Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики русского языка школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Курс “Удивительный мир русского языка” призван пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Тематическое планирование по курсу «Удивительный мир русского языка» во 2 классе
Дата
№
п/п
Темы курса,
тематика уроков
4.09
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10
1
2
3
4
5
В мире безмолвия и неведомых
звуков.
Как возникла наша
письменность?
В гости к Алфавиту.
Игра “Волшебный клубок
орфограмм.(жиши, чаща, чу
щу, чк чн)”
«Опасные» при письме места
67 Ударение над гласной может
сделать букву ясной
23.10
8
Игра “ Волшебный клубок
орфограмм” (безударная гласная
в корне слова)
( 1час в неделю. 35часов)
Формируемые умения/личностные качества
(планируемые результаты обучения)
предметные умения
универсальные
учебные действия
Деятельность учащихся
Ориентироваться на страницах
тетрадизадачника, понимать
их условные обозначения;
строить высказывания на
основе впечатлений, выбирать
точные слова при
формулировании мыслей.
Осознавать, что понимание
значения слов – обязательное
условие их умелого
использования в устной и
письменной речи.
Сознательное отношение к своей
речи, контроль за ней, понимание
необходимости говорить понятно,
эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им.
(Л.)
Выполнять инструкции учителя,
действовать по предложенному
плану, ориентироваться на общий
способ действия. Контролировать
действия (чужие и свои).
Оценивать свои достижения,
осознавать трудности и стараться
преодолевать их. (Р1.)
Анализировать, сравнивать,
делать умозаключения, выводы,
классифицировать, моделировать,
обобщать материал. (П2.)
Выражать свои мысли в
Разыгрывание немых сцен.
Сказка «Мир без слов».
Звукоподражание . Игры
«Добавки», «Знаешь сам
расскажи нам».
Застывшие звуки. Творческое
задание «Придумай свой
алфавит».
Чтение отрывка из книги
С.Маршака «Весёлое
путешествие от А до Я». Работа
с орфографическим словарём.
Пирамида «Всё на А». Игры
«Волшебный колодец», «Помоги
Р».
Кому нужна зоркость?
Отрывок из сказки Антуана де
СентЭкзюпери «Маленький
130.10
9
Конкурс знатоков русского
языка.
13.11
20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12
10
11
12
13
14
15
16
Звонкие и глухие “двойняшки”.
Опасные согласные. Мастерская
“Учусь грамотно писать”
Правила о непроизносимых
согласных.
Проект «Играем в загадки».
Конкурс знатоков русского
языка.
словесной форме, ориентируясь на
задачи и ситуацию общения,
соблюдая нормы литературного
языка, отвечать на вопросы
персонажей учебника, участвовать
в совместных действиях. (К.)
Зарождение сознательного
отношения к письму, стремления к
его правильности, уважения к себе
как носителю русского языка.
Осознание социальных, личностных
мотивов изучения русского языка.
(Л.)
Ставить и сохранять учебную
задачу, выполнять учебные
действия в материализованной,
громкоречевой и умственной
форме, осуществлять
самоконтроль, адекватно
воспринимать оценку учителя,
вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на
основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок. (Р.)
Осуществлять поиск
необходимой информации, в том
числе в словарях, использовать
знаковосимволические средства, в
том числе модели и схемы для
решения поставленной задачи.
Осуществлять анализ с выделением
Обнаруживать в словах звуки,
допускающие неоднозначное
обозначение, т. е. предвидеть,
прогнозировать орфограммы.
Обращаться к орфографическому
словарю, осваивать написание
слов с непроверяемыми
орфограммами. Решать
некоторые орфографические
задачи, применять при письме
известные правила, обобщать их,
проверять написанное и вносить
коррективы. Группировать слова
по указанным признакам,
разграничивать слова с одной и
двумя орфограммами на месте
одной буквы.
Замечать в художественном
тексте языковые средства,
создающие его выразительность.
Создавать небольшие речевые
произведения жанров: загадка.
дом».
принц». Орфографическая
зоркость. Тренировочные
упражнения.
Добрый «волшебник»
ударение. Игра «Поставь
ударение». Гласные без хлопот!
Игры с фонемами. Звонкие и
глухие «двойняшки». Игра
«Строим
О
воображении. Стихотворение
Б.Заходер
«Моя
Вообразилия».
Звонкие и
глухие «одиночки». Твёрдые
и
фонемы.
Таинственная буква. Буква
подсказчица.
–
помощница. Тренировочные
упражнения
«Кто
последний?» Звуки «живут»
по закону. Тестирование.
Буква
мягкиеПонимать значения слов, узнавать
значения незнакомых. Владеть
опознавательными признаками
родственных слов для их выявления,
отличать родственные слова от
изменений одного и того же слова.
15.01
22,29.01
5.02
12.02
19,26.02
5.03
12.03
19.03
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
В Королевстве ошибок.
Так же, как и у кустов, корень
есть у разных слов.
Слова – «родственники».
Легкие головоломки.
Мастерская составления
головоломок.
Где же хранятся слова?
Мастерская “Учусь работать
со словарями”
Крылатые слова и выражения.
Что нам стоит слово
построить?
Олимпиада по русскому
языку.
существенных признаков, делать
умозаключение, моделировать
выводы.
Строить речевые высказывания в
устной и письменной форме.
Делиться своими «открытиями»
дома, рассказывать о своих
достижениях. (К.)
Интерес к наблюдениям за
языком и его использованием в
речи. Желание продолжать
осваивать русский язык,
познавательный интерес к
предмету (Л.)
Осознавать, принимать и
сохранять учебную задачу,
участвовать в её решении.
Учитывать выявленные ориентиры,
совместно планировать действия,
определять общий способ решения
задачи и осуществлять его.
Осуществлять контроль за
выполнением действий. (Р.)
Наблюдать за языковым
материалом. Анализировать,
классифицировать, группировать
языковой материал, делать
умозаключения, выводы. (П2.)
Участвовать в диалоге, в общей
беседе,
выполнять принятые
правила речевого поведения.
Задавать вопросы, отвечать на
вопросы других,
выбирать
наиболее точные слова для
выражения мыслей,
чувств,
ориентироваться на адресата
Прослушивание стихов и
рассказов и работа по
исправлению ошибок.
Игра «Образуй слова». Копилки
слов. Как найти слово в
словаре? Лингвистика – наука о
языке. Работа со словарями.
Правильные корни и корни
уродцы. Секреты родственных
слов. Игра «Третий лишний».
Игра «Кто больше?». Работа с
текстом. Тренировочные
упражнения.
Тестирование.29.04
1623.04
30.04
7.05
14.05
21,28.05
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Фабрика речи
«Не лезьте за словом в
карман!»
Ваши старые знакомые
Чудеса в Стране Слов.
Конкурс знатоков русского
языка.
Для чего нужно изучать
русский язык. Мастерская
“Учусь составлять кроссворд”
Выделять предложения из потока
устной и письменной речи,
оформлять их границы, устранять
ошибки в нарушении границ
предложения. Строить разные по
цели и интонации предложения для
решения определённых речевых
задач. Письменно создавать
небольшие тексты
повествовательного характера.
Проверять правильность своей
письменной речи, исправлять
допущенные орфографические и
пунктуационные ошибки, улучшать
написанное в соответствии с
требованиями к хорошему тексту.
Игра «Словесный мяч».
Непроверяемые гласные.
Проверочные слова. Игра –
собирание слов. Пересказ
текста. Тренировочные
упражнения.
Игра «Угадай ка!»
Разгадывание ребусов,
загадок, шарад. Игры со
словами синомами,
антонимами, омонимам.
Инсценирование рассказов,
рассказов.Тестирование.
высказывания,
проявлять
заботливое отношение к своим
близким, ко всем людям. (К.)
русского
Познавательный интерес к
к
наблюдениям за словом,
изучению
языка.
Удовлетворение от осознания
своих достижений. (Л.)
Осознавать и принимать учебную
задачу, планировать и выполнять
действия для её решения. (Р.)
Выполнять учебные действия,
разнообразным
работая
с
дидактическим
материалом,
открывать «секреты» слов. (П1.)
Наблюдать за использованием
средств языка в авторских текстах,
анализировать, сравнивать, делать
выводы, обобщать изученные тайны
нашего языка, конструировать и
создавать свои материалы. (П2.)
Размышлять над различными
фактами языка, над их значением и
употреблением,
оценивать их,
определять своё отношение.
Участвовать в коллективном
обсуждении
вопросов,
высказывать свою точку зрения,
слушать мнения других. Соблюдать
правила речевого поведения. (К.)