Типовая программа наставничества
Оценка 4.8

Типовая программа наставничества

Оценка 4.8
docx
18.06.2024
Типовая программа наставничества
9 Типовая программа наставничества.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

на 20    год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕАО

2021


Составители:

ФИО, должности составителей

 

 

 

 

Программа наставничества «наименование образовательной организации» на 20 год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1. Цель и задачи Программы

2. Ролевые модели в рамках форм наставничества, реализуемые в

«наименование образовательной организации»

3. Типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника в разрезе форм наставничества

4. Календарный план работы Школы наставника

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствие с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г.

Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность             по             общеобразовательным,                                  дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» образовательные организации (далее ОО) должны разработать и осуществить реализацию Программ наставничества (далее Программа).

В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к управлению программой») Программа это совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений.

Структурное построение Программы как документа планирования определяется процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных этапов:

     целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы наставничества в ОО цели и задач);

     определение форм наставничества, как проектов в рамках Программы;

     выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микро-проектов;

    разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под руководством наставника (далее – Индивидуальных планов) в разрезе форм наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.

     разработку календарного плана работы Школы наставника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.   ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ25

 

Обеспечить развитие участников внедрения Целевой модели наставничества в «наименование ОО» и улучшение личных показателей их эффективности в разрезе форм наставничества


 

 

1 уровень - Цель

 

2 ур. - Задачи


 


Обеспечить разносторон- нюю поддержку обучаю- щегося с особыми образо- вательными/социальными потребностями и/или вре- менную помощь в адап- тации к новым условиям

 

Проект наставничества 1

«Ученик-ученик» («Студент-студент»)

 

Микро-проект 1.1.

«Успевающий- неуспевающий»

 

Микро-проект 1.2.

«Лидер-пассивный»

 

Микро-проект 1.3.

«Равный-равному»

 

 

 

4 ур.- Микро-проекты

(ролевые модели)


Обеспечить успешное зак- репление на месте работы/в должности педагога моло-дого специалиста, повы-шение его профпотенциала и уровня/ создание комфортной профессиональной среды для реализации актуальных педзадач на высоком уровне

 

Проект наставничества 2

«Учитель-учитель»

 

Микро-проект 2.1.

«Опытный учитель- молодой специалист»

 

Микро-проект 2.2.

«Лидер педсообщества- педагог, испытывающий проблемы»

Микро-проект 2.3.

«Педагог-новатор консер- вативный педагог»

 

Микро-проект 2.4.

«Опытный предметник

неопытный предметник»


Обеспечить успешное фор- мирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улуч- шение образовательных результатов, метакомпе- тенций и мотивации, появ- ление ресурсов для осознан- ного выбора будущей лич- ностной, образовательной и проф. траекторий развития

 

Проект наставничества 3

«Студент-ученик»

 

Микро-проект 3.1.

«Успевающий- неуспевающий»

 

Микро-проект 3.2.

«Лидер-равнодушный»

 

Микро-проект 3.3.

«Равный-равному»

 

Микро-проект 3.4.

«Куратор-автор проекта»


Обеспечить успешное формирование у учеников средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи

 

 

Проект наставничества 4

«Работодатель-ученик»

 

Микро-проект 4.1.

«Активный профессионал – равнодушный потребитель»

 

Микро-проект 4.2.

«Коллега молодой коллега»

Микро-проект 4.3.

«Работодатель будущий

сотрудник»


Обеспечить получение студентом актуализирован- ного профессионального опыта и развитие личност-ных качеств, необходимых для осознанного целепо-лагания, самоопределения и самореализации

3 ур.- Проекты

 

Проект наставничества 5

«Работодатель -студент»

 

Микро-проект 5.1.

«Активный профессионал

равнодушный потребитель»

Микро-проект 5.2.
«Коллега – будущий коллега»

Микро-проект 5.3.

«Успешный профессионал

– студент, выбирающий профессию»

 

Микро-проект 5.4.

«Работодатель будущий

сотрудник»


 


2.    РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В «НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Форма

наставничества26

Вариации ролевых моделей27

Ученик-ученик (студент- студент)

      «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

      «лидер – пассивный» - психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

    «равный равному» - обмен навыками, например, когда наставник

обладает критическим мышлением, а наставляемый креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Учитель-учитель (педагог- педагог)

  «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

  «лидер педагогического сообщества педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы:

«не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

  «педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;

  «опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и

т.д.).28

Студент-ученик

  «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины;

  «лидер равнодушный» - психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество;

  «равный – другому» - обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;

  «куратор автор проекта» - совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на

конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки.

 

 

 

 


Форма

наставничества

Вариации ролевых моделей

Работодатель - ученик

«активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотиваци- онная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории;

«коллега молодой коллега» совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;

«работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций,

необходимых для будущего трудоустройства.

Работодатель – студент

«активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотивацион- ная, ценностная и профессиональная поддержка с системным разви- тием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории;

«успешный профессионал студент, выбирающий профессию» краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места работы;

«коллега будущий коллега» совместная работа по развитию творческого, предпринимательского, прикладного (модель, продукт) или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, способными оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;

«работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее

трудоустройство.


3.   ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА

Форма наставничества: «Ученик - ученик (студент студент)»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

 

Форма наставничества: «Ученик-ученик»29. Ролевая модель: «Успевающий ученик -неуспевающий ученик».

Ф.И.О., класс/группа наставляемого                                                                                                                                                     Ф.И.О. и должность наставника                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Срок осуществления плана: с «     »               20    г. по «       »                       20 г.

 

Проект, задание

Срок

Планируемый результат30

Фактический результат31

Оценка наставника

Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1.

Провести        самодиагностику       на        предмет

определения          приоритетных         направлений развития32

 

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником33

 

 

1.2.

Провести диагностическую/развивающую беседу

с наставником, для уточнения зон развития

 

 

 

1.3.

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем

мероприятий раздела 2.

 

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации

 

 


Раздел 2. Направления развития ученика/студента

2.1.

Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами

по направлению, которое вызывает затруднения

 

Определен    перечень    литературы,   интернет- сайтов для изучения, изучены … (перечень)

 

 

2.2.

Перенять успешный опыт наставника по подготовке домашнего задания (написания доклада, выполнения упражнений, заучивания стихотворений и т.д.)/ подготовки к контрольным работам/ самостоятельных тренировок/разработки

проекта и пр.

 

Сформировано понимание на основе изучения опыта наставника, как успешно подготовить домашнее задание (написать доклад, выполнить упражнения, заучить стихотворения и т.д.)/…

 

 

2.3.

Сформировать правила поведения на уроке (как вести конспект, запоминать информацию, выступать с докладом и пр.); тренировке, общественной, проектной деятельности и др. для

повышения результативности

 

Сформировано понимание, как повысить результативность (успеваемость) на уроке, тренировке, проведении общественного мероприятия и др.

 

 

2.4.

Освоить эффективные подходы к планированию

учебной (спортивной, тренировочной, проектной, общественной и др.) деятельности

 

Освоены     навыки     планирования     учебной

(спортивной,     общественной)      деятельности (указать), определены приоритеты

 

 

2.5.

Познакомиться с успешным опытом (указать авторов) учебной деятельности, тренировочного процесса, подготовки и проведения публичных выступлений, подготовки проектов, участия в олимпиадах и конкурсах и др.

 

Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что из изученного опыта можно применить на практике для повышения результативности учебной (спортивной, общественной)

деятельности

 

 

2.6.

Принять участие в олимпиаде, конкурсе, соревнованиях с последующим разбором полученного опыта

 

По итогам участия в олимпиаде/конкурсе (указать, каких) занято ?? место/получен статус лауреата;

По итогам соревнования по

 

 

2.7.

Выступить с докладом об ученическом проекте на

 

Доклад      представлен      на      муниципальной

конференции «…»

 

 

2.8.

Изучить основы финансовой грамотности, сов- местно с наставником организовать и провести внеклассное мероприятие, посвященное

повышению финграмотности

 

Проведен квест по формированию финансовой грамотности (указать тему)

 

 

2.9.

Совместно   с   наставником   принять   участие   в

мероприятиях,      посвященных      формированию

 

Приято участие в Финансовом фестивале РК, в

конкурсе «Секреты денежки» получен статус

 

 


 

финансовой грамотности в РФ и РК (форум,

фестиваль, конкурс «…...» и др.)

 

лауреата

 

 

2.10.

Изучить           основы           предпринимательской деятельности,           определить           возможности молодежного предпринимательства

 

Сформировано понимание специфики предпринимательской деятельности в молодежной среде и определены ее

возможности в Еврейской автономной области

 

 

2.11.

Сформировать          понимание         эффективного поведения     при     возникновении    конфликтных

ситуаций в ОО, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования

 

Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе/студенческой группе

 

 

2.12.

Записаться в кружок, спортивную секцию, клуб по интересам и др. с учетом выбранного направления

развития

 

Стал участником спортивной секции, кружка, клуба по интересам, волонтером и др.

 

 

 

Подпись наставника                                                      

«        »                    20   г.

Подпись наставляемого сотрудника                                              

«_      »                    20     г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА на 20 год

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА на 20 год

Составители: ФИО, должности составителей

Составители: ФИО, должности составителей

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В соответствие с

ВВЕДЕНИЕ В соответствие с

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ

РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ

Форма наставничества Вариации ролевых моделей

Форма наставничества Вариации ролевых моделей

ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Раздел 2. Направления развития ученика/студента 2

Раздел 2. Направления развития ученика/студента 2

РФ и РК (форум, фестиваль, конкурс «…

РФ и РК (форум, фестиваль, конкурс «…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024