Тире в неполном предложении
Оценка 4.8

Тире в неполном предложении

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
21.09.2021
Тире в неполном предложении
Правило и упражнения
Тире в неполном.docx

Тире в неполном предложении.

Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1. В диалогической речи.

2. В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

3.Во второй части предложения (Весна красна цветами, а осень – плодами.)

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.      Тире ставится в так называемых эллиптических предложениях при желании автора подчеркнуть обстоятельство места (что, как правило, сопровождается наличием паузы), например: Вокруг  месяца  бледные круги (А.Н. Толстой); Над площадью  низко повисшая пыль, на площади  порожние бутылки казенки, бумажки дешевых конфет (Шолохов); И по всему небу  облака, как розовые перышки... (В. Панова); На бескозырках  пехотные каски (Е. Долматовский).

При отсутствии паузы тире может не ставиться, например:

Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей... (Пушкин); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); В углу старый кожаный диван. В другом углу, позади

письменного стола, несгораемый шкаф. На полу ковер (Симонов) (так обычно оформляются ремарки в пьесах).

2.      Тире ставится в эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два члена предложения - в дательном и винительном (реже именительном) падежах, без сказуемого, с четким интонационным делением на две части, например: Богу  богово, кесарю  кесарево. Каждой семье  отдельную квартиру.

3.      Тире ставится в неполном предложении, являющемся частью сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза, например: Они стояли друг против друга. Олег  растерянный и смущенный, Нина  с выражением вызова на лице (Фадеев); Карманы были двойные - внутренний  из полотна, внешний  из серого коленкора (А. Югов).

При отсутствии паузы тире не ставится, например: Алеша смотрел на них, а они на него (Достоевский); Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Чехов); Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леонов).

4.      Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска, например: В зале говорили свидетели  торопливо, обесцвеченными голосами, судьи  неохотно и безучастно (Горький); Деньги  исчезают, работа  остается (Горький); Игра кончилась, и наступило время для одних  радоваться выигрышу, для других  подсчитывать проигрыш.

 

Упражнения.

1. Перепишите, ставя, где нужно, тире. 
I. 1. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, с другой скривившаяся мельница. 2. Вся женская родня прочила его в военную службу, мужская в 
гражданскую (Гонч.). 3. Оба они скрывали свои встречи от домашних: Кирилл потому, что находил, что мать не требует отчета в его личных делах, Лиза потому, что боялась отца (Фед.). 4. Нина несла кашу, Витя пустую кастрюльку с ложкой (Фед.). 5. Они стояли друг против друга: Олег растерянный и смущенный, Нина с выражением вызова на лице (Фад). 
II. 1. Вокруг месяца бледные круги (А. Н. Т.). 2. Над площадью низко повисшая пыль, на площади порожние бутылки казенки, бумажки дешевых конфет (Шол.). 3. Теркин мой к огню поближе (Твард.). 4. За окошком, за колодцем пыль дорог и ширь степей (Исак.).
 

 

2. Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

 

3. Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?
1) — А как звать тебя?
    — Власом.
    — А кой тебе годик?
    — Шестой миновал.       (Н. Некрасов)
2) — А как звать тебя?
    — Меня звать Власом.
    — А какой год тебе пошёл?
    — Мне миновал шестой год.

 

4. Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.
1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои — все хуже (М. Горький). 2. Люди получше — любили его, похуже — боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые — берез лежали у ног женщины (М. Горький).

 

5. Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.
1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).

 

6. Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.
1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

 

7. Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

 

8. Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?

 

9. Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

 

10. Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.
 1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня — ноябрьская тьма (Булгаков).

 

11. Тест по теме «Неполные предложения».

1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения?
Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван.
а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, определенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?
На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне.
а) односоставное, неопределенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное


3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?
Надо бороться с мрачными мыслями.
а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, полное
в) односоставное, безличное, полное
г) двусоставное, неполное


4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?
Где же ты, моя родная?
а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, определенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное


5. Какое предложение является двусоставным неполным?
а) Уходи-ка отсюда!
б) Жизнь человеку дается один раз.
в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно.
г) В десять часов вечера праздничный салют.


6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным?
а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать.
б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров.
в) Какая чудесная ночь!
г) Щебнем завалило весь пустырь.


7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)?
а) Квартира у него большая, светлая.
б) И только слово, только слово в степи маячит под луной.
в) Писать бы тебе на литовском.
г) На полу у него во дворце — дорогие персидские ковры.


8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения?
а) Мой брат — лучший врач в городе.
б) За тем лесом — замечательное озеро.
в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу.
г) В одном городе жил его отец, в другом — обитала теща.

 

12. Расставить тире там, где это необходимо.

Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева  почти черная, с голубыми просветами, справа  седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной,  мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.


 

Тире в неполном предложении.

Тире в неполном предложении.

Шол.). 3. Теркин мой к огню поближе (Твард

Шол.). 3. Теркин мой к огню поближе (Твард

Л. Толстой.) 7. Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения

Л. Толстой.) 7. Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения

В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

В каком варианте дана правильная характеристика предложения?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2021