Муниципальное образование Щербиновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
имени Александра Александровича Шукалова
село Екатериновка Краснодарского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии
Разработка учителя химии и биологии
МБОУ СОШ № 6 им. А.А. Шукалова
с. Екатериновка
Белозеровой Татьяны Анатольевны
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии»
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накапливать знания: нужно распространять их возможно шире и применять в жизни...» – эти слова Н.А. Рубакина послужили мне руководством к созданию собственной методической системы учителя, в том числе и системы подготовки к ЕГЭ.
Не только учителя, сейчас уже практически
все знают, что только высокие баллы на ЕГЭ дают возможность поступить в высшие
учебные заведения нашим детям, а особенно ЗВЁЗДОЧКАМ из малообеспеченных семей,
а у нас на селе большинство семей именно такие.
Не совсем привычно для меня, но я хочу рассказать о результатах моей
работы за последние годы. 80, 92, 97, 100 баллов в 2014 году – это лучшие
результаты по школе. В 2016 -17 годах средний балл по школе стал заметно ниже,
но здесь есть объективны причины: средний балл стал ниже и по краю и по России
в целом. При этом наши результаты всё равно на 25-30% выше среднекраевых. И
даже с этими баллами дети поступили на бюджет в технологический и
педиатрический университеты города Санкт-Петербурга.
В 2018 году – 76, а в 2019 уже 98 баллов. Есть чем гордиться, ведь дети учились в простой сельской школе с базовым уровнем преподавания химии.
Урочная форма является основной частью моей методической системы. Дети к нам приходят в 8 (иногда в 7, если есть пропедевтика) классах со своим сложившимся отношением к учебе, со своими любимыми предметами.
Разнообразие типов и форм уроков помогает мне заинтересовать ребят таким сложным предметом, как химия. Это не только повышает интерес к обучению, но и повышает его качество (см. приложение 1).
Особо хочу остановиться на контроле знаний учащихся. Практически каждый урок проходим новую тему, так заложено в программе. Учебник О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» рассчитан на 3 часа в неделю. Максимально можно рассчитывать только на 2 часа, что не оставляет времени на повторение, закрепление и отработку тем. Поэтому очень важно настроить детей на системный контроль знаний. Ведь если сегодня ученик что-то недопонял, тогда на следующий урок ему не к чему прикладывать новые знания, а через урок уже всё непонятно и поэтому скучно. Периодически я вызываю к доске с домашними заданиями и устными ответами, но почти каждый урок провожу маленький тестовый письменный опрос, и, начиная с 8-го по 11-й классы, проверяю каждую домашнюю работу (см. приложение 2). Тогда появляется реальная возможность выявить пробелы и вовремя решить проблемы в индивидуальном порядке.
Для проведения контрольных работ использую пособия Олега Сергеевича Габриеляна «Контрольные и проверочные работы» (см. приложение 3), но уже много лет пользуюсь своей отработанной системой проведения таких работ. По окончании изучения темы провожу обобщающий урок: очень подробно, разбирая каждое задание, всем классом решаем первый вариант из пособия. Дома учащиеся самостоятельно работают со 2, 3, и 4 вариантами. На контрольной работе каждый ученик получает индивидуальный вариант, составленный из 4-х вариантов пособия. Учащиеся, добросовестно подготовившиеся к контрольной работе, имеют возможность решить 2,3 и более вариантов за урок и получить соответствующее количество хороших оценок. И даже у слабых учеников появляется возможность справиться с контрольной работой.
Проявившийся интерес к химии закрепляю обычно внеурочной работой – это и подготовка к олимпиадам всероссийским, международным дистанционным … Принимаем участие в разнообразных конкурсах, научно-исследовательских проектах и конференциях. Именно эти дети в дальнейшем в 11 классе выбирают и успешно сдают ЕГЭ по химии. А вся эта огромная работа проводится только для одного: заинтересовать, увлечь детей химией.
Но всё это только верхушка айсберга под названием «методическая система по подготовке к ЕГЭ». Желательно, но не обязательно, чтобы ребёнок начинал путь подготовки к ЕГЭ с экзамены в 9 классе. Это будет фундаментом, на котором можно будет построить прекрасное здание из знаний. При подготовке использую свои, годами отработанные методики. Блоками, в соответствии со спецификацией, прорабатывается теоретический материал с закреплением в тестовой форме. Большим помощником в этом служат тематические пособия Владимира Николаевича Доронькина (см. приложение 4). Там, кроме тестов, в краткой форме изложен необходимый теоретический материал. Если ребёнок пропустил дополнительное занятие, то может самостоятельно проработать пропущенную тему. Начиная со второго полугодия, решаем КИМы издания ФИПИ. В диагностической карте отражаются все темы, успешность их прохождения и результативность решения КИМов. Таким образом, легко выявляются пробелы в знаниях, вовремя проводится коррекция и устранение недочетов. Подготовка к экзамену регулярно контролируется родителями, благодаря введённым мною зачеткам, где ставятся их подписи после каждой сданной темы. Если учащийся посещает дополнительные занятия раз в неделю и добросовестно выполняет домашние задания, то этого обычно бывает достаточно для успешной сдачи экзамена по химии в 9 классе.
Но если ученик решает, что химия ему нужна для поступления в ВУЗ (особенно медицинский), то здесь предстоит совсем другая работа. За 10-й класс учащийся самостоятельно или с репетитором должен пройти всю органическую химию, желательно по профильному учебнику Новошинских. Либо по любому другому, но только профильному. Наши базовые учебники для подготовки к экзамену не предназначены, они дают только общее представление о химии. Большую помощь при подготовке могут оказать пособия Владимира Николаевича Доронькина: «Тематические тесты» и «Задания высокого уровня сложности». А в 11 классе желательно перейти к пособиям, авторами которых являются разработчики заданий ЕГЭ: «Я сдам ЕГЭ. Курс самоподготовки» и «Я сдам ЕГЭ. Типовые задания». Ещё для повторения очень хорошо найти пособие 2015 года «Как получить максимальный балл на ЕГЭ», просто замечательное издание. И весь год решать КИМы текущего года. Чем больше – тем лучше!!!
И напоследок хочу поделиться новой методикой, которая сейчас у меня в состоянии разработки. Возможно, пригодится не только учителям химии.
У нас в районе традиционно тьютер проводит бесплатные занятия с выпускниками района по подготовке к экзамену, так называемая «Школа Максимум». И если в прошлом году собиралось от 5 до 10 человек, то в этом году уже на первое занятие приехал только один мальчик. Репетиционный экзамен показал, что занятия очень нужны, но собрать детей вместе сложно. Решили проводить с ними занятия по Скайпу: экономия времени, не надо никуда ехать. Просто подключаю всех желающих послушать на занятие и в комфортной обстановке идёт подготовка к экзамену.
Я надеюсь, что моя методика подготовки к ГИА поможет Вам подготовить своих выпускников к сдаче ЕГЭ и удачи им на экзамене!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Классификация уроков. Приложение 1.
Контроль знаний учащихся посредством карточек. Приложение 2.
Контрольные и проверочные работы. Приложение 3.
Пособия для подготовки к ГИА. Приложение 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.