«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей
завтра». Джон Дьюи
Теоретический семинар для начинающих преподавателей
«Методика проектирования учебного занятия»
(Планирование, проведение и анализ учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО)
М.В. Александрова, методист
• Занятие – любое образовательное событие или действо, имеющее структуру, требующее подготовительной работы и направленное на достижение образовательных результатов
Какие виды учебных занятий проводятся в ОУ СПО?
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
• П.28. Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом
|
||
|
Влияние форм и методов обучения на формирование знаний «Пирамида познания»
Дж. Мартина Аудио-методы– 20 %
Демонстрация –30 %
Дискуссионные методы, деловые игры, кейс-технологии –50%
Практические действия (проектирование, имитационное моделирование - до 80%
Обучение других людей – 90%
Как ясно показывает пирамида, в результате простого прослушивания той или иной информации на лекции или уроке
человек усваивает только 5% знаний, при чтении - 10% и т.д. Самым эффективным способом приобретения знаний, по его мнению, является обучение других людей, тому, чем владеешь:"Обучаясь - учимся" и
"Пока сам не объяснил другому, сам не понимал".
Цель – обучаться и научиться саму, пропустить через себя и научить других.
Основные пути повышения эффективности современного учебного занятия
Ø Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности.
Ø Межпредметная интеграция (интеграция теории и практики; бинарные и интегрированные уроки);
Ø Дифференциация обучения, индивидуализация учебного процесса (Составление индивидуального маршрута обучения. Работа с одаренными обучающимися. Индивидуальные проекты. Индивидуальное консультирование);
Ø Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
Основные пути повышения эффективности современного учебного занятия
ØВыполнение преподавателем функций координатора, тьютора, помощника, Формирование отношений сотрудничества преподавателя и обучающихся.
ØОрганизация оперативной обратной связи: организация рефлексии познавательной деятельности.
ØИспользование современных ИКТ (ЦОР) – электронные
учебные пособия, практикумы, тесты,
веб-квест-технологии(применение интернет-источников в образовательном процессе для решения учебных задач).
ØИзменения в системе контроля и оценивания (Самооценка, взаимооценивание, экспертная оценка, рейтинговая оценка, система зачетов).
Этапы проектирования (планирования) урока
(учебного занятия)
Первый этап: Определение места УЗ: в системе содержания образования по УП (дисциплина, МДК, внутри- и междисциплинарные связи); в процессе формирования компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное УЗ).
Определение целей и основных задач учебного занятия.
Второй этап – проектирование содержания учебного занятия и его компетентностная интерпретация: разложение содержания учебного занятия на составляющие компетенции (ОК и ПК).
Третий этап – выбор вида учебного занятия, типа, формы организации познавательной деятельности обучающихся на занятии.
Четвертый этап – определение методов и приемов обучения, условий для практической отработки способов деятельности, практического опыта использования полученных знаний, умений.
Пятый этап – отбор, подготовка учебно-методического обеспечения.
Шестой этап – определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, проверки и оценки результатов , достигнутых обучающимися.
Седьмой этап – документальное фиксирование результатов планирования учебного занятия (пошаговый сценарий УЗ).
• 1. Урок изучения нового
Это: урок-лекция, проблемный урок, видеоурок, урок-исследование, урок-конференция, учебный и профессиональный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
• 2. Урок закрепления знаний, формирования умений
• Это: урок-семинар, урок-практикум, экскурсия, лабораторная работа. Имеет целью выработку умений по применению знаний. • 3. Урок комплексного применения знаний, умений
Это: урок-практикум, урок-лабораторная работа, урок-семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
• 4. Урок обобщения и систематизации знаний
Это: обзорная лекция, семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
• 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
6. Комбинированный урок
Согласны ли с высказыванием?
• «Поставить на 45 минут воспитывающие или развивающие цели – это нонсенс. Но дидактическая цель учебного занятия должна
быть» (Элеонора Кайнова, профессор
Института проблем развития СПО, член-корр. АПО).
• Цель учебного занятия – это предполагаемый, заранее планируемый результат совместной деятельности педагога и обучающихся (ФГОС).
Компетентностная постановка цели – предполагает указание на формируемые ОК и ПК (их компоненты), совместное целеполагание преподавателя и обучающихся, согласование их целей и постепенную передачу функций целеполагания от преподавателя к обучающимся.
Постановка обучающих целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…»,
«умеет выполнять…», «применяет правило для…»
• Постановка цели в виде проблемного задания
• Постановка цели в виде эвристического вопроса
• Использование технологической карты
• Ассоциативный ряд
• Формулирование целей на основе рефлексии выполненной обучающимися деятельности;
• Постановка целей через показ конечных результатов и др.
Обучающие цели
Формирование:
• нового способа действия (указать конкретно), отработать способ действия;
• умения выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;
• умения самостоятельно работать со справочной литературой, документами…
• умения обеспечивать безопасность выполнения работ….
• умения самостоятельно выполнить задание (указывается вид)
• умения воспроизводить по предложенному алгоритму ...
Развитие общих компетенций (OK 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.). Развитие учебной мотивации, познавательного интереса;
Развитие мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия. В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии.
Развитие речи - обогащение и усложнение ее словарного запаса, включая профессионализмы, усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств).
q Формирование ОК (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами…) q Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
q Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс;
q Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов.
qФормировать умение анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решения по трудоустройству.
отвечают на вопрос «Что сделать?» и формулируются через глаголы (объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т.п.);
Ø задачи преподавателя и обучающихся сопоставимы, но не одинаковы;
Ø отражают процесс работы на каждом этапе занятия;
Ø задачи связаны с действиями для достижения целей;
Ø могут выстраиваться по последовательности их выполнения или по степени важности
Øсоотносятся с компонентами ОК и ПК;
Øвключают количественные и качественные показатели;
Øимеют конкретный и проверяемый характер;
Øформулируются от обучающихся («В результате занятия обучающиеся смогут…»);
Øмогут быть сформулированы и обсуждены вместе с обучающимися;
Øвозвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
Рефлексия -
осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности с целью ее совершенствования; исследовательская позиция в любой деятельности
• Какие идеи были важными?
• Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы?
• Что было наиболее сложным (трудным)?
• Какие вопросы остались после проведения занятия?
• Оказывается …
• Целеполагание: цель формулирует преподаватель совместно с обучающимися;
• Содержание урока (имеется ли межпредметная интеграция содержания, прослеживается ли связь с жизнью, с практической деятельностью);
• Формы организации деятельности обучающихся на уроке
• ( фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);
• Использование методов, приемов (неактивные, активные, интерактивные, выбор соответствует целям урока, используются методы и приемы включения обучающихся как субъектов деятельности на некоторых или на всех этапах урока);
• Рефлексивность (отсутствует, эмоциональная рефлексия, анализ и оценка содержания и способов деятельности, оценка результатов);
• Результативность урока (сформированы компоненты профессиональных компетенций (какие); сформированы компоненты общих компетенций (указать какие); наличие продукта, отчета о процессе деятельности).
Активизация познавательной деятельности студентов при проверке и оценке ЗУН
защита лабораторных, практических работ, контрольных работ
предзащита курсового, дипломного проекта в виде деловой игры опрос-интервью опрос по цепочке
взаимоопрос в малых группах, взаимопроверка рейтинговая система оценки создание портфолио
комментарии, рецензии на ответы других анализ ошибочных решений прием «Составить пазлы» терминологический диктант
……
ГЛАВНОЕ !
• Преподаватель -личность
• Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
• Требуешь от студентов - будь образцом во всем.
• Не кричи, а учи!
• Познай каждого студента.
• Преподаватель учится всегда.
• Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо
Студенты - зеркало нравственной жизни взрослых!
Спасибо за внимание и понимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.