Оглавление
Предисловие
Выбор темы исследования
Объект и предмет исследования
Описание актуальности работы
Обзор изученной литературы
Гипотеза исследования
Определение цели исследования
Задачи исследования
Выбор методов исследования
Методы исследования
Организация исследования
Подготовка к защите исследовательской работы..
От чего зависит успех
Дорогой друг!
|
Для проведения исследования надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) -способ, приём познания явлений окружающего мира. Предлагаем тебе список доступных методов исследования:
|
||||||||||||||||
Выбор темы исследованияШаг первый – определение темы своего исследования.
|
Вся секретная информация передается в зашифрованном виде. Код используется для передачи информации в более удобном виде. А шифр – для засекречивания. Кодирование изменяет форму, но оставляет прежним содержание. Для прочтения нужно знать алгоритм и таблицу кодирования. Шифрование может оставлять прежней форму, но изменяет, маскирует содержание. Для прочтения недостаточно знать только алгоритм шифрования, нужно знать ключ Шифрование – процесс применения шифра к защищаемой информации, т.е. преобразование защищаемой информации в шифрованное сообщение с помощью определенных правил, содержащихся в шифре. Правила шифрования должны быть выбраны так, чтобы зашифрованное сообщение можно было расшифровать.
|
Если ты понял, о чём идёт речь в показанных материалах, то сможешь быстро сформулировать тему своего исследования. Если же по каким-либо причинам ты сомневаешься в выборе темы, попробуй ответить на следующие вопросы: 1. Что объединяет все изображения? 2. В чём состоит различие? 3. Что из упомянутого хотелось бы узнать получше?
Надеюсь, что эти вопросы помогли тебе разобраться с сомнениями. Если ты всё-таки ещё не смог определиться с темой, обратись за помощью к преподавателю. Возможно, он тебе поможет разрешить эту задачу! |
На основе представленных материалов определи тему, по которой ты будешь проводить своё исследование: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
|
Упражнения Определи объект и предмет своего исследования! Объект: _______________________________ Предмет: ______________________________
|
|
Упражнения Упражнение 1: Определите предмет исследования, если объектом является человек. Что может стать предметом исследования, если работа написана по следующей учебной дисциплине: • по биологии – • по истории – • по психологии – •
Упражнение 2: Выполни упражнения на сайте: http://LearningApps.org/display?v=py3cgwv2j01 |
Упражнение 3: Ответь на вопросы теста. 1. В исследовательской работе «Можно ли информацию потерять?» информация – это объект исследования, предмет исследования. 2. В исследовательской работе « Можно ли информацию потерять?» сохранность информации – это объект исследования, предмет исследования. 3. В исследовательской работе «Почему клавиши на клавиатуре расположены не по алфавиту?» объектом исследования является клавиатура, причины расположения клавиш на клавиатуре в определённом порядке.
|
|
1. Тема должна быть интересна. 2. Тема должна быть выполнима. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необходимости. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. 5. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Например, в работе на тему «Куда спряталась звёздочка?» автор проверял свою гипотезу, используя для сбора данных телескоп, подаренный родителями. 6. Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Например: «Планшет и ноутбук – соперники или коллеги?» 7. Тема должна быть конкретна. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов. Например, тема «Виды информации и органы чувств» подразумевает рассмотрение видов информации по способу восприятия. А вот тема «Кодирование» не обозначает конкретного объекта и предмета изучения. Ее необходимо конкретизировать: «Кодирование графической информации в компьютере». 8. Лучше, если тема будет иметь два названия: творческое и теоретическое. Одно из них (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект. Второе (формально-логическое), как правило, содержит строгую формулировку. Например: «Почему нельзя долго играть на компьютере? (Изучение влияния компьютера на здоровье детей)».
|
Упражнения Подумай, соответствует ли твоя тема правилам? У тебя есть возможность внести изменения в её формулировку. Итак, тема исследования: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
Упражнения Упражнение 1: Используя цель, сформулируй тему исследовательской работы. Цель: Исследовать влияние компьютера на здоровье человека. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________
____________________________________ ____________________________________ ____________________________________
|
Проблема исследования указывает на противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть. Из формулировки проблемы должно быть понятно, ● что не так, ● почему не так и ● что будет, если сделать как надо. Пример: «Почему нельзя работать за компьютером мокрыми руками»
Проблема: Много людей получают травмы, не соблюдая правила техники безопасности.
|
Упражнения Определи проблему своего исследования!
_______________________________________ _______________________________________
|
Выполни упражнения на сайте:
http://learningapps.org/display?v=pjqqoaarj01
|
|
|
Ответы на следующие вопросы помогут тебе грамотно описать актуальность исследования: 1 … ______________________________________ ______________________________________ 2 … ______________________________________ ______________________________________ 3 … ______________________________________ ______________________________________
|
Перед тобой описания актуальности исследовательской работы по географии. Подбери название данного исследования. Совсем скоро начнётся строительство железной дороги Белое море–Коми–Урал. И я заинтересовался этим проектом. Во-первых, в последние десятилетия у нас в стране было построено совсем немного важных государственных объектов, а строек, по значимости подобных этому проекту, уверен, не было. Во-вторых, меня заинтересовало, сколько будет стоить этот проект (сумма, наверное, астрономическая); где взять деньги, не будут ли они вложены впустую, без экономической отдачи. Мне стало интересно, а как эта магистраль повлияет на экономическое развитие Пермского края. Используя разные методы расчёта, хочется доказать, что новая железная дорога даст дополнительный толчок развитию региона.
|
_________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
|
Для проведения исследования рекомендую прочитать следующую литературу: 1. Босова Л. Л., Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса /Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 192 с.: ил. 2. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. Авт.- сост.: И.Ю. Гераськина, С.Н. Тур. – М.: Планета, 2011. – 176с. 3. Энциклопедия для детей [Т.39]. Компьютер/ ред. коллегия: М.Аксёнова, О.Сахнюк, О.Ларичкина и др.- М:, Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – 512 с.: ил. 4. Энциклопедия для детей [Т.22]. Информатика/ ред. коллегия: М.Аксёнова, Е.Журавлёва, А.Леонов. - М:, Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 624 с.: ил. Упражнения
Теме ___________________________ посвящены работы исследователей разных и стран: _______________________ и других ученых, правоведов, которые изложили в своих трудах не только общие направления использования ________________________ , но и выделили ________________________. Такие исследователи, как ______________________ описали в своих трудах ____________________________ . Упражнения Выдвини гипотезы (предположения), почему клавиши на клавиатуре расположены не по алфавиту. Используй следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если…
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную - на второе и так далее. Гипотеза (гипотезы) исследования: Предложим, ___________________________ ______________________________________ Допустим, _____________________________ ______________________________________ Возможно, ____________________________ ______________________________________ Что, если_____________________________ ______________________________________ |
Определение цели исследованияОпределить
цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты
его проводишь 1. Выберите подходящий глагол из списка: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, уточнить, разработать, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др. 2. Добавьте название предмета исследования. Примечание. Иногда формулировка темы и формулировка цели практически совпадают. Пример. Тема исследования: Вредное влияние компьютера на человека. Объект исследования: человек. Предмет исследования: влияние компьютера на здоровье человека Цель исследования: Выяснить, как влияет компьютер на здоровье человека |
Упражнения Итак, цель исследования: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
|
Определи задачи своего исследования! Задачи: _______________________________ _______________________________________ _______________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
|
Выбор методов исследованияОсновная часть исследования начинается с разработки развернутого плана (по каждой главе). Для каждого этапа выбирается оптимальный метод.
Твоя работа будет выгодно отличаться, если ты не только назовешь, но и обоснуешь выбор методов проведения исследования. В своем исследовании ты можешь применить следующие методы: Этап планирования ИР – анализ, сравнение; Этап исследования – опрос, сравнение, моделирование, формализация; Этап формулирования выводов – анализ, индукция, систематизация. (название метода – этап использования данного метода). |
Итак, какие же из перечисленных методов ты выбрал для своего исследования? Выбери только три. 1. __________________________________ 2. __________________________________ 3. __________________________________
После окончания работы вернись к этой главе ещё раз и проверь, правильно ли ты определил перечень методов. Для оформления работы используй следующий текст: В процессе работы над выполнением поставленных задач были использованы различные методы исследования, применяемые в _________________________ (название учебного предмета). Одним из основополагающих стал __________________ метод, связанный с ______________________ (первый этап исследования). _____________________ (второй этап исследования) потребовал применения элементов метода ______________________. _____________________ (третий этап исследования) предопределил использование ______________ метода.
|
Методы исследования
Систематизация (от греч. systema - целое, состоящее из частей) — это процедура объединения, сведения групп, однородных по неким параметрам (критериям) к определенному единству на основе существующих между ними связей. Моделирование (от лат. modulus — мера, образец) — это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
|
Индукция (от лат. Inductio - наведение) - это метод исследования, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Формализация – это отражение исследуемого процесса, явления в знаковый форме, в виде символов (формул).
|
|
Дорогой друг!Вот и заканчивается наша необычная тетрадь. Не случайно эту книжку мы назвали рабочей тетрадью. Надеемся, ты кое-чему научился и теперь при необходимости сможешь добывать знания самостоятельно. Ты получил первоначальные навыки в проведении собственных исследований, почувствовал, что такое дух творчества и поиска. Не расставайся с ним никогда! Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания - тоже.
Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий! |
Литература:
Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. – М., 2006. – 28 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.