ТКУ "Люди труда" - урок изучения нового материала. Планируемые результаты -Предметные:
- Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.
- Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Личностные:
- Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его
Метапредметные:
- Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.
- Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
ТКУ Люди труда.docx
Ф.И.О. Мирсаяпова Райля Каримовна
Школа: учитель истории филиала МБОУ СОШ № 1 г.Туймазы «ООШ с.Япрыково»
Предмет: ОДНК НР
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала
Тема
Цели:
задачи:
Планируемый результат
Технологическая карта разработки урока
Красота человека в труде. Люди труда
развитие целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве
актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о фольклоре народов России;
создавать условия для развития представлений школьника о трудолюбии как нравственном качестве человека;
воспитывать
Предметные:
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.
Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Личностные:
Метапредметные:
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в
фольклоре.
обществознание, литература, ИКБ, история, искусство,
презентация, Книга «Башкирские сказки и легенды», Уфа. Китап, 1996, стр. 161162 Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах
Деятельность
Приветствие.
Задания для учащихся, выполнение
которых приведёт к достижению
Деятельность
Подготовка
рабочего места к
уроку.
Обсуждение
пословиц
(1
Технология
проведения
I. Мотивация к
учебной
деятельности
мин)
II.
Формулирование
темы
урока,
постановка цели
(3 мин)
Работа с пословицами. Слайд №2
? О чем эти пословицы?
Пословицы на слайде
Без дела жить только небо коптить.
Без работы день годом кажется.
Всякое уменье трудом даётся.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
По делам и награда.
Работай больше, тебя помнить будут
дольше.
Самым дорогим кажется то, во что
твой труд вложен.
У кого работа у того и хлеб.
Какие труды, такие и плоды.
Перечисляют
пословицы:
(Любишь кататься,
люби и саночки
возит. Терпение и
труд все перетрут.
А какие еще пословицы и поговорки о труде вы
знаете? Без труда и рыбку
не выловишь из
пруда. и т.д.)
Ответы учащихся –
труд и трудолюбие
человека.
( ОДНК НР).
( Ответственный,
трудолюбивый,
профессионал,
мастер, работяга)
Красота
Красота человека
в труде. Люди
Труда
Запись в тетрадях
темы урока
Что
славит
К славе ведёт один путь: труд.
? Какая тема объединяет эти пословицы?
О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о
труде и трудолюбии)
Какой предмет мы изучаем?
Назовите нравственные качества, характерные для
словосочетания " Человек труда"
Землю солнце красит, а человека труд.
В труде красота человека.
А что получится если "человек и труд"в одну
ногу идут?
У нас самый счастливый и красивый
человек трудолюбивый.
Назовите тему урока?
Слайд № 3
Обсуждение картин человека,
его известным?
делает
1. Плакат Мое счастье зависит от ваших успехов.
2. Яковенко Е.Н. Герои Социалистического Труда
На какой проблемный вопрос мы должны
ответить?
Изучение
III.
нового
(22 мин)
Цели:
Слушают песню.
Прослушивание песни «Антошка»
Ответы учащихся
? Ребята, как вы думаете, почему Антошка
не хочет копать картошку?
Запись в тетради
понятия
Трудолюбие – это
ценное качество
человека, присущее
тому, кто любит
трудиться.
ответы учащихся
Как называют человека, который не хочет
и не любит трудиться?
Какого человека можно назвать
трудолюбивым?
Работа с понятием трудолюбие. Слайд № 4
? Продолжите фразу «Человек трудится для
того чтобы.... Трудолюбие – одно из важнейших нравственных
качеств человека. Человек работает не только для
того, чтобы улучшить условия жизни для себя и
своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему,
принести пользу обществу.
Труд возвышает человека, воспитывает в нём
такие качества, как самостоятельность,
ответственность за порученное дело, готовность
прийти на помощь товарищам.
Богатство,
И наоборот,
Честно делать дело – основа человеческой
порядочности.
нажитое нечестно,
приводит человека к духовному и нравственному
падению.
всякий честный,
добросовестный труженик заслуживает уважения и
признания его заслуг перед обществом. Человек, не
умеющий трудиться, вызывает жалость и осуждение,
поскольку он всегда нуждается в услугах других.
Трудолюбивый же человек прекрасен, потому что
умножает красоту жизни, творит её, сохраняет и
оберегает.
Трудолюбие – это достоинство человека. Все
великие люди были необычайно старательны и
трудолюбивы. Например,
великий русский полководец
Александр Васильевич Суворов от рождения был
хилым, болезненным мальчиком. И только упорный
ежедневный труд помог ему стать непобедимым.
Трудолюбие – это не только уважительное
отношение к своему труду, но и уважительное
отношению к труду и плодам трудов других людей.
Трудолюбие – это залог жизненного успеха.
Трудолюбие проявляется в разной
обстановке и в разное время. Всем известно высокое
проявление трудолюбия в годы войны. Это мы
называем трудовым подвигом.
В суровые дни Башкортостан стал надёжным
бастионом, где днём и ночью ковалось оружие. В
19411942 годах в республику вывезено
оборудование
120 промышленных
более
предприятий с Украины,
из Белоруссии,
Азербайджана, Ленинграда, Москвы, из областей
Российской Федерации. В эти же годы в
Башкортостане развернулась мощная сеть
госпиталей, вернувшая в строй немало бойцов и командиров.
Предприятия и организации, трудящиеся
оказывали всевозможную помощь раненым воинам,
находящимися на выздоровлении. У нас, в
тысячи
Башкортостане,
эвакуированных из других республик и областей
приют
нашли
нашей огромной страны. Они навсегда запомнили
теплоту сердец жителей республики.
Подвиг трудовой бывает и в мирное время.
Таких людей называю героями труда. Героизм в
труде может проявиться в достижении высоких
достижений в различных областях. Например, за
получение высокого урожая, за большие достижения
в области строительства, испытание сложной
техники и других. В мире и в жизни много
различных профессий.
Самыми почётными
считаются профессии хлебороба,
строителя,
инженера, учителя и врача и других мирных
профессий. Среди них много героев.
Использованы материалы из сайта центральной
Просмотр
презентации
о
Героях
Социалистического
труда Туймазинского
района.
Просмотр
презентации
«Знаменитые люди
села Япрыково»
Работа с
карточками:
Чтение сказки.
Обсуждение
вопросов.
библиотеки города Туймазы
Слайды 59
Просмотр
материалы музея школы с.Япрыково
презентации,
использованы
Слайды 1015
Обсуждение сказки казахского писателя
Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и
ласточка».
Подумайте, чему учит отец сына в этой
сказке?
Какой вывод каждый из вас сделал для
себя?
Какие слова в этой сказке вы считаете
Отец и самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не
трудилась бы, и ты живешь не для того,
чтобы бездельничать»).
его десятилетний сын шли по
полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он
делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты
видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в
клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие
существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее
мух и комаров и употребляет их в пищу.
Муравей бегает и ищет пищу для своих детей.
Найдя крошку, он не съест её, а с радостью
бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не
трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы
бездельничать.
Физкультминутка
? Какие башкирские сказки вы знаете о труде?
«Человек и его дело», «Ленивый сын»
Книга «Башкирские сказки и легенды», Уфа. Китап,
1996, стр. 161162
В сказках,
песнях и других
фольклорных произведениях разных народов
трудолюбие представляется как одно из главных
нравственных качеств человека. В народном
сознании сложился образ труженика, который
честно выполняет свою работу
пословицах,
Групповая работа
составить рассказ 1
группа – Ленивый
ученик
2
группа
трудолюбивый
ученик
–
Ребята, скажите, является ли учеба трудом? Какие
качества должны быть у ученика, чтобы его труд
был успешным?
Физкультминутка ( Руками имитируют
работу , движения по тексту)
Я трудиться люблю
И бревно распилю,
И дрова наколю
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто пометаю с
Работа
индивидуальными
карточками
Придумать историю об ученике.Класс
делится на две группы. Каждая группа получает
карточку с названием истории:
а) «Ленивый ученик»;
б) «Трудолюбивый
ученик».
? Никто себя не узнал?
Представьте себе вы директор школы, какого
бы ученика вы бы взяли себе в помощники?
Решение ситуационных задач
Просмотр
мультфильма
«Дудочка
кувшинчик»
и
И цветочки поливаю.
1 группа читает рассказ, вторая группа
должна угадать о ком идет речь, потом
меняются ролями
У Пети не получалась задача. Он отложил
тетрадь в сторону и стал ждать прихода папы
с работы. А как бы вы поступили?
Марина не стала учить историю,
потому что ее спрашивали на предыдущем
уроке. А как бы вы поступили? Почему?
Олег считает, что отличником
нужно быть потому, что за успехи в учебе
родители делают подарки. А как вы считаете?
Маша просит Павла помочь ей
разобраться с примером. Павел отвечает: «В
учебе каждый за себя. Сама соображай». А вы
бы как ответили Маше? Почему По рассказу писателя В.Катаева снят мультфильм
«Дудочка и кувшинчик».
После просмотра вы должны сказать какой
главный вывод сделала девочка для себя?
Закрепление
IV.
нового (5 мин)
парная работа с
пословицами
Каждая пара получает карточки с пословицами,
а) дело, гуляй, смело, сделал; («Сделал
в которых слова написаны вразброс.
дело, гуляй смело»).
Дети составляют из слов пословицу, читают и
объясняют ее смысл.
А теперь откроем в нашей «Книге Мудрости»
страничку о труде, куда перепишем эти пословицы,
собранные детьми.
1 Мая в нашей стране отмечается как праздник
Весны! Мира! и Труда!
б) птицу, человека, а, в, полете, узнают,
работе; («Птицу узнают в полёте, а человека в
работе»).
в) кто, сидится, без, любит, тому, дела,
не, трудиться; («Кто любит трудиться, тому
без дела не сидится»).
г) труда, а, здоровеет, болеет, от, человек,
здоровеет, лени, от.(«От лени человек болеет,
а от труда здоровеет»).
Вывод урока:
Сегодня на уроке вы убедились в том, как
прекрасен трудолюбивый человек. Благодаря таким
людям появляются новые изобретения, делаются
открытия, строятся дома, выходят в свет
интересные книги, увлекательные фильмы и многое многое другое.
Благодаря упорному труду граждан РФ ждет
будущее процветание нашей страны.
V.
Контролирующее
задание (3 мин)
Выполнение теста
«Трудолюбивый ли
ты человек?»
Тест «Трудолюбивый ли ты человек?»
Слайд 16
Результаты данного теста не будут оглашаться,
а лишь помогут вам понять, насколько вы
трудолюбивы. А рекомендации укажут на то, что
нужно изменить в себе. Только просьба отвечать
честно! Выберите один из вариантов ответа (А, Б
или В) и обведите его.
Оценка результатов теста. Ответьте в таблице
твои варианты ответов на вопросы. Сложи вместе
очки, набранные тобой. Сумма очков покажет
результат. Слайд 17
?
1
2
3
А
2
4
2
Б
4
6
4
В
6
2
6
1. Закончились каникулы, пора идти в
школу. Легко ли ты обычно переключаешься с
отдыха на учебу?
А. Ужасно! Пока я привыкну, пройдет
недели две.
Б. Нормально. А куда деваться?
В. Я всегда легко включаюсь в работу.
2. Твои родители каждую неделю
устраивают в квартире генеральную уборку.
Помогаешь ли ты им?
А. Да! Я убираю свою комнату.
Б. Конечно!
В. Нет! В эти часы я стараюсь быстренько
уйти.
3. Непогода. Ты смотришь мультфильм.
Вдруг звонит друг, живущий в соседнем доме
и просит тебя срочно к нему прийти. Как ты 4
5
4
4
2
2
6
6
Итак, если у тебя в сумме оказалось
– от 0 до 15 очков – к сожалению, ты – лентяй.
Скорее всего, это слово в свой адрес ты слышишь
несколько раз в день от родителей, друзей и
знакомых. Тебя невозможно заставить сделать
уборку, помыть посуду, сходить за продуктами. Ты
выполняешь работу только по необходимости. Лень
и праздность – твои характерные черты. Задумайся
над этим!
– от 16 до 23 очков – тебя нельзя назвать
слишком трудолюбивым человеком,
но и
отлынивать без особой причины от работы ты не
станешь,
заняться
посторонними делами. Многое в твоем характере
зависит от настроения. Что ж, надо уметь и
работать, и отдыхать. Просто помни о чувстве
долга!
хотя любишь иногда
– от 24 до 30 очков – по своей натуре ты
деятель, и поэтому готов долго заниматься
напряженной работой, чтобы достичь определенной
цели. Ты не любишь останавливаться на полпути.
поступишь?
А. Извиняюсь и скажу, что я болею. Не
хочется выходить из дома в такую погоду.
Б. Не знаю.
В. Конечно, пойду. Ведь это мой друг!
4. Друг предложил тебе заняться
спортом, бегать по утрам в парке недалеко от
дома. Согласишься ли ты?
А. Стоит попробовать.
Б. Ой, это не для меня! По утрам я люблю
поваляться в постели.
В. С удовольствием.
5. Есть хорошая пословица: «Работа не
волк, в лес не убежит». Как ты считаешь,
подходит ли она тебе?
А. Это моя любимая пословица!
Б. Смотря в каком случае. Любая работа тебе только в радость, а вот безделье
угнетает и раздражает тебя. Однако советую тебе
помнить об отдыхе.
В. Нет! Я считаю, что безделье – причина
всех бед.
Домашнее
VI.
задание (1)
Учитель раздает карточки с домашним заданием,
объясняет алгоритм работы.
VII. Оценивание
Ребята
сами Учитель проводит рефлексию Слайд 18
Ответить на вопросы:
1. Какие наиболее известные профессии
встречаются в вашей семье? Есть ли у вас
трудовая династия?
2. Кто из жителей нашего района, семьи
имеют высокие трудовые достижения и
являются для вас примером?
3. Составьте сообщения:
о людях
с.Япрыково, награжденных
орденами за ратный труд:
1. Зиннатуллин Карим Хабирович – орден
Трудового Красного Знамени
2. Мухтарова Зайтуна – орден Знак Почета
3. Латыпов Фоат Габдразакович орден
Трудового Красного Знамени.
о своих бабушках и дедушках. рефлексия
и
учебной
деятельности на
уроке (3 мин)
оценивают свою
работу на уроке.
.
Продолжи предложение.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
оцениваю свою работу на уроке .....
Вы большие молодцы. Благодарю за
сотрудничество. Ставлю вам следующие
оценки.
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
ТКУ "Люди труда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.