Типовая учебная программа по учебному предмету «Основыправа» для 9класса

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 19. Основы права 9 кл.docx

Приложение  19

к приказу и.о. Министра образования

и науки Республики Казахстан

от «25» октября 2017 года № 545

 

Приложение 208

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года № 115

 

 

Типовая учебная программа по учебному предмету «Основы права»

для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Цель предмета «Основы права» – изучение базовых знаний о праве, воспитание грамотного в правовом плане гражданина, привитие обучающимся правовой культуры, уважения к законам государства и нормам общества, формирование знаний и навыков, необходимых для реализации ими своих гражданских прав и исполнения обязательств.

3. Задачи учебного предмета:

1) формирование знаний об основных понятиях и содержании базовых отраслей казахстанского права;

2) формирование знаний о системе фундаментальных правовых и социальных ценностей: права человека, демократия, гражданское общество, законность и правопорядок;

3) формирование понимания особенностей и признаков правового государства;

4) формирование умения поиска, анализа и использования правовой информации в учебной и практической деятельности;

5) формирование и развитие умения использовать правовые знания и навыки при выборе соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;

6) развитие навыка участия в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам;

7) формирование и развитие навыков критического анализа и оценки практических ситуаций, связанных с правовыми отношениями в обществе.

 

 

Глава 2. Организация содержания предмета «Основы права»

 

4. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Основы права» в 9-м классе составляет 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа.

5. Содержание предмета «Основы права» организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов.

6. Цели обучения, организованные систематично и последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения обучающихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.

7. Учебный предмет «Основы права» содержит 7 разделов.

8. Раздел «Право и государство» содержит следующие подразделы:

1)   понятие права;

2)   правовое государство и гражданское общество.

9. Раздел «Конституционное право» содержит следующие подразделы:

1)   права и свободы человека и гражданина;

2)   конституционная система государственных органов.

10. Раздел «Гражданское право» содержит следующие подразделы:

1)       понятие гражданского права;

2)       право собственности;

3)       обязательство и ответственность в гражданском праве;

4)       защита прав потребителей.

11. Раздел «Трудовое право» содержит следующие подразделы:

1)       понятие трудового права;

2)       условия труда;

3)       охрана труда;

4)       трудовой договор.

12. Раздел «Семейное право» содержит следующие подразделы:

1)       понятие семейного права;

2)       пути заключения и прекращения брака;

3)       права и обязанности членов семьи;

4)       важность семьи в обществе.

13. Раздел «Административное право» содержит следующие подразделы:

1)       понятие административного права;

2)       административная ответственность;

3)       профилактика административного правонарушения.

14. Раздел «Уголовное право» содержит следующие подразделы:

1)       понятие уголовного права;

2)       понятие преступления;

3)       уголовная ответственность;

4)       наказание и вопросы гуманизма. 

15. Базовое содержание учебного предмета «Основы права»:

1) понятие права. Понятие и признаки права. Отличие права от других социальных норм: норм морали, религиозных норм, обычаев, корпоративных норм;

2) права и свободы человека и гражданина. Основы Конституционного строя. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

3) понятие гражданского права. Имущественные отношения на основе равенства сторон. Личные неимущественные отношения: жизнь, здоровье, честь, достоинство;

4) понятие трудового права. Конституционные гарантии свободы труда;

5) понятие брака и семейного права. Понятие семьи и брака (супружества);

6) понятие административного права. Управленческое право. Административное правонарушение;

7) понятие уголовного права. Преступное поведение и его наказуемость;

8) конституционная система органов государственной власти. Основные направления деятельности высших органов государственной власти. Представительные органы государственной власти;

9) право собственности. Виды собственности в Республике Казахстан. Основные пути приобретения и прекращения права собственности;

10) условия труда. Права и обязанности работодателя и работника;

11) пути заключения и прекращения брака. Условия и препятствия заключения брака (супружества). Прекращение и расторжение брака;

12) понятие преступления. Признаки и виды преступлений. Объект, субъект, объективная и субъективная сторона преступления;

13) обязательство и ответственность в гражданском праве. Имущественная ответственность за неисполнение обязательства. Способы обеспечения обязательства;

14) охрана труда. Пути разрешения трудовых споров. Правовое регулирование труда несовершеннолетних;

15) права и обязанности членов семьи. Права ребенка;

16) административная ответственность. Виды и признаки административного правонарушения. Виды административных взысканий и порядок их применения;

17) уголовная ответственность. Уголовная ответственность за противоправные деяния и виды наказания за них. Субъекты коррупционных правонарушений;

18) правовое государство и гражданское общество. Понятия и признаки правового государства. Роль и важность институтов гражданского общества в функционировании правового государства;

19) защита прав потребителей.        Пути защиты прав потребителей. Права потребителей на защиту своих прав;

20) трудовой договор.   Содержание трудового договора.

21) важность семьи в обществе.       Государственная поддержка и защита семейных отношений;

22) профилактика административного правонарушения. Роль и значение административно-правовых норм в регулировании общественных отношений.

23) наказание и вопросы гуманизма. Принцип гуманизма в угловном праве.

 

 

Глава 3. Система целей обучения

 

16. В программе для удобства использования учебных целей введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в коде 9.2.1.2 «9» - класс, «2» - раздел, «1» - подраздел, «2» - нумерация учебной цели.

17. Система целей обучения расписана по разделам:

1) «Право и государство»:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

9 класс

9.1.1 Понятие права

9.1.1.1 объяснять понятие и роль права в системе социальных норм

9.1.2 Правовое государство и гражданское общество

9.1.2.1 определять особенность и значимость правового государства;

9.1.2.2 определять роль и важность институтов гражданского общества

 

2) « Конституционное право»:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

9 класс

9.2.1 Права и свободы человека и гражданина

9.2.1.1 объяснять основы конституционного строя

9.2.1.2 определять конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина на основе анализа Конституции Республики Казахстан

9.2.2    Контституционная система государственных органов

9.2.2.1 определять и сравнивать функции государственных органов, основываясь на Конституции Республики Казахстан

9.2.2.2 определять важность и роль выборов в формировании государственных органов

 

3) «Гражданское право»:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

9 класс

9.3.1 Понятие гражданского права

9.3.1.1 объяснять понятие и принципы гражданского права

9.3.2 Право собственности

9.3.2.1 определять виды собственности;

9.3.2.2  определять пути приобретения и прекращения права собственности, анализируя правовые ситуации

9.3.3 Обязательство и ответственность в гражданском праве 

9.3.3.1 анализировать обязательства и определять ответственность в гражданском праве

9.3.4 Защита прав потребителей

9.3.4.1  определять пути защиты прав потребителей

 

4) «Трудовое право»:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

9 класс

9.4.1 Понятие трудового права

9.4.1.1 объяснять понятие трудового права

9.4.2 Условия труда

9.4.2.1  определять условия труда, основываясь на Трудовом кодексе Республики Казахстан

9.4.2.2  объяснять права и обязанности работодателя и работника, анализируя правовые ситуации

9.4.3 Охрана труда

9.4.3.1 анализировать правовые нормы в отношении труда несовершеннолетних

9.4.3.2  предлагать пути разрешения трудовых споров, опираясь на нормативные правовые акты

9.4. 4 Трудовое соглашение

9.4.4.1  раскрывать содержание трудового договора, анализируя правовые ситуации

 

5) «Семейное право»:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

9 класс

9.5.1 Понятие брака и семейного права

9.5.1.1 объяснять понятия «брак» и «семья»

9.5.2 Пути заключения и прекращения брака

9.5.2.1  определять условия заключения и прекращения брака

9.5.3. Права и обязанности членов семьи

9.5.3.1 определять права и обязанности членов семьи;

9.5.3.2  анализировать права детей в обществе и семье, ссылаясь на правовые акты

9.5.4 Важность семьи в обществе

9.5.4.1  оценивать значимость семьи в обществе

 

6) «Административное право»:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

9 класс

9.6.1 Понятие административного права

9.6.1.1 объяснять понятие административного права

9.6.2 Административная ответственность

9.6.2.1  определять виды и признаки административного правонарушения;

9.6.2.2  объяснять виды административной ответственности и порядок их применения, анализируя правовые ситуации

9.6.3 Профилактика административного правонарушения

9.6.3.1 оценивать значение административно-правовых норм

 

7) «Уголовное право»:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел)

9 класс

9.7.1 Понятие уголовного права

9.7.1.1 объяснять понятие уголовного права

9.7.2 Понятие преступления

9.7.2.1  различать признаки и виды преступления

9.7.3 Уголовная ответственность

9.7.3.1 определять уголовную ответственность и виды наказания, анализируя правовые ситуации;

9.7.3.2  анализировать антикоррупционные правовые акты

9.7.4 Наказание и вопросы гуманизма

9.7.4.1  оценивать принцип гуманизма в уголовном праве

 

18. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Основы права» для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.

19. Темы в долгосрочных планах организованы в виде проблемных вопросов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся уже в самом начале урока и способствует развитию у обучающихся критического мышления, навыков постановки проблемных вопросов и самостоятельного анализа.

20. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Типовой  учебной  программе

по учебному предмету

«Основы права» для 9 класса

уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

 

 

Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы

по учебному предмету «Основы права» для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

 

 

Раздел

Тема, содержание

Цели обучения. Обучающиеся должны:

1-я четверть

Понятие права

Что такое право и как оно влияет на общественные отношения?

9.1.1.1 объяснять понятие и роль права в системе социальных норм

Права и свободы человека и гражданина

Какие права и обязанности у человека и гражданина Республики Казахстан?

 

9.2.1.2 определять конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина на основе анализа Конституции Республики Казахстан

Почему Казахстан провозглашает себя демократическим,  светским, правовым и социальным государством?

9.2.1.1 объяснять основы конституционного строя

Понятие гражданского права

Как гражданское право регулирует общественные отношения?

9.3.1.1 объяснять понятие и принципы гражданского права

Понятие трудового права

Что провозглашает 24 статья Конституции РК?

 

9.4.1.1 объяснять понятие трудового права

Понятие брака и семейного права

Как законодательством защищается семья?

9.5.1.1 объяснять понятия «брак» и «семья»

Понятие административного права

Какие общественные отношения регулирует административное право?

9.6.1.1 объяснять понятие административного права

Понятие уголовного права

В чем отличие уголовного права от других отраслей права?

9.7.1.1 объяснять понятие уголовного права

2-я четверть

Контституционное устройсво государственных органов

В чем заключается функция государственных органов?

 

9.2.2.1  определять и сравнивать функции государственных органов, руководствуясь основными положениями  Конституции Республики Казахстан

Какова роль и значение выборов в формировании государственных органов?

9.2.2.2  определять важность и роль выборов в формировании государственных органов

Право собственности

Как стать собственником?

 

9.3.2.1  определять виды собственности;

9.3.2.2  определять пути приобретения и прекращения права собственности, анализируя правовые ситуации

Условия труда

 

Как законодательством регулируются условия труда?

 

9.4.2.1 определять условия труда, руководствуясь положениями  Трудового кодекса Республики Казахстан;

9.4.2.2 объяснять права и обязанности работодателя и работника, анализируя правовые ситуации

Пути заключения и прекращения брака

При каких обстоятельствах заключается и прекращается брак?

9.5.2.1 определять условия заключения и прекращения брака

Понятие преступление

Какое деяние признается преступлением?

 

9.7.2.1 различать признаки и виды преступления

3-я четверть

Обязательство и ответственность в гражданском праве

Какую ответственность порождают гражданско-правовые обязательства?

9.3.3.1 анализировать обязательства и определять ответственность в гражданском праве

Охрана труда

Как разрешаются трудовые споры?

9.4.3.2 предлагать пути разрешения трудовых споров, опираясь на нормативные правовые акты

Как защищается законодательством труд несовершеннолетних?

9.4.3.1 анализировать правовые нормы в отношении труда несовершеннолетних

Права и обязанности членов семьи

Каков правовой статус членов семьи?

9.5.3.1 определять права и обязанности членов семьи

Как защищаются права ребенка?

 

9.5.3.2 анализировать права детей в обществе и семье, ссылаясь на правовые акты

Административная ответственность

В каких случаях возникает административная ответственность?

 

9.6.2.1 определять виды и признаки административного правонарушения

9.6.2.2 объяснять виды административной ответственности и порядок их применения, анализируя правовые ситуации

Уголовная ответственность

 

В чем сущность уголовной ответственности?

9.7.3.1 определять уголовную ответственность и виды наказания, анализируя правовые ситуации

Кто является субъектом коррупционных правонарушений?

9.7.3.2 анализировать антикоррупционные правовые акты

4-я  четверть

Правовое государство и гражданское общество

В чем заключаются основные идеи правового государства?

9.1.2.1  определять особенность и значимость правового государства

Какое значение имеет формирование гражданского общества?

9.1.2.2 определять роль и важность институтов гражданского общества

Защита прав потребителей

Знаем ли мы свои права как потребители?

9.3.4.1  предлагать пути защиты прав потребителей

Трудовой договор

Какие права и обязанности возникают по трудовому договору?

9.4.4.1  раскрывать содержание трудового договора, анализируя правовые ситуации

Важность семьи в обществе

В чем социальная роль семьи?

9.5.4.1 оценивать значимость семьи в обществе

Профилактика административного правонарушения

В чем необходимость административно-правовых норм?

9.6.3.1 оценивать значение административно-правовых норм

Наказание и вопросы гуманизма

Нужен ли принцип гуманизма в уголовном праве?

9.7.4.1 оценивать принцип гуманизма в уголовном праве

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru