Термодинамика

  • pdf
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ 2.pdf


Первый закон термодинамики

Изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в

другое равно сумме работы Количество теплоты, внешних сил и количества переданное системе, идёт на теплоты, переданного изменение её внутренней системе системойэнергии и наработысовершениенад

внешними телами

UAQ

Q  U A

Адиабатный процесс — это процесс, при котором не происходит теплообмена с внешней средой.

Физически это означает, что процесс протекает достаточно быстро и система не успевает обменяться теплотой с внешними телами. Однако коль скоро мы имеем дело с равновесными процессами, скорость адиабатного процесса не должна быть слишком уж велика. Примером таких процессов может служить распространение звуковых колебаний в упругой среде.

График адиабаты

Рис. Адиабатный процесс в идеальном газе: 1 — адиабата, 2 — изотерма

Применение первого закона термодинамики к различным процессам

Процесс

Постоянный параметр

Первый закон термодинамики

Изохорный

V = const

ΔU = Q

Изотермический

Т = const

Q = A'

Изобарный

Р = const

Q = ΔU + A'

Адиабатный

Q = const

ΔU = -A'

Адиабатные процессы в Природе и технике

Поскольку при быстром сжатии и расширении газа теплообмен очень невелик, адиабатные процессы широко используются в технике, и играют большую роль в атмосферных явлениях в Природе.

Например, в двигателях внутреннего сгорания горючая смесь после впуска в цилиндр в течение короткого времени сжимается, а затем, после воспламенения смеси в течении короткого времени расширяется. Таким образом, такты сжатия и рабочего хода в двигателях являются хорошими примерами адиабатного процесса.

Значительный нагрев газа при адиабатном процессе используется в дизельных двигателях. В этих двигателях нет систем для поджигания сжатой топливовоздушной смеси. В дизеле происходит сжатие атмосферного воздуха, сильнее, чем в бензиновом карбюраторном двигателе. А в конце сжатия топливо впрыскивается в цилиндр с помощью специальной форсунки. В этот момент воздух имеет температуру, достаточную для самовоспламенения впрыснутой горючей смеси, температура сгоревшей топливовоздушной смеси резко возрастает, смесь расширяется, толкая поршень и совершая полезную работу.

 

Природные адиабатные процессы играют значительную роль в формировании погоды. Нагретые массы воздуха быстро поднимаются вверх и расширяются. В результате их температура падает ниже точки росы, и влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется в облака. Однако, при снижении снова происходит адиабатное сжатие, температура повышается, и облачные капли у нижней границы облаков снова превращаются в пар.

Второй закон термодинамики

Невозможно перевести тепло от более холодной системы к более горячей при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или окружающих телах.

Из второго закона термодинамики вытекает невозможность создания вечного двигателя второго рода, то есть двигателя, который совершал бы работу за счёт охлаждения какого-либо одного тела.

Устройства, которые совершают механическую работу за счёт внутренней энергии топлива, называются тепловыми двигателями.


Тепловыедвигателиустройства,   превращающие внутреннюю энергию топлива в механическую.

Принцип действия тепловых двигателей

 

Т1 – температура нагревателя

Т2 – температура холодильника

Q1 – количество теплоты, полученное от нагревателя

Q2 – количество теплоты, отданное холодильнику

Коэффициент полезного действия

(КПД) теплового двигателя –

отношение работы А, совершаемой двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя:

А

Q1

А  Q1 Q2

где-работа, совершаемая двигателем

Q 1 как у всех двигателей некоторое КПД всегда меньше единицы, так

количество теплоты передаётся холодильнику

При Т1 Т2 0 двигатель не может работать

МаксимальноезначениеКПД тепловых двигателей (цикл Карно):

max

T

1 T2

T1

Двигатель

КПД, %

Паровая машина

1

Паровоз

8

Карбюраторный двигатель

20 - 30

Газовая турбина

36

Паровая турбина

35 - 46

Ракетный двигатель на жидком топливе

47

Отрицательные последствия КПД тепловых двигателей использования тепловых двигателей:

Потепление климата

Загрязнение атмосферы Уменьшение кислорода в      атмосфере

Решение проблемы:

Вместо горючего использовать сжиженный газ.

Бензин заменить водородом.

Электромобили.

Дизели.

На тепловых электростанциях использовать скрубберы, в которых сера связывается с известью.

Сжигание угля в кипящем слое.

Посмотрите также