Аккредитация образовательных учреждений – в Российской Федерации процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения.
Внутришкольное управление – управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы.
Внутришкольный контроль – одна из общих функций системы внутришкольного управления. Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.
Государственная политика – основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти.
Дополнительные образовательные услуги – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;
Индивидуальные достижения обучающегося – совокупность образовательных достижений, позволяющих обучающемуся
ТЕЗАУРУС
Аккредитация образовательных учреждений – в Российской
Федерации процедура признания государственного статуса (типа и вида)
образовательного учреждения.
Внутришкольное управление
– управление,
осуществляемое
субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися
внутри школы.
Внутришкольный контроль – одна из общих функций системы
внутришкольного управления. Различают административный контроль,
взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.
Государственная политика –
основные принципы, нормы и
деятельность по осуществлению государственной власти.
Дополнительные образовательные услуги
– деятельность,
направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им
новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии
педагогических работников и осуществляемая за пределами основных
являющихся профилирующими для
образовательных программ,
образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в
области дополнительного образования;
Индивидуальные достижения обучающегося – совокупность
позволяющих обучающемуся успешно
образовательных достижений,
социализироваться в обществе и реализовать себя в различных сферах
жизнедеятельностиИндикаторы (от лат. indicator – указатель) – доступная наблюдению и
измерению характеристика изучаемого объекта. В экспериментальной
ситуации индикаторы замещают, обнаруживают, представляют другие
характеристики изучаемого объекта, обычно не доступные наблюдению и
измерению.
Инструментарий – совокупность методических и технических средств
проведения исследования, включающая методики сбора первичных данных и
различные способы анализа и представления данных.
Качество образования – интегральная характеристика системы
образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения,
образовательного процесса, образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Квалификация – уровень развития специальных способностей субъекта
(работника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной
степени сложности в определенном профессиональном труде. К.
определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков,
умений, которыми владеет работник и которые являются его важнейшей
социальноэкономической характеристикой. Квалификация есть отражение
уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную
квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах,
званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию — уровень мастерства,
который человек действительно может проявлять.
Контроль – система наблюдений и проверки соответствия процесса
функционирования управляемого объекта принятым управленческим
выявление результатов управленческих воздействий на
решениям,
управляемый объект; одна из функций управления.Критерий (от гр. kritērion – средство для суждения) – признак, на
основании которого производится оценка, определение или классификация
чеголибо; мерило суждения, оценки.
Лицензирование образовательных учреждений – процедура,
включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и
выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право
ведения образовательной деятельности по зафиксированным в лицензии
направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а
также дополнительного образования.
Метод (от гр. methodos – правильный путь) – способ, план для
достижения определенной цели; в науке способ и порядок исследования
предмета для получения наиболее полного и соответствующего истине
результата. Главные виды логических и научных методов: анализ, синтез,
индукция, дедукция. Методы могут быть следующих видов: описательный,
умозрительный, генетический, диалектический, сравнительный и др.
Мониторинг – специально организованное, целевое наблюдение,
постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих
источников информации, а также специально организованных исследований и
измерений. Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки,
хранения и распространения информации о состоянии образовательной
системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении
образовательных потребностей населения, родителей.
Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе,
явлении и протекающих в нем процессов, явлений.
Моделирование – построение моделей для исследования и изучения
объектов, процессов, явлений.Модель управления описывает роли, которые могут занимать
участники проекта, а также процесс принятия решений внутри проекта.
Организационная модель – принципы формирования подразделений,
делегирования полномочий и наделения ответственностью.
Органы управления — организации и их подразделения, обладающие
правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и
следить за исполнением принятых решений.
Образовательное учреждение дополнительного образования –
образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в
качестве основных одной или нескольких дополнительных
общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных
образовательных программ;
Образовательноинформационная деятельность –
деятельность,
направленная на оперативное удовлетворение потребностей человека в
получении информации о достижениях в различных областях знаний, в том
числе способствующая повышению его образовательного уровня.
Обученность – способность человека качественно применять
полученные знания, умения и навыки как опыт понимания научных и
человеческих ценностей и явлений окружающего мира; способность
проявлять в понимании и применении знаний, концептуальность,
фундаментальность, проблемность, диалогичность.
Объект [от лат. objectum – предмет] – предмет, то внешнее, на что
направлена деятельность человека.Оценка – (филос.) отношение к социальным явлениям, человеческой
деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия
определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие
или критика и т. п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением,
уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека.
С другой стороны – учет мотивов, средств и целей действия, его
условий, места в системе поведения личности необходимое условие
правильной оценки этого действия.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого
определяется степень соответствия измеряемых образовательных
результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной
зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству
образования
Общее дополнительное образование – дополнительное образование,
направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного
и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в
соответствии с дополнительными общеобразовательными программами,
приобретению им новых знаний;
Показатель – обобщенная характеристика свойств объекта или
процесса, выступает методологическим инструментом, обеспечивающим
возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических
данных. Различают:
– качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие
определенного свойства;– количественные показатели, фиксирующие меру выраженности,
развития определенного свойства.
Программа (от греч. programma – объявление, предписание) – способ
пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого
либо содержания, а также по организации и реализации познавательных
(исследовательских) содержаний и процедур.
Процесс (от лат. processus) – ход, развитие явления; последовательная
закономерная смена состояний в развитии любой системы.
Повышение квалификации – обновление знаний и навыков лиц,
имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к
уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов
решения профессиональных задач.
Региональная система оценки качества образования – совокупность
способов, средств и организационных структур для установления степени
соответствия качества образования установленным требованиям.
Результат (от лат. resultatus – отраженный) – конечный итог, следствие,
завершающее собой какиенибудь действия, явления, развитие чегонибудь.
Стажировка – закрепление на практике знаний и навыков,
приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного
образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для
выполнения профессиональных обязанностей.
Самообразование – форма освоения дополнительных образовательных
программ при минимальной организации образовательного процесса илиполном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических
работников.
Система образования – совокупность образовательных программ и
государственных образовательных стандартов различного уровня и
направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов
управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Социологические методы:
– методы сбора информации – наблюдение, опрос, анализ документов,
эксперимент и др.;
– методы обработки и анализа данных – факторный, латентно
структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ,
ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
– методы построения теории – дедуктивный, индуктивный,
сравнительный, причинный, структурнофункциональный, генетический,
идеографический и др.
Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) – тот (или то), кто (или что)
познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что
направлены мысль и действие (филос.). Объект существует независимо от
субъекта.
Стратегическая цель – это главная цель, достижение которой наиболее
важно для выживания организации, для ее успеха. Стратегические цели
отличаются от оперативных целей значительным влиянием на
конкурентоспособность компании и высокой сложностью реализации.Стратегия – план или модель долговременного развития организации,
путь, складывающийся из нескольких этапов, который должна пройти
организация от своего нынешнего состояния до того целевого состояния,
которое планируется и предвосхищается.
Управление – вид деятельности, с помощью которой субъект
управления оказывает воздействие на управляемый объект.
Управление качеством образования – системное, скоординированное
воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других
связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с
целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования
образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов
установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и
ожиданиям.
Фактор (от лат. factor) – движущая сила, причина какогонибудь
процесса, обусловливающая его или определяющая его характер.
Функция – действие или набор действий, выполняемых над исходным
объектом (документом, ТМЦ и прочим) с целью получения заданного
результата.
Цель –
измеримый результат, который ожидается достичь в
краткосрочный период для того, чтобы реализовать стратегическую
(долгосрочную) цель. Цели определяют, какие результаты и когда должны
быть достигнуты.