ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.6

ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.6
doc
04.05.2022
ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Петрищева НП.doc

ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.П.Петрищева,

учитель русского языка, литературы, методист

МБОУ СОШ №7,

Тамбовская обл., г. Мичуринск

 

Проблема индивидуализации обучения - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он в процессе обучения умеет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Ведь каждый ребенок отличается от других своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее.

Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам, характеризуется темперамент ученика: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, в последствие, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека.

Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к проблеме темперамента возник более двух с половиной тысяч лет тому назад и остается актуальных и сегодня.

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности, образующиеся путем разных сочетаний основных свойств нервной системы. К таким свойствам относятся сила - слабость, под­вижность - инертность, уравновешенность - неуравновешенность не­рвных процессов.

Сила (слабость) нервных процессов - это способность (неспособность) нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значитель­ном напряжении возбудительных и тормозных процессов; степень вынос­ливости нервной системы к длительно действующему раздражителю. Подвижность (инертность) нервных процессов выражается в способности (неспособности) быстрого перехода от возбудительного процесса к тор­мозному и наоборот. Уравновешенность (неуравновешенность) означает одинаковую (разную) выраженность возбудительного и тормозного не­рвных процессов, их баланс (его отсутствие) по силе и подвижности.

Сочетания крайних степеней этих свойств образуют четыре типа комбинации, или четыре типа высшей нервной деятельности: живой тип - сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует сангви­ническому темпераменту); безудержный тип - сильный, неуравнове­шенный в сторону возбуждения (соответствует холерическому темпе­раменту), спокойный тип - сильный, уравновешенный, медленный (соответствует флегматическому темпераменту), слабый тип - низкая работоспособность, быстрая истощаемость (соответствует меланхоли­ческому темпераменту).

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Выделяя характерные особенности детей, нужно отметить, что все дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Они отличатся друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, но каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании преподавателей. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего, люди рождаются на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Проблема изучения влияния темперамента на школьную  успеваемость не теряет своей актуальности  и по сей день.

Долгое время считалось, что представители слабого типа нервной системы социально менее полноценны. Но у этих школьников есть и положительные стороны, благодаря которым возможны «нейтрализация» их не слишком благо­приятных для учения природных особенностей и создание хорошей базы для обеспечения успешности школьного обучения.

Так, положительные стороны учащихся со слабой нервной системой состоят в том, что они:  могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по ал­горитму или по шаблону; любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы; планируют предстоящую деятельность, составляют планы в пись­менной форме; предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изобра­жения (графики, схемы, рисунки, таблицы); склонны к тщательному контролю заданий и проверке получен­ных результатов.

К ситуациям затрудняющих учащихся со слабой нервной сис­темой относят следующее: длительная напряженная работа (быстро устает, теряет работо­способность, допускает ошибки, медленнее усваивает); работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (конт­рольные, самостоятельные, особенно если на них отводится огра­ниченное время); высокий темп постановки вопросов и требование немедленного ответа; неожиданный вопрос и требование устного ответа; работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос других учащихся); ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и раз­нообразию содержания материал.

Какие же трудности в учении возникают у учащихся с разным типом темперамента?

Ученики-флегматики. Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на вы­полнение заданий познавательного характера, на практические упраж­нения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы об­рекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.

Ученики-меланхолики. У них быстро возникает умственное утом­ление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начально­го звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников-меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влия­ние.

Ученики-сангвиники. В качестве положительных сторон этих уче­ников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быст­рота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадо­стны, являются по своей натуре лидерами.

К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная вы­держка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбро­санность» и многообразие увлечений.

Ученики-холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, не­сдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое само­мнение. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной раз­личных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп пись­ма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому понима­нию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности - вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников.

Таким образом, темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы

   В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявлять себя как с положительной стороны, так и с отрицательной. Если энергия холерика направлена на цель, то это может принести положительный результат, но недостаточная уравновешенность, несдержанность, склонность к взрывам могут оказать отрицательное влияние на результате деятельности.

   Порой учителя склонны задавать темп, отвечающий их собственному темпераменту. Если у учителя сангвинический тип (все делает быстро), то порой он оказывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику). Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не учитывать данный факт, у детей могут возникнуть определенные трудности при достижении поставленной цели. 

Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.

Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем умственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Задача  учителя  заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же - медленно и их работа разглаживается. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке.

Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели.

Список литературы:

1.Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 2018 г.

2.Дубровина И.В. Практическая психология образования. Москва 2018

3.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2019 г.

4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 2014 г

5. Рогов Е.И. Психология человека. «Владос» 2001 г.


ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ

ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ

Подвижность (инертность) нервных процессов выражается в способности (неспособности) быстрого перехода от возбудительного процесса к тор­мозному и наоборот

Подвижность (инертность) нервных процессов выражается в способности (неспособности) быстрого перехода от возбудительного процесса к тор­мозному и наоборот

Ученики-флегматики. Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на вы­полнение заданий познавательного характера, на практические упраж­нения, на подготовку устного ответа у доски

Ученики-флегматики. Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на вы­полнение заданий познавательного характера, на практические упраж­нения, на подготовку устного ответа у доски

Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы

Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2022