Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.
Оценка 4.7

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
20.06.2018
Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.
Темперамент младшего школьника для 1-4 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющимися при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.Темперамент младшего школьника для 1-4 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющимися при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.
темпер с 1-4 кл.docx
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Психология» название дисциплины на тему «Физиологические основы темперамента»                        Содержание                         Введение                        1.Общее понятие  о темпераменте.                        2.Физиологическая основа темперамента.                        3.Психологическая характеристика темперамента.                        4. Заключение.                        Используемая литература. 1 Введение. Психические особенности человеческой личности характеризуются различными  свойствами, проявляющимися при общественной деятельности человека. Одним из  психических свойств личности является темперамент человека. Темперамент обусловлен типом нервной системы и  отражает врожденные  характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к  происходящим вокруг него  событиям. Каждый человек должен учитывать особенности темперамента людей для того, чтобы избежать конфликтные ситуации. Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения  человека: скорость. Реакций, темп работы или общение людей, эмоциональность и  уровень общей активности. К каждому типу темперамента надо приспосабливаться и,  зная заранее индивидуальные расхождения в темпераментах, можно предупредить  возникновение напряженности в отношениях между людьми. Различая между людьми, по свойствам темперамента могут быть достаточно заметными и, чаще всего они столь велики, что их нельзя не учесть и как ­ то приспособиться к  ним, установив добрые деловые отношения и личные взаимоотношения. В различных источниках литературы по разному трактуют понятие темперамента  рассмотрим некоторые из них. Общее понятие о темпераменте. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают  динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени  эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к  окружающей среде. Темперамент ­ физиологическая основа для формирования характера. 2 Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику  протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп,  ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности  эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения  человека ­ подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.  Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее  убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности  личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.  1.Общая психическая  активность индивида. Ее сущность  заключается в стремлении   личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней  действительности. 2.Двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют          качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного  аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить  такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков  мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики  составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и  оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя 3.«Эмоциональность». Она представляет  обширный комплекс свойств и качеств,  характеризующих особенности возникновения, протекания  прекращения  разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными  частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной  собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности”  выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность.  Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к  эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной  реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность”  обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить  их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой  прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного  переживания другим. Теория о темпераментах восходит к учению древнегреческого врача Гиппократа. Он  описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, но однако связывал   темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных  жидкостей  в организме: крови, лимфы и желчи.В соответствии с этим он разделил  людей на 4 типа: холерик (от греч. chole — „желчь") сангвиник (от греч. sanguis—  3 кровь"), флегматик (от греч. phlegma — „слизь"), меланхолик (от греч. melas —  „черный", chole — „желчь).Первую классификацию  темпераментов предложил  Клавдий  Гален. Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в  организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они  были сведены до четырех.  Но  в современной  психологии используют  классификацию  немецкого философа  И.Канта.  И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.  Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется  характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных  с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной  стороны и силой — с другой». На основе определения Теплова Б. М., Маклаков  выделяет два компонента темперамента: активность поведения и эмоциональность. По  его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности,  стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою  очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов,  определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе,  страх, гнев и др.)   Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную  основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности  животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической  основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.                              Физиологические основы темперамента. Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика  психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности  нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной  системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов —  возбуждения и торможения. И.П.Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:1) силу процессов  возбуждения и торможения;2)уравновешенность процессов возбуждения и  торможения;3)подвижность процессов возбуждения и торможения.  Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной  системы и означает способность ее переносить либо продолжительное, либо  кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное  свойство— слабость нервных процессов — характеризуется неспособностью нервных  клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При  4 действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются  низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная  система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой  величины она дает соответствующую реакцию. Уравновешенность – это одно из важных свойств  высшей нервной деятельности.  Это  пропорциональное соотношение нервных процессов    возбуждения и торможения. У  некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесия  не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения. Подвижность нервных процессов —  это одно из основных свойств высшей нервной  деятельности. Она характеризуется быстротой  возникновения и прекращения  процессов возбуждения и торможения, скоростью движения нервных  процессов(иррадиации и концентрации),быстротой появления нервного процесса в  ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и  изменения динамического стереотипа. Комбинации указанных свойств нервных  процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа  высшей нервной деятельности. Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от  сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и  торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему.  Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по  уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с  преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по  подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов  считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все  другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по  признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов (хотя выделенный  Павловым слабый тип, как правило, отличался преобладанием слабого процесса  торможения над слабым процессом возбуждения). Так была создана классификация  типов высшей нервной деятельности (или,  то же самое, типов нервной системы). П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и  обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа  нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов  нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом: 1) сильный,  уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. И. Павлову) — сангвинический  темперамент; 2) сильный,   уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П.  Павлову) — флегматический  темперамент; 3) сильный,  с преобладанием возбуждения  5 («безудержный» тин, по И.. П. Павлову) — холерический темперамент; 4) слабый тип  («слабый», по И. П. Павлову) — меланхолический темперамент. Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижности их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной быстроте образования и относительной неустойчивости нервных связей. Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны,  ровны, трудно  возбудимы. Сильный неуравновешенный тип. Отличается сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов – преобладание  процессов возбуждения над процессами торможения. Слабый тип. Представители этого типа нервной системы не могут выдержать сильные, длительные и концентрированные раздражения. Слабыми являются процессы  возбуждения и торможения. При действии сильных раздражителей задерживается  выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность  (т.е. низкий порог) на действие раздражителей.  Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или неполноценным типом  (что справедливо относительно животных со слабым типом нервной системы).  Несмотря на слабость нервных процессов, представители слабого типа, вырабатывая  свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и  творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система. Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной системы,  которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и  деятельности. На основе каждого типа формируются различные системы условных  нервных связей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы.  Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает  характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его  психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков  человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе  индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания.     В 50­е гг. в нашей стране проводились лабораторные исследования темперамента под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицина, в результате которых типология   И.П.   Павлова   была   дополнена   новыми   элементами.   Были   разработаны многочисленные   приемы   исследования   свойств   нервной   системы   человека, экспериментально   выделены   и   описаны   еще   два   свойства   нервных   процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность  динамичности нервных 6 процессов   составляют   легкость   и   быстрота   образования   положительных (динамичность раздражения — возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов. В науке накоплено много фактов  о свойствах нервной системы. Каждый   человек   имеет   вполне   определенный   тип   нервной   системы,   проявления которого,   т.   е.   особенности   темперамента,   составляют   важную   сторону индивидуальных психологических различий, проявляющихся в деятельности.   Зависимость темперамента от свойств нервной системы проявляется в следующих факторах. Чем больше или меньше выражено у человека одно физиологическое свойство нервной системы, тем меньше или, наоборот, больше выражено соответствующее свойство темперамента. Такая зависимость называется  прямолинейной. Например, чем больше у человека выражена слабость процесса возбуждения, тем выше у него отвлекаемость внимания, тем меньше у него сопротивляемость отрицательному воздействию напряженной обстановки и т.д. Было  установлено, что эта зависимость может носить криволинейный характер, т.е. с увеличением физиологического свойства нервной системы вначале идет увеличение или уменьшение свойства темперамента, а по мере дальнейшего увеличения физиологического свойства ранее увеличивающееся свойство темперамента начинает уменьшаться и наоборот. Например, при возрастании силы процесса возбуждения до определенного уровня уменьшается эмоциональная возбудимость. При еще большем возрастании силы возбудительного процесса эмоциональная возбудимость тоже начинает возрастать. Психологические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее четкое, тонкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого­либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое. Например, низкая работоспособность слабого типа может иногда компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения. В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов для того, чтобы дать достаточно полную психологическую характеристику типов темперамента по   определенной   стройной   программе.   Для   составления   психологических характеристик   традиционных   четырех   психотипов   обычно   выделяются   следующие основные свойства темперамента. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий,  необходимая для возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций человека на  внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание,  обидное слово, резкий тон или звук). 7 Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек  воздействует на внешний мир и преодолевает препятствие в достижении целей  (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени  зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств  (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко  приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько  инертно и косно его поведение (ригидность). Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и  процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека). Экстраверсия—интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и  деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент  (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и  будущим (интроверт). Эмоциональная   возбудимость характеризуется   минимальным   воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, и скоростью ее возникновения. Все перечисленные свойства отражают психологические характеристики основных классических типов темперамента. В.   М   Русалов     на   основе   свойств   нервной   системы   предложил   свою   трактовку свойств темперамента. В ней учитывались достижения современной физиологии. Он выделил   четыре   свойства   темперамента,  которые   отвечают     за   широту   или   узкость афферентного   синтеза,  легкость   переключения   с   одной   программы   поведения   на другую,   скорость   исполнения   текущей   программы   поведения   и   чувствительность   к несовпадению реального результата действия с его акцептором.  Была изменена  психофизиологическая оценка темперамента.  Вместо двух параметров были выделены  четыре компонента   эргичность (выносливость), пластичность,  скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по  мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены.Так темперамент зависит  от свойств нервной системы.  С точки зрения данной концепции темперамент — это  психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются  полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора  данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных  индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от  содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально  устойчивую систему инвариантных свойств»  В соответствии  с предметной  8 деятельностью и общением каждое из выделенных  свойств темперамента     должно  рассматриваться отдельно поскольку предполагается, что в этих видах деятельности  они проявляются по­разному. Так, по мнению Русалова, психологической  характеристикой темперамента являются не сами свойства  нервной системы, а   особенности протекания психических процессов и поведения.                                            Психологическая характеристика темпераментов. В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека  преобладают черты какого­либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться  и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Однако для правильного  индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, т. е. для практических  нужд, вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его  основную характеристику, не вдаваясь в особые тонкости и детали, выяснение которых  порой требует специальных экспериментальных методик, которыми учитель не  располагает. Условно можно считать, что каждый ученик тяготеет к одному из четырех указанных выше типов темперамента. Надо учесть также, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие  темпераменты, каждый темперамент имеет свои положительные стороны, и на основе  каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные  проявления. Перейдем к характеристике темпераментов. Холерик. Его основной принцип — „Хочу все и сразу!  Это неугомонный озорник и задира. Часто пытается навязать свое мнение окружающим.Речь отрывистая, быстрая, с  проглатыванием отдельных слов, однако выразительная и эмоциональная. Движения  стремительные, резкие, энергичные.  Они не умеет терпеть, ждать и сдерживать свои  эмоции. Засыпает с трудом.  На любые наказания отвечает замкнутостью или агрессией. Таких детей называют гиперактивными. Такие дети  находятся в се время в движении.  Они часто бывают агрессивны. Холерик возьмется за любое дело, но вот не всегда его  доведет до конца, так как отвлечется на более интересное и новое задание. Такой  ребенок любит похвалу и находится в центре внимания. Холерик среди сверстников  всегда бывает лидером. Терпение не его черта характера. Подавлять свои желания он  не может, ему нужно все сразу. Такой ребенок легко войдет в новый коллектив.  Холерик не любит сидеть на месте без дела, поэтому он не упустит возможности  вдоволь порезвиться. Холерики быстро осваивают незнакомый материал, но также  быстро о нем забывают. Сангвиник: 9 Сангвиник отличается  повышенной активностью.  Такому человеку необходимо, чтобы жизнь кипела вокруг него. С ним легко и интересно. Он может легко адаптироваться в  любой обстановке. Эти люди  очень общительны. Сангвиники быстро забывают обиды.  У них есть замечательное качество­ компромиссность. Такой человек оптимист, во всем видит только хорошее, а на негативные стороны не  обращает внимания. Сангвинику легко дается любая деятельность, легко может  переключиться на что­то другое, новое. Речь ­ быстрая, выразительная, богатая  жестами и мимикой. Его основной принцип — „Я тебе верю, а ты мне?" Ребенок­ сангвиник дружелюбный, жизнерадостный, но при этом довольно покладистый и  рассудительный. Он без труда заводит знакомства. Видимая беззаботность сангвиников  основана на природной везучести и одаренности. Именно среди людей этого типа  больше всего путешественников и искателей приключений. Их увлекает все новое и  неизведанное. Ребенок готов заниматься всем сразу, зачастую не обращая внимания на  качество исполнения. Часто бросает дело, не закончив, тем не менее, легко и быстро  усваивает информацию.     Флегматик. Эти люди спокойны, рассудительны, неторопливы. Отвлечь флегматика от намеченной  цели очень трудно, решения свои не меняет. К новому привыкает с трудом. Такой  ребенок с трудом заводит друзей, но если заведет себе друга, то будет предан ему.  Миролюбие ­ одно из полезных качеств флегматика. Флегматик не конфликтен, не  агрессивен и не любит рисковать. Речь ­ неторопливая, невыразительная, часто с  большими паузами, без эмоций, мимики и жестов. Флегматик больше всего не любит  перемен. Его основной принцип — „Я все сделаю, только чуть позже! Их отличает  стабильность и упрямство. Переубедить его практически невозможно. Они скупы на  слова и действия. Им  свойственно не быстрое, но качественное запоминание,  усидчивость, кропотливость, выносливость, они  приспособлен к монотонным и  однообразным действиям. Нередко в школе таких детишек называют зубрилками, они  все делают медленно и обстоятельно.  Они не являются лидерами, самостоятельные решения принимать не любят. Свои  решения они не меняют, бывают очень упрямы. Флегматики не умеют врать и быть  тактичными, из­за этого часто попадают в неловкие ситуации. Не любят спорить и  дискутировать. Предпочитают заранее просчитать все ходы и выходы. К предстоящим  событиям готовятся долго, настраиваясь на действие и постоянно откладывая все на  потом. Все делают в последний момент, часто из­за этого получается кое­как. Меланхолик: 10 У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и  устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем­нибудь  сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов  продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Его основной принцип —  „Мне не весело, потому что мне грустно!" Застенчивость, робость — основные  свойства характера. В раннем детстве это выражается в развитии таких качеств, как  плаксивость, привязанность, трусливость. В дальнейшем к ним добавляются  стеснительность, обидчивость, ранимость. У таких людей  развиты эмоциональные  черты характера, что проявляется в отзывчивости,  жалостливости,     сентиментальности.  Они  ранимы, долго переживают любые потрясения. Это  настоящие   трусишки,  они  боятся  всего. Они   малообщительные и  тяжело  адаптируются к новому коллективу. Не лидеры, часто замыкаются в себе. Речь у  меланхоликов тихая, неуверенная, но грамотная и богатая интонациями. Все движения  и действия нерешительные и мелкие, как будто пробные. Очень тяжело засыпают, а  просыпаются с трудом. Несмотря на такой характер, меланхолики остаются одними из  самых творческих и понимающих натур. Они способны выслушать не одну вашу беду,  при этом проявят истинное сочувствие. Они обладают поразительно тонким вкусом и  хорошим слухом.  Меланхолик ­ добр и застенчив, его мир ­ это мир эмоций, чувств,  интуиции. Заключение. Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного    человека или  группы  людей помогает человеческой личности  найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним в коллективе.                                                    Список  литературы. Психология./под ред.В.А.Крутецкого.­М.:Просвящение,1974. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. 11 Маклаков А.Г. Общая психология.СПб.:Питер,2002. Общая психология/Составитель Е.В.Рогов­М.:ВЛАДОС,1995г. А.П.Чехов. Темпераменты. Москва­ Государственное издательство художественной  литературы­1960 год. 12

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.

Темперамент младшего школьника для 1-4 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018