Типы письменных и устных текстов научного стиля
Оценка 4.8

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Оценка 4.8
Домашнее обучение +8
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
12.07.2017
Типы письменных и устных текстов научного стиля
Методический материал. Введение в научные исследования. Риторика, русский язык и культура речи. Данный материал может стать хорошей основой для реферата, курсовой работы или научного исследования. Кроме того, данный материал может послужить подробным конспектом учебного занятия и быть использован как лекционный.
Типы письменных и устных текстов научного стиля.docx
Типы письменных и устных текстов научного стиля                                                 Оглавление Введение……………………………………………………………………..3 1.Устная и письменная формы речи………………………………………4 1.1.Устная  речьчь………………………………………………….………5 1.2.Письменная речь………………………………………………..………8 2.Научный стиль…………………………………………………………...11 Заключение………………………………………………………………....22 Список литературы………………………………………………………..23 Введение Научный   стиль   речи является   средством   общения   в   области   науки   и учебно­научной   деятельности.   Каждый   член   современного   общества   в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего   в   устной   и   письменной   форме,   поэтому   овладение нормами   научного   и   научно­учебного   стиля   речи   является   важной составной   частью   культуры   русской   устной   и   письменной   речи.      Научный   стиль   принадлежит   к   числу   книжных   стилей   русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими которых: особенностями, языковыми       среди   предварительное   обдумывание   высказывания, монологический   характер речи, строгий отбор языковых средств, стремление к нормированной речи.  Появление   и   развитие   научного   стиля   связано   с   прогрессом   научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально   научное   изложение   было   приближено   к   стилю художественного   повествования   (эмоциональное   восприятие   явлений   в научных   трудах   Пифагора,  Платона   и  Лукреция).  Создание   в  греческом языке,   распространявшем   свое   влияние   на   весь   культурный   мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX век. 2 1. Устная и письменная форма речи Речевое общение происходит в двух формах­ устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой   информации  имеют  место   и  устная   и  письменная   речь  формы речи.   В   условиях   реальной   коммуникации   наблюдается   их   постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть   озвучен,   т.е.   прочитан   вслух,   а   устный   ­   записан   при   помощи технических   средств.   Существуют   такие   жанры,   например,   драматургия, ораторские   произведения,   которые   предназначены   специально   для последующего   озвучивания.  И,   наоборот,   в   литературных   произведениях широко используются приемы стилизации под "устность": диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, устной спонтанной речи,   монологические   рассуждения   персонажей   от   первого   лица   и   т.п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют ­ телеинтервью.  Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь ­ это речь, рассчитанная на   сознательный   подход   к   системе   средств   общения,   при   котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является   таким   средством   общения,   нормы   которого   закрепляются   как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения,   средства   массовой   коммуникации.   Литературная   речь 3 отличается   универсальностью   в   сфере   функционирования.   1.1.Устная речь  Устная   речь   ­   это   любая   звучащая   речь.   Исторически   устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью,   нарастанием   или   замедлением   темпа   речи   и   тембром произнесения.   В   устной   речи   большую   роль   играют   место   логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная   речь   обладает   таким   интонационным   разнообразием   речи,   что может   передать   все   богатство   человеческих   переживаний,   настроений   и т.п.   Восприятие   устной   речи   при   непосредственном   общении происходит   одновременно   и   по   слуховому,   и   по   зрительному   каналам. Устную   речь   сопровождают,   усиливая   ее   выразительность,   такие дополнительные   средства,   как   характер   взгляда   (настороженный   или открытый   и   т.п.),   пространственное   расположение   говорящего   и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову   (указание   на   какой­то   предмет),   может   выражать   эмоциональное состояние,   согласие   или   несогласие,   удивление   и   т.д.,   служить контактоустанавливающим   средством,   например   поднятая   рука   в   знак приветствия.   Необратимость,   поступательный   и   линейный   характер развертывания во времени ­ одно из главных свойств устной речи. Нельзя 4 вернуться   в   какой­то   момент   устной   речи   еще   раз,   поэтому   говорящий вынужден  мыслить  и говорить одновременно, т.е. он думает  как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, коммуникативно   самостоятельных   единиц:   деление   единого   предложения   на   несколько   сообщение   секретаря участникам   совещания   "Директор   звонил.   Задерживается.   Будет   через полчаса.   Начинайте   без   него".   С   другой   стороны,   говорящий   обязан учитывать   реакцию   слушающего   и   стремиться   привлечь   его   внимание, вызвать   интерес   к   сообщению.   Поэтому   в   устной   речи   появляются интонационное   выделение   важных   моментов,   подчеркивание,   уточнение каких­то частей, автокомментирование, повторы: "Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную,   и   методическую/   Ну/   учебную/   все   знают/   Надо   ли   подробно/ учебную/       Нет/ надо/.   Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и думаю/не тоже Да/     неподготовленной (разговор, беседа).   Подготовленная   устная   речь   отличается   продуманностью,   более   четкой структурной организацией, но при этом все­таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила   общение.   Неподготовленная   устная   речь характеризуется   спонтанностью. непосредственное на     Неподготовленное   устное   высказывание   (основная   единица   устной   речи, аналогичная   предложению   в   письменной   речи)   формируется   постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много  пауз, а  использование  заполнителей   пауз  (слов  типа   э­э, гм)  дает возможность   говорящему   подумать   о   дальнейшем.   Говорящий контролирует   логико­композиционный,   синтаксический   и   частично 5 лексико­фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения   мысли.   Фонетический   и   морфологический   уровни   языка,   т.е. произнесение   и   грамматические   формы,   не   контролируются, воспроизводятся   автоматически.   Поэтому   устной   речи   свойственны меньшая   лексическая   точность,   небольшая   длина   предложений, ограничение   сложности   словосочетаний   и   предложений,   отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на самостоятельных.  несколько коммуникативно      Устная   речь так   же,   как   и   письменная, нормирована   и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "Многие так называемые   огрехи   устной   речи   ­   функционирование   незаконченных высказываний,   введение   перебивов,   автокомментаторов   ,   контакторов, реприз,   элементов   колебания   и   т.п.   ­   является   необходимым   условием успешности   и   эффективности   устного   способа   коммуникации". Слушающий   не   может   удержать   в   памяти   все   грамматические   и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится   в   соответствии   с   логическим   движением   мысли,   устная   речь разворачивается   посредством     присоединений.   Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями ассоциативных русского   языка,   однако,   она   имеет   преимущество   в   разговорно­бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи   в   сфере   официально­делового   общения,   художественную   речь   и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на   все   разновидности   устной   речи.   Это   выражается   в   проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на 6 слушающих.   Поэтому   в   устной   речи   используются   эмоционально   и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы,   пословицы,   поговорки,   даже   просторечные   элементы.  1.2. Письменная речь  Письмо   ­   это   созданная   людьми   вспомогательная   знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо ­ это самостоятельная система коммуникации, которая,   выполняя   функцию   фиксации   устной   речи,   приобретает   ряд самостоятельных   функций:   письменная   речь   дает   возможность   усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности   мы   узнали   о   великих   цивилизациях   Древнего   Египта, шумеров, др.  инков, майя       и    Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок   на   деревьях,   наскальных   рисунков   до   звуко­буквенного   типа, которым   сегодня   пользуется   большинство   людей,   т.е.   письменная   речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, ­ это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить   их   в   звуковой   форме,   т.е.   читать   любой   текст.   Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые,   тире   соответствуют   интонационной   паузе   в   устной   речи.   Это 7 значит,   что   буквы   являются   материальной   формой   письменной   речи.   Основная   функция   письменной   речи   ­   фиксация   устной   речи, имеющая   цель   сохранить   ее   в   пространстве   и   времени.   Письмо   служит средством коммуникации между людьми , когда непосредственное общение невозможно,   когда   они   разделены   пространством   и   временем.   Развитие технического   средства   сообщения  ­  телефона  ­  уменьшило   роль   письма. Появление   факса   и   распространение   системы   Интернет   помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.   Основное свойство письменной речи ­ способность к длительному хранению информации.   Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом   пространстве,   что   дает   возможность   пишущему   продумывать   речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи   с   этим   письменная   форма   речи   имеет   свои   особенности:   Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно   строго   нормировано   и   регламентировано.   Порядок   слов   в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально­ делового   стиля   речи,   недопустима.   Предложение,   являющееся   основной единицей   письменной   речи,   выражает   сложные   логико­смысловые   связи посредством   синтаксиса. Письменной   речи   свойственны   сложные синтаксические   конструкции,   причастные   и   деепричастные   обороты, распространенные   определения,   вставные   конструкции   и   т.п.   При объединении   предложений   в   абзацы   каждое   из   них   строго   связано   с предшествующим контекстом.  последующим и        Письменная   речь   ориентирована   на   восприятие   органами   зрения, поэтому   она   обладает   четкой   структурной   и   формальной   организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему 8 ссылок,   шрифтовые   выделения   и   т.п.   К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной   текста.   Письменная   речь   отличается   тем,   что   в   самой   форме   речевой отрывок   деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например   художественное   произведение   или   описание   научного эксперимента,   заявление   об   отпуске   или   информационное   сообщение   в газете.   Следовательно,   письменная   речь   обладает   стилеобразующей функцией,  что   находит   отражение   в   выборе   языковых   средств,   которые используются   для   создания   того   или   иного   текста.   Письменная   форма является   основной   формой   существования   речи   в   научном, публицистическом,   официально­деловом   и   художественном   стилях.   Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах ­ устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между   ними.   Сходство   заключается   в   том,   что   эти   формы   речи   имеют общую основу ­ литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана   с   интонацией   и   мелодикой,   невербаликой,   в   ней   используется определенное   количество   и   "своих"   языковых   средств,   она   привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями. 9 2. Научный стиль Научный   стиль   представляет   собой   информационное   пространство функционирования научных речевых жанров. Основная функция речевых жанров научного стиля ­ информативная (сообщения). Общее содержание функции   научного   стиля   можно   определить   как   объяснение,   которое включает   в   себя   закрепление   процесса   познания   и   хранения   знания (эпистимическая   функция),   получение   нового   знания   (когнитивная функция), передача специальной информации (коммуникативная функция). В рамках научного стиля различают академический и научно­популярный подстили.   Первый   рассчитан   на   подготовленного   читателя,   второй   ­   на непрофессионала или на недостаточно научно подготовленного адресата. В   структуре   научного   стиля   выделяются   подстили   и   по   областям научного   знания:   научно­естественной,   научно­гуманитарной   и   научно­ технической   литературы.   Возможна   последующая   дифференциация   до особенностей   подстиля   отдельных   наук,   например,   физики,   химии, экологии и т.д. 10 Основные качества научного стиля подчеркнутая логичность, смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная насыщенность,   обобщенно­ объективность   изложения,   скрытая   эмоциональность, отвлеченный   характер   изложения,   использование   отвлеченной   лексики. Многочисленная   терминология   представляет   именно   этот   лексический пласт. Отвлечённость и обобщённость лексического уровня ведёт за собой аналогическую черту морфологического уровня. Основу   языкового   оформления   научных   текстов   составляет стандартизированность,   то   есть   выбор   предписываемого   для   данных условий коммуникации клишированного языкового варианта. К   синтаксическим   особенностям   оформления   научно­технических текстов   следует   отнести   синтаксическую   полноту   оформления высказывания, частое употребление клишированных структур, развёрнутую систему связующих элементов (союзов, союзных слов) и т.д. Научная   речь   характеризуется   усложнённым   синтаксисом,   что выражается   в   использовании   усложнённых   конструкций   с   сочинением   и подчинением, сложности простых предложений, отягощенных различными обособленными оборотами. Для   лексического   оформления   текстов   научно­технического   стиля характерна прежде всего насыщенность узкоспециальными и общенаучными терминами.   Это   объясняется   спецификой   терминов,   их   принципиальной   номинативной   и однозначностью, различительной   функцией,   стилистической   нейтральностью,   большой   экономичностью,   точностью, информационной насыщенностью, отсутствием эмоциональной экспрессии. Научное   изложение   рассчитано   на   логическое,   а   не   на   эмоциональное чувственное восприятие. Однако наука и техника ­ это не только логика, но 11 также   источник   сложных   эмоций.   Последнее   мотивирует   использование образной   лексики   и   экспрессивных   конструкций.   Это   определяется   в значительной степени областью знания, речевым жанром, темой, формой и ситуацией   общения, спецификой научного стиля.   авторской   индивидуальностью,   национальной Научные   тексты   многообразны.   В   письменно   монологической   форме различают   следующие   типы   текста:   собственно­научный,   научно­ реферативный, научно­справочный, учебно­научный. Основу такой дифференциации составляет степень обобщения научных сведений, что, в свою очередь, позволяет разделить все научные тексты на первичные и вторичные. Цель   первичных   научных   текстов   ­   передача   первичных   научных сведений,   получаемых   в   процессе   научных   исследований.   Вторичные научные   документы   содержат   только   конечные   результаты   аналитико­ синтетической переработки первичных научных документов. Собственно­научный тип соотносится с речевыми жанрами монографии, научной статьи, научного доклада. Монография   ­   это   обобщение   разнородных   сведений,   полученных   в результате   проведения   нескольких   научно­исследовательских   работ, посвященных одной теме и содержащих больше субъективных факторов, чем   статья.   Она   создаётся   только   после   накопления   определённого количества фактических и обобщённых сведений. Научно­журнальная   статья   содержит   кроме   фактических   сведений элементы   логического   осмысления   результатов   конкретного   научного исследования. выделить:   Среди   научных   статей   можно   ­ краткие сообщения, содержащие краткое изложение результатов научно­ 12 исследовательских   работ   или   их   этапов; ­   оригинальную   статью,   представляющую   собой   изложение   основных результатов   и   выводов,   полученных   в   ходе   научно­исследовательских   и опытно­конструкторских работ; ­ обзорную статью, где обобщаются достижения в той или иной области,   фиксируется   существующее   состояние   или   намечаются   перспективы развития; будущего   ­ дискуссионную статью, которая содержит спорные научные положения с печати; целью обсуждения их       в   По характеру решаемых в них задач научные статьи можно подразделить на научно­теоретические,   научно­методические   и   научно­практические.   В научно­теоретических   статьях   излагаются   закономерности   исследуемых объектов. В   статьях   прикладного   характера   (методических   и   практических) излагается практическая сторона закономерностей исследуемых объектов, техника их применения на практике. Существуют   также   статьи   научно­популяционного   характера, посвященные   общественным   проблемам,   таким,   как,   например,   защита окружающей среды, борьба со СПИДом, новые средства в лечении каких­ либо   болезней.   Такие   статьи   публикуются,   как   правило,   средствами массовой   информации   и   выходят   за   рамки   чисто   научного   стиля, приобретая определенные черты публицистического стиля. Выполняя   функцию   информации,   средства   массовой   информации выполняют   и   популяризаторскую   функцию,   сообщая   о   новых   научных открытиях, достижениях науки и техники. Отсюда обращение к средствам научной   речи,   проявляющимся   не   только   в   статьях,   популяризирующих научные знания, но и в материалах, представляющих анализ и обобщение 13 политических, социально­экономических и других проблем. Теоретическая направленность   содержания   и,   следовательно,   соединение   аналитизма   и обобщённости,   а   также   известной   абстрагированности   при   изложении фактов   и   событий   находят   выражение   в   разнообразии   средств   языка,   в использовании лексических и синтаксических особенностей научной речи. В соответствии с данной спецификой в рамках публицистического (газетно­ публицистического) стиля выделяется подстиль научной публицистики. Для   научно­публицистических   текстов,   выделяемых   в   газетно­ публицистическом подстиле, свойственно сочетание собственно научного и популяризаторского   в   содержании   и   языковом   стиле   при   ведущей   роли собственно   научного   стиля.   Последнее   позволяет   рассматривать   научно­ публицистические жанры как смешанные либо в рамках научного, либо в структуре публицистического стиля. Речевыми   жанрами,   в   которых   реализуется   данный   подтип,   являются научно­публицистическая   «статья»,   «заметка»,   «хроника»,   «обзор», «интервью»,   «репортаж».   Для   этой   разновидности   речевых   жанров характерны:   специальная   терминология,   средства   речевой   экспрессии, связанные с задачей популяризации, иностилевые экспрессивные включения (публицистические   приёмы,   литературно­разговорные   клише).   Научно­ популярные   статьи,   обозрения,   рецензии,   интервью   и   т.д.)   тяготеют   к аналитико­обобщённому изложению и к характеру речи и стиля, близкому к   но   непременно   с   публицистическим, научному, воздействующим и ярко оценочным моментом.   экспрессивно Научно­информационный   тип   научного   текста   охватывает   только вторичные   научные   документы.   Основные   требования,   предъявляемые   к информационной литературе — актуальность и достоверность сообщаемых   краткость   изложения   и сведений,   полнота   охвата   источников, 14 оперативность   издания   —   оказываются   общими   для   материалов   всех степеней свёртывания информации. Важнейшим   видом   вторичных   информационных   изданий   являются реферативные журналы. В них публикуются аннотации, рефераты. Техника оформления   данных   типов   текстов   имеет   национальную   специфику   в разных культурах. Аннотация   ­   это   предельно   сжатая   характеристика   первоисточника, имеющая   чисто   информационное   значение.   В   отличие   от   реферата, аннотация не может заменить собой самого материала. Она должна дать лишь   общее   представление   об   основном   содержании   книги   или   статьи. Аннотация отвечает на вопрос: о чём говориться в первоисточнике. Различают аннотации двух типов: описательные и реферативные. Описательная   аннотация   приводит   лишь   описание   материала,   не раскрывая его содержания. В   реферативной   аннотации   указывается,   что   именно   содержится   в аннотируемом   материале   (статье,   научном   труде),   то   есть   материал излагается   в   связной,   хотя   и   предельно   сжатой   и   обобщенной   форме. Примером   реферативной   аннотации   может   служить   аннотация, размещенная на оборотной стороне обложки книги. Как   описательная,   так   и   реферативная   аннотация   может   иметь структуру: следующую   1) библиографическое описание (автор, название статьи/книги, номер тома или   издания,   место   издания,   количество   страниц,   иллюстраций;   общие   2) 3) дополнительные сведения (о работе и его авторе). сведения   (сжатая   характеристика)   материала; 15 Реферат, в отличие от аннотации, отвечает на вопрос: какая информация содержится   в   первоисточнике.   Он   сообщает   новые   и   наиболее существенные   положения   и   выводы   реферируемого   источника.   Цель реферата   не   только   в   том,   чтобы   в   наиболее   краткой   форме   передать содержание подлинника, но и выделить то особо важное или новое, что содержится  в реферируемом  материале. При  необходимости  переводчик должен дать общую оценку (положительную или критическую) изложенных положений в комментарии. По   характеру   изложения   материала   выделяют   рефераты­конспекты   и рефераты­резюме. В реферате­резюме  требуется  более высокая  степень обобщенности, в нем   обобщаются   основные   положения   подлинника.   Второстепенные положения, не имеющие прямого отношения к теме, исключаются. В реферате­конспекте обобщенно излагаются все основные положения подлинника, в том числе иногда и второстепенные. По охвату источников выделяют монографические, сводные, обзорные и выборочные рефераты.  монографический реферат составляется по одному источнику,  сводный — по нескольким статьям, книгам или документам,    обзорный — по какой­то теме или по какому­либо направлению, в виде кратких обозрений и выборочные рефераты выполняются по отдельным главам, разделам или материалам. При составлении реферата можно использовать следующую структуру:  библиографическое описание (автор, название статьи/книги, номер тома   или   издания,   место   издания,   количество   страниц,  иллюстраций); главная мысль (идея) реферата; 16  обобщенное   изложение   материала   (содержания)   реферируемой работы;  выводы (ответы автора на поставленный в статье вопрос являются логическим развитием главной мысли);  референтский   комментарий,   который   может   включать:   общие замечания   по   излагаемой   теме   (работе);   замечания   по   истории вопроса   (связь   с   прошлыми   и   настоящими   событиями   и явлениями);   фактические   уточнения   и   разъяснения,   которые обязательно   должны   быть   оговорены   референтом;   справку   об авторе и источнике; указания на другие источники и материалы по данному вопросу. Научно­справочный   вид   текста   имеет   самую   высокую   степень обобщения,   реализуется   в   справочниках.   Они   составляются   на   основе фактографических   сведений,   содержат   апробированные   сведения   и рекомендации для их практического применения. Учебно­научный   тип   текста   представлен   учебниками   и   учебными пособиями,   курсами   лекций.   Они   отличаются   большой   доступностью изложения с учётом их дидактического назначения. Выше   указанные   речевые   жанры   функционируют,   как   правило,   в письменном общении и имеют монологическую форму. Однако ряд из них имеет как письменную, так и устную форму, например, научная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение. Особенностью данных речевых   жанров   является   то,   что   в   устном   общении   они   представляют собой   устную   реализацию   письменной   формы.   К   диалогическим (полилогическим)   речевым   жанрам   устного   научного   общения   относят дискуссию, диспут, беседу, круглый стол. Среди устных монологических форм научного общения выделяют публичную речь научного официального 17 общения, выступления от лица делегации, речи на открытии и закрытии научных конференций. В научном социально­бытовом обиходе различают застольную речь­тост, юбилейную   торжественную   речь,   траурную   речь.   По   структуре   они аналогичны речевым жанрам публицистики, отличаются лишь предметным содержанием.   Некоторые   из   них   отличаются   рядом   особенностей, например:  лекция   характеризуется   определённой   обстоятельностью изложения,   тематической   прозрачностью,   яркостью   изложения,   живым внутренней   стройностью   и   эмоциональностью, литературным языком;  научный   доклад   аналогичен   лекции,   отличается аргументированностью   и   доказательностью;   —   дискуссия, протекая в форме полилога, не является простой диалогизацией научной   прозы.   Сам   размер   большинства   дискуссионных выступлений   намного   превосходит   реплики   обычного   диалога. Последовательность   выступлений   в   научной   дискуссии определяется   регламентом   и   порядком   дня   конференции. Внутреннее   построение   реплики   научной   дискуссии   подчинено логике доказательства и опровержения. Речевые   жанры   научного   стиля   имеют,   как   правило,   типовую композицию: введение ­ экспликация ­ выводы. В зависимости от речевых жанров отдельные композиционные звенья могут выпадать, как, например, в научно­информационных   жанрах,   где   большой   коммуникативный   вес приходиться на заглавия. В таких статьях остаётся только одно звено — экспликация.   В   традиционных   научных   статьях   присутствует   полная линейная   композиция.   Используются   как   исходные,   первичные 18 композиционно­речевые формы (сообщение, описание, рассуждение), так и вторичные КРФ, оформляющие вторичную информацию (констатирующее сообщение,   констатирующее   описание,   и   констатирующее   рассуждение). Формы их смешения в тексте разнообразны. Особняком среди речевых жанров научного стиля стоят такие речевые жанры, как патент, промышленная реклама, техническая инструкция. Патент ­ юридический документ, удостоверяющий право его обладателя на   монопольное   использование   того   или   иного   изобретения.   В   патенте даётся лишь наименование изобретения; его же описание, характеристики прилагаются   к   патенту.   Для   патентных   описаний   характерна объективность,   логическая   последовательность,   точность   изложения   при ёмкости   формы.   В   них   широко   используется   терминологическая   и производственная лексика, буквенные сокращения, условные обозначения технических   устройств,   технологических   процессов,   марок   изделий, аппаратов, приборов, машин, а так же единиц измерения. Промышленная   реклама   включает   тексты   рекламных   проспектов, рекламных   листков   или   брошюр   с   описанием   и   изображением   изделия, указания   места   и   условий   его   приобретения,   рекламных   каталогов   на промышленное   оборудование,   стендовых   листков   и   т.д.   Задача   рекламы вообще,   включая   промышленную,   ­   привлечь   внимание   потребителя, вызвать интерес к рекламному изделию, побудить потребителя к решению приобрести рекламируемое изделие. В промышленной рекламе сочетается строгое   изложение   технического   содержания   (описание   конструкций машины   или   технологического   процесса)   с   собственно   рекламным изложением,   определяемым   коммерческим   назначением   рекламных изделий. Отсюда в языковом оформлении имеет место, с одной стороны, насыщенность терминами, употребление слов в их конкретных предметных 19 значениях, наличный характер высказываний, строгая логичность, точность, последовательность   изложения,   завершённость,   отсутствие   модально­ оценочных  слов,  широкое  использование  иллюстративных  и  графических свойств, строгое абзацное чтение при перечислении характеристик изделия. С   другой   стороны,   отмечается   доходчивость,   простота   изложения, использование   сравнений,   «рекламного   зачина»   или   лозунга,   «ударной   броское   запоминающееся   художественно­графическое концовки», оформление, короткий рекламный заголовок. Техническая инструкция содержит нормативы общего порядка, способы и   методы   осуществления   мероприятий   в   пределах   разных   ведомств   или описание   пользования   различными   приборами,   продуктами   и   т.д. Лексический   состав   инструкций   находится   в   прямой   зависимости   от области   применения   и   соответственно   предполагаемого   адресата.   В технической   инструкции   используется   специальная   и   терминологическая лексика. 20 Заключение Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий   сильное   и   разностороннее   влияние   на   литературный   язык. Совершающаяся на наших глазах научно­техническая революция вводит во всеобщее   употребление   огромное   количество   терминов.  Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер  — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если   раньше   толковые   словари   составлялись   на   основе   языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли   в   жизни   общества.   Достаточно   сказать,   что   из   600   000   слов авторитетнейшего   английского   словаря   Уэбстера   (Вебстера)   500   000 составляет лексика. Широкое   и   интенсивное   развитие   научно­технического   стиля   привело   к специальная     формированию в его рамках многочисленных жанров, таких, как: статья, монография,   учебник,   патентное   описание   (описание   изобретения), реферат,   аннотация,   документация,   каталог,   справочник,   спецификация, инструкция,   реклама   (имеющая   признаки   и   публицистического   стиля). Каждому жанру присущи свои индивидуально­стилевые черты, однако они не   нарушают   единство   научно­технического   стиля,   наследуя   его   общие признаки   и 21   особенности. Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают   потребность   в   формировании   специального   языка,   наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания. Список литературы 1. Балли Ш. Французская стилистика. ­ М., 1961 2. Баркетова Т.А. Русский язык и культура речи. Учебно­методическое пособие. Саратов, 2009. 3. Введенская   Л.А.,   Павлова   Л.Г.,   Кашаева   Е.Ю.   Русский   язык   и культура речи. Ростов н/Д, 2002. 4. Введенская   Л.А.,   Павлова   Л.Г.,   Кашаева   Е.Ю.   Русский   язык   и культура речи. Экзаменационные ответы для студентов вузов. Ростов н/Д, 2007. 5. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.  6. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева.М.,1998. 7. Рыжиков   Ю.   И.  Работа   над   диссертацией   по   техническим   наукам. Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной   работы;   Язык   и   стиль   диссертации   и   др..   ­   СПб.:   БХВ­ Петербург, 2005.  8. Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. ­ Минск: ООО "Харвест", 2005.  Ресурсы интернета:     org  1. http://ru.wikipedia. 2. http://www.stilistika.by.ru/08.shtm 3. http://www.langrus.ru/content/view/41/  /wiki/Научный_язык 22 4. http://www.hi­    edu   .ru/e­books/xbook083/01/index.html?part­003.htm 23

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля

Типы письменных и устных текстов научного стиля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2017