Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
русский язык
3 кл
04.08.2018
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Использование ТРИЗ делает педагогический процесс с эффективным, формирует системно - диалектическое мышление позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника углубляет их предметные знания. На уроках с использованием приемов ТРИЗ даже самые замкнутые учащиеся с удовольствием включаются в работу. ТРИЗ - это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления.
Ахметзянова Н. И. Статья ТРИЗ.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа» № 43» Теория   решения   изобретательских   задач   как   метод   создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка                                                                                                                               Ахметзянова Нурия Искандаровна                                                     учитель начальных классов г. Нижневартовск, 2018 Содержание Введение……………………………………………………………………….3­4 Основная часть……………………………………………………………… 5­9 Заключение…………………………………………………………………...10 Список использованных источников……………………………………….11 Приложение 1………………………………………………………………...12 ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3 ПРИЛОЖЕНИЕ 1..............................................................................................12 2 Введение «Сделать серьёзное занятие занимательным – вот задача первоначального обучения» К. Д. Ушинский Главная цель для учителя при конструировании интересного урока ­ это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации   учебно­познавательной   деятельности   учащихся.   Достижение данной цели возможно, если на уроках применять методические приёмы ТРИЗ технологии,   которые   активизируют   познавательную   и   творческую деятельность учащихся. Как   построить   работу,   чтобы   поддержать   познавательный   интерес   и повысить познавательную активность учащихся?  Опыт   моей   работы   показал,   что   учащиеся   проявляют   наибольший интерес   к   выполнению   практических   действий   на   уроке   и   во   внеурочной деятельности.   На   своих   уроках   использую   приемы,   позволяющие активизировать познавательную активность учащихся.  Нетрадиционные   формы   проведения   уроков   дают   возможность   не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету,  а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Сама организация такого урока и внеурочной деятельности подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений.  Развитие творческих   способностей   учащихся   важно   на   всех   этапах   школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем   школьном   возрасте.   Ведь   этот   процесс   пронизывает   все   этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в  себе.             В  начальных   классах   только   начинает   формироваться   способ учебной   работы.   Поэтому   необходима   непрерывная   чёткая   линия, направленная   на   развитие   творческого   потенциала   личности   младшего школьника. Актуальность выбранной темы.           Перед учителем встает проблема поиска новых подходов к обучению детей. Активизация познавательной и творческой  деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием ТРИЗ технологии считаю актуальной в   наши   дни,   так   как   традиционная   система   обучения   направлена   на механическое   запоминание   и   воспроизведение   материала,   а   развитие 3 творческих   способностей   учащихся   затруднено.   Однообразное,   шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Включение же   ТРИЗ   технологии   в   урок   повышает   интерес   к   предмету,   активизирует участие детей в получении приобретаемых знаний, формирует у обучающихся умения     управлять   процессами   творчества:   фантазированием,   пониманием   закономерностей,   решением   сложных   проблемных   ситуаций.   Актуальность поднимаемых вопросов в первую очередь определяется особенностями   новых   федеральных   государственных   образовательных стандартов,   потому,   что   сейчас основная   задача,   стоящая   перед   школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное – научить применять эти знания на практике.     Цель моей работы – показать  эффективность  применения ТРИЗ, как один   из   инструментов, комплексное   внедрение компетентностного   подхода   на   уроках   русского   языка   для   повышения грамотности у учащихся на уроках русского языка.   обеспечивающих   В основу работы положена  гипотеза: если на уроках русского языка использовать ТРИЗ, можно повысить познавательную способность  учащихся.  Для   достижения   поставленной   цели   и   проверки   сформулированной гипотезы потребовалось решить следующее: Задачи:   Провести теоретический анализ литературы по данной теме;  Рассмотреть   тему   в   научной   и   научно­методической   литературе, выявить роль в процессе обучения русскому языку учащихся начальной школы.  Разработать   методические   рекомендации   и   применять   на   уроках русского языка. 4 1.Основная часть  Эффективность   образовательного   процесса   для   детей   может   быть значительно повышена путем применения решения творческих задач. Автором теории   решения   изобретательских   задач   (система   ТРИЗ)   является   Генрих Саулович   Альтшуллер.  Он   считал,   что   любого   человека   можно   обучить творческой деятельности. Основу   концептуального   положения   данной   теории   составляет   гипотеза: творческие   способности   существуют   параллельно   и   независимо   от   общих   и специальных   способностей.   Акцент   в   ТРИЗ   делается   именно   на   изучение развития   техники,   а   не   на   «озарение»   («инсайт»)   изобретателя   при   решении сложных задач. Идеи, лежащие в основе ТРИЗ следующие: Теория ­ это катализатор творческого решения проблем;  Знания ­ это инструмент, основа творческой интуиции;  Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);  Творчеству можно учиться;  Включение   в   обучение   основных   и   доступных   школьникам   типов проблем. Применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным, из­за постоянно растущего, по мере развития и глобализации современного  общества, количества и сложности новых проблем. Осуществление   этического,   нравственного   и   эстетического   воспитания, формирование   базовых,   ключевых   и   предметных   компетенций   на   уроках русской   литературы   –   главное   содержательное   ядро   педагогической деятельности учителя русского языка и литературы. Методики обучения ТРИЗ располагают инструментом подбора игр, заданий и упражнений для занятий по развитию качеств, творческой личности учащихся. Главная цель ТРИЗ в   школе   состоит   в целенаправленном   развитии творческого   системного   мышления,   направленного   на   преобразование действительности.  В основе ТРИЗ педагогики лежат: 1)   методики   и   технологии,   позволяющие   овладеть   способами   снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); 5 2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению   конкретных   творческих   задач   (ОТСМ   –   общая   теория   сильного мышления); 3)   воспитательная   система,   построенная   на   теории   развития   творческой личности (ТРТЛ). Технология   ТРИЗ  –   это   эффективный   метод   личностно­ ориентированного   обучения,   повышающий   уровень   самостоятельности учащихся,   их   творческой   активности,   а   так   же   является   средством, способствующим существенной дифференциации и индивидуализации процесса обучения.  Дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе работы   учащиеся   также   обучаются   осознавать   свои   различные   психические состояния и учатся ими управлять. Основные идеи технологий состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи, и ее развития,   как   в   индивидуальной,   так   и   в   групповой   работе.   В   процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.  Внедрение   ТРИЗ   в   практику   учителей   начальных   классов   позволяет решить следующие педагогические задачи: 1. Воспитательные:  – формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;  –   развитие   у   детей   самостоятельности,   уверенности   в   своих   силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи. 2. Образовательные: – повышение уровня общей образованности учащихся;  –   формирование   положительного   отношения   детей   к   учебному процессу;  –   умение   анализировать   и   решать   изобретательские,   практические   и социальные задачи;  – целенаправленное развитие системно ­ диалектического мышления. 3. Развивающие:  – развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;  –   развитие   творческих   способностей   (беглости,   гибкости, оригинальности мышления);  – развитие пространственного мышления;  – развитие речи;  – умение анализировать, синтезировать, комбинировать;  – развитие творческого воображения. 6 Ведущей   идеей   ТРИЗ   является:   сохраняя   основную   форму   урока,   оригинальность, используя   приёмы   ТРИЗ,   придать   учебному   занятию   нестандартность, повышая этим интерес детей к процессу обучения.  Преимущества ТРИЗ: 1.  Доступность и посильность. 2.  Использование в любой системе обучения. 3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения. 4.   Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.  В   начальной   школе   используются   элементы   ТРИЗ,   направленные   на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся. В начальной школе,   работающей   по   ТРИЗ   успешно   используются     следующие   приемы: «Составление загадок», «Да ­ нетка», «Создай паспорт», «Морфологический ящик ­ копилка», «Системный лифт», «Раскадровка»,  «Мои друзья», «Оживление» и другие.  Методический прием «Составление загадок» Придумывание   и     отгадывание   загадок   развивает   и   воспитывает учащихся, формирует детскую индивидуальность, развивает у них творческое воображение,   речь,   пополняет   словарный   запас,   знакомит   с   окружающим миром,    способствует  активизации   познавательной   деятельности  учащихся, оживляет урок.  Составление   загадок   никогда   не   надоедает   детям:   им   нравится раскрывать тайны, загадывать секреты. Методический прием «Да ­ нетка» Задача:  ­ задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов; ­ угадать объект, который задуман.  Правила:  ­   загадывать   можно   часть   речи,   часть   слова,   лексическое   значение   слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета; ­   можно   отвечать   фразами:   «Да»,   «Нет»,   «Нет   информации»,   «Не   имеет значения».  Методический прием «Морфологический ящик ­ копилка» 7 Приём   используется     для   создания   информационной   копилки   и последующего   построения   определений   при   изучении   лингвистических, понятий.  Методический прием «Системный лифт» Приём используется   для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.  Методический прием «Создай паспорт» Приём   используется   для   систематизации,   обобщения   полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;   создания   краткой   характеристики   изучаемого   понятия,  сравнения его  с  другими  сходными  понятиями, создание  характеристик   частей  речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.  Методический прием «Оживление» Приём   предполагает   выступление   учащихся   в   роли   какого­либо грамматического понятия.  Например, на уроке русского языка учащийся может рассказать о себе, как о какой­нибудь части речи.  Методический прием «Мои друзья» Приём   предполагает   повторение   грамматических   категорий,   состава слова,   деления   на   слоги,   правописания   безударных   гласных,   парных согласных, непроизносимых согласных  Дидактические   игры   также   используются   как   методы   теории   решения изобретательских   задач.   Например:   сюжетно­ролевая   игра   «Интервью   с писателем»   (журналист   берёт   интервью   у   писателя,   творчество   которого изучается на уроке) или дидактическая игра «Машина времени», которая учит детей   фантазировать,   познакомит   с   приёмами   универсализации.   Учитель предлагает перенестись с помощью машины времени в будущее или прошлое, в жаркую страну или на север, пофантазировать на тему сюжета или персонажей изучаемого произведения, используя методы прогнозирования и проектирования будущего.  Чтобы   развить   творческий   потенциал   младших   школьников,   надо научить   его   решать   проблемы   по   предметам   средствами   ТРИЗ.   Для этого нужно   соблюдать требования к   процессу   обучения   ТРИЗ   детей младшего   возраста   и   учитывать   проблемы,   возникающие   на   этом   пути.   В основе   требований   лежит принцип   наглядности обучения.   Чтобы   овладеть 8 методом, необходимо воспринять, осознать его как целое. Это означает, что следует отдельно, особо, а не «по ходу дела» учить основным инструментам ТРИЗ.   Творческие   учебные   задачи   можно   найти   в   любом   учебнике,   надо только   внимательно   читать.   Кроме   этого   я   стараюсь   умело применять наглядные пособия. Большая  проблема   в  начальных  классах  ­ развитие   речи.  Надо  иметь   в виду, что учить чему­то серьезному ребенка с неразвитой речью ­ занятие мало серьезное.   Значит,   нам   эту   задачу   с   помощью   ТРИЗ   и   решать.   На   уроках   я широко использую ответ  «по шаблону», когда начало предложения в той или иной форме задано учителем, а дети его продолжают.  Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых   учеников,  повысить   их  интерес   к   предмету,  осуществлять   поэтапный контроль   и   коррекцию   знаний   учеников,   приучать   к   самооценке   результатов своего   труда.   Данная   система   нацеливает   ученика   и   учителя   на   конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности. В результате отработки таких заданий у учащихся  повысился интерес к участию   в  различных     конкурсах   и   мероприятиях.  Мои   ученики   являются участниками   и   победителями   конкурсов   различного   уровня,  занимают призовые  места в олимпиадах  и конкурсах.  Сделала   для   себя   вывод   о   том,   что   данные   задания   расширяют возможности   учителя   по   организации   самостоятельной   работы   учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной   программы,   что   стимулирует   самообразование   и   саморазвитие учащихся.  У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети сами открывают   какие­то   истины,   лучше   их   запоминают   и   лучше   могут   их использовать   в   разных   ситуациях.   У   детей   развиваются   умения   и   желания сотрудничать   при   выполнении   коллективной   творческой   деятельности.   Идет становление   позитивной,   формируется ответственность.   адекватной   Я   ­   концепции, Использование   ТРИЗ   делает   педагогический   процесс   эффективным,   самостоятельность формирует   системно­диалектическое   мышление, учащихся и углубляет их предметные знания. Приёмы ТРИЗ помогают пробудить интерес детей к деятельности на учебном   занятии,   так   как     дают   возможность  рассуждать,   анализировать, творить, самостоятельно добывать знания.        9 Заключение Таким образом, теория решения изобретательских задач ­ это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления. На мой взгляд, использование данной технологии  даёт: детям: 1)  знание   приёмов   и  методов   ТРИЗ,  помогающих   находить   варианты решения проблемы; 2) это регулярная тренировка творческого мышления; 3)   в   процессе   решения   творческих   задач     вырабатывается   та   самая компетентность   (способность   применять   знания   в   реальных   ситуациях), которую востребовало общество как результат образования. учителю: 1) знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем; 2) развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; 3) воспитывает готовность к восприятию нового;  4)   дает   возможность   добиваться   глубокого   понимания   изучаемых понятий, процессов, явлений, успешно обучать методам исследовательской работы; 5) обеспечивает профессиональный рост. Работа   по   данной   технологии   в   начальной   школе   показывает,   что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно. Дети  быстро усваивают 10 приемы,   успешно   решают   задачи,   а   позже,   воодушевленные   успехом, осваивают более сложные для них другие инструменты.                 Использование  ТРИЗ делает педагогический процесс эффективным, формирует   системно­диалектическое   мышление,  позволяет  активизировать самостоятельную   учебную   деятельность   школьника  и   углубляет   их предметные знания.  На уроках с использованием приёмов ТРИЗ даже самые замкнутые учащиеся с удовольствием включаются в работу.  Таким   образом,   проанализировав,     научную   и   научно­методическую литературу   по   данной   теме,   приняв   участие   в   вебинаре   «Теория   решения изобретательских   задач,   как   метод   создания   технологических   инноваций   и средство   активизации   познавательной   деятельности   учащихся»,   я   сделала вывод, что использование приёмов методики ТРИЗ существенно   повышает познавательную   активность   учащихся   в   изучении     содержания   учебного материала, позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает вовлечь в процесс познания всех учащихся. Исходя из важности данной темы, целесообразно использовать методы ТРИЗ технологии в учебной и внеурочной деятельности. Список использованных источников 1. 2. 3. 4.  .  altshuller    .  trizminsk    .  ru   Альтшуллер.   Как   проводил   обучение   Г.С. Комарчева   Л.Д. www   .  ru Лукашева Т.В. Уроки познания с элементами ТРИЗ в начальной школе. www  Платонова   Л.А.   Особенности   использования   ТРИЗ­технологии   в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после. ­ 2006. № 11 Хоменко   Н.Н.   Теория   решения   изобретательских   задач   –   ТРИЗ   // Школьные технологии. – 2000. – № 5 11 . 1.Даны словарные слова:  пенал,  береза, собака, карандаш,   корова, пятно, свечка, очки, машина, кот. Приложение 1 Распишем методы  ТРИЗ­технологии для каждого слова. 1. пенал: метод «Системный  лифт». Правила  построения «лифта»: «спускаясь» на этаж вниз, мы всякий раз  оставляем только часть объекта,  а остальное   отбрасываем.   И   наоборот:   «поднимаясь»   этажом   выше,   как   бы присоединяем новые части – до получения нового целого.                В начале задания:                                Конечный результат: РУЧ . КА ПРЕДМЕТ В РЮКЗАКЕ ПРЕДМЕТ В ПЕНАЛЕ РУЧ . КА КОРПУС ПАСТА 2. Береза:. Загадывается объект, предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Учитель: ­ Это дерево. Ученик: ­ Это вечнозелёное дерево? Учитель: ­ Нет. Ученик: ­ Это лиственное дерево? Учитель: ­ Да. Ученик: ­У этого дерева есть сережки? Учитель: ­ Да. Дети называют слово «береза». 3. СОБАКА,   КАРАНДАШ,   КОРОВА,   ПЯТНО,   СВЕЧКА,   ОЧКИ, МАШИНА, КОТ  СОБАКА, ПЕНАЛ, КОРОВА: приём «Соседи».  Соседи в ТРИЗ – это   объекты,  окружающие  наш  объект  в  заданном  месте. «Соседа»  можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект. СОСЕДИ ОБЪЕКТА ДВОР БУДКА ОШЕЙНИК ОТВЕТ: 12 СОСЕДИ ОБЪЕКТА ТОЧИЛКА ТЕТРАДЬ ЛИНЕЙКА ОТВЕТ: СОСЕДИ ОБЪЕКТА ЛУГ ТРАВА  ТЕЛЕНОК ОТВЕТ: ОЧКИ:   приём «Составление загадок»  Эти   загадки   отличаются   тем,   что   указывают,   на   что   похожа   каждая часть.   Загадка   про   очки.   Первый   столбик   в   таблице   убираем   (например, стираем резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В".  Названия частей Сколько? На что похожи? Дужки Стекла Оправа 2 2 1 Рыболовные крючки Медузы Буква "В"  МАШИНА:   Приём   «Составление   загадок»   (Разобранные предметы). Загадываем предмет, указывая составные части и их количество:4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины). Опора для составления загадок выглядит так: Количество частей Названия частей 4  1 1 1 1 колесо  мотор руль кабина багажник  4.Элементы ТРИЗ можно использовать на уроке по теме «Состав слова» 1.Также, как и у кустов,                            Лес, лесок, лесной, лесник. Корень слова есть у слов.                      Цвет, цветок, цветной,  цветник. Будь внимателен к словам,                    Летчик, самолёт, полет. Отыщи в них корень сам:                      Ледяной, ледовый, лёд. 13 2.Где слова родные, однокоренные ? Белка, беленький, белить,                         Лист, лиса, лисёнок, Водяной, вода, водить,                              Лось, лоскут, лосёнок. 3.Поймай родственное слово. (Дети хлопают в ладоши, если слово  родственное исходному). 4.Составь «тройку» разных частей речи. (Соревнуются, кто за 5 мин.  больше подберёт родственных слов). 5. Кто у кого ? (Записать названия детёнышей, указать корень). 14

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей