«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»
Оценка 4.8

«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»

Оценка 4.8
docx
математика
24.03.2020
«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»
Шестерикова НН теоретические аспекты проектной деят на уроках математики.docx

МБОУ Царёво-Займищенская СОШ

Вяземского района Смоленской области

 

 

 

 

 

Круглый стол для учителей математики

общеобразовательных школ Вяземского района

 «Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в условиях введения и реализации ФГОС»

 

 

«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»

 

 

 

 

             Подготовила                   Шестерикова Наталья Николаевна

                                                          учитель МБОУ Царёво-Займищенской СОШ

 

         

 

 

 

 

 

17 апреля 2014 г.

 

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию. Это предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

К приоритетным направлениям образования сегодня относятся современные образовательные технологии, информатизация образования, воспитание социально-адаптированной личности. Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными ИКТ, умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования в школе, в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.

   Метод проектов возник давно. Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получили дальнейшее развитие. Метод проектов  активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах. Использование метода проектов в школе отвечает всем требованиям  современного образования:

·        проблематизации учебного материала; 

·        познавательной активности ребенка;

·        связи обучения с жизненным опытом ребенка; 

·        организации обучения как деятельности (игровой, трудовой)

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники: учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии, и будет жить творческой жизнью.

Существует много классификаций проектов:

     по  Методу, доминирующему в проекте (исследовательские; творческие; ролевые; игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).

    по  Предметно-содержательной области (монопроекты и межпредметные)

    по Характеру контактов (региональные, международные, сетевые и т.д.)

    по Числу участников проекта (индивидуальные и групповые)

   по Продолжительности выполнения проекта и его характера (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).

Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно:       

·        если учитель готов к смене социальных ролей - учитель становится партнером и координатором;

·        если ученик овладел основными предметными знаниями;

·        если  учитель и ученик  готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.

 

                                                           Проект – это «пять П».

1.     Выбор проблемы (темы) – погружение в проект. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

2.     Обязательное планирование действий – разработка проекта. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитывают склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

3.     Поиск информации - осуществление деятельности. Обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

4.     Продукт - результат работы. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5.     Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

 

Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:

• Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).

• Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).

• Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).

• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа средства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).

• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.).

 

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

·         показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

·         реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

·         продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

·         подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

1.     Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

2.     Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3.     Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Примерные темы проектных работ по математике:

1. Зачем нужны геометрические преобразования

2. Математика в современной экономике

3. Математика и искусство

4. Математика – теория или практика?

5. Мир многогранников

6. Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне

7. Развитие понятия числа (уравнения, функции) в школьном курсе математики

8. Удивительная страна – математика

9. Функции вокруг нас

10. Земляки – математики

11. Старинные меры

12. Пропорции вокруг нас

13. Формулы сокращенного умножения

14. В мире симметрии

15. Золотое сечение.

Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ Царёво-Займищенская СОШ

МБОУ Царёво-Займищенская СОШ

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию

Предметно-содержательной области (монопроекты и межпредметные) по

Предметно-содержательной области (монопроекты и межпредметные) по

Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)

Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)

Главные цели введения метода проектов на уроках математики: · показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;…

Главные цели введения метода проектов на уроках математики: · показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020