Теоретико - практическое пособие "Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии"
Оценка 4.7

Теоретико - практическое пособие "Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии"

Оценка 4.7
docx
19.12.2020
Теоретико - практическое пособие "Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии"
Алешина, ПР.docx

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

 

 

 

 

 

 

 

Теоретико – методическое пособие по географии

 

 

 

 

Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии

 

  Автор – составитель

                                                                       Алешина Галина Павловна,

                                                                        учитель географии

 

 

Рассмотрено  на заседании школьного учебно-методического объединения

учителей естественно – математического цикла

Протокол № _____ от «______» ___________________ 2020г.

 

Руководитель ШУМО _________ О.Г. Розенберг

 

 

 

2020 год

Аннотация к работе

 

 

Примерная программа по географии для 10 – 11 класса завершает формирование у обучающихся представлений о географической  картине мира, которая опирается на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.

Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами  геоинформационными системами, усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку они способствуют восприятию у обучающихся трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование умения применять знания и добывать новые. Отбор содержания производится на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся 10- 11 классов  успешную адаптацию к социальной реальности,  исполнение общегражданских ролей.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль практических работ в организации учебной деятельности

обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………….4

1.1. Аспекты организации современного урока...................................................5

1.2. Требования к современному уроку…………………………………………6

2. Роль практических работ в процессе обучения и организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке………………………………..9 3. Место и роль практических работ по предмету «География»……………........12

3.1. Цели и задачи проведения практических работ, подготовка к ним, ожидаемый результат......................................................................................................13

            3.2. Выбор средств обучения при выполнении практических работ...............16

            3.3. Формы организации деятельности и самостоятельной работы обучающихся  при выполнении практических работ………………………………..17

4. Творческий и эстетический подход к выполнению практических работ..............19

5. Типология (виды) занятий практической направленности.....................................20

            5.1. Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний…………………….20

            5.2. Систематизация и обобщение новых знаний, умений и навыков.............21

            5.3. Применение полученных знаний на практике……………………………23

6. Межпредметные связи при выполнении практических работ................................23

7. Контроль качества знаний обучающихся при выполнении практических работ. Критерии оценивания…………………………………………………………………..23

8. Решение проблемы неуспеваемости обучающихся (при выполнении практических  работ) по дисциплине «География», посредством проведения практических работ…………………………………………………………………….25

9. Заключение………………………………………………………………………...…26

10. Список используемой литературы…………………………………………...……28

11. Приложение…………………………………………………………………………29

           

 

 

 

Введение.

 

         Практические и самостоятельной работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку они способствуют развитию у обучающихся трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование умения применять знания и добывать новые, что является главным требованием Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,  Государственного образовательного стандарта  и Примерных программ.

        Выполнение предусмотренных программой практических работ вооружает обучающихся жизненно важными знаниями, умениями, навыками в ходе чтения карт различного содержания, диаграмм, графиков, наблюдений за природными процессами, анализом и фиксацией их результатов.

       Данная методическая разработка имеет целью формирование у школьников широких представлений о социально- экономической составляющей географической картины мира и способствует решению следующих задач изучения географии на ступени среднего общего образования:

· формирование у учащихся целостного географического образа Земли через раскрытие региональных и планетарных закономерностей и процессов;

· раскрытие роли географии в решении экономических, экологических и социальных проблем общества;

· развитие у школьников пространственного мышления у умения логично излагать свои мысли;

· обоснование целесообразности научного подхода к природопользованию, единству окружающей среды, человека и его деятельности в территориальном аспекте;

· формирование картографической грамотности и культуры;

· выработка у учащихся умений применять на практике полученные знания, пользоваться разными источниками географической информации;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями мира, его регионов и крупнейших стран;

· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Новизна данного пособия определяется тем, что структура его содержания определяет такую последовательность закрепления учебного материала в виде выполнения практических работ, которое обеспечивает понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых географических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.

        Приведенные в приложении практической работы могут быть  предложены учителям географии, преподающим в 10 – 11 классах. Они составлены с учетом требований программы к уровню географических знаний  школьников и могут быть отредактированы учителями с учетом возможностей и способностей учащихся.

 

1.1.Аспекты организации современного урока

          Качество и эффективность урока зависит от многих взаимосвязанных факторов и, прежде всего, от правильной его организации. Любой учитель, изучив основы «технологии» обучения может значительно повысить уровень своего мастерства и эффективности урока. Ценность и значение урока в судьбе школьников определяют учителя. Каким быть хорошему уроку? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда учащегося, школой самостоятельности и творчества? Учитывая разнообразные методы организации учебной деятельности на уроках, выделим роль практических работ по дисциплине «География», которые рассмотрим более подробно.

 

         1. Совместная целеустремленная деятельность, учащихся  по приобретению знаний, умений, навыков осуществляется под руководством учителя.

         2. Результаты обучения зависят от индивидуальных возможностей и способностей ученика.

         3. Развитие мышления, переход к новому способу действия в процессе обучения, продуктивное и репродуктивное мышление тесно связаны между собой.

         4. Преподавателю для правильного подхода к проблемам урока необходимо знать и применять основные  компоненты процесса обучения.

         5. Содержание обучения определено программами. Общая цель урока всегда конкретизируется в дидактических целях (подцелях): образовательной, развивающей, воспитывающей.

         6. Мотивация обучения – это сложные процесс детерминации поведения учащихся, создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных влечений обучающихся. Мотивация выполняет 3 функции: побуждающую, направляющую (организующую), смыслообразующую.

 

1.2. Требования к современному уроку

 

         Урок – это систематически применяемая форма  для решения задач обучения, воспитания, развития школьников в определенный отрезок времени.

         Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, того, чего преподаватель хочет добиться; затем происходит выбор средства и определяет способ обучения.

         В основе рациональной  организации урока лежат требования, соблюдения которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся и качество подготовки. Эти требования позволяют упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований является и критерием качества проведенного урока. Урок начинается с его подготовки; готовится к работе кабинет, оборудование, наглядность, литература.

         На уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Требование к структуре говорят о необходимости:

- правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения).

- определить тип урока (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).

         - связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.

         - отобрать и применить сочетания  методов изучения нового материала.

         - обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.

         - продумать систему повторения и закрепления материала.

         - найти должное место домашним заданиям, которые являются тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему.

Требование к подготовке и организации урока сводятся к следующим:

         - обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся.

         - планирование системы уроков по данной теме (отбор учебного материала к каждому уроку, определить его объемы и сложность и наметить все виды работ).

         - своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, ИКТ.

         - обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме.

         - создать  возможность для обучающихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

 

         Требования к содержанию урока и процессу обучения:

         - урок должен быть воспитывающим, должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь знаний с жизнью, должна быть мотивация к обучению).

         - процесс поиска истины должен быть строго обоснованным,  умозаключения доказательными. Практические работы должны включать элементы творческого поиска.

 

         Требования к технике проведения урока:

         - урок должен быть  эмоциональным, вызывать интерес к обучению и потребность к знаниям.

         - темп и ритм урока должен быть  оптимальными, действия учителя и обучающихся завершенными.

         - полный контакт учителя и обучающихся, педагогический такт, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

         - смена видов деятельности, разнообразные методы обучения, самостоятельность и активность учащихся.

         Непрерывное совершенствование учебного процесса - это обобщающее требование, поэтому заниматься проблемой совершенствования учебного процесса надо специально и заниматься непрерывно и ежедневно, улучшая качество современного урока.

 

 

 

2. Роль практических работ в процессе обучения т организация

учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке

 

         Любая практическая работа начинается с установления ее места в системе уроков  по данной теме. Учителю нужно уточнить сроки проведения работы, сразу после  объяснения нового материала или на последующих уроках. Практическая работа может занимать целый урок или рассчитывается на часть урока, в подобных случаях особенно важна высокая организованность на уроке, тщательная подготовка всего необходимого. Некоторые практические требуют большего времени, чем один урок или два урока, оставшуюся часть невыполненной работы учащиеся могут выполнить в качестве домашнего задания.

         Определенная подготовительная работа проделывается до урока, повторяется теоретическая часть, готовятся контурные карты и атласы, составляются таблицы и схемы, повторяются определения и т.д. Все это позволяет продуктивнее использовать время урока, помогает учащимся лучше понять цель работы и средства ее достижения.

         До урока учитель определяет основную цель урока и выделяет те главные умения, знания, навыки, которыми должен обладать обучающийся, чтобы выполнить практическую работу, нужно определить, что учащийся может определить самостоятельно, а что необходимо дать в готовом виде, в методических рекомендациях.

         Для организации практических работ на уроке для более эффективного их использования применяются такие формы учебно–познавательной деятельности.

         Фронтальная, когда все школьники одновременно выполняют одинаковую общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты, например: сравнительная характеристика стран Западной Европы, где учащиеся не всегда самостоятельно могут выявить все главные сходства и отличия стран.

         Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с ребятами непосредственно по ходу своего рассказа, объяснения, показа, вовлекает всех ребят  в обсуждение рассматриваемых вопросов (учитывая их реальные возможности), особенно тех, которые имеют слабые знания, умения, навыки или которые пассивны. Это способствует установлению доверительных  отношений между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. Воспитывается чувство коллективизма, формируются устойчивые познавательные интересы.

Такой подход преподавателя при фронтальной работе позволяет, и слушать и делиться своими мнениями, знаниями с другими, анализировать чужие мнения. При такой форме учитель излагает материал всему классу, и в условиях массового обучения эта форма является незаменимой и наиболее распространенной.

Фронтальная форма организации обучения может быть  реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно иллюстративного изложения, например: «Почему  Бразилия – ключевая страна третьего мира, богатая природными ресурсами и с развитой экономикой, имеет столько социальных проблем? Хотя бывшие менее развитые страны (Катар, Саудовская Аравия) их уже давно решили.

Другая форма организации учебной работы является индивидуальная, где каждый учащийся получает для самостоятельного выполнения задания, здесь можно учитывать его индивидуальные возможности и способности.

Индивидуальная работа встречается на каждом практическом занятии, где обучающийся может использовать учебник, карты атласа, схемы и таблицы, а так же дополнительную литературу и СМИ.

Решаются различные дидактические задачи для формирования и закрепления  знаний, умений, навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательскими навыками. Такую форму проще использовать при закреплении, повторении, однако она не мене эффективна  и при самостоятельном изучении нового материала особенно при его предварительной домашней проработке.

Групповая форма организации учебной деятельности имеет следующие признаки:

- разделение на данном уроке класса на группы для решения конкретных учебных задач;

- обеспечение каждой группы определенным заданием, либо одинаковым, либо дифференцированным, которое выполняется сообща под непосредственным руководством лидера или учителя;

- выполнения задания в группе таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого его члена;

- подбор состава группы с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для количества могли реализоваться учебные возможности каждого его члена.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся -  консультантов. Консультант руководит работой группы лишь по теме, в которой он лучше разбирается.

Успех групповой формы зависит от мастерства педагога, от его умения распространять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали работу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе, как сильных, так и слабых учащихся, вселять им уверенность в своих силах.

Каждая из рассматриваемых форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи, которые взаимно дополняют друг друга.

 

3. Место и роль практических работ по предмету

«География»
         Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию у обучающихся трудолюбия, росту самостоятельности. Обеспечивают формирование умений применять знания на практике и добывать новые.

Специфика географии, как школьного предмета,  заключается в том, что необходимым  условием успешного его усвоения является умение пользоваться различными источниками информации для получения географических знании: картографическими, статическими, текстовыми и др., именно в ходе выполнения системы практических работ учащиеся  учатся работать с различными источниками географической информации, овладевают приемами учебной работы, необходимыми для подготовки к самостоятельной деятельности.

В данной работе показаны практические работы для курса Экономической и социальной географии мира 10 - 11 класса, разработанные с учетом особенностей содержания данного курса, места его в системе школьного географического образования.

Особое внимание в разработке уделяется характеристике приемов учебной работе с помощью, которой обучающиеся должны выполнить те или иные практические работы.

Предложенные методические рекомендации являются примером того, как на практике могут быть реализованы требования программ к развитию умений школьников.

В методике обучения географии, невозможно  дать готовые рецепты для каждой конкретной ситуации, поскольку в реальной практике очень многое определяется мастерством учителя, его подготовкой по предмету, его личностными качествами, а так же особенностями учеников.

Разнообразие практических работ при изучении дисциплины «География» определяется особенностями содержания данного курса «Социальная и экономическая география мира», используемыми при его изучении источниками знаний, а так же уровнем предшествующей подготовки обучающихся, их возрастными возможностями.

В курсе  дисциплины при выполнении практических работ углубляются и расширяются знания о мировом хозяйстве, населении и его размещении, экономике регионов мира и т.д. При выполнении практических значительно усилены хозяйственная оценка природных условий мира, изучение экономических проблем мира позволяет ориентироваться на высокий уровень самостоятельности учащихся.

При  выполнении  практической работы  обучающиеся учатся пользоваться  различными источниками информации: картографическими (карты атласа), статистическими (диаграммы, таблицы, схемы, графики) и т.д.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой часть учебного процесса.

Программой предусмотрено выполнение 6 практических работ: 3 – в 10 классе и 3 - в 11 классе.

 

3.1. Цели и задачи проведения практических работ,

подготовка к ним, ожидаемый результат

 

Практические работы ориентированы на достижение следующих целей:

Освоение системы географических знаний о целостном многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человека и путях их решения, методах обучения географического производства, разнообразии его объектов  и процессов.

Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкономических процессов и явлений.

Развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира его регионов и крупнейших стран.

Воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережное отношение к окружающей среде.

Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а так же географической информации.

Нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в мире, тенденций их возможного развития.

Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

При выполнении практических работ составляются  картосхемы, отражающие различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Составление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

 А также: использование статистической информации и геоинформационных систем разной формы и содержания, обработка, анализ географической информации в графической и картографической форме, экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства, составление культурных традиций разных народов, выявление, объяснение международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества и т.д.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения практических работ по географии обучающийся должен знать (понимать):

- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований.

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальное сочетание, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их географическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации.

- географические аспекты отраслевой территориальной структуры, размещение ее основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда (МГРТ), географические аспекты глобальных проблем человечества.

         - особенности современного геополитического и геоэкономического положения стран мира, их роль в международном географическом разделении труда (МГРТ).

 Уметь:

         - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов, явлений.

         - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность  отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

         - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкономическими объектами, процессами и явлениям, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

         - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели и т.д.

         - сопоставлять географические карты различной тематики.

 

3.2. Выбор средств обучения при выполнении практических работ

 

         Средства обучения – это материальные субъекты, которые используются для освоения новых знаний.  К ним относятся учебники, атласы, контурные карты, средства наглядности, таблицы, рисунки, схемы, графики и т.д. Эффективность использования средств обучения достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна. Средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами.

Средствами преподавания пользуются  в основном учителя - для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – студенты для усвоения  новых знаний.

         Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обученияпри выполнении практической работы.  При создании комплексной карты Бразилии и  Мексики, преподаватель дает характеристику стран, выделяя их контрасты, как новых индустриальных и как развивающихся стран третьего мира, после чего демонстрируется фильм, наглядно показывающий жизнь населения в странах. Таким образом, демонстрация становится источником визуальной информации, она выполняет функцию средства познания, ученики должны сформировать выводы об уровне жизни в странах, посмотрев фильм и создавая карты стран. Зрительное восприятие во время демонстрации так же должно быть организованно, ученик запоминает лучше то,  на чем был зафиксирован его взгляд. Даются предварительно методические рекомендации.

          В использовании средств обучения необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так отсутствие или недостаточное количество наглядных средств снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение обучающихся.

         Все графики, карты на доске должны быть хорошо видны или использовать раздаточный материал. При выполнении практических работ по географии - это карты атласа, методические  указания и учебники.

 

 

 

 


3.3. Формы организации деятельности и самостоятельной

работы учащихся при выполнении практической работы

         Под самостоятельной работой обычно  понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной  дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие знаний, умений, навыков, обобщение и систематизацию знаний, все это соответствует при выполнении практических работ.

         Самостоятельная работа на уроке при выполнении практических работ это такое средство обучения, которое

         - в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретно дидактической цели и задаче.

         - формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений, навыков для решения определенной темы познавательных задач;

      - вырабатывает у учащихся установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач.

Например. Составление комплексной карты Великобритании, где обучающиеся должны сформулировать выводы об уровне жизни, в стране начиная с экономического роста индустрии, сельского хозяйства, инфраструктуры в государстве, развитию транспорта и т.д. поэтапно составляя картосхему, где наглядно выявляются центры и отрасли специализации, самостоятельно выявляя причины возникновения такого размещения промышленных узлов, отсюда напрашиваются соответствующие выводы наглядно доказывая и выводя правильные решения, до которых учащиеся доходят самостоятельно.

         Самостоятельные работы соответствуют учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, полученные при подведении  выводов в  самостоятельных  и домашних работах.

         На практической работе обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

         При составлении картосхем и формулировании выводов, самостоятельная работа направлена на развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления, вызывает интерес и желание выполнить работу до конца.

 

4. Творческий и эстетический подходы к

выполнению практических работ

 

         Творческие задания и работы являются успехом системы самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность позволяет получать принципиально новые знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Задания такого типа одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

         Такие задания учитывают дифференцированные способности учащихся. Ребята с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже  усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение задания.

         На практическом занятии таким ученикам можно предложить задания поискового типа при работе с учебником, например: найти пути трудовой миграции в мире и отметить на карте, используя материал учебника, карту учебника и карту атласа и сделать выводы получившихся результатов. В данном случае наглядно показаны миграционные пути в Европу, а в тексте указаны их причины. В итоге учащийся формирует  сам выводы о причинах миграции в мире. Так же могут служить задания творческого плана на заранее поставленные вопросы к тексту, графику, таблице, сделать их анализ, сравнение. Можно предложить задания реферативного типа, работа  с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой.

         Сильные обучающиеся нуждаются в увеличении познавательного материала и в усложнении их содержания (задания поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию и усвоению знаний на более высоком уровне).

         Каждую практическую работу можно основательно дополнить при выполнении домашнего задания, используя дополнительную литературу хрестоматийного типа, сделать выводы, используя СМИ, тематические журналы. Например, при изучении отдельных стран (Китай, Япония, Индия и т.д.). При составлении картосхемы всегда учитывается эстетический аспект, так как выполнение этой работы требует аккуратности, четкой наглядности, чтобы прочитать карту и грамотного оформления. Часто при выполнении практической работы по дисциплине «География» нужно создать картосхему, где обязательно  нужно учитывать точность и правильность ее заполнения в соответствии с картой атласа, поэтому эстетически цветовое решение играет очень важное значение при оценивании работы.

 

5. Типология (виды) занятий практической направленности

 

         Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, того, чего преподаваетль хочет добиться; затем происходит выбор средства, то есть того, что поможет преподавателю достигнуть желаемой цели, а уже потом определяется способ обучения, то есть, как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Выделяется 5 видов уроков, которые, несомненно, можно применять на практических занятиях.

 

5.1. Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний

 

         Практические работы в повторении и закреплении знаний, умений, навыков играют очень важную роль. Во-первых, учащиеся упражняются в работе с разными источниками справочной литературы (атласы, энциклопедии, справочники и т.д.), где закрепляются предварительные знания, умения, навыки, усвоенные при первичной отработке материала и дальнейшее их развитие. Во-вторых, проводят элементарные исследования, анализируют и сравнивают применяя знания, умения, навыки по учебным и практическим поводам (сравнение 2-х или нескольких регионов мира по территории, по экономике развития, по использованию природных ресурсов и т.д.). В-третьих, некоторые практические задания, какие есть у учащихся в знании прошлого материала проблемы, мешающие дальнейшему продвижению, чтобы системой соответствующих мер ликвидировать эти проблемы и обеспечить нормальное прохождение программы (продумать методические указания).

         При хорошо организованном закреплении учащиеся вынуждены деятельно мыслить, повышать работоспособность, увеличивать плотность урока и использовать  творческие способности.

 

5.2. Систематизация и обобщение новых знаний, умений, навыков

 

         Урок этого типа нацелен на решение 2-х основных дидактических задач:

- установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности, имеющими  решающее значение для овладения предметов в целом,

- проверка, оценка знаний, умений и навыков по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительного периода.

         Такие практические занятия стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, что позволяет осознать системный характер учебного материла, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса на нестандартные ситуации при решении возникающих новых задач.

         Практические работы, где используются обобщение и систематизация знаний предусматривают определенную специфику урока, когда учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы – проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает заранее задания учащимся для коллективно группового выполнения вне урока, проводит консультации, как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе. Распространенными видами уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, углубляется и систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а так же уроки, на которых учащиеся целенаправленно (отдельно или группами) решают творческие задачи практического характера. Например, при изучении региона Африка, нужно систематизировать  и изучить материал во время практической работы, где используется фронтальная форма повторения и изучения, может применяться и групповая (учащиеся – консультанты), закрепить тему при выполнении заданий указанных в методических рекомендациях и составить картосхему субрегионов Африки, в ходе которой могут возникнуть вопросы создавшие проблемную ситуацию (вопросы проблемного характера):

         - по каким причинам страны Северной Африки увеличили объем производств в мировом хозяйстве?

         - почему страны Тропической Африки, имея огромные запасы природных ресурсов, остаются самыми отсталыми.

         Учащиеся сами обобщают и систематизируют знания, приобретенные в ходе дискуссии (фронтальной и групповой форме), оформляют их в картосхеме и формируют выводы.

 

5.3. Применение полученных знаний на практике

 

         Чтобы использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни, учащимся необходимо уметь:

         - выявлять и объяснять географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

         - находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

         - понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного  развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 

6.  Межпредметные связи при выполнении практических работ

 

         При составлении практических работ по курсу «География» было уделено большое  внимания обеспечению более тесной связи их содержания с основными вопросами курса, установлению преемственности с предшествующими курсами географии и другими дисциплинами, например, экологией и экологическими основами природопользования. Каждый раздел программы предмета «География» рассматривает материал в тесной взаимосвязи с вопросами взаимодействия природы и общества, охраны окружающей среды  и решения глобальных проблем человечества, демографических проблем и размещения населения  объединяет вопросы экологии, истории, обществознания и т.д.

 

7. Контроль качества знаний учащихся при

выполнении практических работ

 

         Контроль и проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения, он имеет место на всех стадиях процесса обучения,  но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по дисциплине. Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную и развивающую функции.

         Работа на практике должна носить исследовательский характер, что накладывает на преподавателя особую ответственность по организации работы на возможно более высоком уровне самостоятельности учащихся. Некоторые практические сводятся к тому, чтобы продуктивнее использовать время на уроке, особенно при большом объеме изучаемого материала, всю подготовительную работу ученики выполняют дома (теоретическое обоснование работы, подготовка литературы, контурных карт, таблиц, карт атласа и т.д.).

                   Критерии оценок.

         «5» ставится, когда картосхема выполнена аккуратно и грамотно, учитывая общепринятое оформление карт. Выполнены все требования методических рекомендаций, правильно используются условные обозначения. Эстетическое оформление работы соответствует правилам. Грамотно сформулированы выводы, где выявляется теоретическая часть с использованием тезауруса предмета. Использование справочной литературы и дополнительной литературы, СМИ, работа выполнена в срок.

         «4» - картосхема выполнена недостаточно аккуратно, есть ошибки в оформлении карты или ошибки при ответах на вопросы и формулирование выводов, используется тезаурус предмета, правильно оформлена карта, достаточно полно используется материал учебника, приветствуется творческое выполнение работы.

         «3» - выполнена только картосхема правильно и грамотно, не сформулированы выводы, нет подтверждения из текста учебника, не аккуратность и поверхностность выполнения работы.

         «2» - картосхема сделана не верно, нет выводов, либо работа не закончена.

         Таким образом, при организации практической работы общими методическими условиями будут следующие:

         - подготовка учащихся к предстоящей работе путем обучения (или повторения), действиям необходимым для ее выполнения.

         - четкое определение цели работы и доведения ее до учащихся.

         - выбор наиболее рационального выполнения работы (формы деятельности, формы фиксации результатов работы) в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

         - проверка результатов работы, комментирование ошибок.

 

8. Решение проблемы неуспеваемости учащихся

по предмету «География» посредством 

проведения практических работ

 

         Под неуспеваемостью понимается несоответствие результатов обучения дидактическим требованиям.

         Исследования установили три группы причин неуспеваемости.

         1. Социально – экономическая.

         2. Причины биопсихического характера.

         3. Педагогические причины, которые чаще всего являются результатами низкого уровня работы учебного заведения и учителя.

Проблемы неуспеваемости учащихся.

         - недостаточное развитие мышления и других познавательных процессов, неготовность к напряженному интеллектуальному труду.

         - низкий уровень навыков труда учащихся.

         - нежелание ученика и отсутствие интереса.

         - слабые способности по данной дисциплине (поэтому часто ставить плохие оценки и наказывать бессмысленно).

         Исходя из вышеуказанных причин  неуспеваемости учащихся, наиболее эффективными формами повышения качества знаний могут быть практические работы. Они составлены с учетом всех уровней знаний учеников, им предоставляется право выбора, организуется работа с атласами, справочниками и таблицами, где есть все необходимые данные, используется текст учебника. Так как все практические работы по дисциплине «География» составлены на основе учебника «География» 10 класса В.П. Максаковского, то ученик вправе повысить уровень оценки своей работы, используя дополнительный материал и свои творческие способности. Выполнение практических работ позволяет увеличить накопляемость оценок учителю, получить оценку по изученным темам учащемуся и позволяет повысить успеваемость  по предмету в целом.

 

9. Заключение

         Предлагаемое вашему вниманию пособие составлено с целью реализации практической составляющей курса географии, являющегося частью предметной области «Естествознание»  и играющего связующую роль между естественными и общественными науками.

Ключевая идея разработки связана с тем, что она призвана сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению.

Специфика пособия требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме урока закрепления и систематизации знаний, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся. В процессе выполнения практических работ важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.

Географическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона пособия связана с формированием картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности способов деятельности, духовная –связана с мышлением человека, с овладением научными методами познания и преобразования мира.

 Практическая полезность разработки обусловлена тем, что в процессе изучения географии обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Без базовой географической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как этот предмет позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия мира и позволяет использовать географические способы познания при изучении других учебных дисциплин.

Выполнение практических работ способствует развитию у обучающихся таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Географическое образование вносит свой вклад в развитие общества в целом и в формирование  личности каждого отдельного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.      Ю.Б. Зотов «Огранизация современного урока», 1984г. М. Просвещение.

2.      И.П. Кириченко «Теория и методика обучения», М.2004г.

3.      Н.М. Яковлев, А.М. Сохор «Методика и техника урока в школе», М.Просвещение, 1985г.

4.      И.Ф. Исаев «Профессионально-педагогическая культура преподавателя», М.Академия, 2002г.

5.      Г.М. Шеламова «Этикет делового общения», М.Академия, 2005г.

6.      Р.Р. Кашапов «Курс практической психологии или как научиться  работать и добиваться успеха», Ижевск, 1996г.

7.      В.А. Сластерин, В.П. Каширин «Психология и педагогика», М.Академия, 2001г.

8.      И.И. Баринова «Самостоятельные и практические работы по физической географии  России, М. Просвещение, 1999г.

9.      В.П. Максаковский «География 10 класс», М. Просвещение, 2007г.

10.    Гладкий, Лавров «Социальная и экономическая география мира» справочник, М. Просвещение, 2006г.

11.    Справочник «Страны мира» 2008г.

12.    Источники интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

N п/п

Название практической работы

Страница

1

Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

31

2

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

34

3

Определение основных направлений международной  торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

38

11 класс

1

Сравнительная характеристика промышленности Франции и ФРГ, Великобритании и Италии.

40

2

Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США: Севера, Юга, Запада.

43

3

Составление комплексной экономико – географической характеристики Бразилии

44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №1

Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

Цель работы: формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.

Оборудование: статистические таблицы.

Ход работы

1.Проанализировать данные таблицы, определить:

а) какие страны (высокоразвитые или развивающиеся имеют большую часть населения трудоспособного возраста);

б) какие страны имеют большую часть ЭАН;

в) как обеспечены трудовыми ресурсами постсоциалистические страны;

г) объясните причины отличий в показателях численности населения трудоспособного возраста и ЭАН в странах с разным уровнем развития.

Страны

Тип страны

Часть населения трудоспособного возраста

Часть ЭАН

США

высокоразвитая

62%

50%

Япония

высокоразвитая

64%

53%

ФРГ

?

63%

49%

Россия

постсоциалистическая

64%

50%

Польша

?

63%

44%

Китай

страна плановой экономики

64%

58%

Индия

развивающаяся

57%

38%

Нигерия

?

51%

31%

 

Вывод:

2. Проанализируйте данные таблицы. Определите:

а) особенности занятости населения в основных отраслях хозяйства в странах с различным уровнем развития;

б) объясните причины различий в структуре занятости населения:

Отрасли

США

Япония

ФРГ

Польша

Индия

Россия

Китай

Нигерия

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

2,9

5,8

3,3

23,0

60,9

10

58,8

58,0

Индустриальные отрасли (горнодобывающая, обрабатывающая, строительство, транспорт)

30,1

40,2

43,0

37,4

20,6

45

22,8

18,0

Сфера услуг, торговля, управление

60,0

54,0

53,7

39,6

18,5

45

18,4

24,0

 

Вывод:

3. Проанализируйте данные таблицы. Определите различия в социальных показателях стран с различным уровнем развития:

Страна

Государственные затраты на образование (% от ВВП)

Часть населения, закончившая высшие начальные заведения

Государственные затраты на охрану здоровья (на 1 чел. в дол.  США)

США

5,6

60

2885

Япония

3,9

30

1698

ФРГ

4,6

32

1867

Россия

3,9

25

160

Польша

4,9

23

123

Китай

2,5

8

29

Индия

3,7

6

23

Нигерия

4,2

2

12

 

Вывод:

4. Проанализируйте данные таблицы и объясните, почему уровень безработицы в развитых странах намного ниже, чем в развивающихся и постсоциалистических:

Страна

Уровень безработицы (%)

США

6,2

Япония

5,2

ФРГ

9,9

Россия

10,2

Польша

16,5

Китай

17

Индия

24

Нигерия

28

 

Вывод:

Общий вывод:

Сделайте вывод, характеризующий связь между трудоспособным населением, ЭАН, структурой занятости населения по отраслям хозяйства, уровнем безработицы, социально – профессиональной структурой и уровнем социально – экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №2

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

Цели работы: закрепить понятия «ресурсообеспеченность», научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Оборудование: статистические таблицы, географический атлас.

Ход работы

По оценкам ученых, обеспеченность всего мира отдельными ви­дами ресурсов составляет от нескольких десятков до нескольких сотен лет.

Ресурсообеспеченность отдельной территории может быть недо­статочной, достаточной или высокой.

Оценка ресурсообеспеченности дается путем сравнения со сред­немировыми показателями.

Например: запасы нефти в Саудовской Аравии оцениваются в 35,5 млрд т. Таким образом, при ежегодной добыче в 402 млн т ресурсообеспеченность страны нефтью составляет приблизи­тельно 90 лет, что в два раза выше среднемирового показамлрд т/3,1 млрд т) = 44 года. Следовательно, уровень обеспе­ченности Саудовской Аравии нефтью высокий.

Поскольку, с одной стороны, могут возрасти объемы ежегодной добычи полезных ископаемых или использование природных ре­сурсов, а с другой — могут быть открыты новые месторождения ископаемых или восстановлены запасы природных ресурсов, пока­затель ресурсообеспеченности — величина приблизительная.

Рассчитать ресурсообеспеченность можно двумя способами:

https://pandia.ru/text/77/153/images/image001_106.jpg

Задание №1

1.     По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти, газа, угля, железной руды для всего мира и отдельных его регионов.

2.     Определить показатель ресурсообеспеченности.

3.     Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).

4.     Постройте столбчатые диаграммы ресурсообеспеченности (на сколько лет хватит минерального сырья, сколько приходится на душу населения).

5.     Определить ресурсообеспеченность стран мира различными видами минеральных ресурсов

Страна

Запасы (в млрд.т)

Добыча (в млн. т)

Население (млн. чел.)

Ресурсообеспеченность

Годы

На душу населения

США

445

1020

316

 

 

Китай

296

1240

1347

 

 

Россия

202

250

146

 

 

ЮАР

116

220

52

 

 

 

Страна

Запасы (в млрд.т)

Добыча (в млн. т)

Население (млн. чел.)

Ресурсообеспеченность

Годы

На душу населения

США

3,8

380

316

 

 

Китай

4,0

160

1347

 

 

Россия

6,7

300

146

 

 

Саудовская Аравия

43,1

450

27

 

 

Природный газ

Страна

Запасы (в млрд.т)

Добыча (в млн. т)

Население (млн. чел.)

Ресурсообеспеченность

Годы

На душу населения

США

4,7

540

316

 

 

Россия

48,1

550

146

 

 

Саудовская Аравия

5,4

45

27

 

 

Иран

22,9

45

80

 

 

 

Железная руда

Страна

Запасы (в млрд.т)

Добыча (в млн. т)

Население (млн. чел.)

Ресурсообеспеченность

Годы

На душу населения

Россия

57,8

87

 

 

 

Бразилия

17,6

195

 

 

 

Австралия

16,0

168

 

 

 

США

15,9

63

 

 

 

Канада

11,7

35

 

 

 

 

После рассчетов ресурсообеспеченности сделать вывод и начертить столбчатые диаграммы (Масштаб : по вертикали – в 1 см 100 лет; по горизонтали – запасы в млрд. т).

Задание №2

1.     Рассчитать обеспеченность земельными ресурсами стран мира .

2.     Определить страны хорошо обеспеченности земельными ресурсами.

3.     Определить страны недостаточно обеспеченные земельными ресурсами.

Страна

Население (млн. чел.)

Земельные ресурсы страны (млн. га)

Обеспеченность земельными ресурсами на душу населения

США

316

937,3

 

ФРГ

82

35,7

 

Россия

146

1707,5

 

Бразилия

192

851

 

Китай

1343

959,6

 

 

Задание №3

1.     Рассчитать обеспеченность водными ресурсами страны мира.

2.     Определите страны:

а) с хорошей обеспеченностью;

б) с недостаточной обеспеченностью.

Страны

Население (млн. чел.)

Запасы воды (км 3)

Ресурсообеспеченность на душу населения

Россия

146

4508

 

США

316

3051

 

Бразилия

192

8233

 

Канада

35

2902

 

Китай

1347

2803

 

Венесуэла

29

1233

 

 

Задание №4

1.     Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами страны мира.

2.     Определите страны с

а) хорошей обеспеченностью;

б) недостаточной обеспеченностью.

Страна

Население

Лесная площадь (млн. га)

Ресурсообеспеченность на душу населения

Россия

146

766

 

Канада

3

494

 

Бразилия

192

488

 

ДР Конго

70

174

 

Австралия

22,5

145

 

Китай

1347

131

 

Индонезия

245

111,3

 

Перу

30

84,8

 

США

316

296

 

 

Общий вывод:

Указать страны наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами (в целом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №3

Определение основных направлений международной  торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Цель работы: Развитие умений комплексного использования материалов учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Оборудование: атлас, материалы учебника, справочные материалы.

Ход урока

      Задание №1

      1.Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.

      2. Подпишите названия стран – основных потребителей австралийской продукции.

      3. Нанестите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта.

     4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.

      5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнерах Австралии и  структуре ее импорта и экспорта.

      Задание №2

А) Выберите три страны Европы (Германия, Испания, Польша)

Б) Выберите три страны Азии (Саудовская Аравия, Индонезия, Пакистан).

В) Выберите три страны Южной Америки (Бразилия, Венесуэла, Боливия)

И дайте характеристику по плану (данные оформите в виде таблицы)

1.     Нанесите на контурную карту границы стран.

2.     Нанесите на контурную карту с помощью условных знаков те ресурсы, которыми богаты выбранные страны.

3.     С помощью круговых диаграмм указать промышленные центры стран и отрасли их специализации.

4.     Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.

Вывод:

Оцените возможность каждой страны обмениваться с другими странами своей продукцией, сырьем, трудовыми ресурсами.

Охарактеризовать факторы, определяющие международную специализацию,  отрасли международной специализации, производственные связи с другими странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 1

Сравнительная характеристика промышленности Франции и ФРГ, Великобритании и Италии.

Цель работы: закрепить знания о промышленности высокоразвитых стран Европы, умение сравнивать географические объекты (отрасли промышленности стран).

Оборудование: учебник, географические справочники, географические атласыс 10 – 11 кл., материалы блога «Школьная география».

Ход работы

Задание 1. Выберите две страны для сравнения, охарактеризуйте особенности современного экономического развития выбранных стран.

Задание 2. Используя материалы учебника, тематических карт атласа и материалы блога, сравните промышленность двух выбранных стран по плану:

1.     Доля промышленности в ВВП страны.

2.     Добывающие отрасли (с указанием центров).

3.     Обрабатывающие отрасли (с указанием центров).

4.     Высокотехнологичные отрасли (с указанием центров).

5.     Отрасли, определяющие участие страны в международном разделении труда.

6.     Ведущие промышленные предприятия и транснациональные  компании.

7.     Экспорт промышленной продукции.

8.     Импорт промышленной продукции.

Полученные данные занесите в таблицу:

п/п

План характеристики

Государство 1

Государство 2

 

Задание 3. Сравните промышленность  двух стран, указав сходство и размещение в отраслевой структуре. Назовите факторы размещения ведущих отраслей промышленности.

Задание 4. Заполните контурные карта «Промышленность» выбранных стран.

Вывод:

Примерное заполнение таблицы

п/п

План характеристики

Франция

ФРГ

1

Доля промышленности в ВВП страны

26,5% (в 11 раз больше доли сельского хозяйства)

23,8%

2

Добывающие отрасли:

А) угольная;

Б) горнодобывающая

Недра Франции богаты каменным углем (северный бассейн и Сент – Этьен).

Добыча железных руд (Лотарингия), алюминиевых и урановых (Центральный массив), калийных солей (Эльзас).

Добыча каменного угля (Рурский бассейн).

 

 

Добыча каменной и калийной солей (Гарц).

Строительные материалы: щебень, песок (Бавария),

мрамор (Гессен, Бергштрассе).

Общие черты

Природно – ресурсный потенциал минерально – сырьевой базы обеих стран имеет черты истощения. В последние годы снизилась добыча угля, железной руды. Франция и ФРГ импортирует сырье.

Отличительные черты

 

Минеральными ресурсами страна обеспечена лучше. Наибольшее значение имеет добыча урановой руды, бокситов. Есть запасы угля и железной руды.

Минеральными ресурсами страна обеспечена недостаточно. Хорошо обеспечена каменным и бурым углем, значительны запасы горючих сланцев, барита, калийной и каменной соли, каолина, графита.

3

Обрабатывающие отрасли:

А)электроэнергетическая

Б) черная металлургия

В)цветная металлургия

Г) машиностроение

Д)химическая промышленность

Е)легкая промышленность

Ж)пищевая промышленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие черты

Отличительные черты

4

Высокотехнологичные отрасли:

А)автомобилестроение;

Б)авиационная, ракетная, космическая;

В) электроника

 

 

Общие черты

Отличительные черты

5

Отрасли, определяющие участие страны в международном разделении труда

Атомная энергетика, транспортное машиностроение, строительная отрасль, пищевая промышленность, 2 – е место в ЕС (мясомолочная), косметическая, фармацевтика.

 

Общие черты

Отличительные черты

6

Ведущие промышленные предприятия и транснациональные компании.

 

 

7

Экспорт промышленной продукции.

 

 

8

Импорт промышленной продукции.

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

Практическая работа № 2

Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США: Севера, Юга, Запада.

Цель работы: Актуализировать знания об отраслевой территориальной структуре хозяйства США, составить сравнительную характеристику отраслевой структуры и специализации хозяйства главных экономических районов США: Севера, Юга, Запада; развивать практические умения определять отличительные признаки хозяйства районов, умение работать в контурных картах.

Оборудование: атласы, контурные карты, статистические таблицы, справочники.

Ход работы

1.     Нанести на контурную карту макрорегионы США и крупнейшие экономические и политические центры (Нью – Йорк, Вашингтон, Филадельфия, Чикаго, Атланта, Новый Орлеан, Хьюстон, Сан – Франциско, Лос – Анжелес, Сан –Диего).

2.     Дайте сравнительную характеристику промышленности макрорегионов США, выделив общие и отличительные черты,заполните таблицу.

Общие черты:

Отличительные черты:

Север

Юг

Запад

 

3.     Дайте характеристику отраслям сельского хозяйства, выделив общие и отличительные черты, заполните таблицу.

Общие черты:

Отличительные черты:

Север

Юг

Запад

 

Вывод:

 

 

Практическая работа №3

Составление комплексной экономико – географической характеристики Бразилии

Цель работы: систематизировать знания о экономико – географическом положении Бразилии, населении, особенностях отраслевой и территориальной структуры хозяйства, рассмотреть роль страны в международном разделении труда. Формировать практические умения обработки и анализа полученной информации.
Оборудование: статистические данные о Бразилии, комплексная экономико – географическая карта Бразилии.

Ход работы

1.     Нанесите на контурную карту Латинская Америка границы Бразилии, подпишите      соседние страны и их столицы; нанесите названия крупных промышленных центров Рио – де – Жанейро, Сан – Паулу, Белу – Оризонти, Ресифи, Форталеза, Сан – Луис, Белен, Манаус, Бразилиа, нанесите местрождения полезных ископаемых, покажите сельскохозяйственную специализацию Бразилии.

2.     Заполните таблицу:

Показатель

Характеристика

Название государства

 

Столица

 

Форма правления

 

Форма территориального устройства

 

Численность населения

 

Средняя плотность населения

 

Городское население

 

Энергетическая структура (расовый состав)

 

Религия

 

Демографическая ситуация

 

Крупнейшие городские агломерации

 

Характеристика основных отраслей промышленности:

 

а) горнодобывающая

 

б) металлургическая

 

в) машиностроение

 

г) химическая промышленность

 

д) легкая

 

е) пищевая

 

Характеристика сельского хозяйства

 

а) растениеводство

 

б) животноводство

 

Процентный состав ВВП

а) промышленность

 

б) сельское хозяйство

 

в) услуги

Характеристика транспорта

 

Экспорт

 

Импорт

 

Участие в Международных организациях

 

Культура. Национальные праздники

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Аннотация к работе Примерная программа по географии для 10 – 11 класса завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которая опирается на понимание…

Аннотация к работе Примерная программа по географии для 10 – 11 класса завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которая опирается на понимание…

Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии

Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии

Введение. Практические и самостоятельной работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку они способствуют развитию у обучающихся трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование умения применять знания…

Введение. Практические и самостоятельной работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку они способствуют развитию у обучающихся трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование умения применять знания…

Новизна данного пособия определяется тем, что структура его содержания определяет такую последовательность закрепления учебного материала в виде выполнения практических работ, которое обеспечивает понимание общих принципов…

Новизна данного пособия определяется тем, что структура его содержания определяет такую последовательность закрепления учебного материала в виде выполнения практических работ, которое обеспечивает понимание общих принципов…

Совместная целеустремленная деятельность, учащихся по приобретению знаний, умений, навыков осуществляется под руководством учителя

Совместная целеустремленная деятельность, учащихся по приобретению знаний, умений, навыков осуществляется под руководством учителя

Эта совокупность требований является и критерием качества проведенного урока

Эта совокупность требований является и критерием качества проведенного урока

Требования к содержанию урока и процессу обучения: - урок должен быть воспитывающим, должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность…

Требования к содержанию урока и процессу обучения: - урок должен быть воспитывающим, должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность…

Роль практических работ в процессе обучения т организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке

Роль практических работ в процессе обучения т организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке

Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с ребятами непосредственно по ходу своего рассказа, объяснения, показа, вовлекает всех ребят в обсуждение рассматриваемых вопросов (учитывая…

Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с ребятами непосредственно по ходу своего рассказа, объяснения, показа, вовлекает всех ребят в обсуждение рассматриваемых вопросов (учитывая…

Групповая форма организации учебной деятельности имеет следующие признаки: - разделение на данном уроке класса на группы для решения конкретных учебных задач; - обеспечение каждой группы…

Групповая форма организации учебной деятельности имеет следующие признаки: - разделение на данном уроке класса на группы для решения конкретных учебных задач; - обеспечение каждой группы…

Место и роль практических работ по предмету «География»

Место и роль практических работ по предмету «География»

Социальная и экономическая география мира», используемыми при его изучении источниками знаний, а так же уровнем предшествующей подготовки обучающихся, их возрастными возможностями

Социальная и экономическая география мира», используемыми при его изучении источниками знаний, а так же уровнем предшествующей подготовки обучающихся, их возрастными возможностями

Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкономических процессов и явлений

Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкономических процессов и явлений

Ожидаемые результаты В результате выполнения практических работ по географии обучающийся должен знать (понимать): - основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований

Ожидаемые результаты В результате выполнения практических работ по географии обучающийся должен знать (понимать): - основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований

Выбор средств обучения при выполнении практических работ

Выбор средств обучения при выполнении практических работ

Зрительное восприятие во время демонстрации так же должно быть организованно, ученик запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд

Зрительное восприятие во время демонстрации так же должно быть организованно, ученик запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд

Формы организации деятельности и самостоятельной работы учащихся при выполнении практической работы

Формы организации деятельности и самостоятельной работы учащихся при выполнении практической работы

В учебном процессе используются результаты, полученные при подведении выводов в самостоятельных и домашних работах

В учебном процессе используются результаты, полученные при подведении выводов в самостоятельных и домашних работах

Можно предложить задания реферативного типа, работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой

Можно предложить задания реферативного типа, работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой

Практические работы в повторении и закреплении знаний, умений, навыков играют очень важную роль

Практические работы в повторении и закреплении знаний, умений, навыков играют очень важную роль

Практические работы, где используются обобщение и систематизация знаний предусматривают определенную специфику урока, когда учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы – проблемы для…

Практические работы, где используются обобщение и систематизация знаний предусматривают определенную специфику урока, когда учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы – проблемы для…

Учащиеся сами обобщают и систематизируют знания, приобретенные в ходе дискуссии (фронтальной и групповой форме), оформляют их в картосхеме и формируют выводы

Учащиеся сами обобщают и систематизируют знания, приобретенные в ходе дискуссии (фронтальной и групповой форме), оформляют их в картосхеме и формируют выводы

Контроль качества знаний учащихся при выполнении практических работ

Контроль качества знаний учащихся при выполнении практических работ

Использование справочной литературы и дополнительной литературы,

Использование справочной литературы и дополнительной литературы,

Причины биопсихического характера

Причины биопсихического характера

Специфика пособия требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме урока закрепления и систематизации знаний, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других…

Специфика пособия требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме урока закрепления и систематизации знаний, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других…

Выполнение практических работ способствует развитию у обучающихся таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость…

Выполнение практических работ способствует развитию у обучающихся таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость…

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

ПРИЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 10 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 10 класс

Практическая работа №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира

Практическая работа №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира

Отрасли США Япония

Отрасли США Япония

США 6,2 Япония 5,2

США 6,2 Япония 5,2

Практическая работа №2 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

Практическая работа №2 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

Определить ресурсообеспеченность стран мира различными видами минеральных ресурсов

Определить ресурсообеспеченность стран мира различными видами минеральных ресурсов

Канада 11,7 35

Канада 11,7 35

Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами страны мира

Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами страны мира

Практическая работа №3 Определение основных направлений международной торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира

Практическая работа №3 Определение основных направлений международной торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира

С помощью круговых диаграмм указать промышленные центры стран и отрасли их специализации

С помощью круговых диаграмм указать промышленные центры стран и отрасли их специализации

Практическая работа № 1 Сравнительная характеристика промышленности

Практическая работа № 1 Сравнительная характеристика промышленности

План характеристикиФранцияФРГ 1Доля промышленности в

План характеристикиФранцияФРГ 1Доля промышленности в

Обрабатывающие отрасли: А)электроэнергетическая

Обрабатывающие отрасли: А)электроэнергетическая

Практическая работа № 2 Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов

Практическая работа № 2 Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов

Практическая работа №3 Составление комплексной экономико – географической характеристики

Практическая работа №3 Составление комплексной экономико – географической характеристики

Процентный состав ВВП а) промышленность б) сельское хозяйство в) услуги

Процентный состав ВВП а) промышленность б) сельское хозяйство в) услуги

Теоретико - практическое пособие "Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии"

Теоретико - практическое пособие "Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии"

Теоретико - практическое пособие "Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии"

Теоретико - практическое пособие "Роль практических работ в организации учебной деятельности обучающихся 10 – 11 классов на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020