на 20 год
Составители:
ФИО, должности составителей
Программа наставничества «наименование образовательной организации» на 20 год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
|
Введение |
1. Цель и задачи Программы |
2. Ролевые модели в рамках форм наставничества, реализуемые в «наименование образовательной организации» |
3. Типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника в разрезе форм наставничества |
4. Календарный план работы Школы наставника |
Приложения |
В соответствие с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г.
№ Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» образовательные организации (далее – ОО) должны разработать и осуществить реализацию Программ наставничества (далее – Программа).
В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений.
Структурное построение Программы как документа планирования определяется процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных этапов:
– целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы наставничества в ОО цели и задач);
– определение форм наставничества, как проектов в рамках Программы;
– выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микро-проектов;
– разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под руководством наставника (далее – Индивидуальных планов) в разрезе форм наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
– разработку календарного плана работы Школы наставника.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ25
Обеспечить развитие участников внедрения Целевой модели наставничества в «наименование ОО» и улучшение личных показателей их эффективности в разрезе форм наставничества
1 уровень - Цель
2 ур. - Задачи
Обеспечить разносторон- нюю поддержку обучаю- щегося с особыми образо- вательными/социальными потребностями и/или вре- менную помощь в адап- тации к новым условиям
Проект наставничества 1
«Ученик-ученик» («Студент-студент»)
Микро-проект 1.1.
«Успевающий- неуспевающий»
Микро-проект 1.2.
«Лидер-пассивный»
Микро-проект 1.3.
«Равный-равному»
4 ур.- Микро-проекты
(ролевые модели)
Обеспечить успешное зак- репление на месте работы/в должности педагога моло-дого специалиста, повы-шение его профпотенциала и уровня/ создание комфортной профессиональной среды для реализации актуальных педзадач на высоком уровне
Проект наставничества 2
«Учитель-учитель»
Микро-проект 2.1.
«Опытный учитель- молодой специалист»
Микро-проект 2.2.
«Лидер педсообщества- педагог, испытывающий проблемы»
Микро-проект 2.3.
«Педагог-новатор – консер- вативный педагог»
Микро-проект 2.4.
«Опытный предметник –
неопытный предметник»
Обеспечить успешное фор- мирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улуч- шение образовательных результатов, метакомпе- тенций и мотивации, появ- ление ресурсов для осознан- ного выбора будущей лич- ностной, образовательной и проф. траекторий развития
Проект наставничества 3
«Студент-ученик»
Микро-проект 3.1.
«Успевающий- неуспевающий»
Микро-проект 3.2.
«Лидер-равнодушный»
Микро-проект 3.3.
«Равный-равному»
Микро-проект 3.4.
«Куратор-автор проекта»
Обеспечить успешное формирование у учеников средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи
Проект наставничества 4
«Работодатель-ученик»
Микро-проект 4.1.
«Активный профессионал – равнодушный потребитель»
Микро-проект 4.2.
«Коллега – молодой коллега»
Микро-проект 4.3.
«Работодатель – будущий
сотрудник»
Обеспечить получение студентом актуализирован- ного профессионального опыта и развитие личност-ных качеств, необходимых для осознанного целепо-лагания, самоопределения и самореализации
Проект наставничества 5
«Работодатель -студент»
Микро-проект 5.1.
«Активный профессионал –
равнодушный потребитель»
Микро-проект 5.3.
«Успешный профессионал
– студент, выбирающий профессию»
Микро-проект 5.4.
«Работодатель – будущий
сотрудник»
Форма наставничества26 |
Вариации ролевых моделей27 |
Ученик-ученик (студент- студент) |
– «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; – «лидер – пассивный» - психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков; – «равный – равному» - обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом. |
Учитель-учитель (педагог- педагог) |
– «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; – «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив; – «педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями; – «опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).28 |
Студент-ученик |
– «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины; – «лидер – равнодушный» - психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество; – «равный – другому» - обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность; – «куратор – автор проекта» - совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки. |
Форма наставничества |
Вариации ролевых моделей |
Работодатель - ученик |
−«активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотиваци- онная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории; −«коллега – молодой коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора; −«работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства. |
Работодатель – студент |
−«активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотивацион- ная, ценностная и профессиональная поддержка с системным разви- тием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории; −«успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» – краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места работы; −«коллега – будущий коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского, прикладного (модель, продукт) или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, способными оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора; −«работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство. |
3. ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА
Форма наставничества: «Ученик - ученик (студент – студент)»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «Ученик-ученик»29. Ролевая модель: «Успевающий ученик -неуспевающий ученик».
Ф.И.О., класс/группа наставляемого Ф.И.О. и должность наставника Срок осуществления плана: с « » 20 г. по « » 20 г.
№ |
Проект, задание |
Срок |
Планируемый результат30 |
Фактический результат31 |
Оценка наставника |
Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления |
|||||
1.1. |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития32 |
|
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником33 |
|
|
1.2. |
Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития |
|
|
|
|
1.3. |
Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятий раздела 2. |
|
Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации |
|
|
Раздел 2. Направления развития ученика/студента |
|||||
2.1. |
Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлению, которое вызывает затруднения |
|
Определен перечень литературы, интернет- сайтов для изучения, изучены … (перечень) |
|
|
2.2. |
Перенять успешный опыт наставника по подготовке домашнего задания (написания доклада, выполнения упражнений, заучивания стихотворений и т.д.)/ подготовки к контрольным работам/ самостоятельных тренировок/разработки проекта и пр. |
|
Сформировано понимание на основе изучения опыта наставника, как успешно подготовить домашнее задание (написать доклад, выполнить упражнения, заучить стихотворения и т.д.)/… |
|
|
2.3. |
Сформировать правила поведения на уроке (как вести конспект, запоминать информацию, выступать с докладом и пр.); тренировке, общественной, проектной деятельности и др. для повышения результативности |
|
Сформировано понимание, как повысить результативность (успеваемость) на уроке, тренировке, проведении общественного мероприятия и др. |
|
|
2.4. |
Освоить эффективные подходы к планированию учебной (спортивной, тренировочной, проектной, общественной и др.) деятельности |
|
Освоены навыки планирования учебной (спортивной, общественной) деятельности (указать), определены приоритеты |
|
|
2.5. |
Познакомиться с успешным опытом (указать авторов) учебной деятельности, тренировочного процесса, подготовки и проведения публичных выступлений, подготовки проектов, участия в олимпиадах и конкурсах и др. |
|
Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что из изученного опыта можно применить на практике для повышения результативности учебной (спортивной, общественной) деятельности |
|
|
2.6. |
Принять участие в олимпиаде, конкурсе, соревнованиях с последующим разбором полученного опыта |
|
По итогам участия в олимпиаде/конкурсе (указать, каких) занято ?? место/получен статус лауреата; По итогам соревнования по … |
|
|
2.7. |
Выступить с докладом об ученическом проекте на … |
|
Доклад представлен на муниципальной конференции «…» |
|
|
2.8. |
Изучить основы финансовой грамотности, сов- местно с наставником организовать и провести внеклассное мероприятие, посвященное повышению финграмотности |
|
Проведен квест по формированию финансовой грамотности (указать тему) |
|
|
2.9. |
Совместно с наставником принять участие в мероприятиях, посвященных формированию |
|
Приято участие в Финансовом фестивале РК, в конкурсе «Секреты денежки» получен статус |
|
|
|
финансовой грамотности в РФ и РК (форум, фестиваль, конкурс «…...» и др.) |
|
лауреата |
|
|
2.10. |
Изучить основы предпринимательской деятельности, определить возможности молодежного предпринимательства |
|
Сформировано понимание специфики предпринимательской деятельности в молодежной среде и определены ее возможности в Еврейской автономной области |
|
|
2.11. |
Сформировать понимание эффективного поведения при возникновении конфликтных ситуаций в ОО, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования |
|
Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе/студенческой группе |
|
|
2.12. |
Записаться в кружок, спортивную секцию, клуб по интересам и др. с учетом выбранного направления развития |
|
Стал участником спортивной секции, кружка, клуба по интересам, волонтером и др. |
|
|
Подпись наставника « » 20 г. |
Подпись наставляемого сотрудника «_ » 20 г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.