8 класс 11.-12.11.25 РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема урока: Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание) Практикум
Классная работа
Посмотрите видеоролик по ссылке:
https://rutube.ru/video/a8acc728d5b36b3afbe2e9cae0056884/?r=plemwd
Изучите предложенный ниже материал:
Типы связи слов в словосочетании
|
Тип |
Характеристика типа |
Как изменяется |
Чем выражено зависимое слово |
|
Согласование |
зависимое слово ставится в той же форме, что и главное |
изменяются оба слова |
- прилагательное (белый снег) - причастие (сияющая звезда) - порядковое числительное (первый ряд) - некоторые местоимения (каждый человек) |
|
Управление |
зависимое слово ставится при главном в определенном падеже |
главное изменяется, зависимое нет, но является изменяемой частью речи |
- существительное (читать книгу) - местоимение (встретили нас) - числительное (разделить на два) |
|
Примыкание |
зависимое слово – неизменяемая часть речи |
зависимое слово не изменяется |
- наречие (бежать быстро) - деепричастие (говорить волнуясь) - инфинитив (приехал отдохнуть) - несклоняемые сущ. (надеть пальто) - притяжательные местоимения: его, её, их (его друг, их дом, её сестра) |
Алгоритм. Как определить тип связи слов в словосочетании?
Закрепление
Задание 1
Определите виды связи в словосочетаниях, используя алгоритм.
вкусный пирог —
книга о природе —
читать наизусть —
сказал улыбаясь —
живописная природа —
утопая в снегу —
дружно пели —
свободный от предрассудков —
купить пальто —
три друга —
окна нараспашку —
каждому человеку —
Задание 2
Распределите словосочетания по группам.
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило, весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
|
Согласование |
Управление |
Примыкание |
|
|
|
|
Задание 3
Четвертый лишний. Найдите в каждой группе лишнее словосочетание. Подчеркните его.
1) Вековые дубы; яркими красками; небольшому муравейнику; красный от стыда.
2) Настойчиво повторять; искоса поглядывая; напевая песенку; предложил понарошку.
3) Поздоровалась со мной; показался издалека; ягоды земляники; мелькнули в траве.
Задание 4
Словосочетания перепутались. Распределите их по нужным местам.
|
Согласование |
Управление |
Примыкание |
|
Железная воля Капельки росы С ужасом воскликнул В собачью миску Коробка конфет Поздно вечером Утомительный шум Говорил по-испански |
Завершая беседу Утренние туманы Заплечный мешок Уходит домой В их доме Хитрая лисица Кружка с чаем Кусок хлеба |
Полный восторга Ожидающие на перроне Снова уезжаем Крыло самолёта Сияющих звёзд Свежескошенная трава Юбка мини Суровые годы |
|
Согласование |
Управление |
Примыкание |
|
|
|
|
Задание 5
Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
Домашнее задание
Проработайте презентацию к уроку. Выполните УСТНО задания
ВЫПОЛНИТЕ задания № 1, 2, 3, 4, 5, данные выше в уроке, ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДИ.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.