ТЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ПРОЦЕСС
ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЕДИНОГО
РУССКОГО МИРА
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Система образования государства – это мощный механизм
становления и развития экономически стабильного, сильного,
интеллектуально-нравственного и духовного потенциала страны.
Теология в образовании – это взаимодействие государства и общества.
Сегодня можно говорить о значимости науки и инновационном
процессе, которые вошли глубоко во сферы жизни человечества. Что же
мы видим в начале XXI века, когда кажется, что наука и порожденные ею
технологии окончательно победили и проникли во все поры нашей жизни?
Мы видим совсем другую картину: религиозная вера не только не умерла,
но возрождается. Вера живет и занимает важнейшее место в жизни людей
разного уровня образования, разного социального положения, разных
возрастов, разной этнической и культурной принадлежности. Число таких
людей неуклонно растет – и в нашей стране, и в других странах,
переживших секуляризацию разных типов, и прежде всего секуляризацию
атеистического типа.
Важно понять, что нельзя изменить традиционные духовно-
нравственные и гражданско-патриотические ценности, они могут
транслироваться разными языками, нельзя оставаться в плену устаревших
идеологических принципов, это может помешать видеть реальность, но и
забывать кто ты и, кто твои корни – бесспорно невозможно. Новое –
хорошо забытое старое. Религиозность – социологический фактор. У
образования и Церкви есть общие черты – сегодня к ним обращаются
миллионы людей в поиске ответов на мировоззренческие и духовные
вопросы, углубляясь в свою национальную и культурную традицию и
стремясь обрести, в том числе, нравственную основу, смысл жизни.
Воспитывая и обучая свих учеников, учитель меняет свою роль, согласно
новым стандартам – становится тьютором, наставником. С точки зрения
духовно-нравственных позиций – универсумом человеческого сознания.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь,
который позволит Донецкой Народной Республике стать конкурентно-
способным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем
нашим гражданам. В условиях решений этих стратегических задач
важнейшими качествами жизни становится инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решение, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни. Все
эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным
элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы-
раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного
и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высоко
технологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть
построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и
достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные
ситуации. В первую очередь, необходима общая модель предоставления
образовательных услуг.
Сегодня православная теология преподается в 34 городах всех
федеральных округов: от Брянска до Владивостока и от Мурманска до
Пятигорска. Лицензию на подготовку теологов имеют 37 государственных
университетов (классические, педагогические, лингвистические,
инженерные) и 10 негосударственных образовательных учреждений.
Обучение ведется в соответствии с образовательным стандартом уже
третьего поколения.
В Донецкой Народной Республике только закладываются основы
теологии в образовании в контексте преподавания предмета «Уроки
Гражданственности Донбасса». Предметная отрасль направлена –на
духовно-нравственное развитие обучающегося, социализацию и
укрепление ценностно-смысловой сферы личности. Все начинается с
семьи, затем классного и школьного коллектива, окружающего социума и
в итоге культуры своего народа, компонентом которой является своя
система ценностей. Таким образом мы выходим на гражданскую позицию.
Бывают ли дети абсолютно одинаковыми? Возможно ли создать
идеальную модель воспитанника? С точки зрения науки и религии – не
целесообразно. Каждая семья – это один из компонентов системы
стремительно эволиционированного мира. Русский мир – особый. Он
объединяет большое количество наций и людей.
«Русский мир – это не только русские, не только россияне, не только
наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья,
эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные
граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его,
все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее» [2, С.3]
Проект «Русский мир» - это и есть теология образования и
православия в 21 веке. Согласно данному проекту решаются важные
задачи: экономические, политические, культурные, научные и многие
другие. Если Русская Церковь составляет ядро Русской цивилизации, ее
духовную основу, то Русский мир – это своего рода оболочка Русской
цивилизации, совокупность ее проявлений во внешнем, земном мире – ее
ценности, культура, государственность, наука, технологии.
Благодаря фонду «Русского мира» в июне 2018 года 5 педагогов
нашей Республики посетили «Гатчинский Дворец», бал «Алые паруса»,
алею «Дружбы народов» в городе Санкт-Петербурге. Одним из этих
педагогов была я. Прикоснуться к культуре, услышать и увидеть
взаимосвязь традиций, сложившихся поколениями, прослушать
удивительные лекции профессоров по теологии, пройти Гатчинскими
садами и почитать «Заветы доброй старины» - это вдохновило и
способствовало изучению и углублению знаний по теме: «Теология в
образовании как процесс фундаментального строительства единого
Русского государства»
Список литературы
1. Журнал Московской Патриархии. – Москва, 2012. – 34 с.
2. Моисеев Е. «Концепция русского мира как цивилизационный проект ХХI века» / Е.
Моисеев – Курск 2015, – 47 с.
3. Александрова О.А. Образование: доступность или качество – последствия выбора /
О.А. Александровская // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 2 – С. 83-85
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.