Конспект урока "Наша Родина - Россия"
Оценка 4.8

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
04.07.2017
Конспект урока "Наша Родина - Россия"
Цели урока: • Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства • Формировать представления о многонациональном характере нашего государства как результате объективного исторического развития. На конкретных фактах выяснить, как складывается многонациональная культура. • Продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов. • Воспитывать уважительное, толерантное отношение к людям иной нации, религии, взглядам. Универсальные учебные действия: 1. Личностные УУД • Представление о территории и границах России. • Образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников. 2. Познавательные УУД • Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России 3. Коммуникативные УУД • Объяснять смысл понятия «субъект РФ». • Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. • Характеризовать особенности России как многонационального государства. • Объяснять значение русского языка как государственного. • Приводить примеры проявлений патриотизма.  Понятия, термины к уроку: Россия, Российская Федерация; субъекты Федерации; многонациональный народ; единый народ; национальность, нация; толерантность; многонациональная культура  Ресурсы: - учебник обществознания 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова -Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класс под редакцией Л.Ф. Ивановой, Я.В. Хотеенкова - тексты стихотворений - распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество» - распечатка текста на парту: «Юные патриоты» - политическая карта России - игровые элементы для игры «Собери пословицы»
п. 10 Наша родина Россия.docx
Тема урока в 5 классе по обществознанию: «Наша Родина – Россия». Цели урока: граждан, для государства результате объективного исторического развития. На конкретных фактах выяснить, как складывается  многонациональная культура. Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её  Формировать представления о  многонациональном  характере нашего государства как  Продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов. Воспитывать уважительное, толерантное отношение  к людям иной нации, религии, взглядам. Универсальные учебные действия: 1. Личностные УУД • • • • • • • Представление о территории и границах России. Образ социально­политического устройства — представление о государственной организации  России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников. Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,  культуры, знание о народах и этнических группах России 2. Познавательные УУД 3. Коммуникативные УУД • • • • •  Понятия, термины к уроку: Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма. Россия,   Российская   Федерация;   субъекты   Федерации;   многонациональный   народ;   единый   народ; национальность, нация; толерантность; многонациональная культура  Ресурсы: ­ учебник обществознания 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова ­Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класс под редакцией Л.Ф. Ивановой, Я.В. Хотеенкова ­ тексты стихотворений ­ распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество» ­ распечатка текста на парту: «Юные патриоты» ­ политическая карта России ­ игровые элементы для игры «Собери пословицы»  План изучения нового материала(слайд №5) Наша Родина – Россия, Российская Федерация..  Русский язык – государственный.Субъекты Федерации. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. 1. 2. 3. Тип урока: комбинированный.                                                                                Ход урока: 1.Взаимное приветствие учителя и учащихся;   проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. 2.Мотивация к уроку: (слайд №6) Работа со стихотворением:послушайте  стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна» и попробуйте  определить, о чём сегодня мы будем говорить на уроке. На широком просторе Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной.   С каждым годом всё краше Дорогие края... Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья! Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине) Значит тема нашего сегодняшнего урока?   Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.   (Наша Родина ­ Россия).  Ученики записывают тему урока:Наша Родина – Россия. Вопросы классу: ­Что такое Родина? ­ А что для вас значит Родина? Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает  многонациональное население ­ семья народов.  Актуализация знаний уч­ся о Родине: (слайд №  7) Вспомни!  Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас? Какие войны нашей страны  назывались Отечественными? Какие стихи о Родине ты помнишь наизусть? Какие пословицы о  Родине знаешь? Подумай!  Что значит любить Родину? За что её нужно любить? Как понимаешь пословицу: «Плоха птица,  которой родное гнездо не мило»?  Постановка целей урока. Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной? После урока вы сможете ­ объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»; ­ показать на карте территорию России; ­ продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы; ­ сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма 1.   Наша Родина – Россия, Российская Федерация.  Исследование информации.Российская Федерация.  Работа с текстом. (приложение 1) Учитель организовывает работу с текстом.­ рассказ К. Д. Ушинского  «Наше Отечество»: Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили  испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней  говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим  хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от  всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у  человека родная мать – одна у него и родина.  Вопросы классу (слайд №8) ­ Что такое «Родина»? ­ Почему человек тоскует по Родине? ­ Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и  многообразие родного края, дом, поле, лес, ….) –  Слово  родина  произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого­либо старинного древнего рода. Итак, как вы поняли что же такое Родина?  ( ответы обучающихсяРОДИНА – это наш общий ДОМ!)  Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.  РОДИНА –1.Отечество, родная страна. 2.Место рождения, происхождения кого ­ чего­нибудь. Родители– отец и мать, у которых рождаются дети. Родич– родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её. А теперь назовите  слова­ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…) Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека. Народ– нация, народность, жители страны.  У всех этих слов какой общий корень? (РОД) Учитель: Россия – официальное название – Российская Федерация(слайд №9) ­ Столица ­ Москва ­ Россия – самое крупное государство на земном шаре. ­ Население 148 мл.человек. ­ Россия – страна многонациональная, а значит, многоязыковая. Учёные – лингвисты насчитывают в России 150 языков. ­ Глава государства – Президент Российской Федерации ­ У каждой страны есть свои особые знаки отличия, которые означают суверенитет  (независимость) государства и подчёркивают значимые страницы нашей родины, государства. Это герб, флаг и гимн. Подробнее с символами  нашей страны мы познакомимся на следующем уроке. Ребята. вы знаете ,что история нашей страны имеет немало печальных страничек. Россия всегда  была лакомым куском для недобрый соседей.русский народ не раз поднимался на защиту своей страны.  В памяти народной остались имена героев . не пожалевших своих жизней в борьбе с врагами Родины.  Как мы называем таких людей? ( Защитники Родины, Отечества)      2.Русский язык – государственный  А теперь назовите мне синонимы к слову «Россия» (страна, Родина, государство)  А что такое государство? Сейчас я вам предлагаю нарисовать государство. Ваши ассоциации с  этим словом (народ, границы, герб, закон, армия, флаг, кремль и т.д.). Рассмотрим их. Из этого  следует выделить признаки государства. Запишем их:  Наличие публичной власти  Взимание налогов  Разделение на отельные территории  Наличие границ  Независимость от других государств  Наличие законов Для того, чтобы изучить устройство нашего государства давайте посмотрим на карту. Откройте в  учебнике страницу 94. Перед вами карта. Обратите внимание на её название. (по просьбе учителя один  из учеников зачитывает вслух название карты: Российская Федерация). Наше государство называется Россия или Российская Федерация.  Словофедерацияозначает «союз, объединение». Следовательно, Россия представляет собой союз,  она что­то объединяет. Давайте обратимся к главному закону нашей страны – Конституции  РФ. Статья 5 пункт 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,  автономной области, автономных округов ­ равноправных субъектов Российской Федерации» Итак, что же такое субъект Федерации? Давайте запишем понятие. (слай №10, 11) 3.Субъект Федерации – части федеративного государства (республики, области, края, города) Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права. Давайте с вами запишем права субъектов РФ: Право иметь свою территорию. Работа с картой. Задание: ­Покажите наиболее крупные города. ­В каком субъекте РФ живём мы? ­ Столица России? Запишите определение слова «федерация»: государство, составными частями которого являются  относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, а в России­ области, края,  республики) Вопрос к ученикам: Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? (ответы детей) Право иметь свой герб и флаг.  Право обучать детей на родном языке.  Давайте разберемся: является ли русский язык роднымдля всех людей, которые живут в  Российской Федерации? ­ Нет, т.к. Россия – это многонациональное государство; народы, проживающие в России, говорят более чем на 100 языках. (слайд №12) Обратимся к статье 68 пунктам 1,3 Конституции РФ. 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка,  создание условий для его изучения и развития 1. 2. 3. Русский язык является государственным языком: (с.93)(СЛАЙД №13) 1. 2. 3.  Давайте познакомимся с пословицами о русском языке: Составляются документы; На русском языке Россия ведет переговоры между субъектами; Русский язык изучают во всех школах. (слайд №14) 1.От доброго слова язык не усохнет. 2.Каков разум, таковы и речи. 3.Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. 4.Что написано пером, того не вырубишь топором. Учитель: Какой мы можем с вами сделать вывод? (ответы детей). А теперь ответим на вопрос № 4 на стр.98 из рубрики « Проверим себя»     3.Что значит быть патриотом.  Ребята а кто такие патриоты?  Давайте проверим (просмотр слайда №15, 16) Чтение и анализ текста : «Юные патриоты» Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали  в войнах. В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было  17,другому 10 лет). Старший, Александр Николаевич (1795 – 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св.  Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года – золотой шпагой. Принимал участие в  Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к  следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в  Новороссии. Младший, Николай Николаевич (1801 – 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте,  участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре  раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики,  затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом  Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был  близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся  двоюродным братом Дениса Давыдова. Проблемные вопросы: В чём проявилась у героев любовь к Родине? А каких героев знаете вы?        Работа с текстом учебника( комментированное чтение) –с.92­94 Запись в тетради: определение слова «патриот»        Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт» (слайд №17)­с.97 Вопросы: ­К чему призывает этот плакат? ­Почему такой призыв звучит от имени Родины? ­ Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?  Интерактивное упражнение.Практикум Давайте с вами немного поиграем. Когда я шла к вам на урок, все слова в пословице  перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас  получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило.Как вы понимаете эту  пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте на вопрос: что такое Родина? Что вы  можете назвать своей Родиной? Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.  Игра «Собери пословицы» 9 (Слайд№18) 1. 2.  Обобщение изученного на уроке: (слайд №19, 20, 21)­ проверь себя, поспорим. Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением. Объясните, как вы понимаете. Должен ли человек любить Родину? Почему? Родина у человека одна, как и родная мать.  Часто эти два слова звучат рядом – Родина­мать.  Скажите, а как дети должны относиться к своей матери? (любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей  Родине. А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот).. Молодцы, вы работали хорошо!  Давайте подведём итог урока.  Закрепление учебного материала Что мы сегодня узнали о России? (Ответы учащихся) Россия       Является федерацией Состоит из субъектов Субъекты обладают равными правами Русский язык является государственным Является многонациональным государством Является нашей Родиной Итак, мы возвращаемся с вами к нашему основному вопросу:  Почему Россия является вашей Родиной?(Ответы учеников)  Рефлексия(слайд №29) На листочках напишите, что вы больше всего запомнили на уроке, что понравилось, а что нет, т. е.  изложите свои впечатления. Оценивание. Учитель имеет возможность оценить индивидуальные ответы учеников 1Степень аргументированности 2Логичность 3Грамотное использование понятий, терминов 6. Домашнее задание: п.11,вопросы № 1­4, с.98 задание №5 –для сильных уч­ся:написать на отдельном листе письмо другу о своей Родине. Учитель: Всем спасибо. Приложение 1 рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»: Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили  испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней  говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим  хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от  всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у  человека родная мать – одна у него и родина. Вопросы классу: ­ Что такое «Родина»? ­ Почему человек тоскует по Родине? ­ Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и  многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"

Конспект урока "Наша Родина - Россия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.