Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
Детсад
14.02.2017
Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. В период до 1917 г. учреждения для аномальных лиц существовали за счет частных благотворительных средств, в которых специальное обучение строилось на основе выделения и разграничения наиболее резко выраженных дефектов (глухота, слепота, умственная отсталость). Организованной логопедической помощи людям с дефектами речи не оказывалось.
Документ Microsoft Office Word (3).docx
5. Система организации логопедической помощи в России.
Система специальных учреждений для детей с нарушениями
речи.
Система коррекционной помощи детям с отклонениями в
развитии складывалась в России постепенно.
В период до 1917 г. учреждения для аномальных лиц
существовали за счет частных благотворительных средств, в
которых специальное обучение строилось на основе выделения
и разграничения наиболее резко выраженных дефектов
(глухота, слепота, умственная отсталость). Организованной
логопедической помощи людям с дефектами речи не
оказывалось.
Систематическая разносторонняя помощь лицам с различными
видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. XX
в.
В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые
была подчеркнута необходимость организации специальной
помощи детям, страдающим речевыми расстройствами. Такая
помощь оказывалась в двух вспомогательных школах под
руководством сурдопедагога Ф. A. Pay. В 1915 г. создаются
логопедические курсы.
В 1918 г. по инициативе В. В. Бонч-Бруевича организуются
обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных
учреждений Москвы логопедические курсы. Через год вышло
постановление Совнаркома, в котором были определены
функции наркоматов просвещения и здравоохранения в
отношении воспитания и охраны здоровья аномальных детей.
Обучение аномальных детей было выделено в
общегосударственную задачу.
I Всероссийский съезд (1920) по борьбе с детской
дефективностью определил принципы построения системы
воспитания и обучения детей с различными видами
аномального развития. детей,
разработке
по
разработке
В 1922 г. на Всероссийском съезде заведующих губоно
говорилось о важности создания учреждений для этих
категорий детей.
В 1924 г. проходил II съезд по социально-правовой охране
несовершеннолетних (СПОН). Л. С. Выготский, выступая на
съезде, предложил новый подход к анализу структуры дефекта,
его коррекции и компенсации, выделил цели и задачи
специального обучения исходя из единых с массовой школой
принципов воспитания детей.
Трудно переоценить значение создания в 1929 г. Научного
центра
проблем дефектологии
экспериментально-дефектологического института (ЭДИ) — в
последующем НИИ дефектологии АПН СССР, а ныне НИИ
коррекционной педагогики РАО.
Это способствовало проведению комплексного изучения
аномальных
основ
дифференцированной сети специальных школ и системы
воспитания и обучения.
Институт участвовал в принятии (начало 30-х гг.) закона об
обязательном всеобуче аномальных детей.
Научный анализ развития государственной системы
специального образования в России проведен П. И. Малофеевым
(1996 г.). Выделены этапы становления и функционирования
различных типов учреждений, их постепенная дифференциация
в связи с изменением отношения государства и общества к
людям с особыми нуждами.
Комплексное изучение детей, основанное на клинико-
психологической диагностике различных видов аномалий,
позволило создать фундаментальную научную базу для
развития в стране разветвленной сети специальных
дошкольных и школьных учреждений.
Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта
дало возможность не только устанавливать точный диагноз,
определять тип специального учреждения и методы
научных коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и
прогнозировать нарушения вторичного порядка.
Органами образования и здравоохранения была проведена
организационно-методическая работа,
направленная на
выявление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного
возраста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции.
Тесное содружество теории и практики позволило дать научное
обоснование обучения и воспитания детей и подростков с
речевой патологией, установить потребность в развитии сети
специальных учреждений.
После принятия решения «О номенклатуре дошкольных
учреждений для детей с нарушениями в физическом и
умственном развитии» получила значительное развитие сеть
специальных дошкольных учреждений.
Продолжилось
совершенствование системы школьного и дошкольного
обучения детей с нарушениями речи.
Взрослые, подростки и дети с нарушениями речи стали
получать комплексную медицинскую, логопедическую по мощь
в поликлиниках,
санаториях.
Подавляющее большинство специальных школ являлось
интернатными, и все содержание детей в них обеспечивалось за
счет государства.
диспансерах,
больницах,
В соответствии с постановлением правительства РФ от 31
июля 1998 года № 867 утверждено «Типовое положение об
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
Определены следующие типы учреждений: центры диагностики
и коррекции; центры психолого-медицинского и социального
сопровождения;
психолого-педагогической
реабилитации и коррекции; центры социально-трудовой
адаптации;
и
дифференцированного обучения и др.
педагогики
центры
центры
лечебной
Логопедическая помощь в системе образования. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи.
Научными исследованиями в области дефектологии
доказано исключительно важное значение раннего
распознавания дефекта и его ранней коррекции.
В большинстве случаев специальное дошкольное
обучение и воспитание корректируют нарушения в развитии и
тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в
школе (Т. А. Власова).
При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-
воспитательная работа с детьми приводит к значительной
компенсации дефекта.
Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями
речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные
экспериментальные группы, организованные при массовых
детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады
для детей с нарушениями речи.
Первоначально в детских садах открывались группы для
детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием
фонетической стороны речи). Затем были организованы группы
для детей с более сложными нарушениями (заикающихся детей,
для детей с общим недоразвитием речи). На основании приказа
Министерства просвещения СССР
1972 г. утверждена
номенклатура специальных дошкольных учреждений для
аномальных детей системы просвещения.
1 июля 1995 года выходит постановление правительства
РФ № 677, в котором утверждается «Типовое положение о
дошкольных образовательных учреждениях». В соответствии с
этим положением организуются детские сады (ДОУ)
компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений в физическом и
психическом развитии воспитанников.
Дошкольные образовательные учреждения и группы
для детей с нарушениями речи. Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и
соответствующие дошкольные группы при детских садах и
яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми
отделами народного образования, в ведении которых находятся
указанные дошкольные учреждения.
Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие
обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в
дошкольные учреждения общего типа.
Основные задачи логопедического обучения детей с
различными видами речевых аномалий в условиях специальных
дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию
ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой и
школьному обучению.
Для реализации дифференцированного подхода в
обучении и воспитании детей, имеющих различные речевые
дошкольных учреждениях создаются
нарушения,
логопедические группы:
в
1.
2.
3.
4.
для детей с ОНР (3 – 6 лет);
для детей с ФФНР (5 – 6 лет);
для детей с нарушением произношения отдельных
звуков (5 – 6 лет);
для заикающихся детей (2 – 6 лет).
Наполняемость групп определяется тяжестью речевого
дефекта. Так, количество детей в группах с ОНР, заиканием – 10
человек, в группах с ФФН – 12, нарушением произношения
отдельных звуков – 15.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями
речи предусматривается четкая организация всего
коррекционного процесса. Она обеспечивается:
•своевременным обследованием детей;
•рациональным составлением расписания занятий;
•планированием индивидуальной работы с каждым
ребенком;
•наличием планов фронтальных занятий; •оснащением их необходимым оборудованием и наглядными
пособиями;
•совместной работой логопеда с воспитателем группы и
родителями.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения
требует совмещения специальных занятий по исправлению
недостатков речи с выполнением общих программных
требований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи
разработан режим дня,
отличающийся от обычного.
Предусмотрено проведение логопедом фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим
выделяются в вечернее время специальные часы для работы
воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции
речи (по заданию логопеда). Воспитатель планирует свою
работу с учетом программных требований и речевых
возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные
отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты
произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в
процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать
речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом
(в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи,
ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д.
Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется
в специальной тетради.
По мере развития сети дошкольных учреждений,
обеспечивающих потребность в логопедической помощи,
осуществляется их дальнейшая дифференциация для детей с
различными речевыми аномалиями (заикающиеся с нормальным
уровнем речевого развития — заикающиеся с недоразвитием
речи; дети с легкой степенью дизартрии; дети с ринолалией и
др.).
В последнее время в ряде регионов страны открываются
дошкольные логопедические кабинеты в детских садах
общего типа.
Логопед оказывает консультативную и
коррекционную помощь по типу амбулаторного приема детям
преимущественно с нарушениями произношения. Одновременно на логопедическом пункте занимаются 20 детей, общее
количество детей с ОНР не должно превышать 10 человек.
нарушения зрения,
В логопедической помощи в условиях специальных
дошкольных учреждений нуждаются дети,
имеющие
недостатки речи при других нозологических формах
(олигофрения,
опорно-двигательного
аппарата), а также дети с задержкой психического развития.
Согласно положению «О типовых штатах дошкольных
учреждений специального назначения для детей с дефектами
умственного и физического развития и об оплате труда
учителей-дефектологов и учителей-логопедов» (из приказа
министра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских
садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-
двигательного аппарата и интеллекта вводится должность
учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.
Детские дошкольные учреждения для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Группы детского дошкольного учреждения для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата комплектуются с
учетом возраста следующим образом: ясельная группа — дети в
возрасте от 2—3 лет; младшая группа — дети в возрасте от 3—4
лет; средняя группа — 4—5 лет; старшая группа — 5—6 лет;
подготовительная к школе группа — б—7 лет. Наполняемость
группы — 10—12 человек.
Прием детей проводится ежегодно с 1 августа по 1 сентября.
Дети, достигшие 7-летнего возраста, по решению медико-
психолого-педагогической
в
соответствующие типы школ.
Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную работу по
умственному развитию детей, по обучению правильной речи,
правильному произношению. Он работает в тесном контакте с
врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с
детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия,
ведет соответствующую документацию.
комиссии переводятся Детские дошкольные учреждения для умственно отсталых
детей.
Основным типом дошкольных учреждений для умственно
отсталых детей является детский сад (детский дом). Группы
комплектуются с учетом возраста: младшая группа — дети в
возрасте от 3-4 до 4-5 лет; средняя группа — от 4-5 до 5-6 лет;
старшая группа — 5-6 лет; подготовительная к школе группа 6-7
лет. Наполняемость групп независимо от степени нарушения
интеллекта — 10-12 человек.
количество
умственно
Значительное
отсталых
дошкольников имеет выраженные речевые расстройства,
поэтому в общей системе коррекционного обучения
предусматривается систематическая логопедическая работа.
Она проводится на фронтальных занятиях по развитию речи в
соответствии с расписанием 2 раза в неделю в каждой
возрастной группе (на 1-3-м годах обучения группа делится на
подгруппы, на 4-м году фронтальные занятия проводятся со
всеми детьми). Индивидуальные логопедические занятия с
каждым ребенком организуются не менее 3 раз в неделю.
В содержание коррекционного обучения включается
постановка и автоматизация звуков родного языка, работа над
плавностью речи, дыханием, ударением, над уточнением и
расширением словаря,
практическим употреблением
грамматических конструкций, формированием связной речи.
Ежедневная работа по развитию речи детей ведется всем
коллективом специального дошкольного учреждения.
Дошкольные учреждения (группы) для детей с
нарушениями зрения.
В данные учреждения принимаются дети с нарушениями
зрения в возрасте от 2 до 7 лет (в ясли-сады — от 2 лет, в
детские сады — от 3 лет), имеющие выраженное понижение
зрения и нуждающиеся в интенсивном лечении.
Наполняемость дошкольных групп для слепых детей — 10
человек, для слабовидящих, включая амблиопию и косоглазие,
— 12-15 человек. процессов
(состояние
Необходимость систематической логопедической работы с
данной категорией детей обусловлена наличием выраженных
нарушений устной речи. Первоначальное знакомство с детьми
начинается с подробного обследования и оценки речевых и
неречевых
связной речи,
сформированность грамматического строя, словаря, фонетики,
восприятия; исследование общей и речевой моторики и т. д.).
Коррекционная работа планируется с учетом результатов
обследования.
Система дифференцированного обучения предусматривает
разные уровни (их 4) речевого развития детей. Так, в группах с
четвертым уровнем основное внимание уделяется
формированию звукопроизношения. В группах для детей со
вторым — третьим и особенно с первым речевым уровнем
логопедическая работа предусматривает ликвидацию пробелов
к формировании фонетико-фонематического и лексико-
грамматического строя речи. С детьми ведутся логопедические
занятия по формированию связной речи, коррекции всех
компонентов речевой системы.
По форме логопедические занятия могут быть
индивидуальными и подгрупповыми. Коррекция речевого
развития слепых и слабовидящих детей осуществляется
совместными усилиями всех специалистов, работающих в
данном дошкольном учреждении.
При широко развитой системе детских садов для детей с
нарушениями зрения становится возможным более эффективно
решать вопросы преемственности в обучении детей
дошкольного и школьного возраста.
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида).
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип
специального школьного учреждения, предназначенного для
детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией,
заиканием при нормальном слухе и первично сохранном
интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение
программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется
особая система коррекционного воздействия.
При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в
1954 г. в Ленинграде была организована первая школа. В 1956 г. при школе для
слабослышащих детей организуются отдельные классы для детей с тяжелой
формой недоразвития речи (Mосква). На базе школы в 1958 г. открывается
специальная школа- интернат с особым режимом для детей с тяжелыми
нарушениями речи. После 1958 г. подобные школы появляются в других городах
(Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.). Первоначально эти школы
обеспечивали образование в объем 4 классов массовой школы. С 1961 г. начинает
развертываться сеть специальных школ интернатов для детей с тяжелыми
нарушениями речи.
Наряду с задачами общеобразовательной школы общего
типа в данном учреждении выдвигаются специфические задачи:
•
преодоление различных видов нарушений устной и
письменной речи;
•
устранение связанных с ними особенностей психического
развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в
учебное и внеучебное время;
•
профессионально-трудовая подготовка.
Школа состоит из двух отделений.
В I отделение принимаются дети с диагнозами: алалия,
детская афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие
общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее
обучению в общеобразовательной школе. При комплектовании
классов учитывается в первую очередь уровень речевого
развития и характер первичного дефекта.
Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой
формой заикания при нормальном развитии речи.
В I и II отделении образовательный процесс осуществляется
в соответствии с образовательным уровнем программ двух
отделений. В I отделении — I ступень — начальное общее
образование с нормативным сроком освоения — 4—5 лет; II
ступень — основное общее образование с нормативным сроком
освоения — 6 лет. Во II отделении — I ступень — начальное общее образование
за 4 года, II ступень — основное общее образование за 5 лет.
Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.
По окончанию специальных школ выпускники получают
свидетельство о неполном среднем образовании, после чего они
могут продолжить обучение в общеобразовательных школах.
В учебном процессе предусматривается большое число
часов на производственно-трудовое обучение. При этом
решаются две задачи: труд как важное коррекционно-
воспитательное средство преодоления дефектов развития и
формирования личности и как главное условие подготовки
детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и
труду в обществе.
Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится
систематически в течение всего учебно-воспитательного
процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В
связи с этим выделены специальные разделы: произношение,
развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика,
правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.
Сочетание фронтальных (урочных) и индивидуальных форм
работы обеспечивает преодоление разнообразных проявлений
речевых дефектов детей.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся
учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик
дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по
15-20 минут). Для детей с нарушением моторики проводятся
занятия по лечебной гимнастике. II отделение специальной
школы предназначается для учащихся с тяжелой формой
заикания, дополнительный по сравнению с массовой школой год
отводится на специальную речевую работу в младших классах.
При обучении детей с тяжелой формой заикания
используются учебники для общеобразовательных школ,
специальные логопедические пособия и технические средства
обучения.
систематически
осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия,
специальной школе
В направленные на преодоление особенностей психического
развития.
Состав учащихся специальных школ пересматривается в
конце каждого учебного года. По мере устранения речевого
дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу.
Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми
нарушениями речи получают свидетельство о неполном
среднем образовании, после чего они могут продолжать
обучение в общеобразовательной школе или в
профессионально-технических училищах.
Помимо логопеда работу по преодолению речевых
нарушений у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого
воспитатель проводит работу по закреплению полученных в
классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков
самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.
Воспитатель постоянно работает с одной группой учащихся
и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого
ребенка и особенности его речевого дефекта, а также составить
на каждого ребенка индивидуальный план развития.
Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в
процессе учебной и трудовой деятельности корректируют
общее и речевое развитие детей.
Адекватная
общеобразовательная и трудовая подготовка позволяет лицам с
дефектам и речи стать полноценными членами общества,
участвующими как в трудовой, так и в других видах
деятельности.
В современных условиях роста патологии, в том числе
речевой, огромное значение следует придавать логопедической
работе в классах выравнивания при общеобразовательных
школах (для детей с задержками психического развития и
другими трудностями в обучении).
Организация логопедической работы во вспомогательной
школе.
Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащихся
требует организации специальной логопедической работы. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы
логопедических занятий, которые проводятся учителем-
логопедом.
Учитель-логопед является членом медико
-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем
специального обследования установить, имеется ли у ребенка
речевое нарушение, и определить его характер. В сложных
случаях дать аргументированное заключение о том, что
является первичным:
недоразвитие познавательной
деятельности или речевое нарушение ребенка.
В начале учебного года логопед обследует всех
поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором
они будут учиться.
Обследование речи охватывает
произношение, темп, плавность, а также ее понимание, словарь,
грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии
со школьным стажем ребенка.
Первичное обследование устной речи детей проводится во
время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее
обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тексты
которых отвечают условиям логопедической проверки и
соответствуют требованиям программы данного класса.
Всех детей, у которых в результате первичного
обследования обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в
специальном журнале учета. Кроме этого на каждого
учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального
обследования состояния его речи и письма заполняется речевая
карта.
Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в
предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем
параметрам,
которые были намечены логопедом для
продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая
карта.
Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро
нуждающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и
вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее
принятых учащихся после устранения у них нарушений речи. Основным критерием при зачислении на занятия является
характер речевого нарушения и его значение для успеваемости
ребенка.
К речевой карте учащегося,
зачисленного на
логопедические занятия, прилагается индивидуальный план
занятий с ним, который составляется на основании
логопедического заключения, обобщающего все данные
обследования.
Логопед также знакомится с данными медицинского
обследования с целью уточнения этиологии и характера
речевого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее
правильный и эффективный коррекционный подход.
Началу
систематических
занятий предшествует
организационный период (первые две недели учебного года).
Работа по исправлению речевых нарушений строится с
учетом возрастных особенностей, школьной программы по
родному языку и особенностей речевого дефекта. На
логопедические занятия отводятся 5-е и 6-е уроки, свободные
от классных занятия, и внеклассное время (в частности,
режимные моменты после обеда). По договоренности с
администрацией школы и учителями классов логопед может
брать детей с уроков чтения.
Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в
неделю с учащимися I-IV классов и 3 раза в неделю с учащимися
V-VI классов. На индивидуальное занятие с каждым учащимся
отводится, как правило, 15 минут. Продолжительность занятий
для группы — 45 минут. Допускаются занятия с подгруппами
продолжительностью 20-25 минут.
Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми,
нуждающимися в постановке или коррекции звуков.
Логопед комплектует группы по признаку однородности
речевого нарушения у учащихся, по возможности в пределах
одного или двух смежных классов (например, вторых-третьих
классов). Учащихся первых классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбора особого
учебно-дидактического материала.
Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности
нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними
по особому плану, не совпадающему с групповым планом.
Группы для логопедических занятий комплектуются в
количестве 4—б человек, подгруппы — из 2—3 человек.
При необходимости логопед может производить
перераспределение детей по группам. Так, для закрепления и
дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях
звуков целесообразно детей объединить в группы или
подгруппы, что значительно повышает эффективность работы.
И наоборот, на определенном этапе группа может быть
разделена на подгруппы или часть детей выделена для
индивидуальной работы.
Ответственность за аккуратное посещение учащимися
логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя
данного класса, в старших классах школ-интернатов — на
воспитателя, в школах без интернатов — на классного
руководителя.
Обязанности логопеда.
ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором
•
кратко отражает содержание пройденного на занятиях
материала (ежедневно);
•
организует работу в тесном контакте с учителями и
воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних
заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых
навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических
занятий;
•
систематически информирует учителей и воспитателей об
успехах и недостатках учащихся, с тем чтобы во время и после
уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;
•
при завершении логопедических занятий с ребенком
инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях
класса и во внеурочное время;
•
посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и
другие для проверки речевых возможностей учащихся,
имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических
занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели также
должны периодически присутствовать на логопедических
занятиях, чтобы быть в курсе проводимой работы с учащимися
данного класса;
•
хорошо ориентируется в программных требованиях, в
методах и приемах обучения родному языку, учитывает их в
своей работе,
использует дидактический материал в
соответствии о темой программы, которая изучается на уроке;
•
учащимися;
•
в конце учебного года проводит утренник, на котором дети,
окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои
успехи. В утреннике должны принимать участие все дети,
имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом,
независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих
случаях для них подбирается соответствующий материал;
• принимает участие в педагогических советах, где выступает
с сообщениями и докладами о своей работе. Такие выступления
имеют большое значение для пропаганды логопедических
знаний среди учителей.
помогает воспитателям в организации речевой работы с
Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь
разные формы: индивидуальные беседы, открытые занятия,
сообщения на методобъединениях с демонстрацией
магнитофонных записей речи учащихся при поступлении и
выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы
и др.
В конце учебного года логопед составляет текстовой и
цифровой отчеты о работе за год. Логопедические пункты при общеобразовательных
школах.
Развертывание сети логопедических пунктов при средних
общеобразовательных школах в республиканских, краевых и
областных центрах началось в 1949 г.
В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании
логопедических пунктов при общеобразовательных школах на
всей территории страны.
Логопедические пункты — специальные учебно-
воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции
нарушений речи у детей школьного возраста. Они организуются
в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из
них закрепляется определенное количество школ, общее число
начальных классов которых не должно превышать 16.
Основные задачи:
•
•
и населения;
•
у детей, поступающих в первые классы.
исправлять недостатки речи у учащихся;
пропагандировать логопедические знания среди учителей
своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи
Основной контингент логопедических пунктов составляют
учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание,
нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее
недоразвитие речи (III, IV уровень).
Отбор детей для логопедических занятий происходит
непосредственно в классе (подготовительной группе) и
занимает первые 2 недели обучения в школе.
На логопедический пункт направляются дети по
инициативе психоневрологов, учителей, родителей.
Одновременно на городском логопедическом пункте
занимается 18-25 человек, на сельском — 15-20 человек.
Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20
часов в неделю. Продолжительность
коррекционно-развивающего
обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма
составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями
письма и чтения — 1,5-2 года.
Результаты логопедических занятий отмечаются в
речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного
руководителя и родителей. Ответственность за обязательное
посещение учащимися занятий и выполнение необходимых
требований возлагается на учителя-логопеда, классного
руководителя и администрацию школы.
Родители присутствуют при зачислении детей в
логопедическую группу,
следят за посещаемостью и
выполнением заданий. В отдельных случаях они присутствуют
на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется
также путем проведения родительских собраний, консультаций.
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Теоретический материал на тему: "Система организации логопедической помощи в России."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.