Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Оценка 4.7

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
4 кл—5 кл
20.06.2018
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Контрольная работа по дисциплине: «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения» по теме "Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности ".Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Контрольная работа по дисциплине: «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения» по теме "Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности ".
4-5 кл.docx
Контрольная работа по дисциплине: «Основные факторы,  влияющие на успешность школьного обучения» Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности.                               Содержание        Введение   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   2 Свойства темперамента   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   3 Основные компоненты темперамента   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    8 Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность    .   .   11       Заключение   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   14       Литература   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    14 Введение 1 К   числу   важнейших   индивидуальных   особенностей   личности   относится темперамент.  Темперамент  включает  в  себя общую  психофизиологическую активность   человека,   его   эмоциональность,   которые   ярко   проявляются   в стиле   деятельности   и   способе   поведения.   Особенности   темперамента отражаются   не   только   в   поведении   и   сфере   чувств   человека,   но   и   в   его побуждениях   и   действиях,   в   характере   интеллектуальной   деятельности, особенностях   речи   и   т.д.   Именно   по   этим   компонентам,   характеризуется темперамент   школьника:   как   он   работает   в   течение   продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается   на   работе,   реагирует   на   замечания,   поступки   других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, в последствие, в  значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека. Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами   работы,   реакцией   на   раздражители,   характером   интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала   данными   детьми   так   же   будет   отличаться.   Поэтому   можно предположить,   что   носители   некоторых   типов   темперамента   изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо   учитывать   особенности   темпераментов   детей   в   процессе обучения.   Зная   особенности   темперамента   и   их   проявление   в   учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал. Свойства темперамента. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. 2 Темперамент (от лат. — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики   психических   проявлений   и   поведения:   активность   и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности,   быстроты   и,   наоборот,   медлительности,   инертности,   а эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.). Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический   (Гиппократ,   Гален   и   др.).   Эта   терминология   стала впоследствии широко употребительной. Вторая   (конституциональная)   исходит   из   различий   в   конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.).   Третья   связывает   типы   темперамента   с   деятельностью   центральной нервное системы (И.П. Павлов). Согласно учению И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические   особенности поведения, выделяюь три основных свойства нервных     процессов   возбуждения   и   торможения:   а)   силу   процессов;   б)   их уравновешенность; в) их подвижность.  Таким   образом,   темперамент   есть   проявление   типа   нервной   системы   в деятельности и поведении человека: • сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой")  —  сангвинический темперамент (от лат.  — "кровь"); 3 • сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") — флегматический темперамент (от лат. — "флегма"); •   сильный,   неуравновешенный,   с   преобладанием     возбуждения ("безудержный") —  холерический темперамент (от греч. —  "красно­жёлтая желчь"); • слабый  —  меланхолический темперамент (от греч. — "черная желчь"). Тип нервной  системы  —  это природное, врожденное свойство нервной системы,   которое,   однако,   может   несколько   изменяться   под   влиянием условий жизни и деятельности. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных   свойств   нервной   системы   много   сложнее,   а   число   комбинаций гораздо   больше,   чем   это   ранее   представлялось.   Тем   не   менее   указанные четыре   типа   темперамента   как   наиболее   обобщенные   могут   быть использованы для изучения индивидуальности. Для   отнесения     человека   к   определенному   типу   темперамента   следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность,   эмоциональность,   особенности   моторики.   В   воспитании необходимо   содействовать   развитию   положительных   сторон   каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом. Меланхолик     —     это   субъект,   характеризующийся   низким   уровнем   сдержанностью   замедленностью   движений, психической   активности, моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость   эмоций   при   слабом   их   внешнем   выражении,   причем преобладают   отрицательные   эмоции.   При   неблагоприятных   условиях   у меланхолика   может   развиться   повышенная   эмоциональная   ранимость, замкнутость,   отчужденность.   У   представителей   меланхолического   типа 4 темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения. Сангвиник   —   субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента,   характеризующийся   высокой   психической   активностью, энергичностью,   работоспособностью,   быстротой   и   живостью   движений, разнообразием   и   богатством   мимики,   быстрым   темпом   речи.   Сангвиник стремится   к   частой   смене   впечатлений,   легко   и   быстро   отзывается   на окружающие   события,   Эмоции   —   преимущественно положительные   —   быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно   общителен. легко и быстро он переживает неудачи. У сангвиников   возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны. Флегматик  —  субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности,   медлительностью   и   невыразительностью   мимики.   Флегматик трудно   переключается   с   одного   вида   деятельности   на   другой,   с   трудом приспосабливается   к   новой   обстановке.   У   флегматика   преобладает спокойное,   ровное   настроение,   чувства   и   настроения   обычно   отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость,   бедность   эмоций,   склонность   к   выполнению   однообразных привычных   действий.   Флегматику     присущ   сильный,   уравновешенный, инертный тип нервной системы. Флегматик обычно сложнее усваивает новые навыки, чем индивид сангвинического темперамента, однако приобретённые профессиональные умения у флегматика закрепляются прочно и на долгое время.  Холерик    —   субъект,  обладающий  одним  из  четырех  основных  типов   характеризующийся   высоким   уровнем   психической темперамента, активности,   энергичностью   действий,   резкостью,   стремительностью,   силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам   настроения,   вспыльчив,   нетерпелив,   подвержен   эмоциональным 5 срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная   эмоциональная   уравновешенность   может   привести   к неспособности   контролировать   свои   эмоции   в   трудных   жизненных обстоятельствах.   Холерик   постоянно   пытается   «выплеснуть»   свои   эмоции наружу.  В   психологии   получила   определенное   признание   классификация темпераментов,   основанная   на   учете   таких   психологических   особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в первой   четверти   нашего   века).   Для   экстравертированного   типа   людей характерны   направленность   на   взаимодействие   с   внешним   миром,   тяга   к новым   впечатлениям,   повышенная   импульсивность,   общительность, двигательная   и   речевая   активность.   Для   интровертированного   типа характерны   фиксация   интересов   на   своем   внутреннем   мире,   склонность   к самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи. Заметим, что собственно, к темпераменту может быть отнесен только динамический аспект тех психологических черт, которые отличают эти типы. Так,   экстраверт,   по   сравнению   с   интравертом   вырабатывает   условные рефлексы,   обладает   большой   терпимостью   к   боли,   но   не   переносит монотонности,   Типичными поведенческими   проявлениями   экстраверта   являются   общительность,   чаще   отвлекается   во   время   работы. импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость  в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен. Интроверт часть погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты   с   людьми   и   адаптируясь   к   реальности.   В   большинстве   случаев 6 интроверт   спокоен,   уравновешен,   миролюбив,   его   действия   продуманны   и рациональны.   Круг   друзей   у   него   невелик.   Интроверт   любит   планировать будущее,   задумываться   над   тем,   что   и   как   будет   делать,   не   склонен поддаваться   моментным   побуждениям,  пессимистичен,  не   любит  волнений, придерживается   заведенного   жизненного   порядка.   Он   контролирует   свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен. В дальнейшем различия по экстраверсии—интроверсии, а также различия по   эмоциональной   устойчивости   (где   на   одном   полюсе   —   постоянство настроений,  уверенность  в  себе, высокая   сопротивляемость   отрицательным воздействиям, а на другом полюсе — резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность, обозначаемые словами «уровень тревожности») изучались в   связи   с   различиями   по   свойствам   нервной   системы   (исследования английского психолога Г. Айзенка). Обнаружилось, в частности, что признаки экстраверсии, как и признаки эмоциональной устойчивости, имеют в своей основе менее реактивную нервную систему, тогда как признаки интроверсии, как   и   эмоциональной   тревожности,   являются   выражением   более   высокой реактивности.   При   этом   оказалось,   что   экстраверсия   и   интроверсия, эмоциональная   устойчивость   и   высокая   тревожность   могут   выступать   в разных   сочетаниях.   В   результате   с   новой   стороны   наметился   подход   к основным   типам   темперамента:   сочетание   экстраверсии   и   эмоциональной устойчивости   (сангвиник),   сочетание   экстраверсии   и   эмоциональной неустойчивости   (холерик),   сочетание   интроверсии   и   эмоциональной устойчивости   (флегматик),   сочетание   интроверсии   и   эмоциональной неустойчивости (меланхолик). Однако   при   таком   совмещении   двух   типологий   получается,   что   у холерика   эмоциональная   неустойчивость,   а   у   флегматика   интроверсия вступают в противоречие с характеристикой силы их нервной системы. По­ видимому, проявления реактивности могут и не совпадать с различиями по 7 силе—слабости   нервной   системы   Несоответствие   некоторым   исходным данным   о   физиологических   основах   темперамента   указывает   на   то,   что   в сопоставлявляемых   классификациях   были   взяты   разные   основания   для деления на типы. Будем учитывать, что классификация типов темперамента в значительной мере   условная.   На   самом   деле   типов   темперамента   (как   и   типов   нервной системы)   существует   гораздо   больше,   чем   четыре.   Многие   люди,   хотя   и близки   по   отдельным   своим   про   явлениям   к   какому­нибудь   из   основных типов,   но   все   же   не   могут   быть   вполне   определенно   отнесены   именно   к данному   В   случаях,   когда   человек   обнаруживает   черты   разных темпераментов, говорят о «смешанном» типе темперамента. Свойства   темперамента   не   только   определяют   динамику   психической деятельности в целом, но и характеризуют динамику какого­либо одного или нескольких психических процессов в отдельности. Например, эмоциональная возбудимость,   сила   и   устойчивость   эмоций   характеризуют   динамику эмоциональных   процессов.   Интроверсия   и   экстраверсия   характеризуют динамику   не   только   эмоциональных,   но   и   интеллектуальных   процессов.   А мотивы,   отношения   и   черты   характера,   хотя   точно   так   же   обусловливают динамику психической деятельности в целом, характеризуют не динамические свойства отдельных психических процессов, но поведение человека в целом в определенной   ситуации.   Тем   самым   они   характеризуют   отношение   к определенной типической ситуации. Основные компоненты темперамента. Наиболее   широкое   значение   в   структуре   темперамента   имеет   тот   его компонент,   который   обозначается   как   общая   психическая   активность индивида.   Сущность   этого   компонента   заключается   главным   образом   в тенденции   личности   к   самовыражению,   эффективному   освоению   и 8 преобразованию   внешней   действительности;   разумеется,   при   этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими   ее («содержательными») особенностями     личности:   интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений   и   мотивов.   Степени   активности   распределяются   от   вялости, инертности   и   пассивного   созерцательства   на   одном   полюсе   до   высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом. К   группе   качеств,   составляющих   первый   компонент   темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального   выделения   в   структуре   темперамента   этого   компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется  внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными   градациями.   Среди   динамических   качеств   двигательного компонента   следует   выделить   такие,   как   быстрота,   сила,   резкость,   ритм, амплитуда   и   ряд   других   признаков   мышечного   движения   (часть   из   них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается   наблюдению   и   оценке   и   поэтому   часто   служит   основой   для суждения о темпераменте их носителя. Третьим   основным   компонентом     является «эмоциональность»,   представляющая   собой   обширный   комплекс   свойств   н темперамента качеств,   характеризующих   особенности   возникновения,   протекания   и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен 9 и   обладает   разветвленной   собственной   структурой.   В   качестве   основных характеристик   «эмоциональности»   впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает выделяют   аффективную   восприимчивость   субъекта,   чуткость   его   к   эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где   для   других   такой   почвы   не   существует.   Термином   «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость,   с   которой   прекращается   данное   эмоциональное   состояние   или происходит смена одного переживания другим. Основные   компоненты   темперамента   образуют   в   актах   человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность   относительно   четко   ограничить   темперамент   от   других психических   образований   личности   —   ее   направленности,   характера, способностей и др. Для   холерического   темперамента   характерны   высокий   уровень   нервно­ психической   активности   и   энергии   действий,   резкость   и   стремительность движений,   а   также   сила,   импульсивность   и   яркая   выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может   выливаться   при   отсутствии   надлежащего   воспитания   в несдержанность,   вспыльчивость,   неспособность   к   самоконтролю   при эмоциогенных обстоятельствах. Темперамент  флегматика  характеризуется  обычно  сравнительно  низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью 10 и   спокойствием   действий,   мимики   и   речи,   ровностью,   постоянством   и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика   могут   развиться   такие   отрицательные   черты,   как   вялость, бедность   и   слабость   эмоций,   склонность   к   выполнению   одних   лишь привычных действий. Меланхолический   темперамент   связывается   обычно   с   такими характеристиками   поведения,   как   малый   уровень   нервно­психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная   реактивность,   глубина   и   устойчивость   чувств   при   слабом внешнем   их   выражении.   На   почве   этих   особенностей   при   недостатке соответствующих   воспитательных   воздействий   у   меланхолика   могут развиться   повышенная   до   болезненности   эмоциональная   ранимость, замкнутость   и   отчужденность,   склонность   тяжелым   внутренним переживаниям   таких   жизненных   обстоятельств,   которые   вовсе   этого   не заслуживают.  Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность. Флегматики.  Эти   дети   в   силу   своей   природной   организации   нервной   системы медлительные. Для флегматика самое главное ­ спокойствие. Он не любит, когда его торопят, ограничивают во времени. Ему комфортнее находиться в подчинении, выполнять монотонную работу. Он медленно перестраивается на другой вид деятельности. Любит соблюдать режим.   Таким   детям   сложно   выполнять   задания   в   полном   объеме   при ограничении   времени;   у   них   замедленный   темп   письма,   чтения,   счета; замедленное   протекание   умственной   деятельности;   если   ребенок   начинает торопиться,   то   совершает   больше   ошибок   (пропускает   буквы,   слоги,   не 11 дописывает   слова   и   предложения).   Вместе   с   тем,   флегматик   незаменимое лицо в решении конфликтов в коллективе. .   Флегматик   больше   нуждается   в   устойчивом   доброжелательном отношении   к   себе   учителей   и   родителей.   Он   может   легко,   безболезненно переносить неудачи, если уверен, что отношение взрослых к нему из­за этого не изменится. Холерики Холерик   ­   человек   вспыльчивый.   Для   него   характерны:   высокая активность,   решительность,   работоспособность,   инициативность,   быстрый темп движения, речи, мышления и другое. Потребность холерика заключается в   преодолении   препятствий.     Он   способен   добиться   успеха   в нерегламентированной   деятельности.   Он   легко   приспосабливаются   к изменяющимся   обстоятельствам.   Слабое   воздействие   способно   вызвать возникновение сильных эмоций. Неуравновешенный. Эти дети задания выполняют быстро, но без достаточного их обдумывания и осмысления, что не может не сказаться на качестве. Для этих школьников характерны такие трудности в обучении как: пропуски букв и целых слов, не дописывание   слов   и   предложений   из­за   недостаточной   устойчивости, небрежный почерк, невдумчивое отношение к заданию. Холерику необходимо глубже вникать в процесс выполняемой деятельности, проверять сделанную работу, вырабатывать выдержку, развивать внимание. Холерику   во   что   бы   то   ни   стало   нужен   успех   в   момент   выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех: он повышает настроение, вызывает   положительные   эмоции,   стимулирует   усилия   в   преодолении трудностей. Меланхолики 12 Меланхолик   ­   человек   с   высокой   чувствительностью.   Придает   всему большое значение, везде находит поводы для опасений, обращает внимание, прежде всего, на трудности. Ему присущи такие качества, как  неуверенность в себе, тревожность, уязвимость, озабоченность, недоверчивость. Меланхолик полон сомнений, поэтому мало восприимчив к веселью. Малообщительный человек, особенно в незнакомой обстановке. Главное для меланхолика – это безопасность, так как он зависит он чужого мнения, все время боится что­то сделать   не   так,   боится   обратить   на   себя   внимание.   Слабое   воздействие способно вызвать возникновение сильных эмоций, пускающих глубокие корни. Дети, обладающие меланхолическим темпераментом, быстро утомляются, поэтому   у   них   невысокая   работоспособность,   низкое   качество   усвоения учебного материала. Ригидный ­ сложно, медленно перестраивается. Во время контрольных работ они испытывают сильные эмоциональные напряжение, что не может не сказаться на результатах. Ученик пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения.   Болезненно реагирует на замечания, его нужно поддерживать, замечать успехи, чаще хвалить. В условиях интенсивной нагрузки ему требуется давать время   для   отдыха.   Меланхолику   комфортнее   находиться   в   подчинении, выполнять монотонную работу. Меланхолик же должен ежедневно испытывать устойчивое положительное настроение независимо от причины, вызвавшей радости: радости от общения с друзьями, похвалы учителя, высоких результатов в учебе и другое. Сангвиники Сангвиник   ­   человек   веселого   нрава,   беззаботный,   полный   надежд.   Он хороший   собеседник,   весел,   шутит,   ничему   в   мире   не   придает   большого значения и все люди ему друзья. Для сангвиника огромное значение играет общение.   работоспособностью,   Отличается   высокой   активностью, решительностью.   У   него   быстрый   темп   движения,   речи,   мышления   и   так 13 далее. Отсюда появляется поверхностность в делах. Он часто отвлекается. Переоценивает   свои   силы.   Легко   приспосабливаются   к   изменяющимся обстоятельствам, поэтому способен добиться успеха в нерегламентированной деятельности.   Работа   сангвиника   скоро   утомляет,   ему   необходимы постоянные перерывы. Заключение Учителю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений.   Он   имеет   отношение   лишь   к   динамической   стороне деятельности.   Характер   же   неразрывно   связан   с   содержательной   стороной личности. Задача учителя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной   стороны,   развития   свойственных   каждому   темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков,   которые   уже   начали   проявляться   в   поведении   ребенка. Бесспорно,   что   при   любом   темпераменте   можно   развить   все   общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно   зависят   от   темперамента.   Поэтому   темперамент   ­   важное условие,   с   которым   надо   считаться   при   индивидуальном   подходе   к воспитанию   и   обучению,   к   формированию   характера,   к   всестороннему развитию умственных и физических способностей. 14 Литература:        Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии. ­2000. ­№ 2 . ­ С. 128­139     Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера, Л., 1989. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. ­ М.: ВЛАДОС, 2001. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н.Н. Верцинская. ­ Мн.: Нарасвета, 2000.     Выготский   Л.Психология/   Лев   Выготский,.   ­М.:   Апрель   Пресс;   М.: ЭКСМО­Пресс, 2000. ­1006 с.   Ильина А. И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961. Кречмер   Э.   Теория   темпераментов   //   Психология   индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200с      Крутецкий В. Психология: В. А. Крутецкий,. ­М.: Просвещение, 1980. ­352 с.          Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. — В кн.: Основы обшей психологии. М., 1986.         Сабуров   А.   Психология:   Курс   лекций/   Анатолий   Сабуров,;   Ред. И.П.Коваленко. ­К.: Лекс, 1996. ­205 с. Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. – 198 с. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с. 15

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности для 4-5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018