Тема преступления и наказания
Тема преступления и наказания
в сказке «Белая цапля» Н.Телешова.
Цели урока:
Обучающая - продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком;
Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке;
Воспитательная – вовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.
Методические приёмы:
Аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов сказки, индивидуальные задания, самостоятельная работа.
Словарная работа: нравственность
Оборудование:
Портрет писателя Н.Телешова, иллюстрации учащихся,
план-схема к сказке, эпиграф к уроку:
Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только
что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-
ешь его, потому что память о нём не угасает.
Жан-Жак Руссо.
До урока ученики получают индивидуальные задания: отвечают на опережающие вопросы, рисуют иллюстрации по мотивам сказки, составляют таблицу-характеристику короля и принцессы.
Урок начинается со словарной работы. Запись в тетрадях:
Нравственность – правила, определяющие поведение, душевные и духовные
качества, необходимые в обществе.
Это слово, ребята, сегодня нам очень понадобится, а урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь. И поможет нам в этом писатель Н.Д.Телешов. (Сообщение о Н.Телешове в приложении). Сегодня на уроке мы обратимся к сказке Н.Телешова «Белая цапля», попробуем рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?(На душе стало грустно…
Хотелось плакать, когда убивали птиц… )
-О чём эта сказка? (Нельзя убивать даже одну птицу… О добром отношении ко всему живому…)
- А какой же более глубокий смысл она имеет?(Это сказка о серьёзном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека.)
- Обратимся к началу сказки и прочитаем описание королевства. Что отмечает в нём автор?
(Зима была длинная, а лето короткое… Мало зелени и цветов.. Круглый год в холодных сумерках… Дикие скалы ненадолго были покрыты седыми мхами…)
- На что обращает наше внимание автор?
(«Люди… любили и ценили всякую жизнь…»)
- Почему автор особо подчёркивает эти слова?
(Принцесса Изольда впоследствии нарушила этот нравственный закон своей родины – любовь ко всему живому на земле.
Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н.Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Для чего он это делает? (Наверное,
автор хочет сказать, что и добрый человек может совершить жестокость, если не будет задумываться над последствиями своих поступков)
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе,- так сказал поэт Ю.Левитанский.
В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.
- Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда?
(Или лишиться красивого головного убора («…развёрнутые веером тончайшие белые веточки, нежные как пух и белые, как снег, а среди них сверкали и искрились чуть видимые алмазы…») или «убить одну птицу…» )
-Какой эпизод сказки изображён на рисунке? (На доске рисунок-иллюстрация ученика, изображающая принцессу Изольду перед принятием решения)
- Как автор описывает душевное состояние Изольды при принятии ею решения?
(«Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если бы она согласилась.» «Только одну… только одну убить…И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт- немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир! Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!»)
Желание иметь красивый свадебный убор пересиливает голос совести.
Итак, с молчаливого согласия Изольды совершено преступление – убийство «жестоким стариком» одной птицы – белой цапли.
-Какой эпизод сказки изображён на этом рисунке? (На доске рисунок-иллюстрация ученика, на которой изображены цапли у изголовья принцессы).
явившиеся к Изольде во сне, явственно рисуют ей картину убийства птиц. Ужас охватывает принцессу, когда она слышит слова жестокой правды.
-Найдите в тексте и выпишите, как жили птицы ДОубийства, что происходит ВО ВРЕМЯ убийства, что стало с ними ПОСЛЕ убийства.
Мудрые птицы понимают, что Изольда действовала по недомыслию, неведению, но только не по злому умыслу, поэтому они говорят с ней « с горечью, но без ненависти»: «Знала ли ты об этом, принцесса?» «Знаешь ли ты это, принцесса?» «Ты не думала об этом, принцесса?» Эти грустные птицы учат принцессу серьёзно относиться к жизни, нести ответственность за свои поступки. Любое, даже не умышленное преступление влечёт наказание.
- Какие же наказания несёт принцесса Изольда за своё преступление? Найдите их
в тексте и выпишите.
Итак, ребята, если соединить обе части плана-схемы небольшой перекладиной, то читаем «Преступление и наказание». (См. приложение).
Принцесса Изольда терзается тем, что сделано, просит у отца совета, как загладить ей свой проступок.
-Что отвечает король дочери? («Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро».
-Какое решение принимает Изольда? («В народе много было горя. И этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия»)
-Какие уроки для себя выносит она из случившегося?(«Всё на свете должно быть добром»).
Жизненный принцип короля «Нужно делать добро».Скажите, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни? (Рассуждения учеников)
Л.Н.Толстой говорил: «Царство Божие внутри Вас». Так о чём же сказка Н.Телешова «Белая цапля»? (Размышления учеников)
На доске записан эпиграф к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором? (Рассуждения учеников)
Обобщающее слово учителя:
Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым.
Это сказка об ответственности человека за всё, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности – от этого зависит судьба человека.
Домашнее задание:
Вспомните рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром», который вы читали в прошлом году. Письменно ответьте на вопрос «Какая общая тема звучит в этом рассказе и в сказке Н.Телешова «Белая цапля»?
Спешите творить добро!
К.Паустовский «Старик в станционном буфете»
Цели:
· углубить представление учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи:
· раскрыть значение понятий «добрый», «отзывчивый»;
· развитие стремления проявлять доброту и отзывчивость;
· воспитание в учащихся доброты, отзывчивости.
Эпиграф
Добро
Не злато и серебро,
А в жизни всего превыше
Ценилось в людях добро.
Добро
И очаг под крышей
…
Творящие радость люди…
Роняя волос серебро
И мчась в неоглядные дали,
Спешите творить обро.
Пока вы еще
Не устали.
Евг. Антошкин
Слово учителя
Много лет назад под самый Новый год, 29 декабря 2001 года, я , как и многие семьи, занималась закупкой продуктов к самому семейному, самому волшебному празднику. Впереди стояла пожилая женщина, которая уже расплачивалась за покупку, деньги у нее аккуратно были завернуты, но в последний момент оказалось, что не хватает совсем чуть-чуть, женщине даже сделалось как-то нехорошо, неудобно. Она быстро ушла, извинившись. И только дома я поняла, что я могла помочь ей, одолжить деньги. На душе стало нехорошо. Вспомнилась девочка из рождественской сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», все готовились к празднику, а она сидела и замерзала от голода и холода. Никто не замечал ее.
Все эти годы я не нахожу себе места, чувствуя свою вину перед женщиной. Не помогла! А могла! И вот буквально 2 недели назад, опять же под новый год, я стояла в очереди и расплачиваясь, я вдруг услышала, что кассир просит оставить какой-то из товаров: либо молоко, либо кефир. Я перевела взгляд с кассира на покупателя. Нет, это не пожилая женщина, а девочка лет 12. Я сразу поняла, свыше мне дается возможность исправить давнюю ошибку. Всего 3 рубля, а какое счастье испытала я, увидев глаза девчушки. На душе стало так хорошо и спокойно.
Я не случайно рассказала ее вам. Очень печальная история. Надо спешиь делать добро, чтобы не было поздно.
Чтение рассказа К.Паустовского «Старик в станционном буфете».
· В чем смысл рассказа?
Эта история говорит нам о том, какими жестокими иногда бывают люди. Вместо того, чтобы помочь обездоленному мужчине, они принялись его оскорблять. В то же время, старик, будучи бедным и несчастным, не растерял своих моральных ценностей. Женщина пожалела мужчину и дала ему бесплатно еще один бутерброд, подчеркнув, что не обеднеет, если угостит собачку.
Работа с текстом.
· Что мы узнали о жизни старика?
· Хотели ли молодые люди обидеть старика?
· Почему старик не пинял бутерброд от молодых людей, но принял от буфетчицы?
· О чем вас заставил задуматься этот рассказ?
· Какие мысли возникли после прочтения?
Поиски ответа на проблемный вопрос урока
· Почему так назван урок?
Рефлексия
Продолжите фразу
· Такое небольшое произведение, но оно помогло мне…
· Доброта – это…
· Отзывчивость – это…
Домашнее задание
Чтение произведения И.С.Тургенева «Муму»» и ответить на вопрос: «Как сложилась бы судьба Герасима, если бы ярдом оказались добрые люди?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.