"Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"
Оценка 4.8

"Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
31.01.2020
"Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"
В 1995 году журнал Nature Australia опубликовал любопытную заметку. Некий австралиец, заглянувший с утра на кухню, обнаружил на столе большого дохлого паука. Что заставило его прийти умирать в столь не подходящее место? Но еще большее удивление и отвращение хозяин дома испытал, заглянув в стоящую рядом чашку с остатками вчерашнего кофе – там плавал невесть откуда взявшийся большой червяк … Мистер Грей – человек, с которым произошла эта история – биолог, и он сумел разгадать загадку.
Зоологический триллер.doc

"Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

                                           Учитель биологии Князева Т.А.

Цель: актуализация санитарно-гигиенического аспекта, через формирование базы знаний по теме «тип круглые черви».

Задачи:

  • сформировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  • развивать творческие способности;
  • осуществлять гигиеническое воспитание.

Методы и методические приемы:

  • Словесные: беседа, рассказ.
  • Практические: наблюдение, распознание, сравнение, выделение главного, обобщение.

Оборудование: бланки «Сценарий урока» (Приложение 1),  таблицы по теме,  доска магнитная, магниты.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и цель урока.
3. Написание сценария зоологического триллера.
– «Раскадровка»: проверка знаний – выполнение заданий по теме «тип Плоские черви».
– «Определение актерского состава» – классификация типа Круглые черви.
– Сцена 1 «Отличительные особенности»
– Сцена 2 «Внешнее строение»
– Сцена 3 «Внутреннее строение»
– Сцена 4 «Процессы жизнедеятельности»
– Сцена 5 «Цикл развития»
– Сцена 6 «Меры профилактики»
– Заключительная сцена.
4. Домашнее задание.
5. Итоги урока.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент – оценка готовности класса и учащихся к уроку, приветствие учеников и гостей.

Актуализация знаний:

В 1995 году журнал Nature Australia опубликовал любопытную заметку. Некий австралиец, заглянувший с утра на кухню, обнаружил на столе большого дохлого паука. Что заставило его прийти умирать в столь не подходящее место? Но еще большее удивление и отвращение хозяин дома испытал, заглянув в стоящую рядом чашку с остатками вчерашнего кофе – там плавал невесть откуда взявшийся большой червяк … Мистер Грей – человек, с которым произошла эта история – биолог, и он сумел разгадать загадку.

Тема урока – зоологический триллер «тип Круглые черви». Цель: написать сценарий зоологического триллера для изучения материала по данной теме.

Написание сценария.

Подготовительный этап.

1. «Раскадровка» – проверка знаний по теме «Тип Плоские черви».

Первый кадр  

Задание: допиши подходящее по смыслу.

Рисунок 1.

Тип  – Плоские черви
Класс – Ресничные
Вид – Белая планария
Образ жизни – свободноживущий хищник
Среда обитания – пресноводная

 

 

Второй кадр

Задание: Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены? Подпиши.

Пищеварительная         выделительная                  нервная                        половая
………………………      ……………………          …………………..    ……………..

Рисунок 2.

 

Третий  кадр

Рисунок 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: опиши цикл развития печеночного сосальщика.

С калом КРС яйцо попадает в воду, развивается в свободно живущую плавающую личинку, она проникает в тело улитки (промежуточного хозяина), выходит новое поколение личинок, которые в виде цист закрепляются на траве. КРС съедая траву, проглатывает цисту, которая ЖКТ лопается, личинка проникает в кровь и достигает печени, где развивается в половозрелую особь – гермафродит.

Ученикам предлагается самостоятельно изучить материал учебников и дополнительной литературы и выписать главное, интересное по их мнению. После написания каждой из сцен организуется небольшое обсуждение.

2. «Определение актерского состава» – классификация круглых червей.

Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви
Представители: нитчатый червь, нематоды, ришта, трихинелла, аскариды, острицы, волосатик, киноринх, коловратка,и тд.

 

3. «Написание сценария» – изучение нового материала

Сцена 1

Отличительные особенности круглых червей:

1. Около 15 тысяч видов
2. Тело нечленистое, цилиндрическое, веретенообразное
3. В поперечном разрезе круглое
4. Первичная полость тела
5. Наличие анального отверстия
6. Только 1 слой продольных мышц, только изгибается
7. Большинство внутренние паразиты растений, животных и человека.

 Сцена 2

Внешнее строение круглых червей.

Рисунок 4.

Форма тела – веретенообразная
Покровы – кутикула
Длина тела – самки 20-40 см, самцы 15-25 см в длину
Выросты на теле – отсутствуют
Органы на переднем конце – рот с тремя губами
Органы на заднем конце – анальное отверстие.

Сцена 3

Внутреннее строение круглых червей.

Рисунок 5.

Сцена 4

Процессы жизнедеятельности круглых червей.

1. Движение – один слой продольных мышечных волокон, только изгибаются.
2. Питание – пища проходит через рот и глотку в трубкообразный кишечник, не переваренные остатки удаляются через анальное отверстие.
3. Дыхание – дышат всей поверхностью тела.
4. Кровообращение – отсутствует, функции обмена веществ выполняет первичная полость.
5. Выделение – система представлена парой боковых каналов, сливающихся под глоткой в один, открывающийся на брюшной стороне.
6. Чувствительность – нервная система лестничного типа, органы чувств развиты слабо.
7. Размножение – раздельнополые животные, размножаются только половым способом, оплодотворение внутреннее.

Сцена 5

Цикл развития аскариды.

Сцена 6

Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами.

1. Мыть руки перед едой.
2. Хорошо мыть овощи и фрукты.
3. Соблюдать технологию приготовления мяса и рыбы.
4. Не использовать неочищенную воду.
5. Не купаться на диких пляжах.

Заключительная сцена.

Круглые черви имеют повсеместное распространение и высокую численность особей, что указывает на биологический прогресс этого типа червей, не смотря на простоту их организации в связи с паразитическим образом жизни.

Зачитывается развязка зоологического триллера.

Червяк в кофейной чашке оказался представителем семейства мермитид, относящихся к одному из классов круглых червей – нематодам. Мермитиды распространены по всему свету. Взрослые черви живут свободно в воде или в почве, но их личинки – паразиты членистоногих. Не оставляют своим «вниманием» ни пауков, ни ракообразных, ни насекомых. Попав в тело хозяина, личинка буквально выедает его изнутри. Когда личинке приходит время, выходить наружу, его хозяин направляется к воде, даже если он обитатель суши. Паук вместе со своим страшным грузом, подчиняясь неведомому приказу, отправился в поисках ближайшего водоема, им и оказалась чашка с кофе. Здесь созревший паразит разорвал его покровы и вышел наружу. Хозяин Мермитиды больше не нужен – ему «дозволяется» вылезти на сушу. Видимо, такая история и произошла на кухне мистера Грея.

4. Домашнее задание – параграф 45, повторить параграф 44, заполнить таблицу (Приложение 2)

5. Итоги урока.


Скачано с www.znanio.ru

Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

Организационный момент – оценка готовности класса и учащихся к уроку, приветствие учеников и гостей

Организационный момент – оценка готовности класса и учащихся к уроку, приветствие учеников и гостей

Второй кадр Задание : Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены?

Второй кадр Задание : Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены?

Задание : опиши цикл развития печеночного сосальщика

Задание : опиши цикл развития печеночного сосальщика

Написание сценария» – изучение нового материала

Написание сценария» – изучение нового материала

Сцена 4 Процессы жизнедеятельности круглых червей

Сцена 4 Процессы жизнедеятельности круглых червей

Сцена 6 Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами

Сцена 6 Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами

Здесь созревший паразит разорвал его покровы и вышел наружу

Здесь созревший паразит разорвал его покровы и вышел наружу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020