Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
химия
20.02.2020
Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии
Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии.docx

Муниципальное образование Щербиновский район

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

имени Александра Александровича Шукалова

село Екатериновка Краснодарского края

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии

 

 

 

 

 

                                                  Разработка учителя химии и биологии

                                               МБОУ СОШ № 6 им. А.А. Шукалова

              с. Екатериновка

                                                            Белозеровой Татьяны Анатольевны

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии»

 

«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накапливать знания: нужно распространять их возможно шире и применять в жизни...» – эти слова Н.А. Рубакина послужили мне руководством к созданию собственной методической системы учителя, в том числе и системы подготовки к ЕГЭ.

Не только учителя, сейчас уже практически все знают, что только высокие баллы на ЕГЭ дают возможность поступить в высшие учебные заведения нашим детям, а особенно ЗВЁЗДОЧКАМ из малообеспеченных семей, а у нас на селе большинство семей именно такие.
         Не совсем привычно для меня, но я хочу рассказать о  результатах  моей работы за последние годы. 80, 92, 97, 100 баллов в 2014 году – это лучшие результаты по школе. В 2016 -17 годах средний балл по школе стал заметно ниже, но здесь есть объективны причины: средний балл стал ниже и по краю и по России в целом. При этом наши результаты всё равно на 25-30% выше среднекраевых. И даже с этими баллами дети поступили на бюджет в технологический и педиатрический университеты города Санкт-Петербурга.

В 2018 году – 76, а в 2019 уже 98 баллов. Есть чем гордиться, ведь дети учились в простой сельской школе с базовым уровнем преподавания химии.

Урочная форма является основной частью моей методической системы.  Дети к нам приходят в 8 (иногда в 7, если есть пропедевтика) классах со своим сложившимся отношением к учебе, со своими любимыми предметами.

Разнообразие типов и форм  уроков помогает мне заинтересовать ребят таким  сложным предметом, как химия. Это не только   повышает интерес к обучению, но и повышает его качество (см. приложение 1).

     Особо хочу остановиться на контроле знаний учащихся. Практически каждый урок проходим новую тему, так заложено в  программе. Учебник О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»  рассчитан на 3 часа в неделю. Максимально можно рассчитывать только на 2  часа, что не оставляет времени на повторение, закрепление и отработку тем. Поэтому очень важно настроить  детей на системный контроль знаний. Ведь если сегодня ученик что-то недопонял, тогда  на следующий урок ему не к чему прикладывать новые знания, а через урок уже всё непонятно и поэтому скучно. Периодически я вызываю к доске с домашними заданиями и устными ответами, но почти каждый урок провожу  маленький тестовый письменный опрос, и, начиная с 8-го по 11-й классы, проверяю каждую домашнюю работу (см. приложение 2).  Тогда появляется реальная возможность выявить пробелы и вовремя решить проблемы в индивидуальном порядке.

        Для проведения контрольных работ использую пособия Олега Сергеевича Габриеляна «Контрольные и проверочные работы» (см. приложение 3), но уже много лет пользуюсь своей отработанной системой проведения таких работ. По окончании изучения темы провожу обобщающий урок: очень подробно, разбирая каждое задание, всем классом решаем  первый вариант из пособия. Дома учащиеся самостоятельно работают со 2, 3, и 4 вариантами. На контрольной работе каждый ученик получает индивидуальный вариант, составленный из 4-х вариантов пособия. Учащиеся, добросовестно подготовившиеся к контрольной работе, имеют возможность решить 2,3 и более вариантов за урок и получить соответствующее количество хороших оценок. И даже у слабых учеников  появляется возможность справиться с контрольной работой.

        Проявившийся интерес к химии закрепляю обычно внеурочной работой – это и подготовка к олимпиадам всероссийским, международным дистанционным … Принимаем участие в разнообразных конкурсах, научно-исследовательских проектах и конференциях. Именно эти дети в дальнейшем в 11 классе выбирают и успешно сдают ЕГЭ по химии. А вся эта огромная работа проводится только для одного: заинтересовать, увлечь детей химией.

       Но всё это только верхушка айсберга под названием «методическая система по подготовке к ЕГЭ». Желательно, но не обязательно, чтобы ребёнок начинал путь подготовки к ЕГЭ с экзамены в 9 классе. Это будет фундаментом, на котором можно будет построить прекрасное здание из знаний. При подготовке использую свои, годами отработанные методики. Блоками, в соответствии со спецификацией, прорабатывается теоретический материал с закреплением в тестовой форме. Большим помощником в этом служат тематические пособия Владимира Николаевича Доронькина (см. приложение 4). Там, кроме тестов, в краткой форме изложен необходимый теоретический материал. Если ребёнок пропустил дополнительное занятие, то может самостоятельно  проработать пропущенную тему. Начиная со второго полугодия, решаем  КИМы издания ФИПИ.  В диагностической карте отражаются все темы, успешность их прохождения и результативность решения КИМов. Таким образом, легко выявляются пробелы в знаниях, вовремя проводится коррекция и устранение недочетов. Подготовка к экзамену регулярно контролируется родителями, благодаря введённым мною зачеткам, где ставятся их подписи после каждой сданной темы. Если учащийся посещает дополнительные занятия раз в неделю и добросовестно выполняет домашние задания, то этого обычно бывает достаточно для успешной сдачи экзамена по химии в 9 классе.

            Но если ученик решает, что химия ему нужна для поступления в ВУЗ (особенно медицинский), то здесь предстоит совсем другая работа. За 10-й  класс учащийся самостоятельно или с репетитором должен пройти всю органическую химию, желательно по профильному учебнику Новошинских. Либо по любому другому, но только профильному. Наши базовые учебники для  подготовки к экзамену не предназначены, они дают только общее представление о химии. Большую помощь при подготовке могут оказать пособия Владимира Николаевича Доронькина: «Тематические тесты» и «Задания высокого уровня сложности». А в 11 классе желательно перейти к пособиям, авторами которых являются разработчики  заданий ЕГЭ: «Я сдам ЕГЭ. Курс самоподготовки» и «Я сдам ЕГЭ. Типовые задания». Ещё для повторения очень хорошо найти пособие 2015 года «Как получить максимальный балл на ЕГЭ», просто замечательное издание. И весь год решать КИМы текущего года. Чем больше – тем лучше!!!

      И напоследок хочу поделиться новой методикой, которая сейчас у меня в состоянии разработки. Возможно, пригодится не только учителям химии.

     У нас в районе традиционно тьютер проводит бесплатные занятия с выпускниками района по подготовке к экзамену, так называемая «Школа Максимум». И если в прошлом году собиралось от 5 до 10 человек, то в этом году уже на первое занятие приехал только один мальчик. Репетиционный экзамен показал, что занятия очень нужны, но собрать детей  вместе сложно. Решили проводить с ними занятия по Скайпу: экономия времени, не надо никуда ехать. Просто подключаю всех желающих послушать на занятие и в комфортной обстановке идёт подготовка  к экзамену.

      Я надеюсь, что моя методика подготовки к ГИА поможет Вам  подготовить своих выпускников к сдаче ЕГЭ и удачи им на экзамене!

 

 

 

 

 

 

                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                             Классификация уроков. Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

                   Контроль знаний учащихся посредством карточек. Приложение 2.                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Контрольные и проверочные работы. Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

                     Пособия для подготовки к ГИА. Приложение 4.


 

Муниципальное образование Щербиновский район

Муниципальное образование Щербиновский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Теоретические и практические аспекты подготовки к

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Теоретические и практические аспекты подготовки к

Для проведения контрольных работ использую пособия

Для проведения контрольных работ использую пособия

Но если ученик решает, что химия ему нужна для поступления в

Но если ученик решает, что химия ему нужна для поступления в

Классификация уроков. Приложение 1

Классификация уроков. Приложение 1

Контроль знаний учащихся посредством карточек

Контроль знаний учащихся посредством карточек

Контрольные и проверочные работы

Контрольные и проверочные работы

Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии

Теоретические и практические аспекты подготовки к ГИА по химии
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей