«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»

  • docx
  • 24.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Шестерикова НН теоретические аспекты проектной деят на уроках математики.docx

МБОУ Царёво-Займищенская СОШ

Вяземского района Смоленской области

 

 

 

 

 

Круглый стол для учителей математики

общеобразовательных школ Вяземского района

 «Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в условиях введения и реализации ФГОС»

 

 

«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»

 

 

 

 

             Подготовила                   Шестерикова Наталья Николаевна

                                                          учитель МБОУ Царёво-Займищенской СОШ

 

         

 

 

 

 

 

17 апреля 2014 г.

 

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию. Это предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

К приоритетным направлениям образования сегодня относятся современные образовательные технологии, информатизация образования, воспитание социально-адаптированной личности. Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными ИКТ, умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования в школе, в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.

   Метод проектов возник давно. Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получили дальнейшее развитие. Метод проектов  активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах. Использование метода проектов в школе отвечает всем требованиям  современного образования:

·        проблематизации учебного материала; 

·        познавательной активности ребенка;

·        связи обучения с жизненным опытом ребенка; 

·        организации обучения как деятельности (игровой, трудовой)

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники: учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии, и будет жить творческой жизнью.

Существует много классификаций проектов:

     по  Методу, доминирующему в проекте (исследовательские; творческие; ролевые; игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).

    по  Предметно-содержательной области (монопроекты и межпредметные)

    по Характеру контактов (региональные, международные, сетевые и т.д.)

    по Числу участников проекта (индивидуальные и групповые)

   по Продолжительности выполнения проекта и его характера (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).

Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно:       

·        если учитель готов к смене социальных ролей - учитель становится партнером и координатором;

·        если ученик овладел основными предметными знаниями;

·        если  учитель и ученик  готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.

 

                                                           Проект – это «пять П».

1.     Выбор проблемы (темы) – погружение в проект. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

2.     Обязательное планирование действий – разработка проекта. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитывают склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

3.     Поиск информации - осуществление деятельности. Обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

4.     Продукт - результат работы. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5.     Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

 

Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:

• Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).

• Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).

• Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).

• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа средства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).

• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.).

 

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

·         показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

·         реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

·         продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

·         подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

1.     Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

2.     Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3.     Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Примерные темы проектных работ по математике:

1. Зачем нужны геометрические преобразования

2. Математика в современной экономике

3. Математика и искусство

4. Математика – теория или практика?

5. Мир многогранников

6. Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне

7. Развитие понятия числа (уравнения, функции) в школьном курсе математики

8. Удивительная страна – математика

9. Функции вокруг нас

10. Земляки – математики

11. Старинные меры

12. Пропорции вокруг нас

13. Формулы сокращенного умножения

14. В мире симметрии

15. Золотое сечение.

Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.


 

Скачано с www.znanio.ru