Оглавление
Предисловие. 3
Выбор темы исследования. 4
Объект и предмет исследования. 6
Описание актуальности работы.. 12
Обзор изученной литературы.. 14
Гипотеза исследования. 15
Определение цели исследования. 16
Задачи исследования. 17
Выбор методов исследования. 18
Методы исследования. 19
Организация исследования. 20
Подготовка к защите исследовательской работы.. 20
От чего зависит успех. 23
Дорогой друг! 23
ПредисловиеСамое популярное слово у детей: «Почему?». Детям интересно всё, что их окружает. Ты тоже задаёшь этот вопрос? Много читаешь и хочешь узнать что-то новое и провести собственное исследование? – Значит, эта рабочая тетрадь для тебя. Это нeo6ьrчная тетрадь. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Для того, чтo6ьr научиться добывать знания нужно овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные задания, ты сможешь освоить основные приёмы проведения собственных исследований. Итак, в дo6pый путь, юный исследователь! Тебя ждут новые открытия!
|
Для проведения исследования надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) -способ, приём познания явлений окружающего мира. Предлагаем тебе список доступных методов исследования:
|
||||||||||||||||
Выбор темы исследованияШаг первый – определение темы своего исследования. Посмотри на рисунки.
|
Прочти текст Вся секретная информация передается в зашифрованном виде. Код используется для передачи информации в более удобном виде. А шифр – для засекречивания. Кодирование изменяет форму, но оставляет прежним содержание. Для прочтения нужно знать алгоритм и таблицу кодирования. Шифрование может оставлять прежней форму, но изменяет, маскирует содержание. Для прочтения недостаточно знать только алгоритм шифрования, нужно знать ключ Шифрование – процесс применения шифра к защищаемой информации, т.е. преобразование защищаемой информации в шифрованное сообщение с помощью определенных правил, содержащихся в шифре. Правила шифрования должны быть выбраны так, чтобы зашифрованное сообщение можно было расшифровать.
|
Если ты понял, о чём идёт речь в показанных материалах, то сможешь быстро сформулировать тему своего исследования. Если же по каким-либо причинам ты сомневаешься в выборе темы, попробуй ответить на следующие вопросы: 1. Что объединяет все изображения? 2. В чём состоит различие? 3. Что из упомянутого хотелось бы узнать получше?
Надеюсь, что эти вопросы помогли тебе разобраться с сомнениями. Если ты всё-таки ещё не смог определиться с темой, обратись за помощью к преподавателю. Возможно, он тебе поможет разрешить эту задачу! |
Упражнения На основе представленных материалов определи тему, по которой ты будешь проводить своё исследование: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
Объект и предмет исследованияОбъект исследования – это то, что будет взято для изучения. Это может быть какой-либо неживой предмет, живое существо, процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Иногда вместо словосочетания «объект исследования» лучше подходит «объект наблюдений». Предмет исследования — это свойства объекта и его особенности, которые будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? Пример: Объекты наблюдений: устройства ввода информации Предмет исследования: расположение клавиш на клавиатуре |
Упражнения Определи объект и предмет своего исследования! Объект: _______________________________ Предмет: ______________________________
|
|
Упражнения Упражнение 1: Определите предмет исследования, если объектом является человек. Что может стать предметом исследования, если работа написана по следующей учебной дисциплине: • по биологии – • по истории – • по психологии – • по информатике - Упражнение 2: Выполни упражнения на сайте: http://LearningApps.org/display?v=py3cgwv2j01
|
Упражнение 3: Ответь на вопросы теста. 1. В исследовательской работе «Можно ли информацию потерять?» информация – это объект исследования, предмет исследования. 2. В исследовательской работе « Можно ли информацию потерять?» сохранность информации – это объект исследования, предмет исследования. 3. В исследовательской работе «Почему клавиши на клавиатуре расположены не по алфавиту?» объектом исследования является клавиатура, причины расположения клавиш на клавиатуре в определённом порядке.
|
|
Правила формулировки темы 1. Тема должна быть интересна. 2. Тема должна быть выполнима. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необходимости. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. 5. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Например, в работе на тему «Куда спряталась звёздочка?» автор проверял свою гипотезу, используя для сбора данных телескоп, подаренный родителями. 6. Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Например: «Планшет и ноутбук – соперники или коллеги?» 7. Тема должна быть конкретна. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов. Например, тема «Виды информации и органы чувств» подразумевает рассмотрение видов информации по способу восприятия. А вот тема «Кодирование» не обозначает конкретного объекта и предмета изучения. Ее необходимо конкретизировать: «Кодирование графической информации в компьютере». 8. Лучше, если тема будет иметь два названия: творческое и теоретическое. Одно из них (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект. Второе (формально-логическое), как правило, содержит строгую формулировку. Например: «Почему нельзя долго играть на компьютере? (Изучение влияния компьютера на здоровье детей)».
|
Упражнения Подумай, соответствует ли твоя тема правилам? У тебя есть возможность внести изменения в её формулировку. Итак, тема исследования: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
Упражнения Упражнение 1: Используя цель, сформулируй тему исследовательской работы. Цель: Исследовать влияние компьютера на здоровье человека. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________
Упражнение 2: Как можно улучшить плохую память и какие способы тренировки памяти существуют? Подбери тему. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________
|
Правила формулировки проблемы Проблема исследования указывает на противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть. Из формулировки проблемы должно быть понятно, ● что не так, ● почему не так и ● что будет, если сделать как надо. Пример: «Почему нельзя работать за компьютером мокрыми руками»
Проблема: Много людей получают травмы, не соблюдая правила техники безопасности.
|
Упражнения Определи проблему своего исследования! Проблема: ____________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
Выполни упражнения на сайте:
http://learningapps.org/display?v=pjqqoaarj01
|
Пример решения |
Описание актуальности работыАктуальность - важность и значимость проблемы исследования. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: ·устаревшая (например, старые данные, прошлогодняя газета и т.д.), ·ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%). Пример: Тема: «Вредное влияние компьютера на детей». Актуальность: Данная тема является актуальной, потому что мы живем в век новых технологий, стремительного и глубокого проникновения компьютера во все сферы жизни общества. Наиболее сильное воздействие со стороны техники испытывают дети. И именно в детстве закладываются основы здоровья и гармоничного развития, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Поэтому необходимо знать, как рационально пользоваться компьютерной техникой, чтобы не навредить здоровью. |
Упражнения Ответы на следующие вопросы помогут тебе грамотно описать актуальность исследования: 1 … ______________________________________ ______________________________________ 2 … ______________________________________ ______________________________________ 3 … ______________________________________ ______________________________________
|
Упражнения Перед тобой описания актуальности исследовательской работы по географии. Подбери название данного исследования. Совсем скоро начнётся строительство железной дороги Белое море–Коми–Урал. И я заинтересовался этим проектом. Во-первых, в последние десятилетия у нас в стране было построено совсем немного важных государственных объектов, а строек, по значимости подобных этому проекту, уверен, не было. Во-вторых, меня заинтересовало, сколько будет стоить этот проект (сумма, наверное, астрономическая); где взять деньги, не будут ли они вложены впустую, без экономической отдачи. Мне стало интересно, а как эта магистраль повлияет на экономическое развитие Пермского края. Используя разные методы расчёта, хочется доказать, что новая железная дорога даст дополнительный толчок развитию региона.
|
_________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
Обзор изученной литературыНа данном этапе тебе нужно научиться самостоятельно работать с литературой: · познакомиться с системой библиографических и элективных каталогов, правильным оформлением библиографических данных; · овладеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал: - просмотровым (ознакомлением с общим содержанием книги, ее глав или параграфов); - изучающим (подробным) чтением; · овладеть различными приемами фиксирования нужной информации (можно делать выписки в виде конспектов; фиксировать уже переработанный материал; выписывать цитаты, интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения).
Как составить список литературы Если предмет исследования описан в известных Вам книгах, к ним нужно обращаться в первую очередь. Однако полезнее начинать работу с детских энциклопедий и справочников, т.к. информация в них выстроена по принципу «кратко, точно, доступно обо всём». А затем уже вести поиск узкоспециального материала. Гипотеза исследованияГипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, возможно.
|
Для проведения исследования рекомендую прочитать следующую литературу: 1. Босова Л. Л., Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса /Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 192 с.: ил. 2. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. Авт.- сост.: И.Ю. Гераськина, С.Н. Тур. – М.: Планета, 2011. – 176с. 3. Энциклопедия для детей [Т.39]. Компьютер/ ред. коллегия: М.Аксёнова, О.Сахнюк, О.Ларичкина и др.- М:, Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – 512 с.: ил. 4. Энциклопедия для детей [Т.22]. Информатика/ ред. коллегия: М.Аксёнова, Е.Журавлёва, А.Леонов. - М:, Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 624 с.: ил. Упражнения На основе прочитанных материалов заполни пропуски в следующем тексте:
Теме ___________________________ посвящены работы исследователей разных и стран: _______________________ и других ученых, правоведов, которые изложили в своих трудах не только общие направления использования ________________________ , но и выделили ________________________. Такие исследователи, как ______________________ описали в своих трудах ____________________________ . Упражнения Выдвини гипотезы (предположения), почему клавиши на клавиатуре расположены не по алфавиту. Используй следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если…
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную - на второе и так далее. Гипотеза (гипотезы) исследования: Предложим, ___________________________ ______________________________________ Допустим, _____________________________ ______________________________________ Возможно, ____________________________ ______________________________________ Что, если_____________________________ ______________________________________ |
Определение цели исследованияОпределить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь, о том, что является конечным «продуктом» исследования. Формулировку цели можно представить различными способами. Вот самый простой: 1. Выберите подходящий глагол из списка: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, уточнить, разработать, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др. 2. Добавьте название предмета исследования. Примечание. Иногда формулировка темы и формулировка цели практически совпадают. Пример. Тема исследования: Вредное влияние компьютера на человека. Объект исследования: человек. Предмет исследования: влияние компьютера на здоровье человека Цель исследования: Выяснить, как влияет компьютер на здоровье человека |
Упражнения Итак, цель исследования: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
Задачи исследованияЗадачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Список глаголов, который поможет вам грамотно сформулировать задачи исследования: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п. |
Упражнения Определи задачи своего исследования! Задачи: _______________________________ _______________________________________ _______________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
|
Выбор методов исследованияОсновная часть исследования начинается с разработки развернутого плана (по каждой главе). Для каждого этапа выбирается оптимальный метод. Метод исследования - это средство, с помощью которого ты получишь достоверные сведения для формулировки выводов исследования. Твоя работа будет выгодно отличаться, если ты не только назовешь, но и обоснуешь выбор методов проведения исследования. В своем исследовании ты можешь применить следующие методы: Этап планирования ИР – анализ, сравнение; Этап исследования – опрос, сравнение, моделирование, формализация; Этап формулирования выводов – анализ, индукция, систематизация. (название метода – этап использования данного метода). |
Итак, какие же из перечисленных методов ты выбрал для своего исследования? Выбери только три. 1. __________________________________ 2. __________________________________ 3. __________________________________
После окончания работы вернись к этой главе ещё раз и проверь, правильно ли ты определил перечень методов. Для оформления работы используй следующий текст: В процессе работы над выполнением поставленных задач были использованы различные методы исследования, применяемые в _________________________ (название учебного предмета). Одним из основополагающих стал __________________ метод, связанный с ______________________ (первый этап исследования). _____________________ (второй этап исследования) потребовал применения элементов метода ______________________. _____________________ (третий этап исследования) предопределил использование ______________ метода.
|
Методы исследованияАнализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – метод исследования, при котором целое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого. С помощью анализа можно выявить строение исследуемого объекта, его структуру. Систематизация (от греч. systema - целое, состоящее из частей) — это процедура объединения, сведения групп, однородных по неким параметрам (критериям) к определенному единству на основе существующих между ними связей. Моделирование (от лат. modulus — мера, образец) — это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Организация исследованияСобраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно систематизировать накопленный материал: изученную литературу, беседы со специалистами, информацию из научно-популярных и документальных фильмов, собственных наблюдений и экспериментов. Для этого потребуется: · Разделить карточки с выписками по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах. Запрещено заимствование материала. Нужно самостоятельно сопоставлять, проанализировать найденную информацию, делать выводы, чтобы составить собственное мнение по изучаемой проблеме. · Проанализировать, насколько полученные результаты позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить соответствие результатов поставленным целям. · Приступить к оформлению результатов исследования.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. Классификацией (от латинского classis - разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» образовано от греческого paradoxes – неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. Ранжирование – от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг - это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности, значимости (какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.). Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.
8. Подготовить текст сообщения. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану: 1) Почему избрана эта тема. 2) Какую цель преследовало исследование. 3) Какие ставились задачи. 4) Какие гипотезы проверялись. 5) Какие использовались методы и средства исследования. 6) Каким был план исследования. 7) Какие результаты получены. 8) Какие выводы сделаны по итогам исследования. 9) Что можно исследовать в этом направлении дальше. 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами. Например, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке – нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего - сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка - склейте макет.
|
Индукция (от лат. Inductio - наведение) - это метод исследования, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Формализация – это отражение исследуемого процесса, явления в знаковый форме, в виде символов (формул).
Подготовка к защите исследовательской работыПомни, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если ты не сумел заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей. Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Для этого потребуется: 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения. Понятия – это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения. Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме).
10. Приготовиться к ответам на вопросы. В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
|
От чего зависит успехЕсть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. ¯ Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. ¯ Действуя, не бойся совершить ошибку. ¯ Будь достаточно смел, чтобы принять решение. ¯ Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. ¯ Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. ¯ Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными). Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты - настоящий исследователь! |
Дорогой друг!Вот и заканчивается наша необычная тетрадь. Не случайно эту книжку мы назвали рабочей тетрадью. Надеемся, ты кое-чему научился и теперь при необходимости сможешь добывать знания самостоятельно. Ты получил первоначальные навыки в проведении собственных исследований, почувствовал, что такое дух творчества и поиска. Не расставайся с ним никогда! Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания - тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий! |
Литература:
Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. – М., 2006. – 28 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.