Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
4 кл—5 кл
20.06.2018
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Контрольная работа по дисциплине: «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения» по теме "Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности ".Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Контрольная работа по дисциплине: «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения» по теме "Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности ".
4-5 кл.docx
Контрольная работа
по дисциплине: «Основные факторы,
влияющие на успешность школьного обучения»
Темперамент и его влияние на успешность учебной
деятельности.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Свойства темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основные компоненты темперамента . . . . . . . . . . . . . 8
Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Введение
1 К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится
темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую
активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в
стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента
отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его
побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности,
особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам, характеризуется
темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного
времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как
сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других
людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями,
в последствие, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств
личности и характера человека.
Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит
темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной
деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного
материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно
предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально
являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот.
Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам
необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе
обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной
деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или
иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.
Свойства темперамента.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности.
2 Темперамент (от лат. — надлежащее соотношение частей, соразмерность)
— это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его
психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя
динамики психических проявлений и поведения:
активность и
эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности,
стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а
эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их
качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе,
страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).
Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его
органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с
соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись
четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический,
меланхолический (Гиппократ, Гален и др.). Эта терминология стала
впоследствии широко употребительной.
Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции
организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей,
различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.).
Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной
нервное системы (И.П. Павлов).
Согласно учению И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы
на динамические особенности поведения, выделяюь три основных свойства
нервных процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их
уравновешенность; в) их подвижность.
Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в
деятельности и поведении человека:
• сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой") — сангвинический
темперамент (от лат. — "кровь");
3 • сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") — флегматический
темперамент (от лат. — "флегма");
• сильный, неуравновешенный, с преобладанием
возбуждения
("безудержный") — холерический темперамент (от греч. — "красножёлтая
желчь");
• слабый — меланхолический темперамент (от греч. — "черная желчь").
Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной
системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием
условий жизни и деятельности.
Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура
основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций
гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные
четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть
использованы для изучения индивидуальности.
Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует
убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:
активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании
необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого
темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных
моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Меланхолик — это субъект, характеризующийся низким уровнем
сдержанностью
замедленностью движений,
психической активности,
моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и
устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем
преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у
меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость,
замкнутость, отчужденность. У представителей меланхолического типа
4 темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения,
так и торможения.
Сангвиник — субъект, обладающий одним из четырех основных типов
темперамента, характеризующийся высокой психической активностью,
энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений,
разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник
стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на
окружающие события,
Эмоции — преимущественно
положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно
общителен.
легко и быстро он переживает неудачи. У сангвиников возбудительный и
тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны.
Флегматик — субъект, характеризующийся низким уровнем психической
активности, медлительностью и невыразительностью мимики. Флегматик
трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом
приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает
спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются
постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться
вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных
привычных действий. Флегматику
присущ сильный, уравновешенный,
инертный тип нервной системы. Флегматик обычно сложнее усваивает новые
навыки, чем индивид сангвинического темперамента, однако приобретённые
профессиональные умения у флегматика закрепляются прочно и на долгое
время.
Холерик — субъект, обладающий одним из четырех основных типов
характеризующийся высоким уровнем психической
темперамента,
активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой
движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким
сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным
5 срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания
недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к
неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных
обстоятельствах. Холерик постоянно пытается «выплеснуть» свои эмоции
наружу.
В психологии получила определенное признание классификация
темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей,
которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были
введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в
первой четверти нашего века). Для экстравертированного типа людей
характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к
новым впечатлениям,
повышенная
импульсивность,
общительность,
двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа
характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к
самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая
заторможенность движений и речи. Заметим, что собственно, к темпераменту
может быть отнесен только динамический аспект тех психологических черт,
которые отличают эти типы.
Так, экстраверт, по сравнению с интравертом вырабатывает условные
рефлексы, обладает большой терпимостью к боли, но не переносит
монотонности,
Типичными
поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность,
чаще отвлекается во время работы.
импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к
среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе,
стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
Интроверт часть погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая
контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев
6 интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и
рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать
будущее, задумываться над тем, что и как будет делать, не склонен
поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений,
придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои
чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
В дальнейшем различия по экстраверсии—интроверсии, а также различия
по эмоциональной устойчивости (где на одном полюсе — постоянство
настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость отрицательным
воздействиям, а на другом полюсе — резкая смена настроений, обидчивость,
раздражительность, обозначаемые словами «уровень тревожности») изучались
в связи с различиями по свойствам нервной системы (исследования
английского психолога Г. Айзенка). Обнаружилось, в частности, что признаки
экстраверсии, как и признаки эмоциональной устойчивости, имеют в своей
основе менее реактивную нервную систему, тогда как признаки интроверсии,
как и эмоциональной тревожности, являются выражением более высокой
реактивности. При этом оказалось, что экстраверсия и интроверсия,
эмоциональная устойчивость и высокая тревожность могут выступать в
разных сочетаниях. В результате с новой стороны наметился подход к
основным типам темперамента: сочетание экстраверсии и эмоциональной
устойчивости (сангвиник), сочетание экстраверсии и эмоциональной
неустойчивости (холерик), сочетание интроверсии и эмоциональной
устойчивости (флегматик), сочетание интроверсии и эмоциональной
неустойчивости (меланхолик).
Однако при таком совмещении двух типологий получается, что у
холерика эмоциональная неустойчивость, а у флегматика интроверсия
вступают в противоречие с характеристикой силы их нервной системы. По
видимому, проявления реактивности могут и не совпадать с различиями по
7 силе—слабости нервной системы Несоответствие некоторым исходным
данным о физиологических основах темперамента указывает на то, что в
сопоставлявляемых классификациях были взяты разные основания для
деления на типы.
Будем учитывать, что классификация типов темперамента в значительной
мере условная. На самом деле типов темперамента (как и типов нервной
системы) существует гораздо больше, чем четыре. Многие люди, хотя и
близки по отдельным своим про явлениям к какомунибудь из основных
типов, но все же не могут быть вполне определенно отнесены именно к
данному В случаях, когда человек обнаруживает черты разных
темпераментов, говорят о «смешанном» типе темперамента.
Свойства темперамента не только определяют динамику психической
деятельности в целом, но и характеризуют динамику какоголибо одного или
нескольких психических процессов в отдельности. Например, эмоциональная
возбудимость, сила и устойчивость эмоций характеризуют динамику
эмоциональных процессов. Интроверсия и экстраверсия характеризуют
динамику не только эмоциональных, но и интеллектуальных процессов. А
мотивы, отношения и черты характера, хотя точно так же обусловливают
динамику психической деятельности в целом, характеризуют не динамические
свойства отдельных психических процессов, но поведение человека в целом в
определенной ситуации. Тем самым они характеризуют отношение к
определенной типической ситуации.
Основные компоненты темперамента.
Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его
компонент, который обозначается как общая психическая активность
индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в
тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и
8 преобразованию внешней действительности; разумеется,
при этом
направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются
другими
ее
(«содержательными»)
особенностями
личности:
интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее
отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости,
инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших
степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема
— на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента,
вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть)
группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его
компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией
двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость
специального выделения в структуре темперамента этого компонента
вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого
актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее
индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного
компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм,
амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них
характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и
речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других
поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для
суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом
является
«эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н
темперамента
качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и
прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с
другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен
9 и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных
характеристик «эмоциональности»
впечатлительность,
импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает
выделяют
аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным
воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там,
где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность»
обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой
поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного
решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается
скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или
происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого
поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания,
которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает
возможность относительно четко ограничить темперамент от других
психических образований личности — ее направленности, характера,
способностей и др.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно
психической активности и энергии действий, резкость и стремительность
движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность
эмоциональных переживаний.
Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика
может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в
несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при
эмоциогенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким
уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью
10 и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и
глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у
флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость,
бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь
привычных действий.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими
характеристиками поведения, как малый уровень нервнопсихической
активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная
эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом
внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке
соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут
развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость,
замкнутость и отчужденность,
склонность тяжелым внутренним
переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не
заслуживают.
Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность.
Флегматики.
Эти дети в силу своей природной организации нервной системы
медлительные. Для флегматика самое главное спокойствие. Он не любит,
когда его торопят, ограничивают во времени. Ему комфортнее находиться в
подчинении, выполнять монотонную работу. Он медленно перестраивается на
другой вид деятельности. Любит соблюдать режим.
Таким детям сложно выполнять задания в полном объеме при
ограничении времени; у них замедленный темп письма, чтения, счета;
замедленное протекание умственной деятельности; если ребенок начинает
торопиться, то совершает больше ошибок (пропускает буквы, слоги, не
11 дописывает слова и предложения). Вместе с тем, флегматик незаменимое
лицо в решении конфликтов в коллективе.
. Флегматик больше нуждается в устойчивом доброжелательном
отношении к себе учителей и родителей. Он может легко, безболезненно
переносить неудачи, если уверен, что отношение взрослых к нему изза этого
не изменится.
Холерики
Холерик человек вспыльчивый. Для него характерны: высокая
активность, решительность, работоспособность, инициативность, быстрый
темп движения, речи, мышления и другое. Потребность холерика заключается
в преодолении препятствий.
Он способен добиться успеха в
нерегламентированной деятельности. Он легко приспосабливаются к
изменяющимся обстоятельствам. Слабое воздействие способно вызвать
возникновение сильных эмоций. Неуравновешенный.
Эти дети задания выполняют быстро, но без достаточного их обдумывания
и осмысления, что не может не сказаться на качестве. Для этих школьников
характерны такие трудности в обучении как: пропуски букв и целых слов, не
дописывание слов и предложений изза недостаточной устойчивости,
небрежный почерк, невдумчивое отношение к заданию. Холерику необходимо
глубже вникать в процесс выполняемой деятельности, проверять сделанную
работу, вырабатывать выдержку, развивать внимание.
Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения
работы, пусть маленький, незначительный, но успех: он повышает настроение,
вызывает положительные эмоции, стимулирует усилия в преодолении
трудностей.
Меланхолики
12 Меланхолик человек с высокой чувствительностью. Придает всему
большое значение, везде находит поводы для опасений, обращает внимание,
прежде всего, на трудности. Ему присущи такие качества, как неуверенность
в себе, тревожность, уязвимость, озабоченность, недоверчивость. Меланхолик
полон сомнений, поэтому мало восприимчив к веселью. Малообщительный
человек, особенно в незнакомой обстановке. Главное для меланхолика – это
безопасность, так как он зависит он чужого мнения, все время боится чтото
сделать не так, боится обратить на себя внимание. Слабое воздействие
способно вызвать возникновение сильных эмоций, пускающих глубокие корни.
Дети, обладающие меланхолическим темпераментом, быстро утомляются,
поэтому у них невысокая работоспособность, низкое качество усвоения
учебного материала. Ригидный сложно, медленно перестраивается. Во время
контрольных работ они испытывают сильные эмоциональные напряжение, что
не может не сказаться на результатах. Ученик пропускает буквы, слоги, не
дописывает слова и предложения.
Болезненно реагирует на замечания, его нужно поддерживать, замечать
успехи, чаще хвалить. В условиях интенсивной нагрузки ему требуется давать
время для отдыха. Меланхолику комфортнее находиться в подчинении,
выполнять монотонную работу.
Меланхолик же должен ежедневно испытывать устойчивое положительное
настроение независимо от причины, вызвавшей радости: радости от общения с
друзьями, похвалы учителя, высоких результатов в учебе и другое.
Сангвиники
Сангвиник человек веселого нрава, беззаботный, полный надежд. Он
хороший собеседник, весел, шутит, ничему в мире не придает большого
значения и все люди ему друзья. Для сангвиника огромное значение играет
общение.
работоспособностью,
Отличается высокой активностью,
решительностью. У него быстрый темп движения, речи, мышления и так
13 далее. Отсюда появляется поверхностность в делах. Он часто отвлекается.
Переоценивает свои силы. Легко приспосабливаются к изменяющимся
обстоятельствам, поэтому способен добиться успеха в нерегламентированной
деятельности. Работа сангвиника скоро утомляет, ему необходимы
постоянные перерывы.
Заключение
Учителю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от
характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную
сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не
определяет ценность личности или предел возможных для данного человека
достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне
деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной
личности.
Задача учителя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе
индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на
другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с
одной стороны,
развития свойственных каждому темпераменту
положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех
недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно
ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств
существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент важное
условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к
воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему
развитию умственных и физических способностей.
14 Литература:
Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности// Вопросы
психологии. 2000. № 2 . С. 128139
Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера, Л., 1989.
Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к
характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. М.: ВЛАДОС, 2001.
Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н.Н. Верцинская.
Мн.: Нарасвета, 2000.
Выготский Л.Психология/ Лев Выготский,. М.: Апрель Пресс; М.:
ЭКСМОПресс, 2000. 1006 с.
Ильина А. И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961.
Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных
различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200с
Крутецкий В. Психология: В. А. Крутецкий,. М.: Просвещение, 1980.
352 с.
Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. — В кн.: Основы обшей
психологии. М., 1986.
Сабуров А. Психология: Курс лекций/ Анатолий Сабуров,; Ред.
И.П.Коваленко. К.: Лекс, 1996. 205 с.
Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,
"Наука", 1984. – 198 с.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с.
15
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.