Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."
Оценка 4.7

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию
docx
история
11 кл
26.11.2017
Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."
Контрольные работы созданы для контроля качества подготовки старшеклассников – абитуриентов, имеющих целью сдачу экзамена в формате ЕГЭ по истории. За последнее время вышло в свет огромное количество разного рода справочников и пособий подобного рода, множество Интернет-ресурсов позволяет желающему проверить свои силы перед экзаменом. Автор тем не менее считает, что его труд не будет бесполезным. Оригинальность предлагаемых контрольных состоит в следующем. Во-первых, и это главное, все ресурсы предполагают либо тематический подход, как, например, на сайте РешуЕГЭ (лучший образовательный ресурс, на наш взгляд), либо это известные демоверсии, издаваемые ФИПИ ежегодно. Такие демоверсии наиболее полно показывают проблематику ЕГЭ, но повторяются с минимальными изменениями из года в год, т.о. возникает проблема – изучив демоверсию, абитуриент может понять структуру КИМа, но не сможет проверить свои знания по истории по всем периодам русской истории. Демоверсия решиться легче, чем сдаётся экзамен, для подготовки к экзамену и контроля за этой подготовкой она не годится. Таким образом, возникает проблема при последовательной подготовке старшеклассников к ЕГЭ – тема пройдена, знания по определённому историческому периоду получены, но ответить на все вопросы в формате ЕГЭ, проверить качество подготовки невозможно. Эту проблему и позволяют решить предлагаемые тесты. Каждая тестовая контрольная работа содержит материал по определённому этапу истории. Таким образом, пройдя материал определённого хронологического периода, можно закрепить и проверить знания абитуриента. Во-вторых, задания адаптированы именно к изученному периоду, например, в задании №6 необходимо сравнить тексты хронологически близкие, что никогда не делается в демоверсиях. Тоже можно сказать про задания №№1, 2, 5, 9, 11, 17. Задание №8 всегда относится к периоду Великой Отечественной войны (в демоверсиях), в предлагаемых тестах созданы задания такого же типа, но относящиеся к событиям соответствующего времени. Практически заимствованы из открытых источников только тексты в заданиях №12, 20-22, задания №23 и 24, частично – карты и анализ иллюстративного материала – задания №№ 13-16 и 18-19. Представленный вариант контрольной работы по истории разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы соответствующего раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории. При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2018. Контрольные работы не «привязаны» к конкретному учебнику или пособию, а опираются на материалы всего учебно-методического комплекса по истории. При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов 1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина. 2. http://fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений. 3. http://ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА. 4. 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov Составитель: Федеральная сеть учебных центров «Годограф» http://godege.ru/ 5. kopilkaurokow.ru – сайт для учителей https://kopilkaurokov.ru/istoriya/testi/podghotovka-k-iege-po-istorii-po-tiemie-rossiia-v-nachalie-xx-vieka 6. BingoSchool - сдай успешно ЕГЭ! 7. Электронная библиотека ИРЛИ РАН http://www.pushkinskijdom.ru/ 8. ЕГЭ-2014: История: Самое полное издание А86 типовых вариантов заданий / авт.-сост. И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. — Москва: ACT: Астрель, 2014. 9. Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г. ЕГЭ 2016. История. Типовые тестовые задания. М., 2016. 10. Р. В. Пазин. ИСТОРИЯ 10-11 КЛАССЫ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ для подготовки к ЕГЭ, ЛЕГИОН, Ростов-на-Дону, 2013.
№1 Русские земли от образования государства и до 1462г..docx
Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово  (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная  с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.  Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с  приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать  только буквами (например: Пётр Второй).  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной  последовательности в таблицу. 1) Борьба Василия Васильевича и Дмитрия Шемяки за власть в Москве. 2) Введение погостов и уроков при сборе полюдья. 3) Окончание Столетней войны. Ответ: 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Битва на реке Сить                          СОБЫТИЯ А ) Б) Кулуртай монгольских ханов на реке Онон В) Призвание новгородцами князя Рюрика Г) Восстание в Твери, смерть Чол­хана (Щелкана)        ГОДЫ 862г. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 1238г. 1327г. 1240г. 882г. 1206г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г 3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к истории  нашей страны VIII– первой половины XV вв. 1) удельный князь 2) тиун 3) стрельцы 4) посадник 5) тысяцкий 6) барщина Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому  периоду. Ответ: 4. Напишите пропущенное слово. Зависимый от боярина или князя должник –полураб, взявший в долг ссуду, в «Русской  правде» назывался термином «_____________». Ответ: __________________ 5. Установите  соответствие  между процессами  (явлениями,  событиями) и  фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Распад Древней Руси         ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) А ) Б) Укрепление международного                                    ФАКТЫ 1) Разгром   Киева   войском   Андрея Боголюбского 2) Убийство князей Бориса и Глеба авторитета Древнерусского  государства В) Борьба Москвы и Твери за лидерство в русских землях 3) Получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка   на   Великое   княжение владимирское Г) Установление   зависимости   русских 4) Принятие Русской Правды земель от Орды 5) Гибель   в   Орде   князя   Михаила Ярославича 6) Подписание Олегом Вещим торгового договора с Византией. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  Ответ: А Б В Г 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими  характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две  соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.                                         ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А ) «Отправился князь Юрий воевать Новгородские земли. Святослав же воевал в  Смоленской волости. И прислал Юрий к Святославу, и так сказал: «Приди ко мне,  брат, в Москов». Святослав же поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой  дружиной, взяв с собой племянника своего Владимира Святославича. Олег поехал вперёд и подарил Юрию пардуса (гепарда или барса). И приехал за ними отец его  Святослав, и так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой  Богородице, и возвеселились. Наутро повелел князь Юрий устроить обед силён, и сотворил великую честь им, и дал  Святославу дары многие с любовью, и сыну его Олегу, и племяннику его Владимиру  Святославичу, и всех дружинников Святославовых одарил по очереди. И затем  отпустил их…» Б) «Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав такую весть, что идёт на него сам  царь во множестве силы его, начал собирать свои полки ратные и выехал из города  Москвы, собираясь выступить навстречу войску татарскому. И созвал великий князь Дмитрий Иванович на совет всех князей русских, и не было в  них единодушия, не все захотели помочь ему… Когда понял и уяснил великий князь  Дмитрий Иванович, что нет между князьями единства и доверия, задумался он и был в  смятении: нельзя ему выступить сейчас против самого царя. Поехал он в свой город  Переяславль и оттуда через Ростов поспешил в Кострому. А Киприан­митрополит приехал в Москву». ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)  2)  3)  Московского Кремля. 4)  5)  6)  Описываемые события относятся к XIII в. Князь, упомянутый в отрывке, прославился удачными походами на Византию. В отрывке упомянут князь, при котором были построены белокаменные стены  Описываемые события относятся к XII в. Князь, упомянутый в отрывке, в конце своей жизни был великим князем киевским. Описываемые события относятся к XIV в. Ответ:          Фрагмент А                   Фрагмент Б 7. Какие приведённые положения соответствуют содержанию первого русского  письменного свода законов ­ «Русской правде»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.   1) ограничение системы кормления 2) назначение за большинство преступлений денежных штрафов ­ виры 3) ограничение кровной мести 4) введение пожилого 5) «Божий суд» как способ определения виновности 6) учреждение должностей губных старост для преследования разбойников Ответ: 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список  пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего  пропуск, выберите номер нужного элемента. А) Личная уния Польши и Литвы, подписанная в замке ______________, закреплялась  браком Ягайло Литовского и Ядвиги Польской в 1385 году. Б) Русский богатырь __________, участвовал в Куликовской битве, согласно легендарной  традиции, начал это сражение поединком с Челубеем. В) Героически сопротивлялись 7 недель осаде воинов Бату­хана в 1238 году жители города ________________, а что ордынцы назвали этот город «злым городом». Пропущенные элементы: 1) Боброк Волынский  2) Пересвет 3) Рязань 4) Крево 5) Люблин 6) Козельск Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В 9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой  позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.                          СОБЫТИЯ А) Подчинение Новгорода Золотой Орде Б) Установление власти варягов в Киеве,  убийство Кия Разгром Хазарского каганата В) Г) Автокефалия Русской православной церкви                      УЧАСТНИКИ 1) 2) Аскольд, Дир Святослав Игоревич 3) 4) 5) 6) Ярослав Мудрый, Илларион Рюрик, Трувор, Синеус Василий Тёмный, Иона  Александр Невский, Берке Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:   А Б В Г 10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите пропущенное в нём имя  князя. «В этом году сказала дружина князю <_____________>: «Отроки Свенельда изоделись  оружием и одеждой, а мы — наги; пойди, князь, с нами за данью, тогда и ты добудешь, и  мы». И послушал их князь <_________>, пошёл к древлянам за данью новою, он и его мужи творили насилие». Ответ: _______________ 11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных  элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного  элемента. Век IX в.                Событие истории России ________________ (А) «Неврюева рать» _____(Б ) ____ (В) Куликовская битва XI в.  ________________ (Д) Событие истории зарубежных стран Верденский договор, распад империи  Карла Великого Принятие Великой хартии вольности в  Англии _____________ (Г) _____________ (Е) Пропущенные элементы: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Начало Столетней войны XII век. Правление Генриха VII в Англии XIV век Захват Олегом Киева. Образование Древней Руси. XIII век. Завоевание арабами Испании Первый крестовый поход Съезд русских князей в Любече. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:  А Б В Г Д Е 12. Прочтите отрывок из «Повести о Шевкале» «В год 6834 (от Сотворения мира) … <…> Александру Михайловичу было дано княжение,  и он пришёл из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из­за умножения наших грехов, когда бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар  злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: "Если не погубишь князя Александра  и всех князей русских, то не получишь власти над ними". Тогда беззаконный и проклятый  зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал  говорить, наученный Диаволом: "Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь,  разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе". И царь велел ему  так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со  многими татарами, и пришёл в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение  на христиан ­ насилие, грабёж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно  оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он  же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть.  Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени. И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон­ тверянин, ­ прозвище ему Дудко, ­ повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить:  "Люди тверские, не выдавайте!" И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили  во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник  мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили  самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в  Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. (...) Убит же был Шевкал в 6835 году. И,  услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю ­ пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все  тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных  преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные  владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове»   Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны   1) после подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на  великое Владимирское княжение в пользу Москвы 2) события, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в. 3) следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое  Владимирское княжение тверскому князю 4) в карательном походе монголо­татар против Твери принимали участие войска Ивана  Калиты 5) темник в войске ордынцев командовали отрядом в тысячу человек 6) Чолхан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека на Руси Ответ:  Рассмотрите схему и выполните задания 13–16. 13. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2». Ответ _____________ 14. Напишите название озера, обозначенного на схеме цифрой «3» Ответ __________ 15. Напишите название союза восточнославянских племён, территория проживания  которого заштрихована на схеме и обозначена цифрой «4». Ответ __________ 16.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?  Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под  которыми они указаны. 1) Через озеро, обозначенное на схеме цифрой «3», проходил торговый путь «из варяг  в греки». 2) Города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», объединил под своей властью  князь Рюрик. 3) Объединение под одной властью городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и  «2», произошло в IX в. 4) После создания единого Древнерусского государства столицей стал город,  обозначенный на схеме цифрой «1». 5) В результате восстания, поднятого восточнославянским союзом, территория  которого обозначена на схеме цифрой «4», погиб князь Игорь. 6) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», впоследствии был известен большими  полномочиями местного вече. Ответ:  17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими  характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую  позицию из второго столбца. «Слово о законе и благодати» ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ А ) Б) Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде В) Софийский собор в Киеве ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Памятник древнерусской литературы,  посвященный Куликовской битве. 2) Пятикупольный трёхнефный храм. 3) Храм, где сохранились фрески Феофана  Грека. Г) «Сказание о Мамаевом  побоище» 4) Памятник архитектуры, построенный во  времена Ярослава Мудрого.  5) Произведение митрополита Иллариона. 6) Данный памятник культуры создан в честь  присоединения Казани. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19. 18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из  пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) События, изображённые на картине, произошли в XIII в.  2)  В битве, изображённой на данной картине, русское войско сражалось с немецкими  рыцарями.   3) Битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой русского  4) 5) войска.   В результате сражения, начало которого изображено на картине, Московское  государство добилось полной независимости от Орды.   В сражении, изображённом на картине, из русских полков командовал князь  Владимир Андреевич Храбрый. Ответ:  19. Какая из приведённых ниже икон была написана в период правления князя, при  котором состоялась данная битва? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены  эти иконы. 1)  2)        3 )               Ответ:  4)                                                                           Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ  на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22.  Ответы предполагают использование информации и источника, а также применение  исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из записок историка «Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окружённые магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам <…>, израненный и истекший кровию, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь, У неприятелей, говорят, на сём сражении убито было 15 тысяч человек; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. <…> всю ночь печалился по побиении своей рати. Но, чувствуя, что ничего уже не может   сделать   непобедимому   нашему   войску,   почитал   обязанностью   благоразумного полководца   сохранить   оставшихся   воинов.   Итак,   на   другой   день,   по   утру,   посылает   к императору   просить   мира   с   такими   условиями:   тавроскифы   должны   отдать   римлянам Доростол,   отослать   пленных,   выйти   из   Болгарии   и   возвратиться   в   своё   отечество,   а римляне   должны   дать   им   безопасно   отплыть   на   судах   своих,   не   нападая   на   них   с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями. Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча. По утверждении мира <…> просил позволения у государя придти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащённом вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый   великим   отрядом   всадников,   блиставших   доспехами.   <…>   переезжал чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими, без всякого различия. Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян с россами». 20. Назовите русского князя, имя которого неоднократно пропущено в тексте. Назовите русскую правительницу, которая была его матерью. Укажите век, к которому относятся описываемые события. 21. Укажите любые три названных в отрывке условия, включённых в упоминаемый в тексте мирный договор. 22. Назовите сына данного князя, одержавшего победу в междоусобной борьбе со своими братьями. Привлекая исторические знания, укажите любые два мероприятия, проведённые в годы правления сына данного князя 23. Во второй четверти XV в. в Северо­Восточной Руси шла война между членами  московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял  московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне  победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен?  Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не  смогли удержать за собой власть? Назовите одну любую причину. 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым  высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из  спорных точек зрения, существующих в исторической науке:    «Иван Калита является образцом мудрого и нравственного политика, обеспечившего за  период своего правления благоприятные условия для превращения Москвы в центр  объединения русских земель». Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих  данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.  Ответ запишите в следующем виде:  Аргументы в подтверждение:  1) …  2) …    Аргументы в опровержение:  1) …  2) … 25.   Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 862­1240гг.; 2) 1240­1325.; 3) 1325­1462 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному  периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными  событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов,  охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать  конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и  (или) результат указанных событий (процессов, явлений). – указать не менее двух причинно­следственных связей, характеризующих причины  возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период; – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние  событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.  В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,  относящиеся к данному периоду. Система оценивания экзаменационной работы по истории. Часть 1 Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны  требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 10, 13–15, 18, 19 оценивается 1  баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5–9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ  отсутствует, – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна  ошибка, – 2 баллами; если допущено две­три ошибки, – 1 баллом; если допущено четыре и  более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов. № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Ответ 213 2613 36 Закуп 1653 4536 235 426 6125 Игорь 564198 246 Киев Ильмень Северяне 136 5321 35 23 Баллы 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 3 1 1 1 1 2 2 2 2 31 max                                                               Часть 2                         Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Прочтите   отрывок   из   исторического   источника   и   кратко   ответьте   на   вопросы   20–22. Ответы   предполагают   использование   информации   и   источника,   а   также   применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из записок историка «Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окружённые магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам <…>, израненный и истекший кровию, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь, У неприятелей, говорят, на сём сражении убито было 15 тысяч человек; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. <…> всю ночь печалился по побиении своей рати. Но, чувствуя, что ничего уже не может   сделать   непобедимому   нашему   войску,   почитал   обязанностью   благоразумного полководца   сохранить   оставшихся   воинов.   Итак,   на   другой   день,   по   утру,   посылает   к императору   просить   мира   с   такими   условиями:   тавроскифы   должны   отдать   римлянам Доростол,   отослать   пленных,   выйти   из   Болгарии   и   возвратиться   в   своё   отечество,   а римляне   должны   дать   им   безопасно   отплыть   на   судах   своих,   не   нападая   на   них   с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями. Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча. По утверждении мира <…> просил позволения у государя придти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащённом вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый   великим   отрядом   всадников,   блиставших   доспехами.   <…>   переезжал чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими, без всякого различия. Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян с россами». 20. Назовите русского князя, имя которого неоднократно пропущено в тексте. Назовите русскую правительницу, которая была его матерью. Укажите век, к которому относятся описываемые события. Содержание   верного   ответа   и   указания   по   оцениванию   (допускаются   иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Пропущенное в тексте имя князя – Святослав 2) Имя правительницы, которая была его матерью – Ольга 3) Век – Х Правильно указаны имя князя, имя его матери, век. Правильно указаны любые два элемента Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный                                                                                                 Максимальный балл Баллы 2 1 0 2 21. Укажите любые три названных в отрывке условия, включённых в упоминаемый в тексте мирный договор. Содержание   верного   ответа   и   указания   по   оцениванию   (допускаются   иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть названы следующие условия: Балл ы 1) тавроскифы должны отдать римлянам Доростол 2) отослать пленных 3) выйти из Болгарии и возвратиться в своё отечество 4) римляне должны дать им безопасно отплыть на судах своих, не нападая на 5) позволить провозить к себе хлеб 6) посланных   для   торговли   в   Византию   считать,   по   прежнему   обычаю, них друзьями Правильно названы три условия договора, упомянутых в тексте Правильно названы два условия договора, упомянутых в тексте Правильно названо только одно условие ИЛИ Ответ неправильный 2 1 0 Максимальный балл 2 22. Назовите сына данного князя, одержавшего победу в междоусобной борьбе со своими братьями. Привлекая исторические знания, укажите любые два мероприятия, проведённые в годы правления сына данного князя Содержание   верного   ответа   и   указания   по   оцениванию   (допускаются   иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильно названо имя сына князя – Владимир Могут быть указаны следующие мероприятия, проведённые этим князем: 1) Крещение Руси 2) Укрепление   границ   государства,   обеспечение   безопасности   Руси   – Балл ы устройство засечных линий 3) Расширение границ Руси ­ присоединение территории белых хорватов Правильно названы три элемента ответа Правильно указаны любые два элемента Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный                                                                                                    Максимальный балл 2 1 0 2 23. Во второй четверти XV в. в Северо­Восточной Руси шла война между членами  московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял  московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне  победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен?  Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не  смогли удержать за собой власть? Назовите одну любую причину. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Имя князя – Василий Васильевич II (Тёмный) Двоюродный брат – галичский князь Дмитрий Шемяка Причина, например: – галичские князья (Юрий Дмитриевич и его сын Дмитрий Шемяка) не получили поддержки со стороны московских бояр и составлявших основу войска слуг  государева двора, которым приходилось уступать место выходцам из удельного  двора; – поддержка митрополитом старшей ветви московского княжеского дома. (Могут быть названы другие причины.) Правильно приведены три объяснения Правильно приведены два объяснения Правильно приведено одно объяснение Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию  задания. ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл Баллы 3 2 1 0 3 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым  высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из  спорных точек зрения, существующих в исторической науке:    «Иван Калита является образцом мудрого и нравственного политика, обеспечившего за  период своего правления благоприятные условия для превращения Москвы в центр  объединения русских земель». Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих  данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.  Ответ запишите в следующем виде:  Аргументы в подтверждение:  1) …  2) …    Аргументы в опровержение:  1) …  2) … Балл ы Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: Началось сосредоточение политической власти великого Владимирского князя в  руках московских князей; ­при Иване Калите сложились доверительные отношения между Москвой и Ордой, обеспечившие на значительный период времени благоприятные условия для  укрепление политического авторитета Москвы на Руси; ­ за счёт приобретения права на сбор дани (ордынского выхода) в руках  Московского князя были созданы благоприятные материальные условия для  ускоренного экономического развития княжества; ­ при Иване Калите укрепилась практика присоединения к Москве территорий  других княжеств и уделов; ­ при Иване Калите Москва превратилась в духовно­религиозный центр Руси 2) в опровержение, например: ­ получение ярлыка на великое Владимирское княжение произошло посредством  подавления народного восстания в Твери против поработителей и разорением её  земель; ­ укрепление власти Ивана Калиты сопровождалось использованием им монголо­ татар для борьбы со своими политическими конкурентами из русских князей; ­ в период правления Калиты сложилась практика управления, основанная на  лицемерии, вероломстве и угодничестве перед поработителями; ­ использование Калитой церковных иерархов в мирских целях политической  борьбы со своими конкурентами Могут быть приведены другие аргументы Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 4 Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы),  связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию  задания. ИЛИ Ответ неправильный                                                                                                    Максимальный балл 3 2 1 0 4 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории  России. 1) 862­1240гг.; 2) 1240­1325.; 3) 1325­1462 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному  периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными  событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов,  охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать  конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и  (или) результат указанных событий (процессов, явлений). – указать не менее двух причинно­следственных связей, характеризующих причины  возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период; – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние  событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.  В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,  относящиеся к данному периоду. В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все  указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному  периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1­К4 выставляется 0 баллов) Критерии оценивания К1 Указание событий (явлений, процессов) Правильно указаны два события (явления, процесса) Правильно указано одно событие (явление, процесс) События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно                      К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России Баллы 2 2 1 0 2 Правильно названы две исторические личности, правильно  охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях,  процессах) данного периода истории России                                         Правильно названы одна ­ две исторические личности, правильно  охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях  (явлениях, процессах) данного периода истории России                                 Правильно названы одна­две исторические личности, их роль в указанных  событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России  охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна­две  исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях,  процессах) данного периода истории России не охарактеризована.  ИЛИ Исторические личности указаны неверно.  ИЛИ Исторические личности не указаны                                                          К3 Причинно­следственные связи Правильно указаны две причинно­следственные связи, существовавших  между событиями (явлениями, процессами)  Правильно указана одна причинно­следственная связь, существовавших  между событиями (явлениями, процессами)  Причинно­следственные связи указаны неверно.  ИЛИ    Причинно­след связи не указаны К4 Историческая оценка событий Дана оценка значения периода для истории России с опорой на  исторические факты и (или) мнения историков            Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей  форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения ист.  фактов и(или) мнений историков  ИЛИ Оценка значения периода не дана   К5 Использование исторических терминов При изложении корректно использована историческая терминология   При изложении допущено некорректно использованы исторические  термины, понятия. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы К6 Наличие фактических ошибок.  1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в  случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.  В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки Допущена одна фактическая ошибка Допущены две или более фактических ошибок К7 Форма изложения. 2 1 0 2 2 1 0 1 1 0 1 1 0 2 2 1 0 1 1 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если  по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное,  связное изложение материал)  Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений                   0 Максимальный балл 11

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Русские земли от образования государства и до 1462 года."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017