МБОУ Царёво-Займищенская СОШ
Вяземского района Смоленской области
Круглый стол для учителей математики
общеобразовательных школ Вяземского района
«Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в условиях введения и реализации ФГОС»
«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»
Подготовила Шестерикова Наталья Николаевна
учитель МБОУ Царёво-Займищенской СОШ
17 апреля 2014 г.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию. Это предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.
К приоритетным направлениям образования сегодня относятся современные образовательные технологии, информатизация образования, воспитание социально-адаптированной личности. Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными ИКТ, умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования в школе, в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.
Метод проектов возник давно. Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получили дальнейшее развитие. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах. Использование метода проектов в школе отвечает всем требованиям современного образования:
· проблематизации учебного материала;
· познавательной активности ребенка;
· связи обучения с жизненным опытом ребенка;
· организации обучения как деятельности (игровой, трудовой)
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.
Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники: учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии, и будет жить творческой жизнью.
Существует много классификаций проектов:
по Методу, доминирующему в проекте (исследовательские; творческие; ролевые; игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).
по Предметно-содержательной области (монопроекты и межпредметные)
по Характеру контактов (региональные, международные, сетевые и т.д.)
по Числу участников проекта (индивидуальные и групповые)
по Продолжительности выполнения проекта и его характера (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).
Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно:
· если учитель готов к смене социальных ролей - учитель становится партнером и координатором;
· если ученик овладел основными предметными знаниями;
· если учитель и ученик готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.
Проект – это «пять П».
1. Выбор проблемы (темы) – погружение в проект. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
2. Обязательное планирование действий – разработка проекта. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитывают склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.
3. Поиск информации - осуществление деятельности. Обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4. Продукт - результат работы. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:
• Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).
• Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).
• Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).
• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа средства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).
• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.).
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
· показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
· реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
· продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
· подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Примерные темы проектных работ по математике:
1. Зачем нужны геометрические преобразования
2. Математика в современной экономике
3. Математика и искусство
4. Математика – теория или практика?
5. Мир многогранников
6. Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне
7. Развитие понятия числа (уравнения, функции) в школьном курсе математики
8. Удивительная страна – математика
9. Функции вокруг нас
10. Земляки – математики
11. Старинные меры
12. Пропорции вокруг нас
13. Формулы сокращенного умножения
14. В мире симметрии
15. Золотое сечение.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.