План-конспект урока по теме «Тип плоские черви»
Цели урока: сформировать знание об общей характеристике типа Плоские черви, об их классификации с учетом разных признаков, а также роли в природе и значении для человека.
Задачи урока:
1.обучение- сформировать знания об общих признаках типа Плоские черви, их различиях по приспособлениям для представления многообразия; актуализировать умения распознавать разных представителей типа Плоские черви по рисункам и фотографиям.
2.воспитание – способствовать бережному отношению к многообразию типа Плоские черви из-за выполнения животными функций в природных сообществах.
3.развитие-актуализировать знания о дедукции, сравнении и классификации для лучшего представления многообразия Плоские червей в определенно логике.
Ожидаемые результаты:
1.предметные результаты-выражать основные признаки обще характеристики типа Плоские черви; демонстрировать умение относить конкретных представителей Плоских червей к определенным таксонам.
2.личностные результаты-выражать готовность бережного отношения к представителям типа Плоские черви.
3.метапредметные результаты-использовать дедукцию для классификации представителей типа Плоские черви при их сравнении по разным признакам.
Тип и вид урока: комбинированный; (урок-беседа с использованием демонстрационного материала по строению Плоских червей, представителей данного типа)
Методы работы и учителя и учащихся:
1) методы работы учителя–объяснение на основе анализа существенных и общих признаков типа Плоские черви; комментирование материала о многообразии с использованием дедукции и сравнения; организация самостоятельной работы с учебником по распознаванию представителей типа Плоские черви;
2) методы работы учащихся– выполнение самостоятельно работы по распознаванию представителей типа Плоские черви по учебнику, рисунка, фотографиям; оформление записей в тетради по схеме (классификация Плоских червей).
Оборудование урока: учебник, мультимедийный комплекс, мультимедийная презентация о строении и жизнедеятельности Плоских червей, рисунки с изображением схем строения Плоских червей, рисунки и фотографиями представителей типа Плоские черви.
Основные понятия урока:
1. Морфологические: (существенные признаки внешнего строения Плоских червей)
2. Анатомические: (общий план внутреннего строения класса Плоские черви)
3. Систематические: (таксоны животных)
4. Экологические: (значение для человека и роль в природе)
Ход урока:
1.Организационный момент(3 минуты):
Приветствие учащихся, обращение учителя к учащимся, отмечание отсутствующих
2.Повторение пройденного материала:
На данном этапе проводится проверка домашнего задания по предыдущей теме «Кишечнополостные». Для этого учитель предлагает провести письменную проверку знаний по теме «Кишечнополостные» - кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося.
1.Наружный слой клеток кишечнополостных.
2.Полость, в которой происходит переваривание пищи у кишечнополостных.
3.Способность организмов восстанавливать утраченные части.
4.Внутренний слой клеток кишечнополостных.
5.«Португальский военный кораблик».
6.Специальные клетки наружного слоя, способные при прикосновении к ним выстреливать иглой с порцией яда.
7.Наиболее известный представитель класса Гидроидные.
8.Тип симметрии, характерный для кишечнополостных.
9.Свободноплавающаяформа кишечнополостных - результат чередования поколений.
10.Острова, образованные коралловыми отложениями.
Далее учитель предлагает ответить на вопросы учащимся:
1.В чем сходство кишечнополостных и простейших?
2.Каково практическое значение кишечнополостных?
3. Назовите общие признаки кишечнополостных?
3.Введение нового материала ( до 25мин):
Вы знаете, что Черви представлены тремя типами: Плоские, Круглые, Кольчатые. Сегодня мы рассмотрим первый тип червей- это тип Плоские черви.
1) Общая характеристика таксона. Плоские черви — двусторонне-симметричные животные. Тело Плоских червей состоит из трёх слоев клеток: эктодермы, энтодермы и мезодермы. У них впервые появляется третий слой клеток — мезодерма.
Давайте запишем, мезодерма - средний слой клеток, который залегает между эктодермой и энтодермой.
Внешнее строение: форма тела плоских червей - уплощённая. Они билатерально симметричны, то есть через тело можно провести только одну плоскость симметрии. Тело не сегментировано, на переднем конце находится ротовое отверстие, которое ведёт в кишечную полость.
Внутреннее строение: само тело представляет собой кожно-мускульный мешок, который состоит из покровного эпителия и трёх слоёв мышц — кольцевых, косых и продольных. Кожно-мускульный мешок позволяет животному сохранять постоянную форму тела.
Внутри кожно-мускульного мешка расположены внутренние органы, пространство между которыми заполнено паренхимой — группой клеток, имеющих отростки, которые заполняют пространство между органами.
Обратите внимание, что внутренней полости тела у плоских червей нет.
Пищеварительная система: примитивная, начинается ртом, расположенным посередине тела на брюшной стороне. Далее идут глотка и кишечник, который слепо заканчивается (анального отверстия нет). Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через рот.
Выделительная система: представлена протонефридиями, состоящими из канальцев, начинающихся звёздчатыми клетками с пучками ресничек. Пучки ресничек, колеблясь, создают ток жидкости и направляют её к выделительной поре.
Нервная система: состоит из нервных узлов (ганглиев) на передней части тела и нервных стволов, расположенных вдоль тела. Нервные стволы соединены между собой поперечными перемычками. Такой тип нервной системы называют лестничным.Некоторые плоские черви (свободноживущие) имеют примитивные органы чувств — глаза и органы равновесия.
Половая система: В организме плоского червя имеются и мужские, и женские органы размножения. Такие животные называются — гермафродиты. Имеются мужские половые железы — семенники и женские — яичники.
Дыхательная и кровеносная системы: отсутствуют, поглощения кислорода и выделение углекислого газа осуществляется всей поверхностью тела.
Значение плоских червей: обитают во всех средах жизни, в том числе паразитируют в других организмах. Гельминты (паразитические черви) вызывают опасные заболевания животных и человека.Эти паразиты приводят к сильным болям, истощению. Человек заражается свиным цепнем, употребляя в пищу заражённую свинину, а бычьим цепнем при употреблении заражённой говядины. Поэтому нельзя употреблять в пищу мясо, которое не прошло санитарный контроль.
Учитель: давайте запишем схему «классификация типа плоские черви и представителей каждого класса.Каких представителей определенного класса вы можете назвать?
Учитель предлагает дать краткую характеристику классов типа плоские черви с помощью материала параграфа.
Класс Ресничные червиназван так потому, что все тело червя покрыто мелкими ресничками, обеспечивающими движение животного и передвижение мелких особей в пространстве.
Внешний вид и покровы: тело ресничных червей вытянутое в длину, листовидное. Размеры варьируют от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Тело покрыто однослойным мерцательным эпителием.
Внутреннее строение: под эпителием находится базальная мембрана, служащая для придания телу определенной формы и для прикрепления мышц. Совокупность мышц и эпителия образует единый комплекс — кожно-мускульный мешок. Четко выраженной полости тела ресничные черви не имеют.
Пищеварительная система ресничных червей слепозамкнутая. Рот служит и для проглатывания пищи, и для выбрасывания непереваренных остатков пищи. Рот располагается обычно на брюшной стороне тела и ведет в глотку. Средняя кишка у ресничных червей представляет собой ветвящиеся во все стороны каналы.
Нервная система: особенностью являетсяконцентрация нервных элементов у переднего конца тела с формированием двойного узла — мозгового ганглия, который становится координирующим центром всего тела. От ганглия отходят продольные нервные стволы, связанные поперечными кольцевыми перемычками.
Органы чувств у ресничных червей развиты сравнительно хорошо. Органом осязания служит вся кожа. Органы чувств равновесия представлены замкнутыми мешочками — статоцистами, со слуховыми камешками внутри. Органы зрения имеются почти всегда. Глаз может быть одна пара или больше.
Выделительная система в виде ветвистых каналов, замкнутых на концах звездчатыми клетками, называется протонефридиями.
Половая система: Ресничные черви гермафродиты. Оплодотворение — внутреннее.
Класс Сосальщики
Каких представителей класса можете назвать?
Представители класса ведут паразитический образ жизни. В связи с этим имеются некоторые приспособления.
Форма тела: сосальщиков листообразная, или ланцетовидная (суженная к концам). Есть две присоски — передняя (в её глубине расположен рот) и задняя. Покровы без ресничек.
Нервная система: лестничного типа. Органы чувств упрощены, что связано с паразитическим образом жизни.
Пищеварительная система: упрощена, они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела.
Размножение: большинство сосальщиков гермафродиты. Обычно у сосальщиков, происходит взаимное оплодотворение двух спаривающихся червей. Но если печёночный сосальщик живёт один в организме хозяина, может происходить и самооплодотворение.
Развитие рассмотрим на примере печёночного сосальщика. Оно более сложное, и происходит со сменой хозяев и с чередованием поколений.Часть жизненного цикла этого червя связана с существованием в теле коровы или человека, другая часть — в теле пресноводной улитки — малого прудовика. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика — пресноводная улитка, малый прудовик.
Класс Ленточные черви
Каких представителей класса можете назвать?
Внешнее строение: тело Ленточных червей поделено на членики. На переднем конце тела расположена головка (сколекс), которая имеет органы прикрепления — присоски и крючья, с помощью которых паразит закрепляется в кишечнике животного-хозяина. За головкой располагается шейка.
Внутреннее строение: имеется кожно-мускульный мешок, а пространство между внутренними органами заполнено паренхимой.
Нервная система развита слабо, а органы чувств отсутствуют, что связано с паразитическим образом жизни.
Пищеварительная система: питательные вещества всасывают всей поверхностью тела.
Размножение: гермафродиты. В каждом членике содержатся мужские и женские половые органы. Оплодотворение перекрёстное, но бывает и самооплодотворение.
Развитие: рассмотрим на примере бычьего цепня. Паразит периодически отделяет зрелые, наполненные яйцами, членики с конца своего тела. Так, вместе с испражнениями хозяина наружу выводятся яйца. Они попадают на траву, и поглощаются крупным рогатым скотом (промежуточный хозяин). Человек (окончательный хозяин) заражается цепнем, когда употребляет в пищу недостаточно приготовленное мясо. В кишечнике человека головка финны выворачивается наружу. С помощью присосок и крючьев паразит прикрепляется к стенке кишечника, где он питается, растёт, и на его теле образуются членики.
4.Применение и закрепление новых знаний:
На основе полученных знаний, учитель предлагает заполнить данную таблицу:
|
Классы |
||
Ресничные (Белая планария) |
Сосальщики (Печеночный сосальщик) |
Ленточные (Бычий цепень) |
|
Покровы и отделы тела |
не сегментировано, покрыто ресничным эпителием |
не сегментировано, кожно-мускульный мешок |
состоит из головки, шейки, члеников, кожно-мускульный мешок с микроворсинками |
Пищеварительная система |
развита |
слаборазвита |
отсутствует |
Органы фиксации |
_ |
Ротовая и брюшная присоски |
Имеются 4 присоски на головке |
Тип развития |
Прямой |
Со сменой хозяев |
Со сменой хозяев |
5. Рефлексия:
Ребята, что мы с вами проходили на данном уроке? Что нового вы для себя узнали? Все ли вам было понятно по данной теме? Есть ли у вас какие-то вопросы?
Домашнее задание:
1.Изучить § учебника, ответить устно на вопросы после §.
2.Выписать определения в тетрадь: «гермафродит», «паренхима», «кожно-мускульный мешок».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.