Типология обществ "От традиционного общества к информационному".
Оценка 5

Типология обществ "От традиционного общества к информационному".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл—11 кл
13.02.2017
Типология обществ "От традиционного общества к информационному".
Типология обществ.doc
Тема урока:  Типология обществ. «От традиционного общества к  информационному».  Цель урока: повторение и обобщение типологии обществ с точки зрения социально­ философского, историко­типологического и социально­конкретного уровней Задачи урока:    развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск,  систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать,  делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  способствовать выработке гражданской позиции учащихся.  Подготовка к ЕГЭ Понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная  цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация  восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация»,  «социальный контракт» Тип урока: урок ­ деловая игра. Ход урока I. Организационный момент У каждого исторического типа общества есть какие­то общие характеристики, по  которым ту или иную общность людей можно отнести к определенному историческому  типу общества. Разные ученые, размышляя на эти темы, определяют различные  существенные признаки. Большинство исследователей считают, что решающую роль  здесь играют: ­ отношение людей к природе; ­ отношение людей к друг другу; ­ система  ценностей и жизненных смыслов. Задание 28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типология обществ».  Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен  содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах. Т.о., мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Традиционное общество. 2. Становление индустриального общества. 3. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. II. Работа с текстом. Задание 21. Указать признаки общества названые автором. Группа 1, дает характеристику традиционному обществу. Группа 2, дает характеристику индустриальному обществу. Группа 3, дает характеристику техногенной цивилизации. План ответа 1. Экономическая характеристика, отношение к природе. 2. Политическая характеристика общества. 3. Социальная характеристика общества. 4. Особенности духовной жизни данного общества Назвать признаки общества не указанные в тексте.  Вопросы к группе 1 1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества? 2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе?  Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества. 3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите  примеры, подтверждающие ваши выводы. 4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе? 5. Что такое «внеэкономическое принуждение»? 6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на  примеры из всеобщей истории. 7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей? 8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного  общества. 9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном  обществе. 10. Каким было отношение к традициям? 11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе? 12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано». 13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества. 14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного  общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения. 15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества? 16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.  Вопросы к группе 2 1. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки, которые сформировали новый тип  цивилизационного развития ­ индустриальное (капиталистическое) общество. 2. Как отвечал на заданный вопрос К. Маркс? 3. В чем видел истоки «духа капитализма» М. Вебер? 4. Что такое, с его точки зрения, «цивилизованный капитализм»? 5. Охарактеризуйте взгляды французского историка Ф. Броделя на предпосылки  капитализма. 6. Как вы считаете, кто из перечисленных мыслителей наиболее точно указал на  предпосылки складывающегося индустриального общества.  Вопросы к группе 3 1. Какое определение можно дать индустриальному обществу? 2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества? 3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду  повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества ­ как  прогресс («стрела времени»)? 4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества  «техногенной цивилизацией»? 5. Как изменяется место человека в системе общественного производства? 6. Какова роль науки на данном этапе? 7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе. 8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке  исторического пути. 9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот  процесс для человека? 10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном  обществе. 11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что ­ нет? 12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово­ родовой принадлежности? 13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку? 14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой? 15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых условиях человека  индустриального общества. 16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном отрезке времени? 17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.  Задание 5. Классификация путем установления соответствия Заполните представленную таблицу, используя представленные признаки Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество Основной фактор производства                 Характерные черты производства       Сфера занятости населения   Социальная  структура       Воздействие человека на природу       Политическая жизнь Духовная жизнь       Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.  Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место  пропусков. Рефлексия. Задание 26. Приведите три признака общества, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.  1 группа: Индустриального общества 2 группа: Постиндустриального (информационного) общества 3 группа: Традиционного общества III.  Выставление оценок. Подведение итогов.   Домашнее задание Написать эссе по теме: «С переходом к индустриальному обществу социальные роли ста­ новятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер)

Типология обществ "От традиционного общества к информационному".

Типология обществ "От традиционного общества к информационному".

Типология обществ "От традиционного общества к информационному".

Типология обществ "От традиционного общества к информационному".

Типология обществ "От традиционного общества к информационному".

Типология обществ "От традиционного общества к информационному".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017