Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Оценка 4.6
Лекции
docx
обществознание
Взрослым
03.07.2019
В данной методическое разработке представлено краткое содержание теоретического курса учебной дисциплины "Обществознание" для обучающихся 1 курса по специальности 49.02.01 «Физическая культура", квалификация «Педагог по физической культуре и спорту». Данная разработка будет полезна для преподавателей среднего профессионального образования. Работа представлена в виде тезисов лекций.
Тезисы лекций по обществознанию 1 курс.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 2
(колледж)»
Департамента спорта и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта)
_________________________________________________________________
Содержание теоретического курса учебной дисциплины
Обществознание.
По специальности 49.02.01 «Физическая культура»
Квалификация «Педагог по физической культуре и спорту»
Разработчик: Глушак Е.Н.
Москва 2018
Лекция: Социальные науки. Специфика объекта их изучения.
Система социальногуманитарного знания. Сущность научного знания. Что такое наука. Научное
знание. Обществознание как совокупность наук. Общественные науки.
Лекция: Социализация личности. Цель и смысл человеческой жизни.
Что такое социализация и сущность социализации. Агенты первичной и вторичной социализации.
Жизненный цикл человека. Значение детства. Период взросления. Роль агентов социализации.
Родительство.
Лекция: Понятие истины, ее критерии мировоззрения.
Гносеология. Что такое истина. Критерии истины. Истинные знания об объективном мире.
Проблема познаваемости мира. Знание и информация. Информация и заблуждение. Наблюдение и
эксперимент.Дезинформация.
Лекция: Свобода как условие самореализации личности. Гражданские качества личности.
Биосоциальный индивид. Что такое свобода, определение слова свобода. Подчинение
предписанным нормам и культурным правилам. Свобода человека и свобода выбора.
Ответственность человека за собственный выбор. Культура. Различное понимание и трактовка
понятия свобода. Права религиозных и национальных меньшинств. Инстинктивная свобода.
Лекция: Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Толерантность.
Молодежь как социальная группа. Группы молодежи: младшая, средняя, старшая (возрастные
рамки). Социальная неоднородность молодежи. Точки критического возраста. Проблемы
современной российской молодежи. Особенности общения в молодежной среде. Что такое
толерантность. Примеры толерантности в молодежной среде и в современном обществе.
Лекция: Основные виды профессиональной деятельности.
Человекприрода. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями,
животными и микроорганизмами.
Человекчеловек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с
людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным,
торговым и бытовым обслуживанием.
Человектехника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических
сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими
системами, материалами и видами энергии.
Человек знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами,
знаками, естественными и искусственными языками.
Человек художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с
музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.
Лекция: Общение. Виды общения.
Виды общения по средствам:
вербальное ; невербальное общение. Виды общения по целям:
биологическое общение; социальное общение Виды общения по содержанию:
материальное ; кондиционное ; деятельностное; мотивационное общение состоит в передаче друг
другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном
направлении. Виды общения по опосредованности. Деловое общение. воспитательное общение.
диагностическое общение
Лекция: Познание.
Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе. Результатом
познания. Субъект познания. Объект познания. Гносеология. Познание, его уровни и ступени. два
уровня познания: чувственное и рациональное. Ступени чувственного познания. Роль чувственного
познания
Лекция: Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Сущность культуры. Что такое культура. Ценности культуры. Антикультура. Критерий культуры –
человек. Совокупность традиций и обычаев. Совокупность духовных ценностей. Три значения
культуры в повседневной жизни. Многовариантность общественного развития. Качественное
развитие духовных достижений. Культурное многообразие. Культурный плюрализм. Правила
поведения в обществе. Культура общения. Культура труда и учебы. Правила этикета.
Мультикультурная модель.
Лекция: Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в
Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.
Профессиональное образование.
Что такое образование. Основные функции образования. Образование как социальный лифт.
Социальная мобильность . Жизненные шансы у образованного и необразованного человека. Уровень
образования – уровень доходов. Образование и обучение. Грамотный и просвещенный человек.
Процесс образования как процесс становления личности. Значение школьного образования.
Основополагающие задачи общеобразовательной школы. Профессиональная ориентация молодежи.
Высшее образование и его значение. Роль государства в российском образовании. Функции
государства по отношению к институту образования. Различные уровни образования. Отношение
молодежи к образованию.
Лекция: Мировые религии.
Что такое религия. Классификация религий. Архаичные религии. Конфессии. Три господствующие
религии. Специфические характеристики мировых религий. Численность адептов мировых религий.
Роль мировых религий в жизни человечества. Религиозные конфликты.
Лекция: Мораль. Основные принципы и нормы морали.
Ценности и идеалы личности. Мораль и право. Ценность и значение. Древний культ предков и
этика сыновней почтительности. Моральные человеческие отношения. Что такое ценности. Виды
ценностей. Предпочтение. Самоуважение. Базовые ценности личности.
Лекция: Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Выбор и
альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень
жизни. Экономика и социальная структура общества. Уровень бедности. Экономика и политика.
Специализация производства. Экономика как хозяйственная система. Что изучает экономическая
наука. Микроэкономика. Экономическая деятельность и ее измерители. Относительная величина
динамики. Показатель валового национального продукта. Национальный доход. Экономическая
теория. Основные характеристики макроэкономики, микроэкономики, мировой экономики.
Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Пути достижения.
Факторы экономического роста. Факторы производства. Экономические циклы. Экономическое
развитие. Причины циклического развития. Неравномерность экономического развития. Рыночные
структуры. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Лекция: Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы
семьи.
Понятия "потребитель и рациональный потребитель". Потребление – использование, употребление.
Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.
Виды потребления:1)производственное(расходование, использование ресурсов в процессе
производства); 2)непроизводственное(конечное потребление благ людьми, населением для
удовлетворения жизненных потребностей). Виды потребностей: 1)первичные(физиологические,
экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные); 2)насыщаемые(имеющие
чёткий предел) иненасыщаемые(стремление удовлетворить которые не имеет чётко обозначенного
предела [потребность в знаниях]). Рациональное поведение потребителя. Этапы рационального
поведения потребителя. Доходы и расходы потребителя. Основные источники номинального
(денежного) дохода потребителя. Реальный доход. Виды потребительских расходов. Зависимости
между доходами и расходами.
Лекция: Рынок одного товара. Факторы спроса. Факторы предложения. Основные рыночные
структуры. Основные организационные формы бизнеса в России. Фондовый рынок.
Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Законы спроса и предложения. Что такое
предложение на рынке. Коэффициент эластичности спроса. Рыночные структуры. Конкуренция и
монополия. Свободная конкуренция. Уровень цен и равновесный уровень цен. Совокупное
предложение. Совокупный спрос. Равновесный объем выпуска. Современная рыночная система.
Регулируемая рыночная система хозяйства. Социальноориентированная рыночная система.
Социальноориентированная рыночная экономика. Фирма или предприятие в экономике.
Постоянные и переменные издержки производства. Факторы производства. Фондовый рынок.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Лекция: Государственный бюджет. Основы налоговой политики государства.
Бюджетноналоговая (фискальная) политика. Государственный бюджет. Налоги как основной
источник доходов государства. Дефицит бюджета. Государственный долг. Нужна ли рынку помощь
государства. Экономическая безопасность. Налоговая политика. Инструменты государственной
экономической политики.
Лекция: Понятие ВВП и его структура.
Понятие валового внутреннего продукта. Система национальных счетов .Национальный доход (НД) . Косвенные налоги.
Личный доход
Основные макроэкономические показатели.
Конечная продукция.
(ЛД). Располагаемый личный доход
(РЛД) .
. Валовой национальный продукт (ВНП) .
Чистый национальный продукт (ЧНП). Валовой внутренний продукт (ВВП). Три метода подсчета
ВВП: По расходам; По доходам; По добавленной стоимости. Чистый внутренний продукт
(ЧВП). Национальный доход (НД). Личный доход (ЛД). Располагаемый личный доход (РЛД).
Лекция: Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Экономический рост и развитие. Индекс развития человеческого потенциала. Экономические
циклы. Длинные циклы. Материальная основа периодичности долгосрочных колебаний. Идея
множественности циклов. Причины циклического развития. Неравномерность экономического
развития. Доходы и благосостояния граждан. Экономический рост в стране. Экономический рост и
расходы на социальные нужды.
Лекция: Спрос на труд и его факторы. Факторы предложения труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Занятость и безработица. Рынок труда. Заработная плата. Изменения МРОТ. Прожиточный
минимум в России. Причины и виды безработицы. Безработица как социальноэкономическое
явление. Отечественные социологические исследования. Виды безработицы. Фрикционная
безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Государственная политика в
области занятости. Пассивная политика занятости. Мировая практика регулирования трудовых
отношений. Трудоустройство. Работы экономиста И.И.Заславского. Экономические последствия
безработицы.
Лекция: Деньги. Процент. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков.
Монетарная политика. Комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным
Банком с целью стабилизации экономики Цели монетарной политики
Цели кредитноденежной политики государства (Центрального Банка) . Стратегические (первичные)
цели. Первостепенное значение политика ЦБ. Повышение занятости среди населения.
Сдерживание инфляционных процессов. Выравнивание (балансирование) платежного баланса
государства. «Политика дешевых денег». Жесткая монетарная политика (ее второе название –
«политика дорогих денег»). Предел банковского резервирования. Повышение процентной ставки.
Продажа государственных ценных бумаг.
Лекция: Становление современной рыночной экономики России. Организация
международной торговли.
Современная рыночная экономика. Мировая экономика. Международное разделение труда.
Международная торговля. Объем импорта в России. Структура экспорта в России.
Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм. Свободная
торговля. Отрицательные черты свободной торговли. Нетарифные методы регулирования
международной торговли. Таможенные союзы. ВТО (всемирная торговая организация).
Глобальные проблемы экономики. Глобализация экономики.
Лекция: Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная
стратификация. Социальная мобильность.
Социальные группы в прошлом и сегодня. Что такое социальные группы. Значение социальных групп. Типология социальных групп. Формальные и неформальные социальные группы. Большие и
малые группы. Ограниченное число состава группы и стабильность состава. Внутренняя структура
группы. Принадлежность к группе. Взаимодействие в группе. Групповые нормы. Социальный лифт
и социальная мобильность. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.
Стратификация.
Лекция: Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие
социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом
коллективе.
Социальное положение. Социальный статус. Статусный набор. Виды статусов. Личный статус.
Социальный статус. Приписываемый статус. Социально приобретенный статус. Достигаемый статус.
Смешанный статус. Статусная (социальная) роль. Социальные нормы. Динамическая сторона
статуса. Элементы статуса. Ролевой набор. Ролевое бесправие. Социальная стратификация.
Сущность социальной стратификации. Социальное расслоение. Критерии социальной
стратификации. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Лекция: Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
Социальный статус и социальное положение. Доход. Образование. Престиж. Исторические формы
стратификации. Критерии социальной стратификации. Уровень образования – уровень доходов.
Шкала престижности профессий. Изменение социального статуса в период жизненного цикла.
Социологические исследования в этом вопросе.
Лекция: Социальный контроль. Самоконтроль.
Процесс социализации. Сущность социального контроля. Социальный контроль. Нормы социального
контроля. Санкции социального контроля. Самоконтроль. Совесть. Внешний контроль.
Формальный и неформальный контроль.
Лекция: Опасность наркомании, алкоголизма.
Социальные группы и группы риска. Опасность наркомании. Зависимы люди. Причины зависимости.
Причины снижения рождаемости. Последствия зависимости. Опасности алкоголизма.
Непопулярность здорового образа жизни. Рост продажи спиртных напитков. Проект «Здоровье».
Лекция: Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов и
пути их разрешения.
Социальная напряженность. Протестное движение. Конфликт и его характеристики. Противоречие.
Экономический конфликт. Конфликтное поведение в социальных группах. Протест как активная
форма конфликтного поведения. Понятия сопротивление и протест. Пути выхода из конфликта.
Истоки возникновения социальных конфликтов и пути их разрешения.
Лекция: Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Этнические
общности. Межнациональные отношения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Социальные группы в прошлом и сегодня. Типология социальных групп. Этнос и этнические
отношения. Общность исторической судьбы, традиции, обычаи. Этническое самосознание.
Этническая идентификация. Диаспоры и национальные меньшинства. Этническое большинство.
Исторические типы этноса. Нация. Народность Этноцентризм. Ксенофобия. Шовинизм. Национальная нетерпимость. Рассовая дискриминация. Культурный плюрализм. Формы этнического
взаимодействия. Межнациональные отношения и межнациональная рознь. Религиозные конфликты.
Принципы национальной Государственной политики в Российской Федерации. Проблема
национализма сегодня.
Лекция: Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской
Федерации.
Молодежь как социальнодемографическая группа. Три группы молодежи ( по возрастным
категориям). Социально неоднородная группа.Неформалы. Критический возраст молодежи.
Проблемы российской молодежи. Процесс омоложения элиты общества. Особенности молодежной
субкультуры. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Лекция: Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Семья и брак. Добрачное поведение. Брак. Нуклеарная семья. Многопоколенная семья.
Гражданский брак. Неполная семья . Проблемы неполных семей. Однокарьерная и двухкарьерная
семья. Демография. Материнский капитал. Многодетные семьи. Современная демографическая
ситуация в Российской Федерации. Популяция и депопуляция. Проект «Здоровье». «Русский
Крест». Причины смертности В России.
Лекция: Понятие власти. Политическая система. Государство как политический институт.
Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные
особенности развития современной политической системы.
Структура и функции политической системы. Институциональная подсистема. Нормативная
подсистема. Коммуникативная подсистема. Культурноидеологическая подсистема. Государство в
политической системе. Государственная деятельность. Политический режим. Авторитарный
режим. Демократический режим. Конституционное право и фундаментальные общественные
отношения. Парламентаризм. Право меньшинства на оппозицию. Политический плюрализм.
Демократия. Демократические перемены в России. Межгосударственная интеграция.
Лекция: Формы государства: формы правления, территориальногосударственное устройство,
политический режим. Особенности демократии в современных обществах.
Сущность правового государства. Верховенство права в обществе. Незыблемость прав человека.
Взаимная ответственность государства и личности. Разделение государственных властей.
Гражданское общество. Горизонтальные связи и отношения между людьми. Местное
самоуправление. Территориальное общественное самоуправление. Муниципальные образования.
Демократия и демократические выборы. Избирательная система. Особенности демократии в
современных обществах.
Лекция: Личность и государство. Политический статус личности. Политическое лидерство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Личность. Человеческая психика. Статус личности. Политическое лидерство и партии. Партийные
системы. Политическая элита России. Политическое лидерство. Учет запросов различных групп в
обществе. Определение политических целей и средств достижений. Мобилизация масс на
достижение политических целей. Ролевые функции политического лидера. Интеграция общества,
поддержка законности и общественного порядка. Осуществление связи с другими группами и организациями. Омоложение политической элиты в России.
Лекция: Гражданское общество и государство. Становление институтов гражданского
общества и их деятельность в РФ.
Гражданское общество. Признаки правого государства. Верховенство права в обществе.
Незыблемость прав человека. Взаимная ответственность государства и личности. Разделение
государственных властей. Становление институтов гражданского общества и их деятельности в РФ.
Местное самоуправление . Муниципальная коммуна.
Лекция: Политические партии и движения, их классификация. Законодательное
регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Понятие политической партии и движения. Типология и функции политических партий.
Политическая партия и функции. Правящие партии. Кадровые и массовые партии. Типы партийных
систем. Двухпартийная и многопартийная. Электорат.
Лекция: Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Характер
информации, распространяемой по каналам СМИ.
Роль СМИ . Политическая жизнь общества. Характер информации, распространяемый по каналам
СМИ. Влияние СМИ на жизнь общества. Источники СМИ.
Лекция: Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение.
Понятие право и правовые отношения. Признаки правовых отношений. Виды правовых отношений.
Элементы правоотношений. Субъект правоотношения. Объекты правонарушения. Правовое
поведение личности. Основные характеристики личности. Признаки правового поведения. Виды
правового поведения.
Лекция: Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного
строя Российской Федерации. Понятие гражданства. Основные конституционные права и
обязанности граждан в России. Формы и процедуры избирательного процесса.
Понятие и предмет конституционного права России. Предметом конституционного права. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Взаимоотношения между государством и
личностью. Организации и функционирования системы органов федеральной государственной
власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Метод
правового регулирования конституционного права. Конституционноправовые нормы и отношения.
Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются
конституционноправовыми отношениями. Источники конституционного права России. Основные
черты, функции и Юридические свойства Конституции. Порядок пересмотра Конституции. Понятие
гражданства. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Формы и
процедуры избирательного процесса. Основы конституционного строя: понятие, структуры и
признаки. Экономические и социальные основы конституционного строя.
Лекция: Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на
альтернативную гражданскую службу.
Объясним смысл положения о том, что защита Отечества — это долг и обязанность гражданина. Что
такое военная служба. Сравним военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём
различие между ними. Каковы основные обязанности военнослужащего. Как готовить себя к выполнению воинского долга. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную
гражданскую службу.
Лекция: Права и обязанности налогоплательщика.
Понятие «налогоплательщика». Принципы налогооблажения. Виды, формы налогообложения:
1. Федеральные налоги
2. Региональные налоги
3. Местные налоги
4. Правовая база налогоплательщиков. Права и льготы налогоплательщиков. Обязанность
налогоплательщиков. Виды налоговых правонарушений и наказания
Лекция: Личные неимущественные права граждан. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав. Защита прав потребителей.
Способы защиты личных неимущественных прав (сг. 12 ГК РФ):
признание права;
восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
пресечение действий, нарушающих право или создающих условия для его нарушения;
признание недействительным акта государственного органа или органа местного
самоуправления;
прекращение или изменение правоотношения;
неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления,
противоречащего закону;
способы, предусмотренные законом, например, опровержение сведений, порочащих честь и
достоинство гражданина. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Честь.
Достоинство. Деловая репутация. Порочащие сведения. Исковая давность. Гражданскоправовая
охрана индивидуальной свободы граждан. Право на имя — одно из важнейших личных
неимущественных прав гражданина, направленных на индивидуализацию его личности (ст. 19 ГК
РФ). Право на неприкосновенность внешнего облика представляет собой личное неимущественное
право гражданина, но, в отличие от предыдущего права, направлено не на индивидуализацию его
личности, а на обеспечение личной неприкосновенности человека. Право на изображение
Лекция: Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и
детей.
Семья и брак. Обязанности супругов .Оформление брачного договора. Условия вступления в брак.
Порядок прекращения брака. Имущественные права и обязанности супругов. Алиментные
отношения супругов и бывших супругов. личные права родителей. Родители имеют право дать ребенку имя, отчество и фамилию. Родители имеют право на защиту
интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту
их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в
суде, без специальных полномочий. Родители имеют право на определение места жительства
ребенка. Главным правом родителей, однако, является право воспитывать своих детей, которому в
большей степени, чем другим правам, свойствен характер обязательности, родители обязаны
заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей,
должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Имущественные права и
обязанности родителей: обязанность содержать несовершеннолетних и нетрудоспособных детей,
право требовать материальное обеспечение от детей в случае потери трудоспособности.
Лекция: Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов Российской
Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства.
Основы конституционного строя в Российской Федерации. Важнейшим признаком
демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина.
Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В
число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства
стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную,
судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Важно выделить
принцип разделения властей, на котором строится система, органов государственной власти в
Российской Федерации и её субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной
власти Российской Федерации делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной
власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти
(правотворческую, исполнительнораспорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют
основу конституционной системы органов российского государства. .Возникновение института
президентской власти в России. Статус Президента по Конституции РФ. Порядок вступления
Президента в должность. Полномочия Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ.
Исполнительная власть.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы.
Основная литература
1. Важенин, А.Г. Обществознание: учебник для СПО / А.Г. Важенин. – 9е изд., стер. –
М.: Академия,2014. – 432 с.
2. Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия [Электронный ресурс] : справочник
для подготовки к ЕГЭ / В.Я. Хуторской. — Электрон. текстовые данные. — М.:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2014. — 64 c. — 9785
190109788. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54645.html
3. Обществознание. Часть 1 [Электронный ресурс] : курс лекций / Электрон.
текстовые данные. Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, 2014. 156 c.
22278397. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56018.html
Дополнительная литература
3. Боголюбов, Л.Н Обществознание : учебник.10 класс. Базовый уровень / Л.Н Боголюбов,
Ю.И. Аверьянов, Л.В. Белявский. – 4е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 350 с.
4. Боголюбов, Л.Н Обществознание : учебник.11 класс. Базовый уровень / Л.Н Боголюбов,
Ю.И. Аверьянов, Л.В. Белявский. – 3е изд. . – М. : Просвещение, 2017. – 335 с. IPRbooks Электронно – библиотечная система [ Электронный ресурс]. Режим доступа:
Интернетресурсы :
1.
http://www.iprbookshop.ru
2. Школа цифрового века: образовательный проект [ Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://шцв.рф
3. Российская государственная библиотека. Режим доступа: http://www.rsl.ru
4. Национальная электронная библиотека. Режим доступа: http://нэб.рф
5. Российский государственный университет физической культуры Центральная
отраслевая библиотека РГУФКСМиТ Электронный каталог. Режим доступа:
http://www.sportedu.ru/
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Тезисы лекций по обществознанию для обучающихся 1 курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.