Проверочная работа поможет учителю осуществить контроль знаний учащихся 6 класса после изучения темы "Лексика". Первые девять заданий являютя тестовыми. Они охватывают все основные лексические понятия: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, прямое и переносное значение слова. В последнее задании ребята должны продемонстрировать знания теории по теме "Лексика". Работа выполняется по вариантам.
1 вариант
2 вариант
1. Укажите ряд, в котором выделенные слова
1. Укажите ряд, в котором выделенные слова
являются синонимами
являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются
антонимами
А. резвый конь – старая лошадь
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются
антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
3.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются
А. пришло тепло – сильный холод
Б. груша в саду – боксерская груша
В. большой бегемот – смешной гиппопотам
3.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются
омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
4.Укажите словосочетание, в котором
прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
5.Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Русские толковые словари имеют многовековую
историю.
Б. На юноше был надет праздничный кафтан.
В. Лексика нашего языка с течением времени быстро
меняется.
6.Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Леса стоят в жемчужном инее.
Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.
В. Принцесса отвернулась и заплакала.
7.Укажите предложение, в котором есть неологизм.
А. По радио передали штормовое предупреждение.
Б. Школа оснащена компьютерами последнего
поколения.
В. Лодка всплыла у самого берега.
8.Укажите предложение, в котором используется
фразеологизм.
А. Во поле березонька стояла.
Б. Туристы зашли в дремучий бор.
В. Бригада работала засучив рукава.
9.Укажите предложение, в котором ученик, не зная
лексического значения слова, неверно употребил
его.
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Солдаты атаковали форт.
омонимами
А. сосновый бор – зубоврачебный бор
Б. угрюмый человек – радостный день
В. красный шарф – алый флаг
4.Укажите словосочетание, в котором прилагательное
употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко
Б. твердое решение
В. твердая земля
5.Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Шестого числа каждого месяца он получал
небольшое жалованье.
Б. На голове его была новая треуголка.
В. Некоторые термины употребляются только
специалистами в определенной области.
6.Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные
затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах.
В. Князь оказался человеком великодушным.
7.Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали парусники.
Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.
В. В доме зажглись огни.
8.Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. До моего дома рукой подать.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Над лесом взошла луна.
9. Укажите предложение, в котором ученик, не зная
лексического значения слова, неверно употребил его.
А. На мшарах растет много клюквы.
Б. Стрелы лежали в колчане.
В. Хирург сделал надрез скальпом.
1В. Маляр размешал палитру в ведре.
10. Дайте определение следующим понятиям:
Фразеологизмы
Неологизмы
Синонимы
Омонимы
Заимствованные слова
Устаревшие слова
Антонимы
Многозначные слова
2