Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
математика
7 кл—11 кл
22.06.2017
Задания на выпускных экзаменах нередко содержат задачи, которым в традиционном школьном курсе в силу различных причин уделяется мало внимания.Одним из видов таких заданий являются уравнения, содержащие параметры. В школьных учебниках практически нет заданий на эту тему, так как школьная программа охватывает лишь узкий круг вопросов, делая основной упор не на логику решения задач.
В данной статье рассмотрены теоретические основы и методики решения уравнений с параметрами.
article-1_linear and square.docx
Учитель математики, гимназия № 35 и частная гимназия Alliance school,
Исин Ельдар Коксегенович,
г. Алматы, Казахстан.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уранвений,
содержащих параметр
С некоторых пор основным связующим звеном всего курса математики
стала идея функциональной зависимости. Благодаря этому устанавливается
тесная связь между всеми разделами курса математики и появляется
возможность подходить к решению уравнений и задач с более общей точки
зрения в смысле полноты их решения. В связи с этим уместно привести
высказывание В. М. Брадиса: «Представляется совершенно необходимым,
чтобы учащиеся проводили исследование (то есть ставили вопрос о
существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут
представляться) при решении каждой задачи, особенно такой, какая ставится
в общем виде (содержит параметры)».
При решении математических задач учащиеся встречаются с различными
методами исследования, применяемыми в математике, так как решение задач
«заставляет учащихся сравнивать, разъединять, абстрагировать, соединять,
индуцировать, дедуцировать, конкретизировать и обобщать».
Математическая задача состоит из данных и искомых величин и из
условия, содержащего зависимость между данными и искомыми величинами.
Примерами задач с параметрами являются задачи такого типа: «Определить
площадь правильного треугольника со стороной а см.». данная задача
является задачей с одним параметром. Задача: «Периметры двух квадратов
составляют в сумме а см., а сумма их площадей равна b кв.см. Определить
стороны квадратов» является задачей с двумя параметрами. Задача, которая
не содержит в явном виде параметра, то есть в которой известная величина не
обозначена буквой, но в то же время не выражена конкретным числовым
значением, является тоже задачей с параметрическими данными. Например,
задача «Тело брошено вертикально вверх с известной начальной скоростью.
Когда оно будет на высоте 100 м?» является задачей с одним параметром, так
как начальная скорость является известной величиной, не имеющей
определённого числового значения. При решении задач с параметрическими
данными составлением уравнения получаем уравнение с параметрическими
данными, то есть уравнение, коэффициенты которого содержат параметры
или функции от параметров.
Обычно в школьной практике при решении задач и уравнений с
параметрическими данными ограничиваются выражением искомых величин в
виде функции от параметров, оставляя открытым вопрос о годности
найденного выражения как решения при тех или иных допустимых значениях
1 параметров. Но в то же время этот вопрос является составной частью полного
и исчерпывающего решения задачи или уравнения. В связи с широким
внедрением идеи функциональной зависимости в преподавание математики
исследование решений становится посильным уже для учащихся младших
классов.
Впервые знакомство с задачами, содержащими параметрические данные,
можно организовать в 7 классе в теме «Линейные уравнения с одним
неизвестным». К этому времени учащиеся должны иметь первоначальные
навыки:
в составлении и решении линейных уравнений с одним неизвестным с
целочисленными коэффициентами в простейших случаях.
в решении задач с параметрическими данными арифметическим
способом.
в установлении множества допустимых значений букв в
аналитическом выражении и величин в задаче.
Работа в этом направлении ведётся систематически, начиная с 6 класса.
Если такой работы не проводилось в 6 классе, то необходимо провести её в 7
классе.
Для ознакомления учащихся с понятием уравнения и задачи с
параметрическими данными можно использовать имеющиеся у них знания о
существовании корней линейного уравнения. На предыдущем уроке перед
рассмотрением уравнений и задач с параметрическими данными даётся в виде
домашнего задания задача: «Сумма двух натуральных чисел, из которых одно
в 4 раза больше другого, равна 95. Найти эти числа».
На следующем уроке разбирается подробно выполненное домашнее
задание примерно по следующему плану. В данной задаче мы нашли, какие
будут два натуральных числа, удовлетворяющие условиям задачи. Поставим
вопрос: каким числом будет сумма двух натуральных чисел, из которых одно
в 4 раза больше другого? Знаем, что сумма будет обязательно натуральным
числом. Но может ли этой суммой быть любое натуральное число, мы пока не
сумеем ответить. Рассмотрим некоторые примеры, располагая их в таблице 1:
Таблица 1
Сумма натуральных чисел
Первое натуральное
число
1
2
3
4
5
6
Второе натуральное
число
4
8
12
16
20
24
Сумма этих
натуральных чисел
5
10
15
20
25
30
2 На основе данных таблицы делается вывод, что суммой искомых чисел
будет натуральное число, кратное 5. Для проверки правильности вывода
решаем данную задачу в общем виде в следующей формулировке: «Сумма
двух натуральных чисел, из которых одно в 4 раза больше другого, равна а.
Найти эти числа».
Решение: одно число больше другого в 4 раза. Если меньшее число
. По
обозначить через х, то большее число будет
. Их сумма будет
х4
х 4
х
условию задачи
х
4
х
откуда
а
5,
х
а
х
а
5
.
Если меньшее число равно
, то большее число равно
. По условию
4а
5
а
5
задачи искомые числа должны быть натуральными. Следовательно, чтобы
были натуральными, параметр а должен быть натуральным
выражения
и
а
5
4а
5
числом, кратным 5.
Отсюда вывод: если а делится на 5, то найденные выражения являются
решениями задачи. Проверить, если а=90, 135, 242, 1022.
Если мы решаем задачу с параметрическими данными, то мы получим
уравнение, которое содержит кроме буквы, обозначающей неизвестное, ещё и
параметры, то есть уравнение с параметрическими данными. Например, в
нашей задаче уравнение
является уравнением с одним параметром а.
х
4
а
х
Решение уравнения с параметрическими данными, как мы видели, вообще
говоря, производится так же, как и решение уравнения с числовыми данными.
Дальше следует раскрыть смысл задачи и уравнения с параметрическими
данными. Задачи с параметрическими данными мы решали уже в 6 классе
арифметическим способом, составляя по тексту задачи формулу решения и
исследуя полученное выражение по условиям задачи. При этом мы получили
возможность решить одновременно бесконечное множество однотипных задач
с числовыми данными. Такое свойство имеется и у уравнения с
параметрическими данными. Решая предыдущую задачу, мы получили
и установили, что параметр а должен иметь только
уравнение
х
4
а
х
натуральные значения, кратные 5, что составляет множество допустимых
значений параметра а. заменяя в полученном уравнении параметр а его
значениями из множества допустимых значений, получим следующие
3 уравнения с числовыми данными:
при
при
при
при
а
5
х
а
10
х
а
15
х
5
4
х
4
х
10
4
х
15
а
20
х
4
х
20
Из этого вытекает, что уравнение с параметрическими данными
представляет бесконечное число однотипных уравнений с числовыми
данными. Решая каждое из этих уравнений, мы получим решение задачи с
числовыми данными.
Для домашнего задания можно дать подобную задачу. При этом даются
дополнительно вопросы:
Определить по полученным формулам, при каких значениях параметра
задача имеет решение.
Вычислить по полученным формулам некоторые величины, если
значение параметра дано.
Проверить соответствуют ли полученные значения при некотором
значении параметра тем значениям, которые мы получили, решая задачу как
задачу с числовыми данными.
В дальнейшем в течение изучения данной темы и после этого
предлагаются систематически параллельно с уравнениями и задачами с
числовыми данными и уравнения с параметрическими данными. При этом мы
ограничиваемся в основном уравнениями и задачами с одним параметром и
притом самым простейшим. Основная цель их устранить разрыв между
решением уравнений и задач с числовыми данными и параметрическими
данными и исследованием решений [2].
Рассмотрим уравнение
F(
x,y, ...,
z,
β
,α
, ...,
γ
(1)
с неизвестными х, у, ..., z и с параметрами
. При всякой допустимой
...,
,
,
системе значений параметров α0, β0, ..., γ0 уравнение (1) обращается в
уравнение
4 F(
x,y, ...,
z,
β
,α
, ...,
γ
(10)
с неизвестными х, у,..., z, не содержащих параметров. Уравнение (10) имеет
некоторое вполне определенное множество (быть, может, пустое) решений.
Аналогично рассматриваются неравенства и системы, содержащие
параметры. Допустимыми системами значений параметров считаются
системы, допустимые для каждого уравнения в отдельности.
Определение. Решить уравнение, содержащее параметры, это значит, для
каждой допустимой системы значений параметров найти множество всех
решений данного уравнения.
Понятие эквивалентности применительно к уравнениям, содержащие
параметр, устанавливается следующим образом.
Определение. Два уравнения
F(х, у, ..., z;
) =0
...,
,
,
Ф (х, у, ..., z;
) =0
...,
,
,
(1),
(2)
с неизвестным х, у,..., z и с параметрами
называются
,
...,
,
эквивалентными, если для обоих уравнений множество допустимых систем
значений параметров одно и то же и при всякой допустимой системе
значений, параметров оба уравнения эквивалентны.
Итак,
эквивалентные уравнения при всякой допустимой системе
значений параметров имеют одно и то же множество решений.
Преобразование уравнения, изменяющее множество допустимых систем
значений параметров, приводит к уравнению, не эквивалентному данному
уравнению.
Предположим, что каждое из неизвестных, содержащихся в уравнении
F(x, у, z;
)=0
...,
,
,
(1)
задано в виде некоторой функции от параметров:
х=х(
);
...,
,
,
5 у=у(
);
...,
,
,
z=z(
).
...,
,
,
(3)
Говорят, что система функций (3), заданных совместно, удовлетворяет
уравнению (1), если при подстановке этих функций вместо неизвестных х,
у,..., z в уравнение (1) левая его часть обращается в нуль тождественно при
всех допустимых значениях параметров:
),…,z (
)) 0.≡
F (x(
), y(
...,
,
,
...,
,
,
...,
,
,
При всякой допустимой системе численных значений параметров = α0,
соответствующие значения функций (3) образуют решение
, ...,
0
0
уравнения [3].
Линейные и квадратные уравнения, содержащие параметр, можно
объединить в одну группу – группу уравнений с параметром не выше второй
степени.
Уравнения с параметром не выше второй степени являются самыми
распространенными в практике итоговых и конкурсных заданий. Их общий
вид определяется многочленом
. Для таких
xaF
),(
xaf
)(
2
)(
xag
ah
)(
уравнений всякое частное уравнение не выше второй степени принадлежит
одному из следующих типов:
1.
2.
3.
4.
5.
)(
af
)(
ag
0)(
ah
, тогда
x
;
,
)(
af
ag
0)(
и
0)( ah
, тогда решений нет,
и
0)( af
0)( ag
, тогда
x
,
)(
ah
)(
ag
, тогда
,
x
)(
ag
)(2
af
,
,
0)( af
0)( af
agD
0)()(4)(2
ahaf
, тогда решений нет,
0D
6 6.
0)( af
,
0D
, тогда
.
D
x
)(
ag
)(2
af
Контрольные значения параметра определяются уравнением
. На
0D
выделенных контрольными значениями промежутках допустимых значений
параметра дискриминант имеет определенный знак, соответствующие частные
уравнения принадлежат одному из двух последних типов.
Тогда решением всякого уравнения с параметром не выше второй
степени осуществляется по следующим этапам:
1. На числовой прямой отмечаются все контрольные значения параметра,
для которых соответствующие частные уравнения не определены.
2. На области допустимых значений параметра исходного уравнения при
помощи равносильных преобразований приводится к виду
),(
xaF
)(
xaf
2
)(
xag
)(
ah
.
3. Выделяют множество контрольных значений параметра, для которых
.
0)( af
Если уравнение
0)( af
имеет конечное множество решений, то для
каждого найденного контрольного значения параметра соответствующее
частное уравнение решается отдельно. Проводится классификация частных
уравнений по первым трем типам [4].
На бесконечном множестве решений уравнения
проводится
0)( af
решение уравнения
0)( ag
, выделяются типы бесконечных и пустых особых
частных уравнений. Множеству значений параметра, для которых
и
0)( af
, соответствует третий тип не особых частных уравнений.
0)( ag
4. Выделяются контрольные значения параметра, для которых
дискриминант обращается в нуль. Соответствующие не особые частные
уравнения имеют двукратный корень
.
)(
ag
)(2
af
x
7 5. Найденные контрольные значения параметра разбивают область
допустимых значений параметра на промежутки. На каждом из промежутков
определяется знак дискриминанта.
Множеству значений параметра, для которых
0)( af
и
,
0D
соответствует тип не особых частных уравнений, не имеющих решений, для
значений параметра из множества, где
, частные уравнения
и
0)( af
0D
имеют два различных действительных корня.
Пример 1. Решить уравнение
аа
2
2
х
а
2
(2)
Решение. Здесь контрольными будут те значения параметра, при
которых коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются
. При этих значениях параметра а, невозможно деление обеих
и
0а
2а
частей уравнения на коэффициент при х. В то же время при значениях
параметра
деление возможно. Таким образом, целесообразно
и
0а
2а
множество всех действительных значений параметра разбить на
подмножества
,0
А
1
А
2
2
Аи
3
а
,0
2
а
и решить уравнение (2) на каждом из этих подмножеств, т. е. решить
уравнение (2) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих
значениях параметра: 1)
; 2)
; 3)
,
.
0а
2а
0а
2а
Рассмотрим эти случаи.
1) При
0а
уравнение (2) принимает вид
. Это уравнение не
0 х
2
имеет корней.
2) При
2а
уравнение (2) принимает вид
. Корнем этого
0 х
0
уравнения является любое действительное число.
8 3) При
,
0а
2а
уравнение соответствует третьему типу откуда
х
a
aa
(2
2
)2
1
а
2
Ответ: 1) если
0а
, то корней нет;
2) если
2а
, то х — любое действительное число;
3) если
,
2а
, то
0а
.
х
1
a
2
Пример 2. Решить уравнение
а
1 2
х
22
а
1
х
4
а
3
0
(3)
Решение. В данном случае контрольным значением параметра a является
уравнение (3) является линейным, а при
единица. Дело в том, что при
1а
а≠1 оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения).
Значит, целесообразно рассмотреть уравнение (3) как семейство уравнений,
получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) a=1; 2) а≠1.
Рассмотрим эти случаи.
1) При
уравнение (3) примет вид
1а
. Из этого уравнения
6
х
7
0
находим
.
7х
6
2) Из множества значений параметра
выделим те значения, при
1а
которых дискриминант уравнения (3) обращается в 0.
при
Дело в том, что если дискриминант
0D
, то при переходе
a
0a
значения
D
через точку
0a
дискриминант может изменить знак (например, при
a
0a
0D
, а при
0D
a
0a
. Вместе с этим при переходе через точку
0a
меняется и число действительных корней квадратного уравнения (в нашем
9 примере при
a
0a
корней нет, так как
, а при
0D
a
0a
0D
уравнение
имеет два корня). Значит, можно говорить о качественном изменении
уравнения. Поэтому значения параметра, при которых обращается в 0
дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольным
значениям [5].
Составим дискриминант уравнения (3):
.
2
1
a
41
a
3
a
2
D
4
После упрощений получаем
.
D
4
a
5
4
Из уравнения
находим
D
4
0
4a
5
— второе контрольное значение
параметра а.
При этом если
, то
0D
; если
4a
5
4a
5
, то
0D
; и
.
1a
Таким образом, осталось решить уравнение (3) в случае, когда
случае, когда
и
.
1a
4a
5
, то уравнение (3) не имеет действительных корней;
Если
4a
5
и в
4a
5
если же
4a
5
и
1a
, то находим
2(
a
x
2,1
если
4a
5
, то
0D
и тогда
.
1x
3
10
;
5
a
4
1
)1
a
Ответ: 1) если
4a
5
, то корней нет;
2) если
1a
а = 1, то
;
7x
6
3) если
4a
5
, то
;
1x
3
4) если
, то
2(
a
x
2,1
4
a
5
a
1
.
5
a
4
1
)1
a
Задачи на использование теоремы Виета
Пример 3.
При каких значениях параметра а уравнение
имеет корни, сумма которых равна нулю?
ах
0
2
х
2
а
2
а
Решение.
2
2
2
Это уравнение квадратное,
4
a
3
a
a
2
4
aD
a
4
Сумма корней уравнения равна
8
a
2
a
3
его дискриминант
и по условию задачи она равна
2
a
a
2
нулю, то есть
необходимо осуществить контроль неотрицательности дискриминанта при
этих значениях
положителен, тогда
, что возможно при
дискриминант
0
a
. Теперь
. при
1
a
1
,2
a
2
a
2
2
a
2a
D
8240
как при
1a
дискриминант
D
40
4
оказывается отрицательным.
Ответ.
.
2a
Пример 4.
2
05
ах
1
а
При каких значениях параметра а уравнение
имеет хотя бы один положительный корень?
2
х
Решение. Данное уравнение квадратное, значит имеет корни при
11 неотрицательном дискриминанте.
a
2
1
a
D
4
a
5
1
a
4
То есть при
a
1;
;4
. Значение большего (или единственного, в
случае нулевого дискриминанта) корня
x
1
a
1
a
1
a
4
должно быть
положительным:
a
1
a
4
a
1
, что равносильно (при D≥0) следующей
совокупности условий:
a
a
a
01
01
1
a
4
a
2
1
1
a
a
1
a
5
То есть
.
1a
С учетом того, что
Ответ.
.
1;a
при
a
D
4
0
1;
;4
,
получим
a
1;
.
Пример 5. При каких значениях параметра а квадратное уравнение
1 2
x
имеет корни одного знака?
ax
02
3
2
a
a
Решение. Так как по условию задачи рассматриваемое уравнение
(иначе формулировка задачи не имеет смысла). Очевидно,
квадратное, то
1a
условие задачи предполагает также существование корней квадратного
уравнения, что означает неотрицательность дискриминанта.
a
2
D
2
3
4
a
1
a
8
a
2
.
17
Так как по условию корни должны быть одинаковых знаков, то
x
1
x
2
,0
12 то есть
a
a
2
1
0
Решением последнего неравенства является
2;
;1
a
. С учетом условий
и
1a
получим
D
0 a
17
8
.
a
17
8
2;
;1
Ответ:
.
a
17
8
2;
;1
Пример 6. Сумма квадратов двух различных корней уравнения
больше 10. Найти значения параметра а, при которых
x
4
3
0
2
ax
выполняется данное условие.
Решение. Уравнение имеет два различных корня, если дискриминант
положителен и
a
,0
D
16
12
a
.
Сумму квадратов корней данного уравнения выразим через его
коэффициенты при помощи теоремы Виета следующим образом:
x
2
2
2
x
2
2
x
1
x
2
2
x
1
x
1
x
1
x
2
x
2
x
1
4
a
3
a
16
16
2
a
12
6
a
a
0
10
a
16
6
a
a
4
3
10
a
2
2
0
Решаем систему:
13 16
6
a
2
10
a
0
2
10
a
6
a
16
0
2
2
9
5
a
D
16
5
a
1
3
a
160
8
0
169
;
a
2
2
Ответ.
.
a
4
3
0;
2;0
Пример 7. Найти все значения параметра p, при каждом из которых
принимает наименьшее
сумма квадратов корней уравнения
2
x
px
01
значение [6].
Решение. Выразим сумму квадратов корней данного уравнения через его
коэффициенты при помощи теоремы Виета следующим образом:
принимает наименьшее
. Выражение
2
x
1
x
x
1
2
2
x
2
2
2
x
1
p
x
2
2
2
22 p
значение при p=0.
Ответ. p=0.
Пример 8. Найти все значения параметра p, при каждом из которых
принимает значение, равное
сумма квадратов корней уравнения
2
x
px
01
нулю.
Решение. Выразим сумму квадратов корней данного уравнения через его
коэффициенты при помощи теоремы Виета следующим образом:
. Поскольку сумма квадратов корней равна
2
x
1
x
x
1
2
2
x
2
2
2
x
1
p
x
2
2
2
нулю, то решаем уравнение
p
2
02
. Находим
.
p
2.1
2
Ответ.
.
p
2.1
2
14
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Теоретические основы решения линейных и квадратных уравнений, содержащих параметр.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.