Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К НЕВРОЗУ
ТЕСТ
Каждый пункт оценивается в 2 балла, если отмеченная в нём
особенность поведения выражена и тем более возрастает в своей
интенсивности в последние годы. Если указанные проявления
встречаются периодически, то соответствующий пункт оценивается 1
баллом. При отсутствии названных в пункте особенностей поведения
выставляется 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко
принимает к сердцу.
2. Чуть что – в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может
успокоиться.
3. Капризничает, ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не
может ждать, терпеть.
4. Очень часто обижается, «дуется», не переносит никаких
замечаний.
5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может
смеяться и плакать одновременно.
6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины.
7. Как и в первые годы, снова сосёт соску, палец, всё вертит в руках.
8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких;
беспокойно спит, часто просыпается ночью; не может сразу прийти в
себя утром.
9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать
себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
10. Проявляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых
новых, неизвестных и ответственных ситуациях.
11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и
поступках.
12. Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать
внимание продолжительное время.13. Всё труднее найти с ним общий язык, договориться, становится
сам не свой, без конца меняет свои решения или уходит в себя.
14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в
области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит
зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без
причин температура, часто пропускает детский сад или школу.
Оценка результатов:
30–20 баллов – невроз у ребёнка несомненен;
19–15 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;
14–10 баллов – есть признаки нервного расстройства, но не
обязательно достигающего стадии заболевания;
9–5 баллов – есть предрасположенность к возникновению нервного
расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию
нервной системы ребёнка;
4–0 балла – отклонения не существенны или являются выражением
возрастных, преходящих особенностей ребёнка.