Тема. Тире между подлежащим и сказуемым
Цели.
Обобщить знания учащихся о постановке тире в простых предложениях, осложнённых обобщающим словом, в предложениях с прямой речью, между подлежащим и сказуемым (по изученному в 5-ом классе материалу);
Углубить знания учащихся о нормах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;
Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике, развивать способность к анализу, логическому обоснованию собственной точки зрения;
Формировать умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
Воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка;
Продолжать формирование умения работать в команде, использовать приёмы исследовательского метода.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок с использованием проблемно-поисковых и информационных технологий
Предварительная подготовка к уроку
1 группа: подобрать лексический материал для орфографической минутки по теме «Дефисное написание разных частей речи»;
2 группа: подобрать пословицы, афоризмы, стихотворные строки, содержащие пунктограмму «Тире между подлежащим и сказуемым».
Ход урока
Мобилизующий этап урока.
- Кто-то из великих сказал: «Удивление – путь к познанию». Давайте посмотрим на оформление доски и найдём повод удивиться!
(не записана тема, непонятная запись «- или - ?» )
- Тему мы назовём позже, а вот с зашифрованной записью разберёмся сейчас. Итак, ваши предположения относительно того, как можно прочесть записанное на доске.
( тире или дефис?)
- Попробуйте разграничить эти понятия.
( знак препинания и знак орфографического написания)
- Вряд ли оба понятия будут служить предметом нашего сегодняшнего разговора. Чему вы отдадите предпочтение? Почему?
Ученическое целеполагание.
- Итак, знак препинания, с которым предстоит работать, известен. Более конкретно тему можно сформулировать, выделив грамматическую основу фразы «Удивление – путь к познанию».
- Тема урока ясна. Чему должны будем научиться?
Актуализация знаний учащихся по теме. Беседа
- Продолжите начатую мной фразу:
Грамматическая основа – это…
Подлежащее и сказуемое связаны между собой …
Подлежащее может быть выражено…
Сказуемые могут быть трёх видов…
Инфинитив- способ выражения … сказуемого.
Составное именное сказуемое может состоять из одного слова, т.к. …
Изучение нового материала
1)Групповая исследовательская работа по подборке предложений с расставленными знаками препинания. Задача: записать предложения в тетрадь, обозначить основы, части речи, которыми выражены основы, составить схему постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Ум – одежда, которая никогда не износится. Учить – ум точить.
Детство – вот путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.
Гений Пушкина – это великая правда жизни, по которой человечество учится чувству правды, боли и красоты.
Жить - народу служить.
Учиться – наша задача.
Долг каждого – Родине служить.
2) Проговаривание результатов исследовательской работы.
3) Продолжение исследовательской работы. Показ презентации новой темы.
Учитель.
Закрепление изученного
Продолжить предложения таким образом, чтобы между подлежащим и сказуемым необходимо было поставить тире.
Людвиг Ван Бетховен – (маэстро симфонической музыки)
Владимир Иванович Даль – (исследователь и любитель русского языка)
Михаил Васильевич Ломоносов – ( первый русский преподаватель русской литературы)
Николай Михайлович Пржевальский – (учёный путешественник, коллекционер)
Пётр Ильич Чайковский – (автор цикла «Времена года»).
8. Подведение итогов урока (объявление оценок, замечаний).
- Почему ошибочно говорить: «Дефис между подлежащим и сказуемым»?
- На изучение данной темы авторы программы предлагают 2 часа. Есть ли в этом необходимость?
( Да. Теоретические сведения должны быть подкреплены практическими наработками материала)
9.Домашнее задание.
- Мы продолжаем работать с теорией (параграф № 15), учим схему «Тире между подлежащим и сказуемым», а также выполняем упражнение №153.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.