Рабочая программа по окружающему миру
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа реализуется на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Плешакова А.А. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011).
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
Программа составлена к учебно-методическому комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, который включает в себя:
Ø Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Ø Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Ø Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
Ø Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
Место курса в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 68 учебных часов.
Формы организации учебного процесса:
Формы организации урока:
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир – 68 часов – 2 ч в неделю
№ п/п |
№ в теме |
Наименова ние раздела и тем |
Часуч. вр. |
Плановые сроки прохождения
|
Характеристика основной деятельности учащихся |
||||
|
план |
факт |
|
||||||
Раздел «Как устроен мир» - 6 ч |
|||||||||
1. |
1. |
Природа. Ценность природы для людей. |
1ч |
|
|
Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
2. |
2 |
Человек. Отличия человека от других живых существ. |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать постижения на уроке |
|||
3. |
3 |
Проект «Богатства, отданные людям»
|
1ч |
|
|
В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы |
|||
4. |
4 |
Общество.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
5. |
5 |
Что такое экология.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь па схему; работать в парс: анализирован» схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
6. |
6 |
Природа в опасности! Охрана природы.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека па природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; — работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
Раздел «Эта удивительная природа» – 18 ч |
|||||||||
7. |
1 |
Тела, вещества, частицы.
|
1ч |
|
|
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
8. |
2 |
Разнообразие веществ.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; |
|||
9. |
3 |
Воздух и его охрана. |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стараться ев ВЫПОЛНИТЬ; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава ноздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
10. |
4 |
Вода. |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
11. |
5 |
Превращения и круговорот воды
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
12. |
6 |
Берегите воду!
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения^ информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
13. |
7 |
Что такое почва.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; — практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева); обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
14. |
8 |
Разнообразие растений. |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку; приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя; используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
15. |
9 |
Солнце, растения и мы с вами.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растении, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
16. |
10 |
Размножение и развитие растений.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
17. |
11 |
Охрана растений
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
18. |
12 |
Разнообразие животных.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе; обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; работать с электронным приложением к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
19. |
13 |
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; — характеризовать защитные приспособления растений и животных; обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель и этапы работы; распределять обязанности; совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; составлять и презентовать «Книгу природы родного края» |
|||
20. |
14 |
Размножение и развитие животных
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
21. |
15 |
Охрана животных
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; с помощью атласа-определителя и злектронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России; обсуждать меры по охране животных; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; создать книжку-малышку «Береги животных»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
22. |
16 |
В царстве грибов.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; моделировать различие грибов-двойников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
23. |
17 |
Великий круговорот жизни.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на Земле; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
24. |
18 |
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. |
1ч |
|
|
|
|||
Раздел «Мы и наше здоровье» – 10 ч |
|||||||||
25. |
1 |
Организм человека.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
26. |
2 |
Органы чувств. |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; — формулировать правила гигиены органов чувств; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
27. |
3 |
Надёжная зашита организма.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; подготовить рассказ об уходе за кожей; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
28. |
4 |
Опора тела и движение.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки; работать с терминологическим словариком;формулировать им поды из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
29. |
5 |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: определял» наличие питательных веществ в продуктах питания; моделировать строение пищеварительной системы; характеризовать изменения, которые происходя! с пищей в процессе переваривания; обсуждать правила рационального питания; составлять меню здорового питания; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров» |
|||
30. |
6 |
Дыхание и кровообраще Ние.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; моделировать строение кровеносной системы; обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
31. |
7 |
Умей предупреждать болезни.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; работать с терминологическим словариком; регулярно проводить закаливание своего организма; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
32. |
8 |
Здоровый образ жизни.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
33. |
9 |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие |
1ч |
|
|
Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
|||
34. |
10 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» |
1ч |
|
|
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
|||
Раздел «Наша безопасность» – 7 ч |
|||||||||
35. |
1 |
Огонь, вода и газ
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1 —2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; работать с терминологическим словариком; анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать постижения на уроке |
|||
36. |
2 |
Чтобы путь был счастливым
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
37. |
3 |
Дорожные знаки
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
38. |
4 |
Проект «Кто нас защищает».
|
1ч |
|
|
В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности |
|||
39. |
5 |
Опасные места.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
40. |
6 |
Природа и наша безопасность.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; отличать гадюку от ужа;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
41. |
7 |
Экологическая безопасность.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
Раздел «Чему учит экономика» – 12 ч
|
|||||||||
42. |
1 |
Для чего нужна экономика. |
1ч |
|
|
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
43. |
2 |
Природные богатства и труд людей — основа экономики.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; прослеживать взаимосвязь груда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
44. |
3 |
Полезные ископаемые.
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах; — определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
45. |
4 |
Растениеводст Во. |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; определять с помощью атласа-определителя культурные растения; характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; выявлять связь растениеводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
46. |
5 |
Животноводст во. |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; — характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; работать с терминологическим словариком;исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
47. |
6 |
Какая бывает промышлен ность
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
48. |
7 |
Проект «Экономика родного края»
|
1ч |
|
|
В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности |
|||
49. |
8 |
Что такое деньги
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена гомарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
50. |
9 |
Государствен ный бюджет
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
51. |
10 |
Семейный бюджет
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными; моделировать семейный бюджет; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
52. |
11 |
Экономика и экология. Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.
|
2ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в ]—2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; моделировать экологические прогнозы; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
53. |
12 |
|
|
||||||
Раздел «Путешествия по городам и странам» – 15 ч |
|||||||||
54. |
1 |
Золотое кольцо России
|
3ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
55. |
2 |
|
|
||||||
56. |
3 |
|
|
||||||
57. |
4 |
Проект «Музей путешествий»
|
1ч |
|
|
В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов |
|||
58. |
5 |
Наши ближайшие соседи
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государстиами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
59. |
6 |
На севере Европы
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её за-' мечательных людей; составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
60. |
7 |
Что такое Бенилюкс
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
61. |
8 |
В центре Европы
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; выполнять задания по электронному приложению к учебнику; моделировать достопримечательности из пластилина; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
62. |
9 |
По Франции и Великобритании ( Франция) |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Франции по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Франции; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции; работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
63 |
10 |
По Франции и Великобрита нии (Великобритания)
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Великобритании; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании; работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
64. |
11 |
На юге Европы
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
65. |
12 |
По знаменитым местам мира
|
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|||
66. |
13 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
|
1ч |
|
|
Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
|||
67. |
14 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
|
2ч
|
|
|
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
|||
68. |
15 |
|
|
||||||
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Формы и средства контроля
№ п/п |
Форма контроля |
Тема |
Источник |
1 |
Тест № 1 |
Итоговый за первую четверть |
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс/ Сост. И.Ф.Яценко. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012.
|
2 |
Тест № 2 |
Итоговый за вторую четверть |
|
3 |
Тест № 3 |
Итоговый за третью четверть |
|
4 |
Тест № 4 |
Итоговый за четвёртую четверть |
Ф.И. ученика__________________________________________________________
Тест № 1 по окружающему миру 1 четверть
1.Что называют телом?
А) все то, что сделано руками человека, называется телом;
Б) любой предмет, любое живое существо называется телом;
В) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.
2.В какой строчке указаны только тела?
А) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
Б) парта, доска, стол, стул, лампа;
В) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3. В какой строчке указаны только вещества?
А) алюминий, железо, медь;
Б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз
В) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4. Какие вещества входят в состав воздуха?
А) водород, медь, цинк;
Б) кислород, азот. углекислый газ;
В) хлор, фтор, йод.
5.Какой газ необходим для дыхания?
А) азот;
Б) кислород;
В) углекислый газ.
6.Лёд и снег – это вода…
А) в твёрдом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.
7. Что происходит с водой при нагревании?
А) вода сжимается при нагревании;
Б) вода расширяется при нагревании;
В) изменений с водой при нагревании не происходит.
8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
А) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, расширяется;
Б) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, сжимается;
В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
9. Ты помыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
А) вода с поверхности пола испарилась;
Б) вода впиталась в поверхность пола;
В) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
10.Какое вещество ты используешь в повседневной жизни больше всего?
А) крахмал; Б) воду; В) соль.
11.Какая вода нужна людям?
А) прозрачная; Б) бесцветная; В) чистая.
12.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
А) от использования воды в быту;
Б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
В) от использования воды на производстве.
13.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
А) фильтры; Б) пластиковые трубы; В) кислоты.
14.Что происходит с камнями при нагревании?
А) камни при нагревании расширяются;
Б) камни при нагревании сжимаются;
В) с камнями при нагревании ничего не происходит.
15. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
А) животные;
Б) растения;
В) грибы и микробы.
16. Что образуется при разрушении скал, камней?
А) песок и глина;
Б) мрамор и глина;
В) вода и газ.
17.Из чего состоит почва?
А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
18.Что растения получают из почвы?
А) перегной, песок, глину;
Б) воздух, воду, соли;
В) остатки растений и животных.
19. Что влияет на плодородие почвы?
А) наличие в почве перегноя;
Б) наличие в почве воды;
В) наличие в почве песка и глины.
20. Какие живые существа обитают в почве?
А) муравьи, мухи, тараканы;
Б) бабочки, жуки, мыши;
В) дождевые черви, кроты, медведки.
Проверочная работа № 2 «Здоровый образ жизни»
Ф. И. ________________
1. Всё живое учёные-биологи делят на царства:
А) растений, животных, грибов, бактерий;
Б) растений, животных, бактерий;
В) растений, животных, грибов.
2. Человек познаёт мир с помощью:
А) мышления, психологии, разума, воображения;
Б) психологии, памяти, воображения;
В) мышления, памяти, восприятия, воображения.
3. Символами государства являются:
А) национальный язык, границы, Государственный флаг;
Б) Государственный флаг; Государственный гимн; Государственный герб;
В) Государственный язык, национальные костюмы, государственные границы.
4. Национальные парки – это:
А) природные музеи под открытым небом, где проводятся экскурсии для всех любителей природы;
Б) участок земли, где запрещена охота;
В) участок земли, где вся природа находится под строгой охраной.
5. Самые маленькие промежутки между частицами:
А) в газообразном веществе;
Б) в жидком веществе;
В) в твёрдом веществе.
6. Во время дыхания мы поглощаем из воздуха:
А) кислород;
Б) азот;
В) углекислый газ.
7. При нагревании воды она:
А) расширяется;
Б) сжимается;
8. Для образования почвы требуется:
А) несколько дней;
Б) несколько лет;
В) тысячи лет.
9. Изучением растений занимается наука:
А) зоология;
Б) химия;
В) ботаника.
10. Цепи питания заканчиваются:
А) хищными животными;
Б) растениями;
В) растительноядными животными.
11. Подземная часть гриба называется:
А) грибовница;
Б) грибница;
В) грибок.
12. Управляет деятельностью всего организма:
А) скелет;
Б) нервная система;
В) мышцы.
13. Орган обоняния – это:
А) кожа;
Б) язык;
В) нос.
14. Главный поставщик энергии для нашего тела:
А) углеводы;
Б) жиры;
В) белки;
Г) витамины.
Проверочная работа № 3 «Экономика и экология»
Ф. И. ________________
1. Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:
А)услуги;
Б)товары;
В) экономика.
2. Всё то, что сделано руками человека, называют:
А) труд;
Б)природное богатство;
В) капитал.
3. Для добычи нефти:
А) роют открытые котлованы;
Б) бурят скважины;
В) строят шахты.
4. Какая профессия не относится к растениеводству:
А) лесоруб;
Б) хлебороб;
В) хлопкороб.
5. Домашних птиц и зверей содержат:
А) на пасеках;
Б) на фермах;
В) на лугах.
6. Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:
А) машинами и механизмами;
Б) электроэнергией;
В) выплавкой стали.
7. Прямой обмен одних товаров на другие называются:
А) бартер;
Б) купля;
В) продажа.
8. Лучшим считается бюджет:
А) в котором доходы больше расходов;
Б) в котором доходы меньше расходов;
В) в котором доходы равны расходам.
9. Авторское вознаграждение – это:
А) зарплата;
Б) налог;
В) гонорар.
10. Наука экология помогает:
А) делать экономику безопасной для людей и природы;
Б) подсчитать экологический ущерб.
Итоговая контрольная работа № 4 по окружающему миру 3 класса
Учени____________________________________________________
1. Если в квартире возник пожар, необходимо:
А) звонить по телефону 01 Б) звонить по телефону 04
В) ждать, когда он сам погаснет
2. Дорожные знаки в виде круга с красной каймой: А) предупреждающие Б) предписывающие В) запрещающие
3. Какой газ необходим для дыхания?
А) азот Б) кислород В) углекислый газ
4. Сведения о редких растениях и животных занесены:
А) в Почетную книгу Б) в Красную книгу
5. Какая из цепей питания указана правильно?
А) дерево дятел жук-короед Б)гусеница растение птица В) рожь мышь змея орел
6. Шахты строят для добычи:
А) каменного угля Б)нефти В) глины
7. Для разведения рыб служит:
А) ферма Б) прудовое хозяйство В) пасека
8ш. Тепловая электростанция сокращенно называется:
А) АЭС Б)ГЭС В) ТЭС
9. Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятии – это:
А) стипендия Б) зарплата В) пенсия
10. Ярослав Мудрый основал город:
А) Ярославль Б) Кострома В) Сергиев Посад
11. Морскую границу с нашей страной имеют:
А) Норвегия и Исландия Б) Монголия и Северная Корея В) США и Япония
12. Эйфелева башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся в:
А) Италии Б) Франции В) Велико
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.