. Раевского, Д. В. Давыдова;

- основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,

декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанр.

 

Уметь:

–  участвовать в обсуждении разнообразных форм детских книжек: игрушек, гармошек, с фигурными обложками, трансформеров и др.;

- иметь представление об основных элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке;

- сочинять краткие Сказки про Краски;

- выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла;

- оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда;

- участвовать в обсуждении выразительных качеств народных игрушек, хранящихся в Музее игрушки (Сергиев Посад);

- выбирать и использовать способы работы природными или подсобными материалами при создании игрушки-закрутки, куклы Масленицы или др.;

- участвовать в обсуждении картины Б. Кустодиева «Балаганы»;

- высказывать свои впечатления от посещения цирка, о выступлениях клоунов: Ю. Никулина, О. Попова, Ю. Куклачёва или др.;

- разгадывать кроссворд с ключевым словом «Полунин»;

- использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др;

- участвовать в обсуждении архитектурного облика Большого театра;

- высказывать своё отношение к рисункам Нади Рушевой;

- выбирать и использовать способы работы с художественными материалами для достижения замысла: умирающий лебедь, испанский танец, уставшая балерина, розовые танцовщицы или др.;

- участвовать в обсуждении афиш и кадров фильмов мировой киноклассики: «Великий диктатор», «Броненосец «Потёмкин», «Клеопатра», «Спартак», «Весёлые ребята», «Золушка» и др.;

- анализировать выразительные особенности афиши: броскость, призывность,  лаконичность композиции, выразительность шрифта и др.;

- уметь использовать разные виды шрифта в композиции афиши;

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности;

- высказывать суждения о подвиге русского солдата в Отечественной войне 1812 года;

- анализировать развитие событий Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы, созданной художником Францем Рубо;

- выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла:

стремительная конница, весёлые гусары, рукопашная схватка, артиллерийские стрельбища или др.;

- передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов и фигуры человека;

- выражать своё отношение к произведениям художников-передвижников: Н. Ярошенко, В. Перова, А. Саврасова, В. Поленова, В. Сурикова и др.;

- различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанр;

- выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи творческого замысла: «Опять двойка», «Домашняя уборка», «На уроке физкультуры», «Пылесос сломался», «Я на выставке» или др.

Личностные УУД:

 

- различать изобразительные возможности разных художественных материалов;

- выполнять рисунок по собственному замыслу;

- выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева);

- оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома;

- анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

 

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

 

Познавательные УУД:

 - проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока:

ü как создать оригинальную творческую работу;

ü как создать оригинальный макет книжки-малютки для детей;

ü как создать оригинальную творческую работу: портрет клоуна или сцену циркового представления;

ü как создать оригинальный изобразительный образ балерины;

ü как выразить своё впечатление о Дрезденской галерее в рисунке;

ü как создать оригинальную тематическую композицию;

как создать оригинальную тематическую композицию «Я – художник», «Художник и его произведение»;

ü как создать оригинальную

композицию, отражающую события Отечественной войны 1812 года;

ü  высказывать свои пути решения проблемы.

 

Коммуникативные УУД:

-  участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

- осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Знакомятся с содержанием

учебника, узнают о разных

формах книжек-игрушек

для малышей, об элементах

книжного макета: обложке,

буквице, иллюстрациях, заставках, концовке.

Узнают об особенностях

оформления азбуки, буквиц и рисунков, их сопровождающих.

Анализируют страницу

старинной азбуки, посвящённую букве «Б».

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Соотносят свои знания с ответами рубрики «Проверь свои знания».

Выполняют творческое задание (индивидуально или

коллективно): изготавливают макет книжки-малютки,

книжки-гармошки, книжки одной буквы, книжки-азбуки или сочиняют Сказки про краски и создают макет книжки-гармошки.

1

 

 

29.  

Музей игрушки

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о том, что в Сергиевом Посаде есть Музей игрушки, в котором хранятся народные

глиняные, деревянные, соломенные игрушки: городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские,

богородские и др.

Узнают об игрушках-панках, куклах-пеленашках, куклах-стригушках, куклах-закрутках, куклах Масленицах, свадебных парочках и др.

Выполняют творческое задание: создают игрушки из

подсобных или природных

материалов: ниток, бумаги,

картона, соломы, тряпок,

шишек, сухих листьев, желудей или др.

1

 

 

30.  

Театр на колёсах

Знакомятся с содержанием

учебника, узнают о ярмарочном балагане – театре

на колёсах, который заложил основу для появления цирка.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Высказывают свои впечатления от посещения

цирка, о клоунах: Юрии

Никулине, Олеге Попове,

Юрии Куклачёве.

Разгадывают кроссворд

и проверяют свои знания.

Выполняют творческое задание: изображают портрет

клоуна или любую сцену циркового представления,

используя выразительные

возможности цветных художественных материалов.

1

 

 

31.  

Большой театр

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о том, что Большой театр – это старейший в России театр оперы и балета.

Рассматривают и анализируют фоторепродукции и произведения художников

Э. Дега и В. Серова.

Высказывают свои суждения о творчестве Нади Рушевой.

Выполняют творческое задание: изображают балерину в движении, используя любой художественный материал.

1

 

 

32.  

В мире кино. Урок викторина.

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о том, что первые кинофильмы были чёрно-белыми и немыми.

Анализируют киноафиши

и кадры из фильмов, получивших мировую известность.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание: изображают афишу

к любому фильму, мультфильму или спектаклю,

используя любой художетвенный материал.

1

 

 

33.  

Музеи мира: музей-панорама

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о том, что в Москве, на Кутузовском проспекте, есть музей-панорама «Бородинская битва», перед которым стоит памятник М. И. Кутузову.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Знакомятся с развитием событий Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы, созданной художником Францем Рубо.

Знакомятся с ведущими русскими полководцами Отечественной войны 1812 года, анализируют парадные портреты М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, А. П. Ермолаева, Н. Н. Раевского, Д. В. Давыдова. Иллюстрируют любой фрагмент стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» или

рисуют портрет рядового

солдата, гусара, полководца

или создают проект памятника воинам 1812 года.

1

 

 

34.  

Художественные

выставки: передвижные

выставки. Урок презентация.

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают, что в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, в которое вошли

российские художники И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ярошенко, В. Перов, А. Саврасов, В. Поленов, В. Суриков и др.

Знакомятся с содержанием

некоторых произведений

художников-передвижников.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Это интересно», высказывают

свои суждения о передвижных выставках в вагонах метро, о передвижных выставках детского рисунка.

Играют в художественное

лото.

Выполняют творческое задание: изображают

рисунок на свободную тему.

1

 

 

 


Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс №п/п

Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс №п/п

Я увидел, как птицы вылетели из-за трёх деревьев», «Летом я купался в море», «Я люблю фотографировать природу», «Я люблю фотографировать кота

Я увидел, как птицы вылетели из-за трёх деревьев», «Летом я купался в море», «Я люблю фотографировать природу», «Я люблю фотографировать кота

Свет и тень», используя выразительные возможности светового контраста; - передавать в самом общем виде перспективные сокращения предметов; - оценивать выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций; -…

Свет и тень», используя выразительные возможности светового контраста; - передавать в самом общем виде перспективные сокращения предметов; - оценивать выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций; -…

Дождь» и давать ей необычные названия; - придумывать рисунку оригинальное название: «Грибной дождь», «Колючий дождь», «Ласковый дождь», «Я под зонтом» и т

Дождь» и давать ей необычные названия; - придумывать рисунку оригинальное название: «Грибной дождь», «Колючий дождь», «Ласковый дождь», «Я под зонтом» и т

Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Шторм в

Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Шторм в

Снежная королева, хозяйка Медной горы и др

Снежная королева, хозяйка Медной горы и др

И. Ефимова и В. Ватагина; - выразительные свойства тёплых и холодных цветов

И. Ефимова и В. Ватагина; - выразительные свойства тёплых и холодных цветов

Р. Киплинг «Маугли); - выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого; - выполнять иллюстрацию к сказке

Р. Киплинг «Маугли); - выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого; - выполнять иллюстрацию к сказке

Р. Киплинг «Маугли); - выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого; - выполнять иллюстрацию к сказке

Р. Киплинг «Маугли); - выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого; - выполнять иллюстрацию к сказке

Р. Киплинг «Маугли); - выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого; - выполнять иллюстрацию к сказке

Р. Киплинг «Маугли); - выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого; - выполнять иллюстрацию к сказке

Зебродрак, Рыболёт, Птицеслон,

Зебродрак, Рыболёт, Птицеслон,

Художник и мир человека (10 часов)

Художник и мир человека (10 часов)

Алексея Леонова). Уметь: – участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков; - работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные…

Алексея Леонова). Уметь: – участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков; - работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные…

Гордый воин», «Смелый рыцарь», «Мой дед — победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник», «Папа-моряк на празднике» или др

Гордый воин», «Смелый рыцарь», «Мой дед — победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник», «Папа-моряк на празднике» или др

О. Родена «Памятник гражданам

О. Родена «Памятник гражданам

Серебряная конфета», «Золотой шоколад», «Космическое мороженое», печенье «Цирк» и т

Серебряная конфета», «Золотой шоколад», «Космическое мороженое», печенье «Цирк» и т

Художник и мир искусств (7 часов)

Художник и мир искусств (7 часов)

Сказки про Краски; - выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла; - оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда; - участвовать…

Сказки про Краски; - выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла; - оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда; - участвовать…

Полунин»; - использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др; - участвовать в обсуждении архитектурного…

Полунин»; - использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др; - участвовать в обсуждении архитектурного…

Отечественной войне 1812 года; - анализировать развитие событий

Отечественной войне 1812 года; - анализировать развитие событий

Опять двойка», «Домашняя уборка», «На уроке физкультуры», «Пылесос сломался», «Я на выставке» или др

Опять двойка», «Домашняя уборка», «На уроке физкультуры», «Пылесос сломался», «Я на выставке» или др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019