Теория межличностного общения Э.Берн. лекция - урок
Оценка 4.7

Теория межличностного общения Э.Берн. лекция - урок

Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
07.01.2017
Теория межличностного общения Э.Берн. лекция - урок
Цели урока: 1. Образовательная - сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных представлений о существенных аспектах изучаемого материала; 2. Развивающая - развивать умение обобщения материала и построения выводов; 3. Воспитательная - формировать атмосферу заинтересованности при рассмотрении проблем развития. Оборудование: схемы, учебная доска. План проведения урока: 1. Организационный момент – 2мин. 2. Проверка домашнего задания – 10мин. 3. Постановка целей урока – 2 мин. 4. Изложение нового материала – 30мин. Перемена 5 минут, продолжение лекции 5. Изложение нового материала – 25мин. 6. Закрепление нового материала – 10мин. 7. Домашнее задание – 5мин. 8. Подведение итогов работы на уроке – 5мин.
______1.______ ______________ _______.doc

Конспект проведенного урока

Учебный предмет:  социальная психология

Учебный класс: группа 431, коммерсанты

Тема урока: Теория межличностного общения Э.Берн.

Тип урока: лекция

Цели урока:

1.     Образовательная - сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных представлений о существенных аспектах изучаемого материала;

2.     Развивающая -  развивать умение обобщения материала и построения выводов;

3.     Воспитательная - формировать атмосферу заинтересованности при рассмотрении проблем развития.

Оборудование: схемы, учебная доска.

План проведения урока:

1.     Организационный момент – 2мин.

2.     Проверка домашнего задания – 10мин.

3.     Постановка целей урока – 2 мин.

4.     Изложение нового материала – 30мин.

Перемена 5 минут, продолжение лекции

5.     Изложение нового материала – 25мин.

6.     Закрепление нового материала – 10мин.

7.     Домашнее задание – 5мин.

8.     Подведение итогов работы на уроке – 5мин.

Литература, используемая для подготовки к лекции:

1.     Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр.и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007.- 363 с.

2.     Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 264 с.

3.     Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведенийй.- 2-е изд., стереотип. – М.: Издательчкий центр «Акадкмия», 2004. – 416 с.

4.     Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)

5.     Майерс Д. Социальная психология/Перев.с англ. – СПб.:Издательство «Питер», 1999. – 688 с.: ил.(Серия «Мастера психологии»)

6.     Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.

Содержание урока:

1.     Основные понятия трансактного анализа.

2.     Структура личности, в рамках теории межличностного общения Берна.

3.     Функциональный анализ.

4.     Анализ трансакции.

5.     Практическая часть. Методика «Трансактный анализ общения»

Основные понятия трансактного анализа.

Практика показывает, что человеку для полноценной и активной жизни необходимо общаться с другими людьми. Какие виды общений? Их специфика? Примеры.

В социальной психологии существуют несколько подходов общения. Вы подробнее их будете изучать на менеджменте. А сегодня мы разберем один из подходов общения, который вам обязательно пригодится в управленческой, а также в любой другой профессиональной деятельности.

Трансактный анализ (ТА)  был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Э.Берн считает, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе.

Родившись и окрепнув на западном побережье США, ТА распространился в англоязычные страны и в 70-х годах обретает широкую популярность в среде специалистов-практиков. В нашей стране первая группа ТА появилась в 1988г. в Ленинграде. Сегодня ТА – уникальная теоретическая модель личности, ее внутренней и внешней коммуникации, а также система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия – в психотерапии, в педагогике, на предприятиях и в организациях. Основная цель – понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия.

Как теория личности ТА показывает, как устроен человек и как он взаимодействует с миром. Как теория коммуникации ТА раскрывает  законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. Как система психотерапии ТА используется при лечении всех типов психологических расстройств.

ТА основан на трех основных идеях: все люди хорошие; каждый человек обладает способностью думать; каждый сам  определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения.

Все люди хорошие. Человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе, других людях и о том, как эти люди относятся к нам. Создавая теорию, Э.Берн выдвинул идею, что уже в раннем детстве человек имеет определенные представления о себе и об окружающих людях. Когда у малыша появляется способность замечать разницу между собой и другими, он вырабатывает свою основную жизненную позицию. Эта позиция оценивает его самого: «Я-ХОРОШИЙ         или ПЛОХОЙ». Люди часто переключаются в течение одного часа на различные позиции в зависимости от ситуации: Я хороший – ты плохой; Я  хороший – ты хороший; Я плохой – ты хороший; Я плохой – ты плохой. Эти четыре взгляда на жизнь получили название жизненные позиции.

Главная идея ТА – все люди хорошие – означает, что ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Самооценка и оценка других могут меняться в течение дня, но все в течение определенных периодов времени люди чаще всего находятся в своей основной жизненной позиции.

Каждый человек обладает способностью думать. На человеке лежит ответственность за принятие решений о том, что он хочет в жизни, поскольку каждый человек, за исключением людей, имеющих тяжелые травмы головного мозга, обладает способностью мыслить, разрешать проблемы, принимать решение. Вся жизнь человека зависит от принятого им решения о том, какой она может быть и какой ее человек хочет видеть.

Каждый сам  определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения. Эта идея о том, что каждый – хозяин своей судьбы и любые решения, малые и большие, могут быть изменены, тесно связана с первой и второй. Ты и я хорошие. Иногда наше поведение бывает не совсем правильным, потому что мы следуем стратегиям, принятым в детстве. Эти детские стратегии помогли нам выжить. Но только мы несем ответственность за наши чувства, поведение и решения. Приняв решение однажды, мы можем изменить его последствия.

Структура личности, в рамках теории межличностного общения Берна.

 Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом мыслей, чувств и поведения человека, способ существования и проявления одной из трех частей личности в данный момент времени. Объединив вместе эти три эго-состояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копируя одного из родителей или других взрослых, которые учили его жить, он находится в эго-состояний Родителя. Любимыми жестами являются: вытянутый указательный палец, поглаживание по спине, покачивание головой. Наиболее часто встречаемы позы: руки на бедрах или скрещенные на груди, ноги широко расставлены.

Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений. Если же он думает и действует, исходя из принципа «здесь и теперь», реагирует на то, что происходит вокруг его, используя свой потенциал взрослой личности, то он проявляет свое эго-состояние Взрослого.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я. Если же его мысли, чувства и поведение похожи на то, что он обычно делал в детстве, он перемещается в эго-состояние Ребенка.

Эти три эго-состояния позволяют человеку быть гибким. Нельзя сказать, что какое-то из них лучше или хуже. Зрелый человек использует их все – в зависимости от конкретной ситуации.

Ценность структурного анализа состоит в том, что, внимательно наблюдая за внешними реакциями человека, можно определить, что он чувствует, и понять некоторые важные мысленные паттерны. Ведь суть этой модели заключается в том, что она позволяет нам установить надежную связь между мыслями, чувствами и поведением.

Функциональный анализ.

Функциональный анализ дает ответ на вопрос: как функционируют различные части личности? Оказалось, что Родитель, Взрослый и Ребенок ведут себя по-разному.

Бывает время, кода ребенок ведет себя естественно и независимо. Он не приспосабливается к правилам взрослых и не бунтует против них. Он просто делает то, что хочет. Он плачет, потому что больно. Взрослый человек в эго-состоянии Ребенка ведет себя иногда так же свободно, как в детстве: учитель идет по коридору непринужденной походкой и радостно напевает, один педагог, увидев директора школы, говорит другому: «Давай быстренько зайдем в класс, как бы нам чего-нибудь не поручили в конце рабочего дня…». В таком случае они действуют из эго-состояния Свободного или Естественного Ребенка. С другой стороны, в детстве ребенок довольно долго адаптируется к требованиям родителей и других взрослых. Он учится быть вежливым, пользоваться носовым платком, не плакать и не сердиться. В зрелом возрасте он продолжает поступать так, как научился в детстве. Когда это происходит, человек находится в эго-состояний Адаптированного Ребенка. В функциональной модели эго-состояние Ребенка подразделяется на эго-состояние Свободного Ребенка и эго-состояние Адаптированного Ребенка; при графическом изображений круг Ребенка можно поделить на две части. Послушный ребенок ведет себя так, как требуют от него родители. Став взрослым, человек в состоянии Послушного Адаптированного Ребенка действует в соответствии с внутренними нормами и убеждениями. Заслуживает особого внимания, когда ребенок грубит, прыгает и шумит. Взрослый человек тоже может восставать  подобным образом, это поведение называется бунтом. Иногда такое поведение называют Бунтующим Ребенком.

Поведение взрослого человека в позиции Адаптированного Ребенка (АРе) может быть позитивным или негативным. Мы находимся в Позитивном Адаптированном Ребенке (АРе), когда без труда достигаем желаемого результата (например, переходим по светофору, говорим «пожалуйста»). Однако иногда наше поведение не соответствует взрослой ситуации «здесь и сейчас», т.е. мы находимся в эго-состояний Негативного Адаптированного ребенка.

Некоторые специалисты ТА выделяют в Ребенке Маленького Профессора, или Ребенка-Манипулятора, который выполняет функции творческой, креативной личности. Маленький Профессор – это внутренняя инстанция, которая примиряет и согласовывает действия Родителя, Взрослого и Ребенка. Его любимые слова: «Эврика», «У меня есть идея».

Эго-состояния Родителя делится на 2 части: Контролирующего Родителя (КР), Критикующий, Заботливый Родитель. Родители часто говорят ребенку, что надо делать и каким образом, контролируют, критикуют его: «Иди спать», «Высморкайся», «Не выбегай на дорогу». В таких случаях говорят, что он находится в эго-состоянии Контролирующего Родителя. Этот человек хранит определенные нормы, запреты, правила. Он может быть позитивным, если его запреты искренне направлены на защиту или поддержку человека. Например, доктор может приказать больному больше не курить, а негативный контролирующий Родитель – унижает другого (начальник говорит: «Вы опять сделали ошибку!»).

В функциональной модели Взрослый не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как Взрослое, если человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь», используя все свои ресурсы и возможности.

 

Инстанция Я

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый родитель

Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем"

Критический родитель

Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!"

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе"

Ребенок

Спонтанный ребенок

Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!"

Приспосабливающийся ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"

Бунтующий ребенок

Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделат не сможете"

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний обычно разбивают на следующие категории: 1 - состояния Я , сходные с образами родителей; 2 - состояния Я , автономно направленные на объективную оценку реальности; 3 - состояния Я , все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих - состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.
Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я - Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое. Описать эти состояния можно так:
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Можно сказать: "Каждый носит в себе Родителя".
2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при том условии, что активизированы соответствующие состояния их Я . Можно сказать так: "В каждом человеке есть Взрослый".
3.Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что "у каждого внутри есть маленький мальчик или девочка".

Анализ трансакции.

Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состоянии. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Э.Берн различает параллельные, пересекающиеся, открытые и скрытые, двойные и угловатые.

В параллельной трансакции векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое обращаются, является источником реакции. Существует несколько основных типов параллельной трансакции: Р-Р, В-В,Р-Р,В-Р,Р-Р,В-Р. Например, ученик может спросить учителя, какой параграф учебника ему необходимо подготовить к следующему занятию. Это можно сделать прямо или косвенно. Запросив информацию, ученик находится во Взрослом. Учитель может ответить на вопрос также прямо и просто и тоже, сообщая чистую информацию. Тон голоса и телесные сигналы подтверждают эго-состояние Взрослого.(В-В)

В пересекающейся трансакции ученик может спросить учителя «Какой параграф мне надо выучить к следующему занятию?» - обращаясь из своего Взрослого эго-состояния. Однако учитель рассерженно ворчит: «Какой параграф, какой параграф! Я обо всем говорил на уроке». Это реакция не из Взрослого, куда был послан вопрос. Напротив, учитель переместился в эго-состояние Рассерженного Родителя. Своим ворчанием он призывает ученика переместиться из Взрослого в Ребенка. Стимул (В-В) – реакция (Р-Ре).

В скрытой трансакции:

Учитель: «Вы готовились к сегодняшнему занятию?»

Ученик: «Конечно, читал и пытался разобраться».

На первый взгляд это параллельная трансакции «Взрослый – Взрослый».Но на социальном уровне это совсем другое. Учитель (резко, интонация падает в конце предложения, мышцы лица напряжены): «Вы готовились к сегодняшнему занятию?». Ученик (дрожащий голос, взволнованная интонация, смотрит из под бровей): «Конечно, читал и пытался разобраться». На психологическом уровне происходит обмен «Родитель - Ребенок», «Ребенок - Родитель». Если придать словесную форму, то будет следующее:

Учитель: «Вы вечно не готовы к  занятиям?»

Ученик: «Вы всегда не справедливы ко мне!»

Двойная скрытая трансакция: социальный уровень: «В-В», «В-В», психологический уровень: «Р-Ре», «Ре-Р».

Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма: 
А)Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
Б)Взрослый необходим для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Например, при вождении машины необходимо произвести сложные оценки скоростей. Человек начинает действовать только тогда, когда оценит степень безопасности своих действий.
Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посреднеиком между ними.
В)Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что "так принято делать".
Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие.

Первичное закрепление материала.

                                 Тест «Трансактный анализ общения»

Трансакция – единица акта общения, в течение которого собеседники, находящиеся в одном из 3хсостояний «Я», обмениваются репликами.

Трансактный анализ общения позволит Вам овладеть тонкостями делового общения, более точно улавливает скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.

Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны.

Самоконтроль и гибкость помогают ему во время вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от конца.

Теперь попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведений. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1.                 Мне порой не хватает выдержки.

2.                 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3.                 Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4.                 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5.                 Меня провести нелегко.

6.                 Мне бы понравилось быть воспитателем.

7.                 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8.                 Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9.                 Каждый должен выполнять свой долг.

10.            Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11.            Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12.            Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13.            Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14.            Мне удается увидеть в людях большее, чем они говорят о себе.

15.            Дети должны безусловно следовать указанием родителей.

16.            Я – увлекающийся человек.

17.            Мой основной критерии оценки человека – объективность.

18.            Мои взгляды непоколебимы.

19.            Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что я не хочу уступать.

20.            Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21.            Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Посчитать отдельно сумму по строкам:

Д – 1,4,7,10,13,16,19              

В – 2,5,8,11,14,17,20

Р – 3,6,9,12,15,18,21.

Теперь расположите символы в порядке убывания веса.

Если у вас получилась формула ВДР ,то значит ,что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поручениям.

Сочетание РДВ порой способно отложить жизнь обладателю такой характеристики. Родитель с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем, не сомневаясь и не заботясь о последствиях.

Д- вполне приемлемый вариант (для научной работы). Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.


Конспект проведенного урока Учебный предмет : социальная психология

Конспект проведенного урока Учебный предмет : социальная психология

Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб

Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб

Трансактный анализ (ТА) был основан

Трансактный анализ (ТА) был основан

Я плохой – ты хороший; Я плохой – ты плохой

Я плохой – ты хороший; Я плохой – ты плохой

Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения

Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения

Эти три эго-состояния позволяют человеку быть гибким

Эти три эго-состояния позволяют человеку быть гибким

Поведение взрослого человека в позиции

Поведение взрослого человека в позиции

Взрослый Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе"

Взрослый Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе"

Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний

Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний

В скрытой трансакции: Учитель: «Вы готовились к сегодняшнему занятию?»

В скрытой трансакции: Учитель: «Вы готовились к сегодняшнему занятию?»

Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие

Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие

Я, как и многие люди, бываю обидчив

Я, как и многие люди, бываю обидчив
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017