Тире между подлежащим и сказуемым

  • docx
  • 23.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тире между подлежащим и сказуемым 5 класс Урок 2.docx

Тема.  Тире между подлежащим и сказуемым

Цели.

Обобщить знания учащихся о постановке тире в простых предложениях, осложнённых обобщающим словом, в предложениях с прямой речью, между подлежащим и сказуемым (по изученному в 5-ом классе материалу);

Углубить знания учащихся о нормах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;

Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике, развивать способность к анализу, логическому обоснованию собственной точки зрения;

Формировать умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи;  способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

Воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка;

Продолжать формирование умения работать в команде, использовать приёмы исследовательского метода.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок с использованием проблемно-поисковых и информационных технологий

Предварительная подготовка к уроку

1 группа: подобрать лексический материал для орфографической минутки по теме «Дефисное написание разных частей речи»;

2 группа: подобрать пословицы, афоризмы, стихотворные строки, содержащие пунктограмму «Тире между подлежащим и сказуемым».

Ход урока

 Мобилизующий этап урока.

- Кто-то из великих сказал: «Удивление – путь к познанию». Давайте посмотрим на оформление доски и найдём повод удивиться!

(не записана тема, непонятная запись «- или - ?» )

- Тему мы назовём позже, а вот с зашифрованной записью разберёмся сейчас. Итак, ваши предположения относительно того, как можно прочесть записанное на доске.

( тире или дефис?)

- Попробуйте разграничить эти понятия.

( знак препинания и знак орфографического написания)

- Вряд ли оба понятия будут служить предметом нашего сегодняшнего разговора. Чему вы отдадите предпочтение? Почему?

Ученическое целеполагание.

- Итак, знак препинания, с которым предстоит работать, известен. Более конкретно тему можно сформулировать, выделив грамматическую основу фразы «Удивление – путь к познанию».

- Тема урока ясна. Чему должны будем научиться?

Актуализация знаний учащихся по теме. Беседа

- Продолжите начатую мной фразу:

Грамматическая основа – это…

Подлежащее и сказуемое связаны между собой …

Подлежащее может быть выражено…

Сказуемые могут быть трёх видов…

Инфинитив- способ выражения … сказуемого.

Составное именное сказуемое может состоять из одного слова, т.к. …

Изучение нового материала

1)Групповая исследовательская работа по  подборке предложений с расставленными знаками препинания. Задача: записать предложения в тетрадь, обозначить основы, части речи, которыми выражены основы, составить схему постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Ум – одежда, которая никогда не износится. Учить – ум точить.

Детство – вот путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

Гений Пушкина – это великая правда жизни, по которой человечество учится чувству правды, боли и красоты.

Жить - народу служить.

Учиться – наша задача.

Долг каждого – Родине служить.


2) Проговаривание результатов исследовательской работы.

3) Продолжение исследовательской работы. Показ презентации новой темы.

Учитель.
Закрепление изученного

Продолжить предложения таким образом, чтобы между подлежащим и сказуемым необходимо было поставить тире.

Людвиг Ван Бетховен – (маэстро симфонической музыки)

Владимир Иванович Даль – (исследователь и любитель русского языка)

Михаил Васильевич Ломоносов – ( первый русский преподаватель русской литературы)

Николай Михайлович Пржевальский – (учёный путешественник, коллекционер)

Пётр Ильич Чайковский – (автор цикла «Времена года»).

8. Подведение итогов урока (объявление оценок, замечаний).

- Почему ошибочно говорить: «Дефис между подлежащим и сказуемым»?

- На изучение данной темы авторы программы предлагают 2 часа. Есть ли в этом необходимость?

( Да. Теоретические сведения должны быть подкреплены практическими наработками материала)


9.Домашнее задание.

- Мы продолжаем работать с теорией (параграф № 15), учим схему «Тире между подлежащим и сказуемым», а также выполняем упражнение №153.