Теоретические и методические основы профессионального образования
Оценка 4.6

Теоретические и методические основы профессионального образования

Оценка 4.6
doc
28.04.2020
Теоретические и методические основы профессионального образования
Теоретические и методические основы профессионального образования.doc

Министерство   образования    Нижегородской     области

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Факультет профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Тема: «Активные методы производственного обучения по профессии мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»                                                                 

 

 

 

 

 

        По программе «Теоретические и методические основы

               профессионального образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20___ год

Содержание

 

 

Введение

3

1.

Активные методы производственного обучения по профессии мастер  по техническому обслуживанию и  ремонту машинно-тракторного парка

4

1.1

Классификация активных методов

4

1.2

Особенности активных методов обучения

6

1.3

Виды активных методов

6

2.

Практическая часть

10

2.1

Тема урока: «Установка магнето на пусковой двигатель (ПД-10УД) тракторов  МТЗ-80 и ДТ-75, запуск и остановка двигателя

11

2.2

Ход урока

14

 

Заключение

28

 

Список литературы

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный рынок труда требует не только новых специальностей, профессиональных квалификаций, но и предъявляет особые требования к компетенциям будущих рабочих.  В результате существующие профессиональные  стандарты начального и среднего профессионального  образования нуждаются в пересмотре, а в некоторых случаях, и в полной замене для того, чтобы удовлетворить потребности изменившегося рынка труда.

В современных условиях  всё ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса и повышение производственной  активности рабочих приводит к росту их квалификации, усложнению и повышению интеллектуального  содержания труда. Система методов производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются и развиваются в связи с прогрессом науки, техники и производства в зависимости от изменений в характере и содержании труда рабочих и социальных задач профессионально-технической подготовки. В связи с этим возникает необходимость  применения таких методов и  приёмов, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся в установленные сроки обучения не смогут справиться с увеличившимся объёмом и усложнившимся содержанием подготовки),  во- вторых, целенаправленно формировать умения осуществлять умственные компоненты трудовой деятельности, проявлять творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для современного передового рабочего.

Для достижения более высокого качества профессионального образования, требования к которому обозначены в Концепции развития образования до 2010 года, необходимо формирование высокой психологической культуры мастера, развитие его способности к ведению диалога с учащимися, создание открытого образовательного пространства, способного обеспечить творческий рост каждого ученика. Способность педагога раскрыть внутренние резервы студента, используя в обучении активные методы, может обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь молодому человеку оценить свои способности и возможности, правильно определить свое место в жизни и открыть ему пути для осуществления полноценной профессиональной карьеры.  

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Активные методы производственного обучения по профессии мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

1.1            Классификация активных методов

 

Анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в учебном процессе в основном преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Вместе с тем, активная жизненная позиция будущих специалистов должна формироваться активными методами обучения. Современные научные исследования в этой области образования открывают перед педагогом широкий выбор теоретических и практических возможностей.

В основу всех современных форм и методов активного обучения заложен деятельностный подход, раскрытый в трудах Н.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Салминой, Н.Ф. Талызиной и др., который предполагает максимально возможное включение учащихся в различные виды самостоятельной познавательной деятельности. В целях успешного профессионального самоопределения целесообразно проводить исследования, разработку и внедрение активных методов обучения будущих специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Существуют различные классификации методов активного обучения. Так некоторые исследователи относят к ним игровое проектирование,

имитационный тренинг, разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций и т.д. Сторонники когнитивной психологии выделяют так называемые «интерактивные методы», использование которых они соотносят с перечнем характеристик, позволяющим определить когнитивный стиль каждого обучаемого и, в итоге, подобрать наиболее эффективную технологию обучения. К интерактивным относятся как традиционные методы (лекция, открытая дискуссия), так и инновационные (рефлексия, имитация, дебаты, мозговой штурм и др.). Н.В. Борисова предлагает следующую классификацию методов активного обучения.

     А.А. Вербицкий отмечает, что идея применения не нова, но комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными очень редкое явление. Он перечисляет  возможное использование активных методов обучения на уроке – это:

1.        Вхождение в содержание (должна носить проблемный характер для

повышения познавательной активности учащихся);

2.        Диагностика исходного уровня знаний (цель – систематизировать

необходимые знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин, указать на имеющиеся недочеты и пробелы в знаниях для дальнейшего их усвоения);

3.        Анализ конкретных ситуаций (состоит в изучении и принятии решений по ситуации). Конкретные ситуации часто классифицируют по учебной функции:

Ситуация – проблема, где необходимо выявить и сформулировать    проблему;

Ситуация – оценка, где обучаемый должен определить, оценить правильность совершенного действия;

Ситуация – иллюстрация, которая подтверждает или отвергает некоторые

теоретические положения или законы;

Ситуация – упражнение – когда обучающиеся должны выполнять практические действия с информацией или предметом.

4.        Рефлексия – заключается в проведении самоанализа и анализа той ситуации, которая была задана. Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.

Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала. Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.

Активные методы производственного обучения – решение производственно-технических задач, специальные упражнения на принятие решений в различных производственных ситуациях и др.                                 Каждый из методов обучения характеризуется соответствующим уровнем активности учащихся. Методы обучения, предполагающие высокий уровень внешней и внутренней активности учащихся, называют «активными методами обучения».

1.2 Особенности активных методов обучения

·       Высокий уровень активности учащихся в процессе обучения.

·       Обеспечение достаточно-устойчивой и длительной активности учащихся в процессе обучения.

·       Самостоятельность и творчество при выработке решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся.

·       Постоянное взаимодействие обучающихся и преподавателя в процессе диалоговой и полилоговой формы организации учебного процесса.

·       Проявление рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и обучающихся в учебной коммуникации.

К активным методам прежде всего относят различные познавательные игры, лабораторный и практический методы, эвристическую беседу, учебный диспут и др.

1.3 Виды активных методов

   Современные учёные Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., Кругликов В. Н.,  Платов В. Я., Аллахвердов В. М. Выделяют в своих работах и характеризуют следующие виды активных методов:

ü деловые игры;

ü дидактические или учебные игры, игровые ситуации;

ü игровые приемы и процедуры.

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.                                                                                   

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени. Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию (В. Н. Кругликов, 1998).

В зависимости от типа реализуемых преподавателем игровых отношений со слушателями выделяют открытые и закрытые игровые приемы (Аллахвердов В. М., 1988).

Открытым считается прием, при применении которого мастер ставит перед  учащимися именно ту педагогическую задачу, которую он на самом деле собирается решать.

Закрытым, когда условность, задаваемую приемом, ощущает только  мастер, а учащиеся работают «всерьез». Иными словами, когда преподаватель прибегает к манипуляции.  Возможно использование и полуоткрытых игровых приемов. В этом случае условность ситуации неявно подразумевается  учащимися или вскрывается масером сразу после проведения приема.

Характерными примерами игровых приемов выступают вопросы к аудитории, типа «Кто может ответить на такой вопрос….?», «Кто знает почему…..?», «Кто может мне возразить…?» (эти вопросы можно отнести к приемам открытого типа); «Я не помню, подскажите как….?», «Мне прислали несколько производственных задач, я их еще не решал, давайте попробуем  сделать вместе?» (варианты манипуляции); «Кто не согласен с этим мнением?», мини дискуссии  мастера с обучающимися, лекция вдвоем и другие.

Активность при использовании игровых приемов стимулируется личностными социальными и познавательными мотивами, естественным человеческим стремлением обучающихся к самореализации, самоутверждению. Большой интерес в этом плане представляют игры-провокации и игры-эксперименты.

Игра-провокация применяются без предупреждения, вызывают сильную эмоциональную реакцию аудитории и, при умелом использовании, позволяют добиться заметного прорыва в рассмотрении отдельного вопроса, термина, категории. Но применение этого приема ограничено. Он не может применяться часто, а подряд только однократно.

Игра-эксперимент или игра-демонстрация имеют очень большое значение в практике преподавания гуманитарных наук как вариант наглядного доказательства многих положений. При этом испытуемыми выступают слушатели, и такая демонстрация является весьма эффектной.

            К этой категории относят такие игровые формы, имеющие дискретную продолжительность, как  урок с запланированными ошибками. В начале  урока мастер обращает внимание  учащихся на то, что может допустить ошибки и просит их отслеживать и фиксировать. Если такое предупреждение не делается, а ошибки «предусмотрены», значит, используется метод  урок-провокации. В конце занятия мастер опрашивает и отмечает наиболее внимательных  учащихся.  

Профессиональное искусство мастера производственного обучения включает в себя такое руководство сознанием  и поведением учащихся, в результате которого из пассивного, уклоняющегося от обучения, зачастую инфантильного учащегося «рождается активный и самостоятельный человек.    

Поэтому, готовясь к встречам с учащимися, мастер сознаёт, что он будет

формировать профессиональное мастерство, утверждать в правильности выбранной профессии и адаптировать учащихся к взрослой жизни после окончания учебного заведения. Поэтому основой работы мастера производственного обучения должны стать продуманные уроки производственного обучения, способные научить студента быть хозяином своей деятельности. Для этого мастер производственного обучения должен уметь сочетать традиционные и инновационные приёмы организации урока производственного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

2.1. Тема урока: «Установка магнето на пусковой двигатель (ПД-10УД) тракторов  МТЗ-80 и ДТ-75, запуск и остановка двигателя

Тип урока: выполнение простых комплексных работ

Цели урока:

 

1.   Образовательные:

·        Закрепить умения, навыки, по установке магнето на пусковой двигатель и запуск двигателя тракторов МТЗ-80 и ДТ-75, через  качественное выполнение производственных работ.

2.  Воспитательные:

·        Воспитывать у учащихся трудолюбие, дисциплинированность, любовь к избранной профессии, стремление выполнять работу качественно, в ходе кропотливого труда.

3.  Развивающая:

·        Развить способность студента управлять своими действиями планировать способы действий, реализовывать намеченное контролируя ход и оценивая результаты своих действий через рефлексию.

 

Задачи урока:

Образовательная:

·        Закрепить умения, навыки, проведения ежесменного технического обслуживания  тракторов МТЗ-80 и ДТ-75;

·        Научить правильной регулировке и установке магнето;

·        Научить последовательности запуска двигателя тракторов МТЗ-80 и ДТ-75.

Материально-техническое обеспечение урока:

ü    Трактор МТЗ-80                        1 шт.

ü    Трактор ДТ-75                           1 шт.

ü    Комплект гаечных ключей.      2 шт.

ü    Отвёртка                                     2 шт.

ü    Свечной ключ                            2 шт.

ü    Пусковой шнур                          2 шт.

ü    Магнето                                      2 шт.

ü    Бензин А-76                                лит.                                   

Место проведения: Учебные мастерские

Межпредметные связи:  Тракторы и автомобили, Экология, Т.О. и ремонт машин, Охрана труда.

 

  Время: на проведение урока производственного обучения отведено 270 мин.

 

Техника безопасности при запуске дизеля

 пусковым двигателем

1.      Рычаг переключения  передач должен находиться в нейтральном положении.

2.     При прокручивании маховика пускового двигателя рукой провод от свечи должен быть отсоединён.

3.     Перед запуском убедится, что перед и за трактором нет людей. Также не должны стоять и сзади во избежание удара пусковым шнуром.

4.     При запуске категорически запрещается наматывать пусковой шнур на руку.

5.     При работающем пусковом двигателе стоять напротив маховика.

6.     Останавливать пусковой двигатель снятием провода высокого напряжения со свечи зажигания.

7.     Снятые детали и инструмент укладывать на стол, исключая их самопроизвольное падение или скатывание.

 

При пуске категорически запрещается:

1.     Пуск основного двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, так как вследствие этого могут появиться задиры поршня пускового двигателя.

2.     Препятствовать самоотключению шестерни механизма отключения редуктора и принудительно удерживать её в зацеплении с зубчатым венцом маховика.

3.     Категорически запрещается повторное включение шестерни механизма отключения редуктора при работающем двигателе.

4.     Пуск основного двигателя без предварительного прокручивания его коленчатого вала особо опасен в холодное время года, что может привести к задирам подшипников.

5.     Длительная работа основного двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, так как это может привести к закоксовыванию поршневых колец и как следствие этого к выбросу масла из выпускной трубы двигателя.

 

ХОД  УРОКА

№ п/п

Элементы внешней структуры занятия

Время

Действия мастера и обучаемых

1.

Вводный инструктаж

45 мин.

 

организа-циионная часть

5 мин.

Проверить наличие учащихся, наличие спецодежды, внешнего вида, отметить отсутствующих в журнале назначить дежурных.

целевая установка

35 мин.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер сообщает тему и вместе с учащимися определяют цель занятия и  заданий на урок.

Инструктаж по охране труда: по избежанию травматизма при проведении самостоятельной работы.  

Разделение учащихся на звенья, назначение старших помощников и закрепление их за тракторами  на время проведения  занятия, а также выдача им карт оценивания выполнения работ. Объяснение порядка выполнения работы, перемещения звеньев вовремя урока и формы оценивания их труда,  выдача заданий.

ü  Проверить исправность инструментов, приспособлений. 

ü  Проверить рабочее место, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

Проверить знания учащихся по вопросам:

    а) Какие операции проводятся при ЕТО тракторов и ТО магнето?

    б) Какой порядок установки магнето?

    в) Какая последовательность запуска и остановки двигателя.

Учащиеся сами либо с помощью технической литературы кратко описывают последовательность проведения заданных работ.

   Выдача оценочных и инструкционно-технологических карт, по ним учащиеся сравнивают порядок работы с тем порядком какой сами написали делают для себя выводы .

  Объяснение и  демонстрация порядка выполнения работ по инструкционно-технологической карте показ правильности выполнения трудовых приемов и возможных ошибок, при этом спрашивая учащихся к каким последствиям это может привести.

   Мастер отвечает на возникшие вопросы.

   Учащиеся приступают к самостоятельной работе.

2.

Основная часть:    выполнение работ

210

мин.

Получение задания и самостоятельная работа в звеньях. Работу выполняют звеньями по  5-6 человек в каждом.    Проверка подготовленности к работе.

  Для учащихся заведомо вводится неисправность, которую они в течение самостоятельной работы должны совместно обнаружить и устранить.

 Текущие обходы с проверкой:

    Первый обход необходим для своевременного начала работы учащихся и организации рабочего места учащихся с соблюдением правил техники безопасности.

    Второй – необходим для проверки правильности выполнения трудовых приёмов и предостережения учащихся от возможных ошибок при установке магнето и запуске двигателя трактора. Задача мастера предотвратить эти ошибки с помощью инструкционно - технологических карт.

     Третий - контроль за правильностью пользования инструментами и приспособлениями.

     Четвёртый для проверки правильности выполнения задания, а также приёмов самоконтроля выполняемых операций.

      Ошибки, связанные с грубым нарушением техники безопасности должны обсуждаться незамедлительно.

      В ходе урока мастер ведёт индивидуальную работу с учащимися у которых возникли трудности при переходе от одной стадии урока к другой. Студенты, опережающие работу группы, выполняют роли наставников для отстающих.

3.

Заключи-тельная часть

15 мин.

Заключительный инструктаж

Выяснить у учащихся достигнуты ли цели урока. Для этого звенья проверяют друг у друга качество работы (выполнение технических требований, проведение ЕТО трактора, проверка качества работы  магнето и запуск двигателя).

Анализ работы группы, указания на ошибки, допущенные отдельными учащимися. Подведение итогов. Сообщение оценок. Затем выставляют оценки друг другу и лично себе. Мастер проводит анализ выполненной работы даёт оценку, которую учащиеся сопоставляют с собственной оценкой,  они приучаются сознательно и ответственно относится к обучению, понимают роль проверок, самоконтроля, умеют находить ошибки и недочёты в своей работе, анализировать их причины.

Уборка рабочего места, убрать в отведенное место  инструмент и материал.     Для возможности задуматься над своими ошибками, отнестись к ним, как к необходимому опыту потребуется анкета, которая раздаётся учащимся.

Сообщается время, место  следующего занятия и домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционно-технологическая карта

 Тема занятия: Порядок установки магнето

на пусковой двигатель (ПД-10УД) трактора МТЗ-80, ДТ-75

п/п

Порядок выполнения, инструмент

рабочий и измерительный

Технические  требования

1

Отсоединить провод от свечи и вывернуть её;

 

2

Вставить через отверстие под свечу чистый стержень (отвёртку) и, проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны маховика), установить поршень в в.м.т.;

 

3

Установить поршень на 5…6 мм ниже в.м.т. проворачиванием коленчатого вала в обратную сторону (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика);

 

4

Снять крышку прерывателя и установить валик в положение начала разрыва контактов прерывателя;

(в таком положении отверстие на лепестке выступа полумуфты должен находиться вверху).

5

В таком положении ввести выступ полумуфты магнето в пазы шестерни привода и закрепить магнето;

 

6

Установить крышку магнето;

 

7

Очистить свечу от нагара, проверить зазор между электродами и установить  свечу на место;

Зазор должен быть 0,60…0,75 мм

8

Подсоединить  провод высокого напряжения к свече зажигания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционно-технологическая карта

Тема занятия: Порядок  запуска и остановки

двигателя на тракторе МТЗ-80

п/п

Порядок выполнения, инструмент

рабочий и измерительный

Технические  требования

1

Перед началом запуска необходимо провести  ежесменное техническое обслуживание;

ü  Визуально проверить трактор на наличие подтеканий топлива, масла, воды из соединений,  радиатора, водяного насоса, электролита (при наличии аккумулятора).

ü  Проверка всех заправочных ёмкостей на наличие (воды в радиаторе, масла в картере двигателя, дизельного топлива в баке, бензина в топливном бачке пускового двигателя).

 

 

 

 

 

 

 

При необходимости –долить.

2

ü  Проверить и при необходимости установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

ü  Проверить и при необходимости установить рычаги вала отбора мощности и гидрораспределителя в нейтральное положение.

ü  Установить рычаг подачи топлива в положение, соответствующее максимальной подаче.

В крайнее левое положение 1 или 2 диапазонов.

3

Запуск пускового двигателя:

ü  Шестерню включения редуктора пускового двигателя вводят в зацепление с венцом маховика дизеля.

ü  Открыть краник бензобака пускового двигателя и наполнить карбюратор топливом.

ü  Уложить пусковой шнур в канавку маховика пускового двигателя.

ü  За рукоятку шнура резким рывком запустить пусковой двигатель.

 

Переместить рычаг управления автоматом выключения влево до щелчка.

Нажать на кнопку утопителя до появления бензина.

Пусковой двигатель должен запуститься.

4

Запуск дизеля:

ü  Плавно включить сцепление редуктора. Если частота вращения пускового двигателя начнёт резко падать, его выключают, увеличивают подачу топлива в пусковой двигатель, после чего повторно включают.

ü  После запуска основного двигателя сразу же выключить сцепление редуктора, затем остановить пусковой двигатель.

ü  Закрыть краник бензобака пускового двигателя.

ü  Уменьшить обороты коленчатого вала дизеля.

ü  Трактор готов к работе.

Пусковой двигатель –работает

 

 

 

На магнето нажать на кнопку выключения и держать пока не остановится пусковой двигатель.

5

Остановка дизеля:

ü  Рычаг переключения передач должен быть в нейтральном положении.

ü  Уменьшить до конца подачу топлива до остановки двигателя.

ü  Выключить «массу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

Инструкционно-технологическая карта

Тема занятия: Порядок  запуска и остановки

двигателя на тракторе ДТ-75

 

п/п

Порядок выполнения, инструмент

рабочий и измерительный.

Технические  требования

1

Перед началом запуска необходимо провести  ежесменное техническое обслуживание:

ü  Визуально проверить трактор на наличие подтеканий топлива, масла, воды из соединений,  радиатора, водяного насоса, электролита (при наличии аккумулятора).

ü  Проверка всех заправочных ёмкостей на наличие (воды в радиаторе, масла в картере двигателя, дизельного топлива в баке, бензина в топливном бачке пускового двигателя).

 

 

 

 

 

 

 

 

При необходимости –долить.

2

ü  Проверить и при необходимости установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Проверить и при необходимости установить рычаги вала отбора мощности и гидрораспределителя в нейтральное положение.

ü  Установить рычаг подачи топлива в положение, соответствующее минимальной подачи.

ü  Ввести шестерню механизма выключения редуктора в зацепление с венцом маховика, переместив рычаг управления муфтой сцепления  редуктора и шестерней механизма выключения в крайнее левое положение.

ü  Открыть кран подачи топлива к карбюратору пускового двигателя.

ü  Прикрыть воздушную заслонку карбюратора пускового двигателя.

ü  Наполнить карбюратор топливом.

ü  Уложить пусковой шнур в канавку маховика пускового двигателя.

ü  За рукоятку шнура резким рывком запустить пусковой двигатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если шестерня не входит в зацепление с венцом маховика, то, переместив рычаг в крайнее левое положение, провернуть маховик и снова попробовать  включить.

Нажать на кнопку утопителя до появления бензина.

 

Пусковой двигатель должен запуститься.

3

Запуск дизеля;

ü  Включить муфту сцепления редуктора, плавно переключив рычаг управления муфтой влево, прокрутить коленчатый вал до появления давления масла в системе смазки двигателя.

ü  Включить подачу топлива. Для увеличения подачи топлива при затруднённом запуске двигателя кнопку обогатителя, расположенную на корпусе регулятора топливного насоса, надо потянуть на себя

ü  После запуска пускового двигателя заглушить пусковой двигатель, нажав на кнопку выключателя магнето.

ü  Закрыть кран поддачи топлива к карбюратору. Проверить, выключен ли обогатитель топлива на топливном насосе: его кнопка должна быть утоплена.

 

 

 

 

 

 

Работа  двигателя с вытянутой кнопкой обогатителя топлива не допускается.

 

Рычаг должен находиться в положении включенной муфты сцепления редуктора.

 

4

Остановка дизеля;

ü  Рычаг переключения передач должен быть в нейтральном положении.

ü  Уменьшить до конца подачу топлива до остановки двигателя.

Выключить «массу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

 Тема занятия:  Произвести запуск и остановку двигателя на тракторе МТЗ-80

Ф.И.О. помощника _______________________

п/п

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок выполнения

1

Проверка всех заправочных ёмкостей (вода, масло, диз. топливо, бензин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Проверка    рычага переключения передач в нейтральное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Установка рычаг подачи топлива в положение, соответствующее максимальной подаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 Включение автомата выключения редуктора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Открытие краника бензобака пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Правильность укладки пускового шнура в канавку маховика пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Правильность хватки пускового шнура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 Запуск пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Грамотность действий при включении сцепления редуктора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 Отсутствие ошибок при запуске основного двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Остановка пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Закрытие краника бензобака пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Уменьшение оборотов коленчатого вала дизеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Правильность остановки основного двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Соблюдение техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

 Тема занятия:  Произвести запуск и остановку двигателя на тракторе ДТ-75

Ф.И.О. помощника _______________________

п/п

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок выполнения

1

Проверка всех заправочных ёмкостей (вода, масло, диз. топливо, бензин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Проверка    рычага переключения передач в нейтральное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Установка рычаг подачи топлива в положение, соответствующее минимальной подаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 Включение автомата выключения редуктора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Открытие краника бензобака пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Правильность укладки пускового шнура в канавку маховика пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Правильность хватки пускового шнура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 Запуск пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Грамотность действий при включении сцепления редуктора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 Отсутствие ошибок при запуске основного двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Остановка пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Закрытие краника бензобака пускового двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Уменьшение оборотов коленчатого вала дизеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Правильность остановки основного двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Соблюдение техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

Задание №1.   Порядок установки магнето на пусковой двигатель (ПД-10УД) трактора МТЗ-80, ДТ-75

Ф.И.О. помощника _______________________

п/п

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок выполнения

1

 Вывёртыание свечи зажигания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Правильность установки поршня пускового двигателя с учётом опережения зажигания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Правильность установки магнето на пусковой двигатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Очистка свечи и проверка зазора между контактами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Ввёртывание свечи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Установка провода высокого напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Шкала оценок

«5» - Правильно, в строго технологической последовательности выполнены все задания самостоятельно с соблюдением техники безопасности.

«4» - Задания  выполнены правильно, с незначительным нарушением  технологической последовательности.

«3» - Учащийся затрудняется самостоятельно выполнить задание в строго технологической последовательности, но с помощью подсказки мастера  или консультантов из группы достигает цели задания. Также  наличие незначительных нарушений техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

 

1.     Фамилия, имя_________________________________

2.     Дата заполнения_______________________________

3.     Были ли у вас затруднения при запоминании основных приёмов выполнения операций, показанных мастером? (выбери вариант ответа)

ДА_________________      НЕТ____________________

4.     Как вы преодолели эти трудности? (подчеркните)

   а) обратился к мастеру;

   б) попросил помощи у соседа наставника;

   в) проанализировал инструкционно-технологическую карту

 

5.       помогла ли вам групповая работа освоить и проговорить запомнившиеся вам этапы работы (выбери вариант ответа)

        ДА___________________     НЕТ____________________

 

6.     Соответствует ли ваша работа с установочными техническими требованиями и условиями эксплуатации трактора и сельскохозяйственной машины.

ДА__________________     НЕТ_______________________

 

7.     Где была  допущена ошибка_____________________________

_____________________________________________________

 

8.     Какие ощущения вы получили от этого урока________________

______________________________________________________

 

9.     Оцените свою работу по пятибалльной шкале ________________

______________________________________________________

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер взаимодействия мастеров производственного обучения и учащихся. Учащийся     становится не столько     объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором.      Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении. Решаются  задачи по осуществлению поворота от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые опираются, прежде всего, на активные формы и методы обучения.

      Результатом применения активных методов обучения в ГОУ СПО  «Шахунский агропромышленный техникум» стали хорошие показатели успеваемости. По итогам  2005-2008 г.г. успеваемость по производственному обучению по профессии  «Мастер по ТО и ремонту МТП» составила 100%, качество в среднем 76%.  В 2007 году 20% учащихся получили повышенный квалификационный разряд по профессии. Все успешно трудоустроены.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Вербитский А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

 

2. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г., Зотова О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессии.//Психологический журнал, М.: Педагогика, 1981, №2,   с. 4-7.

 

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.

 

4. Маркелова В.А. Методы обучения, М.: Высшая школа, 1978. – 237 с.

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

6. Организация и методика производственного обучения: Учебник для индустриально-пед. техникумов и повышения квалификации мастеров произв. обучения. -М.: Высш. школа, 1978.-399 с., ил. (Профтехобразование. Профпедагогика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Министерство образования

Министерство образования

Содержание Введение 3 1

Содержание Введение 3 1

Введение Современный рынок труда требует не только новых специальностей, профессиональных квалификаций, но и предъявляет особые требования к компетенциям будущих рабочих

Введение Современный рынок труда требует не только новых специальностей, профессиональных квалификаций, но и предъявляет особые требования к компетенциям будущих рабочих

Активные методы производственного обучения по профессии мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка 1

Активные методы производственного обучения по профессии мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка 1

А.А. Вербицкий отмечает, что идея применения не нова, но комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными очень редкое явление

А.А. Вербицкий отмечает, что идея применения не нова, но комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными очень редкое явление

Особенности активных методов обучения ·

Особенности активных методов обучения ·

Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации…

Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации…

При этом испытуемыми выступают слушатели, и такая демонстрация является весьма эффектной

При этом испытуемыми выступают слушатели, и такая демонстрация является весьма эффектной

Практическая часть 2.1. Тема урока: «Установка магнето на пусковой двигатель (ПД-10УД) тракторов

Практическая часть 2.1. Тема урока: «Установка магнето на пусковой двигатель (ПД-10УД) тракторов

Межпредметные связи: Тракторы и автомобили,

Межпредметные связи: Тракторы и автомобили,

ХОД УРОКА № п/п

ХОД УРОКА № п/п

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Заключи-тельная часть 15 мин

Заключи-тельная часть 15 мин

Инструкционно-технологическая карта

Инструкционно-технологическая карта

Инструкционно-технологическая карта

Инструкционно-технологическая карта

Запуск дизеля: ü Плавно включить сцепление редуктора

Запуск дизеля: ü Плавно включить сцепление редуктора

Инструкционно-технологическая карта

Инструкционно-технологическая карта

Запуск дизеля; ü Включить муфту сцепления редуктора, плавно переключив рычаг управления муфтой влево, прокрутить коленчатый вал до появления давления масла в системе смазки двигателя

Запуск дизеля; ü Включить муфту сцепления редуктора, плавно переключив рычаг управления муфтой влево, прокрутить коленчатый вал до появления давления масла в системе смазки двигателя

Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

Правильность хватки пускового шнура

Правильность хватки пускового шнура

Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

Правильность хватки пускового шнура

Правильность хватки пускового шнура

Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

Оценочная карта работы учащихся в условиях мастерских или базового предприятия

Шкала оценок «5» - Правильно, в строго технологической последовательности выполнены все задания самостоятельно с соблюдением техники безопасности

Шкала оценок «5» - Правильно, в строго технологической последовательности выполнены все задания самостоятельно с соблюдением техники безопасности

Анкета 1. Фамилия, имя_________________________________ 2

Анкета 1. Фамилия, имя_________________________________ 2

Заключение Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению

Заключение Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению

Список литературы 1. Вербитский

Список литературы 1. Вербитский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020