Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе
Оценка 4.7

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
9 кл—11 кл +1
17.11.2018
Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе
Проектная деятельность является важнейшей и актуальной в рамках ФГОС. Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе предназначена в качестве методического материала как учителям, преподающим филологические дисциплины, так и обучающимся, желающим углубить свои знания по русскому языку и (или) литературе, успешно сдать выпускной экзамен, увлекающимся исследовательской работой
Темы ИП по РЯ и литературе.docx
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1.   Синонимы   в   художественном   тексте   (Н.В.   Гоголь   «Мертвые   души»,   И.С.   Тургенев   «Отцы   и дети»). 2.  Неологизмы в современном русском языке. 3.  Устаревшие слова и их использование в художественных произведениях (А.К.Толстой «Петр I», А.С.   Пушкин   «Медный   всадник»,   С.П.   Злобин   «Степан   Разин»,   М.А.   Осоргин   «Старинные рассказы»). 4.  Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии. 5.   Особенности произношения и ударения московского просторечия, отраженные в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 6.  Значение падежей существительных, их стилистические функции. 7.  Полные и краткие формы качественных прилагательных и их стилистические функции. 8.  Субстантивированные имена прилагательные в художественных произведениях (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»). 9.  Стилистическая роль местоимений  в художественных произведениях. 10. Проблема словосочетания в современном русском языке. 11. Предложения с однородными членами и их особенности в стиле Н.В. Гоголя (по поэме «Мертвые души») 12. Неполные предложения, их разновидности и функции в монологической и диалогической речи (басни   И.А.   Крылова,   А.П.   Чехов   «Вишневый   сад»,   А.Н.   Островский   «Гроза»,   Н.В.   Гоголь «Ревизор»). 13. Номинативные предложения в   художественной литературе (басни И.А. Крылова, И.А. Бунин «Окаянные дни», А.С. Пушкин «Дубровский»). 14. Бессоюзное сложное предложение   в   художественной литературе (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»). 15. Языковая игра в структуре современного прозаического текста. 16.   Структурно­семантическое   преобразование   фразеологизмов   в   художественном   тексте   (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», рассказы А.П. Чехова, А. Аверченко, М. Зощенко, Тэффи). 17. Особенности стиля … (автор на выбор). 18. Употребление иноязычных слов в разговорной речи. 19. Изобразительная функция имен собственных  в художественном тексте (рассказы А.П. Чехова). 20. Индивидуально­авторские новообразования в художественном тексте (В.В. Маяковский, М.И. Цветаева, А. Вознесенский). 21. Полисемия, омонимия как средство создания каламбура. 22. Особенности языковой игры в рекламе. 23.   Сложносочиненные   предложения,   их   структурные   особенности   и   стилистические   функции. Современные учения о сложносочиненных предложениях. 24. Язык художественных произведений: фразеология. 25. Роль односоставных предложений в повести Л. Толстого «Юность». 26. Фольклоризм поэтики В. Маяковского. 27. Законы симметрии в построении поэтической формы. 28. Заглавие книг А. Ахматовой как метатекст. 29. Заимствованная лексика и ее адаптация в современном языке. 30. Компьютерная жаргонная лексика как специфическая подсистема  русского языка. 31. Язык рекламы. 32. Нарушение норм речи русского языка в речи студента педагогического колледжа. 33. Арго молодежной лексики. 34. Язык рекламы на телевидении. 35. Жаргонизмы, употребляемые в русской речи. 36.  Терминология разных профессий. 37.  Стилистические особенности речи представителей разных профессий. 38.  Специфика научного и научно­популярного текста в разных предметных областях. 39.  Языковые особенности общения в разных профессиональных группах. 40.  Речевой этикет в разных профессиях. 41.  Специфика типичных для разных профессий языковых жанров. 42.  Языковой портрет представителей разных профессий. 43.  «Языковая кухня» профессий, связанных с языком. 44.  Проявления языкового манипулирования в языке разных профессий. 45.   Отражение   речевого   поведения   представителей   различных   профессий   в   художественной литературе. 46. Сопоставление языка различных профессий, а также научной речи у разных народов. 47. Образ  стыда  в представлении  русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство.   Отрочество.   Юность».   Работая   в   рамках   данной   темы,   вы   составите лексикографический   портрет  стыда  и   соотнесете   его   с   художественным   портретом стыда, представленным на страницах трилогии Л.Н. Толстого. 48. Концепт  грусть/тоска  в   русском   фольклоре   и   в   поэзии   А.   Кольцова.   Осваивая предложенную   тему,   вы   должны   будете   обратиться   прежде   всего   к   двум   источникам: различным лингвистическим словарям (для составления лексикографического портрета тоски)  и     к   различным   фольклорным   текстам   (пословицам,   песням,   сказкам).   Вашу работу украсит также анализ песен Алексея Кольцова, органично связанных с народной поэзией.   49. Образы  счастья  и  блаженства  в   представлении   русского   языка   и   русских   поэтов. Перед   вами   стоит   увлекательная   задача:   составить   сравнительный   портрет   двух концептов: счастья и блаженства – в русской языковой картине мира и в поэтических текстах 19–20 вв. 50. Метафорические   образы  надежды:   общеязыковые   и   индивидуально­авторские.   Для этого  исследования  вам   предстоит  сначала   собрать  картотеку  (не  менее   50  примеров) метафорических   образов  надежды  в   литературных   текстах   (поэзии   и   прозе),   а   затем дать их системный анализ. 51. Использование   прецедентных   текстов   в   заголовках   журнальных   статей.   Анализ   такого явления   как     прецедентный   текст   на   основе   заголовков   журнальных   статей. Прецедентный   текст   –   узнаваемый   отрывок   из   художественного   текста   (поговорки, песни, рекламы), используемый для создания эффекта интертекстуальности. 52. Собственные   имена   в   пословицах   и   поговорках.   Исследование   антропонимов, используемых   в русских   пословицах   и поговорках.  Классификация  и  этимологический анализ. 53. Средства   речевой   выразительности   в   различных   типах   политического   текста   (на материале предвыборных публикаций).Изучение средств выразительности, риторических фигур разного типа, используемых в текстах предвыборных публикаций. Сбор и анализ материала.   Соответствие   нормам   литературного   языка,   соблюдение   требований культуры речи. 54. Нарушение речевых и стилистических  норм в рекламной продукции. Изучение  текстов печатной   (теле­,   радиорекламы)   с   целью   выявления   нарушений   орфоэпических   и орфографических норм. Выявление причин нарушения. 55. Nickname как особая разновидность современных антропонимов. Сбор и анализ такого пласта   антропонимов,   как  nickname.   Изучение   источников   пополнения   этой   активно развивающейся   группы.   Психологические   и   культурные   предпосылки   для   появления никнеймов. 56. Приемы речевого воздействия в рекламе.  Теоретики рекламы выделяют две ее функции: сообщение   и   воздействие.   Виды   рекламы   определяются   каналами,   через   которые   она распространяется.   В   работе   следует   выбрать   один   из   видов   рекламы   (телереклама, радиореклама, печатная реклама и др.) и показать, какие средства речевого воздействия используются   в   товарном   знаке,   слогане,   в   мотивирующем   компоненте   и   других компонентах рекламного сообщения. 57. Роль   ассоциаций   в   создании   словесной   наглядности.   Слова   могут   вызывать   в   нашем сознании какие­то представления, образы, картины. В работе следует проанализировать понятие «ассоциация» и показать роль ассоциаций в образной речи оратора.  Словесную наглядность   можно   определить   как   чувственные   представления   об   объекте   речи, которые К.С. Станиславский называл «видением внутреннего зрения». В процессе речи у оратора   возникают   картины   внутреннего   зрения,   «видения»,   которые   он   стремится передать слушателям. 58. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.   В работе следует обратиться к понятиям «заголовок», «лид», «подзаголовок», «врезка» и показать их воздействующую и информационную функции.   59. ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1. Зилов и Печорин (по пьесе А. Вампилова  «Утиная охота» и роману  М.Ю. Лермонтова «Герой   нашего   времени»).   Сопоставительный   анализ   героев   произведений   разных культурных эпох поможет выявить характерные черты «героев времени» (30­40­е годы XIX  века и 70­е годы  XX  века) и ответить на вопрос, чем близки нашей эпохе Зилов и Печорин? Каким я вижу сегодня героя времени? В ходе работы вы также обратитесь к различным   научным   и   художественным   интерпретациям   пьесы   и   романа (литературоведческим   работам,   кинофильмам,   спектаклям),   которые   помогут   вам создать собственную читательскую интерпретацию образов героев. 2. Повесть   А.   Битова   «Молодой   Одоевцев,   герой   романа»   как   произведение   эпохи постмодернизма. Вероятнее всего, это будет ваша первая встреча с творчеством нашего замечательного   современника   Андрея   Битова.   Работа   поможет   вам   освоить   новое направление в искусстве на примере конкретного литературного произведения, откроет перспективу для создания читательских трактовок героев произведения. 3. Своеобразие   стиля   сатирических   рассказов   Михаила   Жванецкого.   Эта   работа   откроет вам   творчество   философа­сатирика   М.М. Жванецкого.   Анализ   сатирических   рассказов писателя поможет выявить в его творчестве черты стиля знаменитых русских писателей (Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, М. Зощенко) и понять, в чем же заключается уникальность и своеобразие   стилистической   манеры   Жванецкого.   Общение   с   сатириком­философом, возможно,   мотивирует   вас   на   создание   собственной   творческой   работы   в   духе Жванецкого. 4. Жизнь   литературного   произведения   в   искусстве   и   времени.   Эта   тема   поможет   вам проследить,   как   время,   эпоха   меняли   характер   восприятия,   анализа   и   интерпретации литературных   произведений   прошлого.   Из   множества   прочитанных   произведений   вы выберете то, которое вам наиболее интересно, узнаете и сопоставите его литературные, музыкальные и сценические интерпретации (например, У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (или «Гамлет», «Король Лир»); М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; А.С. Пушкин «Повести Белкина»; Н.В. Гоголь «Ревизор»; А.П. Чехов «Анна на шее»; М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»; Л.Н. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» и др. по выбору и рекомендации руководителя. 5. Читательский   портрет   моего   сверстника.   В   ходе   исследования   вы   выявите   что,   как   и почему   читают   ваши   сверстники.   Эта   работа   поможет   вам   проанализировать собственный   читательский   опыт   и   опыт   ваших   сверстников.   Итогом   работы   станет обобщенный читательский портрет старшеклассника. 6. Национальный   характер   в   изображении   писателей­реалистов  XIX  века.   Исследование преемственности   в   области   формы   и   содержания   в   изображении   темы   национального характера.   Русский   характер   в   изображении   Ф.М.   Достоевского,   М.Е.   Салтыкова­ Щедрина, И.А. Гончарова. 7. Способы   создания   образа   героини   в   рассказе   В.   Пелевина   «Ника».   Исследование приемов создания женского образа в рассказе писателя­постмодерниста. 8. Диалог   искусств   в   фильме   М. Захарова   «Обыкновенное   чудо».   В   работе   необходимо проанализировать, какую роль в образной структуре фильма играет синтез разных видов искусства – музыки, театра и кинематографа. 9. Образ   Маргариты   в   романе   М.   Булгакова   и   в   сериале   В.   Бортко.   Цель   работы   – сопоставительный   анализ   образа   Маргариты   в   романе   и   режиссерско­актерской интерпретации его в фильме.  10. «Собачье   сердце»   М.   Булгакова   и   В.   Бортко.   Целью   данной   работы   является сопоставление и анализ основных  мотивов и образов повести и кинофильма. Основной акцент должен быть сделан на анализе образа профессора Преображенского в повести и фильме. 11. Образ странника в ранних рассказах А.И. Куприна. 12. Вопрос о «бессмертии души» в рассказе А.П. Чехова «Палата № 6». 13. Тема совести в творчестве М.Е. Салтыкова­Щедрина. 14. Рождественский рассказ А.И. Куприна. 15. Молитва как жанр лирической поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова. 16. Храмовые образы в цикле «Стихов о Прекрасной Даме» А.А. Блока. 17. Христианские мотивы и образы в стихотворении А.А. Блока «На поле Куликовом». 18. Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 19. Мотив   заблуждения   человеческой   души   в   лирике   А.С.   Пушкина   («Демон»   и   «Бесы»   ­ сопоставительный анализ). 20. Молчалин и Чичиков. 21. Тема веры и безверия в трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы». 22. Образ сердца в лирике А.С. Пушкина. 23. Человек и искусство в рассказе А.И. Куприна «Погибшая сила». 24. Образ звезды в романе А.Б. Мариенгофа «Циники». 25.  Христианские мотивы в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева. 26. Образ родительского дома в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». 27. Родительские наказы в произведениях русской литературы. 28. Тема самопожертвования в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 29. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 30. Самоубийство на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 31. «Искусство есть блистательный ад» (по лирике А.А. Блока). 32. Принципы изображения образа Святого в древнерусской литературе. 33. Христианские и языческие мотивы и образы в «Слове о полку Игореве». 34. Вера, безверие и суеверие на страницах романа  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 35. Образ Иуды в рассказе Л. Андреева «Иуда Искариот» и в романе М.А. Булгакова   «Мастер и Маргарита». 36. Образ человека у власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». 37. Образ ветра в лирике С.А. Есенина 38. Образ пустыни в лирике А.С. Пушкина 39. Жанр дружеского послания в русской поэзии  1970­1980 г. 40. Образ медведя в русских народных и авторских сказках, живописи и российской символике

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе

Тематика исследовательских проектов по русскому языку и литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018