Приложение 19
к приказу и.о. Министра образования
и науки Республики Казахстан
от «25» октября 2017 года № 545
Приложение 208
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по учебному предмету «Основы права»
для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Цель предмета «Основы права» – изучение базовых знаний о праве, воспитание грамотного в правовом плане гражданина, привитие обучающимся правовой культуры, уважения к законам государства и нормам общества, формирование знаний и навыков, необходимых для реализации ими своих гражданских прав и исполнения обязательств.
3. Задачи учебного предмета:
1) формирование знаний об основных понятиях и содержании базовых отраслей казахстанского права;
2) формирование знаний о системе фундаментальных правовых и социальных ценностей: права человека, демократия, гражданское общество, законность и правопорядок;
3) формирование понимания особенностей и признаков правового государства;
4) формирование умения поиска, анализа и использования правовой информации в учебной и практической деятельности;
5) формирование и развитие умения использовать правовые знания и навыки при выборе соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
6) развитие навыка участия в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам;
7) формирование и развитие навыков критического анализа и оценки практических ситуаций, связанных с правовыми отношениями в обществе.
4. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Основы права» в 9-м классе составляет 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа.
5. Содержание предмета «Основы права» организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов.
6. Цели обучения, организованные систематично и последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения обучающихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.
7. Учебный предмет «Основы права» содержит 7 разделов.
8. Раздел «Право и государство» содержит следующие подразделы:
1) понятие права;
2) правовое государство и гражданское общество.
9. Раздел «Конституционное право» содержит следующие подразделы:
1) права и свободы человека и гражданина;
2) конституционная система государственных органов.
10. Раздел «Гражданское право» содержит следующие подразделы:
1) понятие гражданского права;
2) право собственности;
3) обязательство и ответственность в гражданском праве;
4) защита прав потребителей.
11. Раздел «Трудовое право» содержит следующие подразделы:
1) понятие трудового права;
2) условия труда;
3) охрана труда;
4) трудовой договор.
12. Раздел «Семейное право» содержит следующие подразделы:
1) понятие семейного права;
2) пути заключения и прекращения брака;
3) права и обязанности членов семьи;
4) важность семьи в обществе.
13. Раздел «Административное право» содержит следующие подразделы:
1) понятие административного права;
2) административная ответственность;
3) профилактика административного правонарушения.
14. Раздел «Уголовное право» содержит следующие подразделы:
1) понятие уголовного права;
2) понятие преступления;
3) уголовная ответственность;
4) наказание и вопросы гуманизма.
15. Базовое содержание учебного предмета «Основы права»:
1) понятие права. Понятие и признаки права. Отличие права от других социальных норм: норм морали, религиозных норм, обычаев, корпоративных норм;
2) права и свободы человека и гражданина. Основы Конституционного строя. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
3) понятие гражданского права. Имущественные отношения на основе равенства сторон. Личные неимущественные отношения: жизнь, здоровье, честь, достоинство;
4) понятие трудового права. Конституционные гарантии свободы труда;
5) понятие брака и семейного права. Понятие семьи и брака (супружества);
6) понятие административного права. Управленческое право. Административное правонарушение;
7) понятие уголовного права. Преступное поведение и его наказуемость;
8) конституционная система органов государственной власти. Основные направления деятельности высших органов государственной власти. Представительные органы государственной власти;
9) право собственности. Виды собственности в Республике Казахстан. Основные пути приобретения и прекращения права собственности;
10) условия труда. Права и обязанности работодателя и работника;
11) пути заключения и прекращения брака. Условия и препятствия заключения брака (супружества). Прекращение и расторжение брака;
12) понятие преступления. Признаки и виды преступлений. Объект, субъект, объективная и субъективная сторона преступления;
13) обязательство и ответственность в гражданском праве. Имущественная ответственность за неисполнение обязательства. Способы обеспечения обязательства;
14) охрана труда. Пути разрешения трудовых споров. Правовое регулирование труда несовершеннолетних;
15) права и обязанности членов семьи. Права ребенка;
16) административная ответственность. Виды и признаки административного правонарушения. Виды административных взысканий и порядок их применения;
17) уголовная ответственность. Уголовная ответственность за противоправные деяния и виды наказания за них. Субъекты коррупционных правонарушений;
18) правовое государство и гражданское общество. Понятия и признаки правового государства. Роль и важность институтов гражданского общества в функционировании правового государства;
19) защита прав потребителей. Пути защиты прав потребителей. Права потребителей на защиту своих прав;
20) трудовой договор. Содержание трудового договора.
21) важность семьи в обществе. Государственная поддержка и защита семейных отношений;
22) профилактика административного правонарушения. Роль и значение административно-правовых норм в регулировании общественных отношений.
23) наказание и вопросы гуманизма. Принцип гуманизма в угловном праве.
Глава 3. Система целей обучения
16. В программе для удобства использования учебных целей введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в коде 9.2.1.2 «9» - класс, «2» - раздел, «1» - подраздел, «2» - нумерация учебной цели.
17. Система целей обучения расписана по разделам:
1) «Право и государство»:
Обучающиеся должны: |
|
Подраздел |
9 класс |
9.1.1 Понятие права |
9.1.1.1 объяснять понятие и роль права в системе социальных норм |
9.1.2 Правовое государство и гражданское общество |
9.1.2.1 определять особенность и значимость правового государства; |
9.1.2.2 определять роль и важность институтов гражданского общества |
2) « Конституционное право»:
Обучающиеся должны: |
|
Подраздел |
9 класс |
9.2.1 Права и свободы человека и гражданина |
9.2.1.1 объяснять основы конституционного строя |
9.2.1.2 определять конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина на основе анализа Конституции Республики Казахстан |
|
9.2.2 Контституционная система государственных органов |
9.2.2.1 определять и сравнивать функции государственных органов, основываясь на Конституции Республики Казахстан |
9.2.2.2 определять важность и роль выборов в формировании государственных органов |
3) «Гражданское право»:
Обучающиеся должны: |
|
Подраздел |
9 класс |
9.3.1 Понятие гражданского права |
9.3.1.1 объяснять понятие и принципы гражданского права |
9.3.2 Право собственности |
9.3.2.1 определять виды собственности; |
9.3.2.2 определять пути приобретения и прекращения права собственности, анализируя правовые ситуации |
|
9.3.3 Обязательство и ответственность в гражданском праве |
9.3.3.1 анализировать обязательства и определять ответственность в гражданском праве |
9.3.4 Защита прав потребителей |
9.3.4.1 определять пути защиты прав потребителей |
4) «Трудовое право»:
Обучающиеся должны: |
|
Подраздел |
9 класс |
9.4.1 Понятие трудового права |
9.4.1.1 объяснять понятие трудового права |
9.4.2 Условия труда |
9.4.2.1 определять условия труда, основываясь на Трудовом кодексе Республики Казахстан |
9.4.2.2 объяснять права и обязанности работодателя и работника, анализируя правовые ситуации |
|
9.4.3 Охрана труда |
9.4.3.1 анализировать правовые нормы в отношении труда несовершеннолетних |
9.4.3.2 предлагать пути разрешения трудовых споров, опираясь на нормативные правовые акты |
|
9.4. 4 Трудовое соглашение |
9.4.4.1 раскрывать содержание трудового договора, анализируя правовые ситуации |
5) «Семейное право»:
Обучающиеся должны: |
|
Подраздел |
9 класс |
9.5.1 Понятие брака и семейного права |
9.5.1.1 объяснять понятия «брак» и «семья» |
9.5.2 Пути заключения и прекращения брака |
9.5.2.1 определять условия заключения и прекращения брака |
9.5.3. Права и обязанности членов семьи |
9.5.3.1 определять права и обязанности членов семьи; |
9.5.3.2 анализировать права детей в обществе и семье, ссылаясь на правовые акты |
|
9.5.4 Важность семьи в обществе |
9.5.4.1 оценивать значимость семьи в обществе |
6) «Административное право»:
Обучающиеся должны: |
|
Подраздел |
9 класс |
9.6.1 Понятие административного права |
9.6.1.1 объяснять понятие административного права |
9.6.2 Административная ответственность |
9.6.2.1 определять виды и признаки административного правонарушения; |
9.6.2.2 объяснять виды административной ответственности и порядок их применения, анализируя правовые ситуации |
|
9.6.3 Профилактика административного правонарушения |
9.6.3.1 оценивать значение административно-правовых норм |
7) «Уголовное право»:
Обучающиеся должны: |
|
Подраздел) |
9 класс |
9.7.1 Понятие уголовного права |
9.7.1.1 объяснять понятие уголовного права |
9.7.2 Понятие преступления |
9.7.2.1 различать признаки и виды преступления |
9.7.3 Уголовная ответственность |
9.7.3.1 определять уголовную ответственность и виды наказания, анализируя правовые ситуации; |
9.7.3.2 анализировать антикоррупционные правовые акты |
|
9.7.4 Наказание и вопросы гуманизма |
9.7.4.1 оценивать принцип гуманизма в уголовном праве |
18. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Основы права» для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
19. Темы в долгосрочных планах организованы в виде проблемных вопросов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся уже в самом начале урока и способствует развитию у обучающихся критического мышления, навыков постановки проблемных вопросов и самостоятельного анализа.
20. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету
«Основы права» для 9 класса
уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
по учебному предмету «Основы права» для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Раздел |
Тема, содержание |
Цели обучения. Обучающиеся должны: |
1-я четверть |
||
Понятие права |
Что такое право и как оно влияет на общественные отношения? |
9.1.1.1 объяснять понятие и роль права в системе социальных норм |
Права и свободы человека и гражданина |
Какие права и обязанности у человека и гражданина Республики Казахстан?
|
9.2.1.2 определять конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина на основе анализа Конституции Республики Казахстан |
Почему Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством? |
9.2.1.1 объяснять основы конституционного строя |
|
Понятие гражданского права |
Как гражданское право регулирует общественные отношения? |
9.3.1.1 объяснять понятие и принципы гражданского права |
Понятие трудового права |
Что провозглашает 24 статья Конституции РК?
|
9.4.1.1 объяснять понятие трудового права |
Понятие брака и семейного права |
Как законодательством защищается семья? |
9.5.1.1 объяснять понятия «брак» и «семья» |
Понятие административного права |
Какие общественные отношения регулирует административное право? |
9.6.1.1 объяснять понятие административного права |
Понятие уголовного права |
В чем отличие уголовного права от других отраслей права? |
9.7.1.1 объяснять понятие уголовного права |
2-я четверть |
||
Контституционное устройсво государственных органов |
В чем заключается функция государственных органов?
|
9.2.2.1 определять и сравнивать функции государственных органов, руководствуясь основными положениями Конституции Республики Казахстан |
Какова роль и значение выборов в формировании государственных органов? |
9.2.2.2 определять важность и роль выборов в формировании государственных органов |
|
Право собственности |
Как стать собственником?
|
9.3.2.1 определять виды собственности; 9.3.2.2 определять пути приобретения и прекращения права собственности, анализируя правовые ситуации |
Условия труда
|
Как законодательством регулируются условия труда?
|
9.4.2.1 определять условия труда, руководствуясь положениями Трудового кодекса Республики Казахстан; 9.4.2.2 объяснять права и обязанности работодателя и работника, анализируя правовые ситуации |
Пути заключения и прекращения брака |
При каких обстоятельствах заключается и прекращается брак? |
9.5.2.1 определять условия заключения и прекращения брака |
Понятие преступление |
Какое деяние признается преступлением?
|
9.7.2.1 различать признаки и виды преступления |
3-я четверть |
||
Обязательство и ответственность в гражданском праве |
Какую ответственность порождают гражданско-правовые обязательства? |
9.3.3.1 анализировать обязательства и определять ответственность в гражданском праве |
Охрана труда |
Как разрешаются трудовые споры? |
9.4.3.2 предлагать пути разрешения трудовых споров, опираясь на нормативные правовые акты |
Как защищается законодательством труд несовершеннолетних? |
9.4.3.1 анализировать правовые нормы в отношении труда несовершеннолетних |
|
Права и обязанности членов семьи |
Каков правовой статус членов семьи? |
9.5.3.1 определять права и обязанности членов семьи |
Как защищаются права ребенка?
|
9.5.3.2 анализировать права детей в обществе и семье, ссылаясь на правовые акты |
|
Административная ответственность |
В каких случаях возникает административная ответственность?
|
9.6.2.1 определять виды и признаки административного правонарушения |
9.6.2.2 объяснять виды административной ответственности и порядок их применения, анализируя правовые ситуации |
||
Уголовная ответственность
|
В чем сущность уголовной ответственности? |
9.7.3.1 определять уголовную ответственность и виды наказания, анализируя правовые ситуации |
Кто является субъектом коррупционных правонарушений? |
9.7.3.2 анализировать антикоррупционные правовые акты |
|
4-я четверть |
||
Правовое государство и гражданское общество |
В чем заключаются основные идеи правового государства? |
9.1.2.1 определять особенность и значимость правового государства |
Какое значение имеет формирование гражданского общества? |
9.1.2.2 определять роль и важность институтов гражданского общества |
|
Защита прав потребителей |
Знаем ли мы свои права как потребители? |
9.3.4.1 предлагать пути защиты прав потребителей |
Трудовой договор |
Какие права и обязанности возникают по трудовому договору? |
9.4.4.1 раскрывать содержание трудового договора, анализируя правовые ситуации |
Важность семьи в обществе |
В чем социальная роль семьи? |
9.5.4.1 оценивать значимость семьи в обществе |
Профилактика административного правонарушения |
В чем необходимость административно-правовых норм? |
9.6.3.1 оценивать значение административно-правовых норм |
Наказание и вопросы гуманизма |
Нужен ли принцип гуманизма в уголовном праве? |
9.7.4.1 оценивать принцип гуманизма в уголовном праве |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.