Теоретический семинар для начинающих преподавателей СПО "Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО" (Планирование, проведение и анализ)
Оценка 5

Теоретический семинар для начинающих преподавателей СПО "Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО" (Планирование, проведение и анализ)

Оценка 5
Презентации учебные
pdf
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
04.04.2020
Теоретический семинар для начинающих преподавателей СПО "Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО" (Планирование, проведение и анализ)
Материал представленный в данной презентации обусловлен потребностью в учебно-методической поддержке начинающих преподавателей среднего профессионального образования, которые, в первую очередь, имеют недостаточно знаний и опыта по технологии обучения студентов, планированию программ их обучения. В презентации «Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО» представлен алгоритм процессов планирования, проведения и анализа аудиторного учебного занятия. При этом нужно отметить, что в логике компетентностного подхода несколько изменяется базовое дидактическое отношение, взаимодействие «студент – преподаватель» отходит на второй план. Основным дидактическим отношением становится взаимодействие «студент – образовательно-профессиональная задача». Соответственно изменяются функции преподавателя (от обучения к сопровождению, от отбора учебной информации и организации ее усвоения студентами к систематизации их субъектного опыта). Современный студент находится в центре самых разнообразных информационных потоков и преподаватель уже далеко не единственный их источник, в связи с чем, тенденцией развития дидактики высшей школы становятся исследования проблемы самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов в профессиональной подготовке.
Семинар_Методика пректир.УЗ в услов ФГОС.pdf

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей

завтра». Джон Дьюи

Теоретический семинар для начинающих преподавателей

«Методика проектирования учебного занятия»

(Планирование, проведение  и анализ учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО)

М.В. Александрова, методист

        Занятие любое образовательное событие или действо, имеющее структуру, требующее подготовительной работы и направленное на достижение образовательных результатов

Какие виды учебных занятий проводятся в ОУ СПО?

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

        П.28. Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом

 

Лекции –5 %

 

Чтение – 10 %

Влияние форм и методов обучения на формирование знаний «Пирамида познания»

Дж. Мартина Аудио-методы– 20 %

Демонстрация –30 %

Дискуссионные методы, деловые игры, кейс-технологии –50%

Практические действия (проектирование, имитационное моделирование  - до 80%

Обучение других людей – 90%

Как ясно показывает пирамида, в результате простого прослушивания той или иной информации на лекции или уроке

человек усваивает только 5% знаний, при чтении - 10% и т.д. Самым эффективным способом приобретения знаний, по его мнению, является обучение других людей, тому, чем владеешь:"Обучаясь - учимся" и

"Пока сам не объяснил другому, сам не понимал".

Цель – обучаться и научиться саму, пропустить через себя и научить других.

Основные пути повышения эффективности современного учебного занятия

Ø  Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности.

Ø  Межпредметная интеграция (интеграция теории и практики; бинарные и интегрированные уроки);

Ø  Дифференциация обучения, индивидуализация учебного процесса (Составление индивидуального маршрута обучения. Работа с одаренными обучающимися. Индивидуальные проекты. Индивидуальное консультирование);

Ø  Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).

Основные пути повышения эффективности современного учебного занятия

ØВыполнение преподавателем функций координатора, тьютора, помощника,  Формирование отношений сотрудничества преподавателя и обучающихся.

ØОрганизация оперативной обратной связи: организация рефлексии познавательной деятельности.

ØИспользование современных ИКТ (ЦОР) – электронные

учебные пособия, практикумы, тесты,

веб-квест-технологии(применение интернет-источников в образовательном процессе для решения учебных задач).

ØИзменения в системе контроля и оценивания (Самооценка, взаимооценивание, экспертная оценка, рейтинговая оценка, система зачетов).

Этапы проектирования (планирования) урока

(учебного занятия)

Первый этап: Определение места УЗ: в системе содержания образования  по УП (дисциплина, МДК,  внутри- и междисциплинарные связи); в процессе формирования компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное УЗ).

Определение целей и основных задач учебного занятия.

Второй этап – проектирование содержания учебного занятия и его компетентностная интерпретация: разложение содержания учебного занятия на составляющие компетенции (ОК и ПК).

Третий этап – выбор вида учебного занятия, типа, формы организации познавательной деятельности обучающихся на занятии.

Четвертый этап – определение методов и приемов обучения, условий для практической отработки способов деятельности, практического опыта использования полученных знаний, умений.

Пятый этап отбор, подготовка учебно-методического обеспечения.

Шестой этап определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, проверки и оценки  результатов , достигнутых обучающимися.

Седьмой этап документальное фиксирование результатов планирования  учебного занятия (пошаговый сценарий УЗ).

                                                                                                 Основные типы уроков

         1. Урок изучения нового

Это: урок-лекция, проблемный урок, видеоурок, урок-исследование, урок-конференция,  учебный и профессиональный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

         2. Урок закрепления знаний, формирования умений

         Это: урок-семинар, урок-практикум, экскурсия, лабораторная работа. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний, умений

Это: урок-практикум, урок-лабораторная работа, урок-семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

         4. Урок обобщения и систематизации знаний

Это: обзорная лекция, семинар,  конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

         5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

6. Комбинированный урок



 Согласны ли с высказыванием?

• «Поставить на 45 минут воспитывающие или развивающие цели – это нонсенс. Но дидактическая цель учебного занятия должна

быть» (Элеонора  Кайнова, профессор

Института проблем развития СПО, член-корр. АПО).

 Целеполагание

Цель учебного занятия – это предполагаемый, заранее планируемый результат совместной деятельности педагога и обучающихся (ФГОС).

Компетентностная постановка цели – предполагает указание на формируемые ОК и ПК (их компоненты), совместное целеполагание преподавателя и обучающихся, согласование их целей и постепенную передачу функций целеполагания от преподавателя к обучающимся.

Постановка обучающих целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…»,

«умеет выполнять…», «применяет правило для…»

Совместное целеполагание

        Постановка цели в виде проблемного задания

        Постановка цели в виде эвристического вопроса

        Использование технологической карты

        Ассоциативный ряд

        Формулирование целей на основе рефлексии выполненной обучающимися деятельности;

        Постановка целей через показ конечных результатов и др.

                                                                                      Обучающие цели                  

Формирование:

        нового способа  действия (указать конкретно), отработать способ действия;

        умения  выполнять работы по предлагаемому  образцу, осуществлять самоконтроль;

        умения самостоятельно работать со справочной литературой, документами…

        умения обеспечивать  безопасность выполнения работ….

        умения самостоятельно выполнить задание (указывается вид)

        умения воспроизводить по предложенному алгоритму  ...

Развивающие цели

Развитие общих компетенций (OK 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.).  Развитие учебной мотивации,  познавательного интереса;

 Развитие мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия. В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии.

Развитие   речи - обогащение и усложнение ее словарного запаса, включая профессионализмы, усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств).

                                                                 Воспитательные цели

q Формирование  ОК (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами…) q Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

q Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс;

q Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов.

qФормировать умение анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решения по трудоустройству.

Задачи в структуре занятия –

отвечают на вопрос «Что сделать?» и формулируются через глаголы (объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т.п.);

Ø  задачи преподавателя и обучающихся сопоставимы, но не одинаковы;

Ø  отражают процесс работы на каждом этапе занятия;

Ø  задачи связаны с действиями для достижения целей;

Ø  могут выстраиваться по последовательности их выполнения или по степени важности

Ожидаемые (планируемые) результаты УЗ

Øсоотносятся с компонентами ОК и ПК;

Øвключают количественные и качественные показатели;

Øимеют конкретный и проверяемый характер;

Øформулируются от  обучающихся («В результате занятия обучающиеся смогут…»);

Øмогут быть сформулированы и обсуждены вместе с обучающимися;

Øвозвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Рефлексия -

осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности с целью ее совершенствования; исследовательская позиция в любой деятельности

   Какие идеи были важными?

   Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы?

   Что было наиболее сложным (трудным)?

   Какие вопросы остались после проведения занятия?

   Оказывается …

                                                           Анализ учебного занятия

          Целеполагание: цель формулирует преподаватель совместно с обучающимися;

          Содержание урока (имеется ли межпредметная интеграция содержания, прослеживается ли связь с жизнью, с практической деятельностью);

          Формы организации деятельности обучающихся на уроке

          ( фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);

          Использование методов, приемов (неактивные, активные, интерактивные, выбор соответствует целям урока, используются методы и приемы включения обучающихся как субъектов деятельности на некоторых или на всех этапах урока);

          Рефлексивность (отсутствует, эмоциональная рефлексия, анализ и оценка содержания и способов деятельности, оценка результатов);

          Результативность урока (сформированы компоненты профессиональных компетенций (какие); сформированы компоненты общих  компетенций (указать какие); наличие продукта, отчета о процессе  деятельности).

Активизация познавательной деятельности студентов при проверке и оценке ЗУН

защита лабораторных, практических работ, контрольных работ

предзащита курсового, дипломного проекта в виде деловой игры  опрос-интервью  опрос по цепочке

 взаимоопрос в малых группах, взаимопроверка  рейтинговая система оценки  создание портфолио

 комментарии, рецензии на ответы других  анализ ошибочных решений  прием «Составить пазлы»  терминологический диктант

 ……

                   ГЛАВНОЕ !          

         Преподаватель -личность

         Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.

         Требуешь от студентов - будь образцом во всем.

         Не кричи, а учи!

         Познай каждого студента.

         Преподаватель учится всегда.

         Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо

Студенты - зеркало нравственной жизни взрослых!

Спасибо за внимание и понимание!

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Занятие – любое образовательное событие или действо, имеющее структуру, требующее подготовительной работы и направленное на достижение образовательных результатов

Занятие – любое образовательное событие или действо, имеющее структуру, требующее подготовительной работы и направленное на достижение образовательных результатов

Приказ Министерства образования и науки

Приказ Министерства образования и науки

Лекции – 5 %

Лекции – 5 %

Практические действия (проектирование, имитационное моделирование - до 80%

Практические действия (проектирование, имитационное моделирование - до 80%

Обучаясь - учимся" и "Пока сам не объяснил другому, сам не понимал"

Обучаясь - учимся" и "Пока сам не объяснил другому, сам не понимал"

Дифференциация обучения, индивидуализация учебного процесса (Составление индивидуального маршрута обучения

Дифференциация обучения, индивидуализация учебного процесса (Составление индивидуального маршрута обучения

Выполнение преподавателем функций координатора, тьютора, помощника ,

Выполнение преподавателем функций координатора, тьютора, помощника ,

Первый этап: Определение места

Первый этап: Определение места

Основные типы уроков • 1

Основные типы уроков • 1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Теоретический семинар для начинающих преподавателей СПО "Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО" (Планирование, проведение и анализ)

Теоретический семинар для начинающих преподавателей СПО "Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО" (Планирование, проведение и анализ)

Согласны ли с высказыванием? • «Поставить на 45 минут воспитывающие или развивающие цели – это нонсенс

Согласны ли с высказыванием? • «Поставить на 45 минут воспитывающие или развивающие цели – это нонсенс

Целеполагание • Цель учебного занятия – это предполагаемый, заранее планируемый результат совместной деятельности педагога и обучающихся (ФГОС)

Целеполагание • Цель учебного занятия – это предполагаемый, заранее планируемый результат совместной деятельности педагога и обучающихся (ФГОС)

Совместное целеполагание •

Совместное целеполагание •

Обучающие цели

Обучающие цели

Развивающие цели Развитие общих компетенций (OK 3

Развивающие цели Развитие общих компетенций (OK 3

В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии

В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии

Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов

Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов

Ожидаемые (планируемые) результаты

Ожидаемые (планируемые) результаты

В результате занятия обучающиеся смогут…»); Ø могут быть сформулированы и обсуждены вместе с обучающимися; Ø возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в…

В результате занятия обучающиеся смогут…»); Ø могут быть сформулированы и обсуждены вместе с обучающимися; Ø возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в…

Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы? •

Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы? •

Использование методов, приемов (неактивные, активные, интерактивные, выбор соответствует целям урока, используются методы и приемы включения обучающихся как субъектов деятельности на некоторых или на всех этапах…

Использование методов, приемов (неактивные, активные, интерактивные, выбор соответствует целям урока, используются методы и приемы включения обучающихся как субъектов деятельности на некоторых или на всех этапах…

Составить пазлы» терминологический диктант ……

Составить пазлы» терминологический диктант ……

Преподаватель учится всегда. •

Преподаватель учится всегда. •

Теоретический семинар для начинающих преподавателей СПО "Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО" (Планирование, проведение и анализ)

Теоретический семинар для начинающих преподавателей СПО "Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО" (Планирование, проведение и анализ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020